Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Глаз и зрение»

Интересная презентация по теме «Глаз и зрение» для 8 класса будет и актуальной при повторении материала в 11 классе. "Работа позволяет: - изучить материал, выяснить особенности человеческого зрения и его отличие от зрения животных; - рассмотреть распространенные заболевая и понять, что нашего зрение далеко не идеально; - увидеть то, что далеко за границами привычного. Это интересный и очень наглядный материал, легко и быстро усваивается учениками, позволяет развить их творческое мышление, посл... "Преимущества использования ИКТ при изучении данного урока: - позволяет наглядно представлять иллюстративный материал; - дает возможность создавать дополнительный дидактический материал; - способствует индивидуализации и дифференциации процесса обучения; - повышает мотивацию к обучению за счет мультимедийных средств. Среда, редактор, в котором выполнена презентация - Microsoft Power Point 2010; тип файла презентация. Презентация используется на протяжении всего урока.
Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





Конкурсная работа в номинации

Основное общее образование

Урок по теме: «Глаз и зрение»





Работу выполнил: учитель физики

Муниципального бюджетного

образовательного учреждения

средней общеобразовательной

школы № 5 с углубленным

изучением отдельных предметов

им. А.М.Дубинного

г. Пятигорска Ставропольского края

Коломасова Марина Александровна













г. Пятигорск

2012 год

Пояснительная записка

Автор материала (ФИО)

Коломасова Марина Александровна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель физики

Образовательное учреждение

Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной

школы № 5 с углубленным изучением отдельных предметов им. А.М.Дубинного г. Пятигорска Ставропольского края

Название материала

Урок «Глаз и зрение»

Класс (возраст)

8 класс

Учебный предмет

физика

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

«Физика 8 класс» под редакцией А.В Перышкина и др. Учебник для общеобразовательных учреждений Москва: «Дрофа», 2010 год.

Может быть использован по любой общеобразовательной программе.

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)

Конспект урока на тему: «Глаз и зрение»;

презентация к уроку

Техническое оснащение

Компьютер; монитор; проектор; проекционный экран. Мяч.

Цели,

Задачи материала

Цель: познакомить с особенностями строения глаза, нарушениями зрения и способами их устранения; активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении и самопознании своего организма;

Задачи:

- сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза и его частей, особенностях восприятия окружающего мира;

- продолжить развивать у школьников умения выделять главное, сравнивать, анализировать;

- формировать навыки самостоятельности в обучении, умение работать с дополнительной литературой, делать презентации.

Краткое описание работы с ресурсом

Форма организации деятельности учащихся на уроке: коллективная

Положение в рабочей программе в учебно-тематическом планировании: урок № 9 по разделу: «Оптические явления»

Преимущества использования ИКТ при изучении данного урока:

- позволяет наглядно представлять иллюстративный материал;

- дает возможность создавать дополнительный дидактический материал;

- способствует индивидуализации и дифференциации процесса обучения;

- повышает мотивацию к обучению за счет мультимедийных средств.

Среда, редактор, в котором выполнена презентация - Microsoft Power Point 2010; тип файла презентация.

Презентация используется на протяжении всего урока.



Технологическая карта урока по теме «Глаз и зрение»

Предмет, класс

Физика, 8 класс

УМК

Курс «Физика» 8 класс. Авторы: Перышкин А.В.

Тема урока

№ урока по теме

Глаз и зрение.

Урок № 9 по теме «Оптические явления»

Тип урока

Урок изучения нового материала и контроля знаний, с использованием ИКТ.

Актуальность использования средств ИКТ

Использование ИКТ позволяет обеспечить максимальную наглядность на уроке, разнообразить познавательную деятельность учащихся.

Цели урока

Обучающие:

  • познакомить с особенностями строения глаза, нарушениями зрения и способами их устранения;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении и самопознании своего организма;

  • отработать приемы отдыха для глаз (снятие напряжения )

Развивающие:

  • расширять кругозор учащихся;

  • развивать самостоятельность;

  • формировать познавательный интерес к предмету путем межпредметных связей ;

Воспитательные:

  • -повысить интерес к изучению физики;

  • воспитывать умение слушать, уважать чужой труд.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

мультимедийные презентации;

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютеры, проектор, демонстрационный экран, мячь, модель глаза.

Организационная структура урока

Этап 1 и 2. Организационный. Подготовка к активному восприятию материала. Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока

Задачи

Подготовить учащихся к работе, активизировать внимание.

Длительность этапа

2 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация презентации учителя

( слайд №1. 2)

Форма организации деятельности учащихся

Индукция (создание эмоционального настроя).

Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе

Активизация внимания учащихся.

