- Преподавателю
- Физика
- Методическая разработка урока Свободное падение тел
Методическая разработка урока Свободное падение тел
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Базина Е.Е. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока
Базина Екатерина Евгеньевна
Учитель физики МБОУ «Новоспасская ООШ»
Заинского муниципального района Республики Татарстан
Предмет физика
Класс 9 класс
Автор УМК А.В.Перышкин, Е.М. Гутник и другие
Тема урока «Свободное падение»
Тип урока изучение нового материала и его первичное закрепление
Цель урока: создать условия для формирования у учеников представления о свободном падении и понимание того, что свободное падение - это равноускоренное движение,
Образовательный аспект:
-
обеспечить усвоение понятий «свободное падение», «ускорение свободного падения» ;
-
сформировать представления о свободном падении, как об одном из примеров равноускоренного движения;
Развивающий аспект:
-
создать условия для развития у учащихся умения наблюдать, сопоставлять, анализировать и делать выводы и обобщения;
-
развивать познавательный интерес, внимание, совершенствовать умственную деятельность;
-
продолжать развивать исследовательские и творческие навыки;
Воспитательный аспект:
-
формирование интереса к изучаемому предмету;
-
создать условия для воспитания чувства ответственности, доброжелательного общении;
-
воспитание внимания, наблюдательности при изучении нового материала.
-
развивать умения работать коллективно в группах
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальна, парная, групповая, фронтальная.
Оборудование:
Учебник Перышкин А.В., Гутник Е.М. «Физика 9 класс»
Стальной шарик, кусок пенопласта и гирьку одинаковой массы, стальной диск, кусок пластмассы, картона, листы бумаги ;
секундомер
Трубка Ньютона
Насос Камовского
Техническое обеспечение: компьютер, демонстрационный экран, мультипроектор, презентации по теме «Свободное падение».
Материалы сайта «Классная физика».
Технологическая карта урока
№п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Теоретическое
обоснование этапов
урока
1.
Организационный
этап(задача: создание
психологического настроя)
Нацеливание учащихся на работу.
Здравствуйте! Нам сегодня необходимо за 45мин узнать много нового и интересного, поэтому все дружно включаемся в работу.
Эпиграф нашего урока
Да будут святы те, кто в творческом пылу,
Исследуя весь мир, открыли в нем законы!
Э. Верхарн
Подготовка к уроку
Регулятивные
УУД.
Личностные УУД.
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Кратковременная
организация учебного
процесса: полная
готовность класса и
оборудования, быстрое
включение учащихся в
деловой ритм.
Оценивание
усваиваемого
содержания, исходя из
личностных ценностей.
2.
Подготовительный этап
(задача: актуализация
опорных знаний и умений)
Учитель проводит фронтальный
опрос ранее изученного материала:
1,Что такое механическое движение?
2. Какие виды движения вы знаете?
3. Приведите примеры неравномерного движения.
4. К какому виду движения можно отнести движения шарика в случае его падения, движения вверх (демонстрируется).
5. Дайте пределение равноускоренного движения
6.Что такое ускорение. Как оно вычисляется?
7. Можно ли падение шарика отнести к равноускоренному движению?
Учащиеся отвечают на вопросы
учителя, сопровождая свои ответы
пояснениям.
Работаютв тетради.
Коммуникативные
УУД
Регулятивные
УУД
Умение слушать и понимать речь других.
Актуализация
имеющихся знаний и
представлений по
изученной теме
3.
Изучение нового
материала
(задачи:
изучить закономерности свободного падения тел)
А) Мотивационно - целевой
этап
Б) Ориентировочный этап
В) Проблемно-
исследовательский этап
Вводное слово учителя. Вы часто наблюдали падение тел, то есть движения тяжелого тела, падающего с некоторой высоты. Над закономерностями свободного падения размышляли многие великие умы - Аристотель, Галилео Галилей, Исаак Ньютон.
И сегодня на уроке мы тоже будем думать и размышлять, не боясь ошибиться. предлагаем пронаблюдать за этим явлением. Не откроется ли в нём что-либо замечательное? Отпускаем одно за другим несколько тел с одной и той же высоты на демонстрационный стол и несколько разочарованно замечаем, что ничего интересного не удалось заметить. Но в физике явления часто изучаются методом сравнения. Продолжаем бросать одновременно различные тела: стальной шарик и кусок пластмассы, стальной шарик и кусок пенопласта, стальной диск и кусок картона, и т.д. Что удалось заметить? Тяжёлые тела падают быстрее. Продолжаем опыт. Бросаем листы бумаги - гладкий и скомканный. Что наблюдаем? Тела, имеющие одинаковую массу, падают неодновременно!
