Рабочая программа по физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по физикеДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАнИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО ЯО РЫБИНСКИЙ ЛЕСХОЗ - ТЕХНИКУМ









РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

учебной дисциплины ________физика_______

код, специальность ___35.02.01. Лесное и лесопарковое хозяйство____

35.02.12. Садово-парковое и ландшафтное строительство

35.02.14. Охотоведение и звероводство















2014

ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией

Протокол № от «__»_____2014г.

Предметная (цикловая) комиссия общеобразовательных дисциплин

Разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы учебной дисциплины «Физика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (2008 г.)

Председатель предметной (цикловой) комиссии

_________ Ромашкина Л.В.

Подпись Ф.И.О.

Заместитель директора по учебной (учебно-методической) работе

___________ Кируца Е.И.

Подпись Ф.И.О.

Составитель (автор)_Двойников Леонид Васильевич, преподаватель___

физики, ГОУ СПО ЯО Рыбинский лесхоз-техникум

Ф.И.О. учёная степень, звание, должность, наименование ОУ СПО

Рецензент__Цветкова Елена Николаевна, преподаватель математики, ГОУ

СПО ЯО Рыбинский лесхоз-техникум________________

Ф.И.О. учёная степень, звание, должность, наименование ОУ СПО



СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 6

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ 12

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 13

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



































ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

1.1.Область применения программы: Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Физика» по специальности 35.02.01. «Лесное и лесопарковое хозяйство» относится к естественнонаучному профилю основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики во благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий;

  • делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающихся 234 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 156 часов; самостоятельная работа обучающегося 78 часов.











2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы:

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

234

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)


156

в том числе:


лабораторные занятия

40

практические занятия

-

контрольные работы

2

курсовая работа

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

78

в том числе:


подготовка практикоориентированных работ проектного характера

8

домашняя работа

70

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета













2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика» для специальности 35.02.01. Лесное и лесопарковое хозяйство

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Физика - наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.

2

репродуктивный


Самостоятельная работа обучающихся

Перевод физических величин в систему СИ

1


Тема 1

Механика

Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.

Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике.

36

репродуктивный

Лабораторные работы

№ 1 Исследование движения тела под действием постоянной силы.

№ 2 Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения.

№ 3 Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити.


продуктивный

Контрольные работы

1


Решение типовых задач по теме «Механика»


продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка лекций № 2-16.

Выполнение домашней контрольной работы № 1 по теме «Механика». Оформление лабораторных работ № 2-3.

18


Тема 2

Молекулярная физика. Термодинамика.

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.

Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно- молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Изопроцессы. Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.

Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов и второй закон термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.

38

репродуктивный

Лабораторные работы

№ 4 Измерение влажности воздуха.

№ 5 Измерение поверхностного натяжения жидкости.

№ 6 Проверка закона Бойля - Мариотта.

№ 7 Наблюдение роста кристаллов из раствора.


продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся

Усвоение лекций № 17-32

Домашняя контрольная работа № 2-3 по теме «Молекулярная физика. Термодинамика»

Оформление лабораторных работ № 4-7

19


Тема 3

Электродинамика

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.

Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи.

Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического тока.

Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Сила Лоренца. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.

Явление электромагнитной индукции. Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.

Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи.

Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция cвета. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

50

репродуктивный

Лабораторные работы

№ 8 Изучение закона Ома для участка цепи.

№ 9 Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

№ 10 Определение температурного коэффициента сопротивления меди.

№ 11 Исследование зависимости мощности, потребляемой лампой накаливания, от напряжения на ее зажимах.

№ 12 Изучение явления электромагнитной индукции.

№ 13 Изучение устройства и работы трансформатора.

№ 14 Сборка и настройка простейшего радиоприемника.

№ 15 Изучение интерференции и дифракции света.

№ 16 Определение показателя преломления стекла.

№ 17 Измерение длины световой волны.


продуктивный

Контрольные работы

1


Решение типовых задач по теме «Постоянный электрический ток и его законы»


продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка лекций № 33-46

Домашняя контрольная работа № 4 по теме «Постоянный электрический ток и его законы»

Оформление лабораторных работ № 8-17

Презентация «Великие ученые-физики»

Домашняя контрольная работа № 5 по теме «Электромагнитные колебания и волны»

25


Тема 4

Строение атома и квантовая физика

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.

Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.

Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

22

репродуктивный

Лабораторные работы

№ 18 Изучение явлений фотоэффекта.

№ 19 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров


продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся

Усвоение лекций № 47-55

Решение задач на внешний фотоэффект.

Оформление лабораторных работ № 18-19

Презентация «Воздействие радиоактивного излучения на живые организмы»

11


Тема 5

Эволюция вселенной

Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.

Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.

Образование планетных систем. Солнечная система.

8

репродуктивный

Лабораторные работы

№ 20 Астрономические наблюдения солнечных пятен.


продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка лекций № 55-58

Оформление лабораторной работы № 20

4


Дифференцированный зачет

2


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА».

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика».

Состав учебного оборудования в кабинете физики определяется действующими «Перечнями учебного оборудования по физике для общеобразовательных учреждений России», утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.

В кабинете физики должен быть полный комплект средств обучения в виде учебных книг для курса физики по программе данного типа учебного заведения.

В кабинете необходимо предусмотреть достаточный комплект методической литературы для преподавателя, включающий методический журнал «Физика в школе», специальную методическую литературу, паспорт кабинета и др.

В кабинете должен быть каталог учебного оборудования, которым оснащен кабинет, картотеки справочной литературы, методической литературы для преподавателя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по учебным группам, по темам, картотека подготовки преподавателя к учебному занятию, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.

В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений и указанием их инвентарного номера.

Литература.

Основная

  1. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специалистов): учебник. - М., 2003

  2. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учебное пособие. - М., 2003

  3. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник 10 кл. - М., 2005

  4. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник 11 кл. - М., 2005

Дополнительная

  1. Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений. Москва «Наука» Главная редакция физико-математической литературы, 1987

  2. Громов С.В., Шаронова Н.В. Физика, 10-11: Книга для учителя. - М., 2004



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА».

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе устного и письменного опроса, тестирования, выполнения домашних контрольных работ, лабораторных работ и выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны уметь:

- решать типовые задачи по основным темам физики;

- приводить примеры практического использования физических явлений;

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел;

- отличать гипотезы от научных теорий;

- делать выводы на основе экспериментальных данных.

В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающиеся должны знать:

- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.



Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения

Формы контроля обучения:
- домашние задания в виде контрольных работ по освоенным темам;

- лабораторные работы с анализом результатов;

- тестовые задания по всем темам курса физики;

- защита творческих работ;

- устный и письменный опрос.

Методы оценки результатов обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка;

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка;

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся

ТЕМАТИКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ для специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство

Наименование

тем

Вид внеаудиторной самостоятельной работы

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы

Контроль

Кол-во часов

1

2

3

4

5

1. Введение

Выполнение упражнений

Перевод физических величин в систему СИ

диктант

1

2. Механика

Проработка лекционного материала

Изучение тем по учебным пособиям

Подготовка к лабораторным работам

Решение типовых задач по теме «Механика»

Усвоение лекций № 2-16

Домашняя конт. работа № 1 по теме «Механика»

Оформление лабораторных работ № 1-3

Устный опрос

Выполнение тестов

Проверка домашнего задания

Защита лабораторных работ

18

3. Молекулярная физика. Термодинамика.

Проработка лекционного материала

Изучение данной темы по учебным пособиям



Подготовка к лабораторным работам

Решение типовых задач

Усвоение лекций № 17-32

Домашняя конт. работа № 2 по теме «Молеку-лярная физика»

Домашняя к/р №3

по теме «Термо-динамика»

Оформление лабораторных работ № 4-7

Устный опрос

Письменный опрос

Выполнение тестовых заданий

Проверка домашних задач

Защита лабораторных работ

19

1

2

3

4

5

4. Электродинамика

Проработка лекционного материала

Изучение данной темы по учебным пособиям

Решение типовых задач

Усвоение лекций № 33-46

Домашняя контр. работа № 4 по теме «Постоянный электрический ток и его законы»

Домашняя к/р №5 по теме «Электромагнит-ные колебания и волны»

Устный опрос

Выполнение тестовых заданий

Проверка домашних задач

Защита лабораторных работ

25

5. Строение атома и квантовая физика

Проработка лекционного материала

Изучение данной темы по учебным пособиям

Подготовка к лабораторным работам

Подбор материала и написание рефератов

Усвоение лекций № 47-55

Оформление лабораторных работ № 18-19

Оформление рефератов на тему «Строение атома и квантовая физика»

Презентация «Воздействие радиоактивного излучения на живые организмы»

Устный опрос

Выполнение тестовых заданий

Защита лабораторных работ

Защита рефератов

11

6. Эволюция Вселенной

Проработка лекционного материала

Изучение данной темы по учебным пособиям

Подготовка к лабораторной работе № 20

Подготовка к дифференциро-ванному зачету

Усвоение лекций № 55-58

Оформление лабораторной работы № 20

Изучение вопросов к дифференциров. зачету

Защита лабораторных работ

Устный опрос

Дифференц.

зачет

4













8


© 2010-2022