Этап 3. Повторение материала

Задачи

Проверить знания о строении глаз, его основных частях и выполняемой ими функции

Развивать мыслительные способности учащихся.

Длительность этапа

6-7 мин.

Основной вид деятельности

Работа с презентацией. Работа с моделью глаза.
(слайд № 3 )

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная

Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе

Направляющие.

Промежуточный контроль

Опрос на понимание.

Этап 4.Изучение материала.

Задачи

Актуализировать знания учащихся и ввести новые понятия по данной теме. Провести практическую апробацию наблюдаемых явлений

Длительность этапа

26 мин.

Основной вид деятельности

Работа с презентацией. Проведение опыта.
( слайд № 4 - 27)

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная. Индивидуальная

Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе

Направляющие и контролирующие.

Промежуточный контроль

Опрос на понимание.

Этап 5. Итог урока. Снятие напряжения

Задачи

Обобщить изученный материал.

Длительность этапа

3-4 мин.

Основной вид деятельности

Работа с текстом. (слайд №28)

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная. Групповая

Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе

Направляющая и контролирующая. Проведение занятия по снятию напряжения.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Задание на дом.


Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с особенностями строения глаза, нарушениями зрения и способами их устранения;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении и самопознании своего организма;

  • отработать приемы отдыха для глаз (снятие напряжения )

Развивающие:

  • расширять кругозор учащихся;

  • развивать самостоятельность;

  • формировать познавательный интерес к предмету путем межпредметных связей ;

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать, уважать чужой труд.

Оборудование: модель глаза, компьютер, проектор, мяч.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент. 0,5- 1мин

  2. Подготовка к активному восприятию материала. Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока 2 мин

  3. Повторение материала 6-7 мин.

  4. Изучение нового материала. Практическая апробация. 26 мин

  5. Итог урока. Снятие напряжения. 3-4 мин

Ход урока:

  1. Организационный этап

Цель этапа: приветствие, установление доброжелательной атмосферы, настрой на продуктивную деятельность.

У. Здравствуйте, ребята, садитесь на свои места. Настроение хорошее? К уроку все готовы? Тогда начинаем работу.

II. Подготовка к основному этапу занятия

На экране слайд №1. У. Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Глаз и зрение».

На экране слайд №2. Учащиеся зачитывают стихотворение. У. А теперь давайте попытаемся выяснить какой физический смысл был вложен автором в эти строки? (учащиеся находят ключевые слова).

У. На самом деле глаз это просто орган зрения, который интересует нас как сложная оптическая система. С особенностями строения глаза вы уже знакомились на уроках биологии. Давайте повторим его.

III.Повторение материала

На экране слайд № 3. Учащиеся отвечают ранее изученный материал. Слайд используется как подсказка. При ответе ученики пользуются разборной моделью глаза из кабинета биологии. После ответов учащихся необходимо акцентировать их внимание на тех частях глаза, которые составляют оптическую систему и играют наиболее значимую роль в получении изображения.

IV. Изучение нового материала.

На экране слайд № 4 У. После того как Кеплер построением световых лучей доказал, что изображение получаемое на сетчатке глаза является перевернутым и уменьшенным, Рене Декарт продемонстрировал это наглядно. Для своего опыта он использовал глаз быка, у которого был снят слой сетчатки и вместо нее находился экран. Тем самым любой наблюдатель мог видеть на экране предметы, расположенные перед зрачком. Все изображения были уменьшенными и перевернутыми. Но как вы понимаете мы не видим окружающий мир таковым. Это особенность человеческого мозга. Он обладает способностью переворачивать это изображение и увеличивать до реальных размеров. В доказательство этого европейскими учеными был проведён ряд опытов над человеком и приматами. Человеку надевали очки с линзами, которые переворачивали изображение, тем самым глаз смотрел на перевернутое изображение, в результате на сетчатке возникало прямое изображение предметов. У таких людей в течении некоторого промежутка времени возникали головная боль, головокружение и приступы морской болезни, но они видели все предметы прямыми. Как показали данные эксперимента мозг не переворачивает картинку. Если такие очки надевали животным, то они начинали вести себя не адекватно, что позволяет судить о том, что они видели мир перевернутым. Их мозг не способен переворачивать изображение еще раз.

На экране слайд № 5. У. На экране написаны вам знакомые слова. Что они означают? (учащиеся, оперируя знаниями по биологии, дают характеристику данных заболеваний и объясняют в чем их суть). У. Теперь давайте наглядно рассмотрим эти заболевания.

На экране слайд № 6

На экране слайд № 7 У. Вы можете наглядно посмотреть, что видит близорукий человек. Близорукость - заболевание которым в основном страдают дети школьного возраста. Это заболевание появляется вследствии нарушения гигиены зрения. Не правильное освещение, картинка расположена на расстоянии меньше расстояния наилучшего зрения(25 см). Слишком долгие просмотры телевизора и работа за компьютером.