Так ли это? Берём ещё два тела одинаковой массы (кусок пенопласта и гирьку). Отпускаем их с одной высоты. Как они падают? Неодновременно! Рассказываем об опытах Галилея. До него все так и считали, что более тяжёлые тела падают быстрее. Но Галилей рассуждал так: пусть имеются два тела - тяжёлое А и лёгкое В. Свяжем их между собой. Как будет падать это сложное тело А + В? Так как оно тяжелее тела А, то должно падать быстрее, чем тело А. Но, с другой стороны, лёгкое тело В тормозит падение тела А, и поэтому сложное тело должно падать на землю медленнее тела А. В результате он пришёл к противоречию. В чём дело? Галилей нашёл причину. Постараемся и мы её отыскать. Повторяем опыт: бросаем одновременно гладкий лист бумаги и скомканный.
Большинство учащихся обычно безошибочно говорят, что падению мешает воздух. А как это проверить? После обсуждения проблемы показываем опыт с трубкой Ньютона: если в ней есть воздух, тела (пробка, дробина, пёрышко) падают неодновременно, а если он откачан, - практически одновременно. После этого вводим понятие свободного падения, подчёркивая, что при отсутствии сопротивления все тела падают с одной и той же высоты одинаково. Тут же целесообразно подчеркнуть, что тяжёлые тела имеют сравнительно небольшой объём, и в земных условиях воздух существенного влияния не оказывает, поэтому законы свободного падения тел могут быть использованы для описания их движения (именно в этом и состоит практическое значение законов свободного падения).
Учащиеся пытаются
высказывать свои
предположения по данной
проблеме.
Формулируют тему.
Учащиеся записывают в
тетради тему урока.
Формулируют вывод: Свободным падением называется движение тела под
действием силы тяжести, в отсутствии сопротивления
воздуха.
свободное падение- это равноускоренное движение. Используем формулы равноускоренного движения при решении задач.
Ускорение свободного падения = 9,8 м/с2.
Самостоятельная работа учащихся. Просмотр темы «Свободное падение»9 класс на сайте «Классная физика».
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Организовать и направить к цели
познавательную деятельность
учащихся, подвести учащихся к
формулировке темы и цели урока.
Дать учащимся возможность получить
конкретное представление об
изучаемых фактах, явлениях
посредством создания проблемы и
проведения исследования.
Выявление, идентификация проблемы,
поиск и оценка альтернативных
способов разрешения конфликта,
принятие решения и его реализация
Общеучебные:
- поиск и выделение информации;
4.
Первичное закрепление
нового материала(задача:
закрепить знания и умения,
необходимые для
самостоятельной работы
учащихся).
А) практический этап.
Б) рефлексия
Учитель даёт задание для закрепления тест «Свободное падение»
Самостоятельное выполнение теста и самопроверка.
Регулятивные
УУД
Коммуникативные
УУД
Личностные УУД
Регулятивные
УУД
Закрепить у учащихся те
знания и умения, которые
необходимы для
самостоятельной работы
по этому материалу.
Выработка умений
оперировать
полученными знаниями.
Установить, усвоили или
нет учащиеся связь
между фактами,
содержание новых
понятий,
закономерностей,
устранить обнаруженные
пробелы.
Выделение и осознание
учащимися того, что уже
усвоено и что ещ.
подлежит усвоению,
осознание качества и
уровня усвоения.
5.
Домашнее задание(задачи:
разъяснить методику
выполнения домашнего
задания, мотивировать
обязательность выполнения.
Учащиеся слушают
рекомендации учителя по
домашнему заданию,
записывают домашнее
задание в дневник п.13 прочитать, ответить на вопросы, упр.13 (задачи 1,2) выполнить в тетрадях.
Регулятивные УУД
Сообщение учащимся о домашнем
задании, разъяснение методики его
выполнения. Необходимо объяснить
содержание домашней работы,
приемов и последовательности ее
выполнения, дать короткие указания и
порядок выполнения. Обязательное и
систематическое выполнение этого
этапа в границах урока.
6.
Подведение итогов урока и выставление оценок (Задача: Подвести итоги работы, отметить и оценить работу учащихся)
Беседа по вопросам:
• Какая цель стояла перед нами на этом уроке?
• Достигнута ли наша цель?
• Что нового Вы узнали на уроке?
• Какова практическая и личная значимость изучаемого вопроса?
• Отметьте положительные моменты урока.
• Что можно было сделать еще лучше?
В заключении обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока.
Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу и работу товарищей на уроке.
Коммуника-тивные УУД
Личностные УУД
Подведение итогов урока и организованное его завершение.
Тест «Ускорение свободного падения.»
1. От чего «свободно» тело при свободном падении?
a. От массы
b. От силы тяжести
c. От сопротивления воздуха и других препятствий
d. Среди ответов нет верного
-
Какой буквой обозначают ускорение свободного падения?
a. m
b. g
c. P
d. a
e. F
-
Чему численно равна величина g?
a. 9,81
b. 9,18
c. 1,6
d. 9,98
-
Кто определил ускорение свободного падения?
a. Архимед
b. Галилей
c. Ньютон
-
Чему равна скорость свободно падающего тела через 3с?
a. 15 м/с
b. 30 м/с
c. 45 м/с
d. 90 м/c