- Преподавателю
- Физика
- Разработка урока физики Атмосферное давление
Разработка урока физики Атмосферное давление
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ряшко С.В. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Атмосферное давление.
Цель урока: * сформировать понятие атмосферного давления;
-
Объяснить причины его существования на основе молекулярно - кинетической теории;
-
Развивать умения делать обобщения;
-
Развивать интерес к проведению физического эксперимента;
-
Показать практическое значение полученных знаний;
-
Развивать умения использовать физическую терминологию и развивать устную речь;
-
Развивать жизненные компетентности учащихся.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок с применением компьютерных презентаций.
Демонстрации: 1. Трубка, поршень, сосуд с водой;
2. Бутылка, нагретая горячей водой, яйцо отварное, очищенное;
3. Фонтан: колба, шланг, насос Комовского,
тарелка с водой;
4. Магдебургские тарелки;
5. Барометр - анероид.
6. Компьютерная презентация по теме. Эксперименты, выполняемые учащимися:
-
Стакан, резинка, тонкая ткань;
-
Шприц, стакан с водой;
-
Присоска.
Учиться надо весело…
Чтобы переваривать знания,
Надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс
Ход урока
-
Организационная часть. « Хорошее начало - половина дела»
( Слайд №1).
Настрой на успех . « Мы - часть цветущего луга» ( Слайд №2) .
Постановка цели и задач урока.
-
Основная часть урока.
-
Упражнение « Кто больше? » Повторение основных понятий, величин, формул. Написать за одну минуту как можно больше слов - терминов на тему предыдущего урока. Ребята зачитывают написанные ими термины, комментируют их, выбирают ключевое слово: Давление.
-
Интерактивное упражнение « Пинг - понг».
-
Учитель вызывает ученика к доске, он бросает мячик любому однокласснику и задает ему вопрос по теме. Звучит ответ, учитель слушает и комментирует его, оценивает. Мячик возвращается обратно к ведущему ученику. Упражнение продолжается.
Перечень вопросов:
-
Что такое механическое давление?
-
В каких единицах измеряется давление? ( Паскаль)
-
Как можно изменять давление?( Изменить силу или площадь поверхности)
-
От каких величин зависит давление? ( от силы и площади)
-
Какое свойство является общим для жидкостей и газов? ( наличие давления)
-
Каким образом газы передают давление ( во все стороны одинаково)
-
От чего зависит давление газов? ( От плотности и от температуры)
-
Сформулировать закон Паскаля ( Давление, действующее на жидкость или газ, передается ими во всех направлениях одинаково)
-
Назовите причину возникновения давления жидкости (Наличие силы тяжести).
-
Тест - опрос
-
Учащиеся выполняют тест - опрос, текст подается на экране ( Слайды №3, 4, 5, 6). Затем ребята обмениваются тетрадями и проверяют тест друг у друга. Баллы выставляют на полях тетрадей.
-
-
Восприятие и осмысление учащимися нового учебного материала.
-
Объяснение нового материала учитель начинает с постановки проблемного вопроса в виде эксперимента.
Опыт №1. Трубка, поршень, сосуд с водой. Опускаем трубку в сосуд и поднимаем поршень вверх, вода поднимается вслед за поршнем.
Объяснить происходящее. Учащиеся объясняют опыт с точки зрения наличия атмосферного давления.
После объяснения опыта учитель переходит к оглашению темы урока. На доске под цитатой записана тема урока.
Рассказ по теме осуществляется по плану:
-
Атмосфера Земли. Слайд№7.
-
Атмосферное давление. Слайд №8.
Опыт №2. Убедиться в существовании атмосферного давления можно с помощью опыта.
Возьмем бутылку, нагреем ее горячей водой, выльем воду. Сверху на бутылку положим яйцо. Посмотрим , что будет происходить. Атмосферное давление затолкнет яйцо в бутылку.
Затем учитель предлагает учащимся проделать самостоятельно эксперимент.
Эксперимент №1. Стакан, резинка, ткань.
В стакане находится вода, стакан накрыт тканью и затянут туго резинкой, быстро переворачиваем стакан, вода не выливается из стакана, ее удерживает атмосферное давление. ( Для зрелищности можно вызвать одного или двоих учащихся к доске для демонстрации этого опыта.)
Опыт № 3. Демонстрация фонтана.
-
Вес воздуха. Слайд№9.
-
Опыт Торричелли. Слайд№10.
-
Прибор для измерения атмосферного давления. Слайд №11.
-
Изменение атмосферного давления с высотой. Слайд №12, 13.
Р=760 мм.рт.ст. -нормальное атмосферное давление.
С ростом высоты на 12 метров давление уменьшается на 1 мм.рт. ст.
760 мм.рт.ст.= 101292Па
-
Барометр - анероид.
-
Обобщение по теме. Свойства атмосферы.
-
-
Релаксация.
-
Звучит музыка, на ее фоне слышны чириканье птиц, лесные звуки. На экране лесная релаксация в дымке.
В течении одной минуты учащиеся смотрят на спокойный лес и отдыхают.
-
-
Осмысление полученных знаний. Закрепление.
-
***Исследования.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно выполнить исследования.
Эксперимент №2. Изучить и объяснить на чем основано действие медицинского шприца?
Эксперимент №3. Изучить и объяснить на чем основано действие присоски ?
*** Решение качественных задач
-
Почему опасно сдавать в багаж плотно закрытые банки?
-
Равно ли давление воздуха внутри туго надутого резинового мяча давлению наружного воздуха?
-
Почему при движении поршня вверх за ним движется вода?
-
Зависит ли высота подъема воды от площади поршня?
-
При консервировании фрукты и овощи, заложенные в банки, кипят, а затем банки плотно закрывают крышками. Почему после охлаждения крышки прогибаются внутрь?
-
Как при помощи шланга налить бензин из бочки в ведро? Какова при этом роль атмосферного давления?
При решении задач используются заранее приготовленные слайды № 14 - 19.
*** Решение количественных задач
1.Одинаковое ли давление атмосферы на поверхности Земли и в шахте им. Скочинского ( Глубина шахты 1200м)?
2.Сравните это давление с давлением в шахте им. Абакумова, глубина которой равна 750 м ?
III. Выводы.
Учащиеся заканчивают начатые фразы:
Воздух имеет … вес.
Из - за этого возникает … давление.
В горах атмосферное давление … ниже.
В верхних слоях атмосферы плотность воздуха… ниже.
Домашнее задание: Уровень 1. Изучить п. 34,35. Отвечать на вопросы.
Уровень 2. Изучить п. 34, 35. Решить задачи: упр. 19 ( 2,3,4).
Уровень 3. Написать короткое сочинение на тему: « Что произошло бы, если бы воздушная оболочка исчезла?»
Дополнительное задание : выполнить домашний эксперимент и объяснить его ( Приложение).
IV. Рефлексия.
Учитель просит учащихся наклеить на цветущий луг ( плакат ) *раскрывшийся цветок, при условии, что тема понята хорошо и вопросов нет.
*полу раскрывшийся, если понял частично,
*закрытый цветок - если тема понята слабо.
Заключительные слова учителя.
Дорогие ребята! Спасибо вам за сотрудничество. Я уверена, что на следующий урок вы потрясете меня своими знаниями