На экране слайд № 8 У. Дальнозоркостью в основном болеют дети до 6-7 лет и люди пожилого возраста. У маленьких детей причиной этого заболевания является слабость мышц, регулирующих кривизну хрусталика. У пожилых - наоборот, мышцы с возрастом изнашиваются.

На экране слайд № 9 У. Именно по этим причинам выписываются очки.

На экране слайд № 10. У. Давайте рассмотрим, в чем заключается преимущество нашего с вами зрения.

  1. Закройте левый глаз, посмотрите на демонстрационный стол, на нем лежат линейки. Какая расположена ближе?

Затем посмотрите левым глазом. После посмотрите двумя глазами. В каком случае мы более точно можем определить расположение линеек?

Вывод: При видении двумя глазами мы можем различать какой предмет находится ближе, какой дальше.

  1. Посмотрите на мяч левым глазом, затем правым и, наконец, двумя глазами.

Вывод: При видении двумя глазами мы видим предметы объёмными, а не плоскими.

  1. Встаньте, разведите руки в стороны до тех пор, пока они будут видны при взгляде вперед.

Угол между руками - угол поля зрения.

Закройте левый глаз, левая рука не видна, поверните левую руку вперед, пока она не станет видна.

Угол между руками - поле зрения правого глаза.

Вывод: При видении двумя глазами увеличивается поле зрения.

На экране слайд № 11. У. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания, и импульсы передаются в мозг. Мозг обрабатывает полученную информацию, и у человека появляются зрительные ощущения, он видит предметы такими, какие они на самом деле.

Однако человеческий мозг не всегда способен справляться с анализом изображения, получающегося на сетчатке. В этом случае возникают зрительные иллюзии - наблюдаемый предмет нам кажется не таким, каков он есть на самом деле.

На экране слайд № 12. В чем особенности сиреневых прямоугольников?

На экране слайд № 13. А красные косые линии? Чтоб не было сомнений положим линейку и посмотрим. Они прямые.

На экране слайд № 14. Что здесь и в чем причина?

На экране слайд № 15. Советую воспользоваться линейкой.

На экране слайд № 16. Ищем внимательно.

На экране слайд № 17 Можно ли построить такой куб?

На экране слайд № 18. Попрошу всех отойти в конец кабинета и внимательно посмотреть на картинку. А теперь глядя на нее пройти в начало кабинета. Что поменялось?

На экране слайд № 19. Займемся математикой.

На экране слайд № 20. Кого можно увидеть?

На экране слайд № 21.

На экране слайд № 22. Обращаю внимание, что кролик и птица есть в каждом изображении.

На экране слайд № 23.

На экране слайд № 24. Несколько изображений в одном рисунке.

На экране слайд № 25. Как создать такую иллюзию?

На экране слайд № 26. Ищем лица самостоятельно, а потом все вмести их посчитаем.

На экране слайд № 27. Назовите автора написавшего эту картину.

На экране слайд № 28 У. Так в чем причина возникновения иллюзий?

V. Итог урока.

Вашим домашним заданием будут параграфы № вашего учебника.

Дать анализ и оценку успешности достижения целей урока.

Закрыли тетради, учебники, все на край стола.

Звучит тихая музыка, учитель читает текст.

Представьте, что вы на берегу моря. Море, то оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеёй во всю громадную высоту потрясенных обрывов. А вдали парус…Белый парус…

Открывайте глаза. Отдохнули немного.

Всем спасибо. До свиданья.





Список используемой литературы:

  1. «Физика 8 класс» под редакцией А.В Перышкина и др. Учебник для общеобразовательных учреждений . Москва: «Дрофа», 2010 год.

  2. Физика: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.В.Громов, Н.А.Родина. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2002.

  3. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В.Громова и А.В.Перышкина 9 класс. М.: «ВАКО№, 2004

  4. Электив 9:Физика, Химия. Биология: Конструктор элективных курсов (Межпредметных и предметно-ориентированных):Для организации предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе:В 2-х книгах.Кн.1/Дендебер С.В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. - М.: «5 за знания»

  5. В.В.Шаронов Свет и цвет. Государственное издательство физико-математической литературы. Москва 1961г

  6. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Москва.РОСМЭН.2007

  7. basik/ru/stereo pictures/

  8. brainden.com/golovolomki/eye-illusions.htm

  9. fotki.yandex.ru/users/busaroff/view/4747/?page

10. fedpress.ru/images/thumbs/id126772_w190/jpg











© 2010-2022