• Преподавателю
  • Физика
  • Программа элективного курса Исследовательская деятельность для учащихся 7-11 классов

Программа элективного курса Исследовательская деятельность для учащихся 7-11 классов

             В условии современности, обусловленной ускоряющимся научно-техни­ческим прогрессом, глобализацией в мире, развитием информатизации и теле­коммуникаций, в обществе сформировалась острая потребность в подготовке конкурентоспособных выпускников, творче­ски мыслящих личностях, обла­дающих исследовательской компетентностью.              Одним из способов развития познавательной активности школьников является обучение их проектно-исследовательской деятельности, которая по­могает решать за...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Лицей № 4» г. Перми








Программа

элективного курса по физике

«Исследовательская деятельность».

(для учащихся 7-10 классов)

17 часов.




Составитель: Каменских Е.Р., учитель физики.











2014-2015 год.

Пояснительная записка
В условии современности, обусловленной ускоряющимся научно-техническим прогрессом, глобализацией в мире, развитием информатизации и телекоммуникаций, в обществе сформировалась острая потребность в подготовке конкурентоспособных выпускников, творчески мыслящих личностях, обладающих исследовательской компетентностью.
Одним из способов развития познавательной активности школьников является обучение их проектно-исследовательской деятельности, которая помогает решать задачи развивающего образования: повышает мотивацию учения, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление, умение поисковой работы, интеллектуальные и креативные способности, обогащает социальный опыт. Так как успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь в виде проекта: определить ближайшую и дальнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий, осуществить его, оценить, удалось ли достичь желаемый результат.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является способом самореализации не только одарённых, но и высокомотивированных учащихся. Чаще всего трудности начинающих исследователей носят методологический характер. Им недостаёт знаний и опыта в организации своей работы, выделении понятийного аппарата, применении логических законов и правил.
Приобщение учащихся к научно-исследовательской или проектно-поисковой деятельности позволяет наиболее полно развить их интеллектуальные и творческие способности, причём не только в старшей школе, но и на более раннем этапе. Курс рассчитан на 17 часов.
На заключительном этапе курса учащиеся самостоятельно работают над проектом по физике, готовят компьютерную презентацию. Затем защищают своё исследование на научно-практической конференции школьников, участвуют в Интернет-конкурсах. А также принимают участие в оценке как своих проектов, так и работ одноклассников: обсуждают их, дают оценку и самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность учеников, качество информационных источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.
Используемые технологии: метод проектов, проблемно-поисковая, обучение в диалоге, личностно-ориентированная, технология развивающего обучения.
Целью элективного курса является: развитие проектно-исследовательской компетентности школьников.
Задачи:

  • формировать мотивацию к творческой поисковой деятельности;

  • формировать у учащихся интерес к учебно-исследовательской деятельности по физике;

  • дать представление о проектировании;

  • развивать навыки коллективного и самостоятельного проектирования;

  • формировать у школьников готовности к переносу учебных навыков в ситуацию реальной жизнедеятельности.

По окончании курса ученик должен знать:

  • основные закономерности проектно-исследовательской деятельности на основе знаний о методе проектов;

  • содержание исследования и проектирования;

  • основные методы теоретического и эмпирического исследования.

Ученик должен уметь:

  • владеть понятийным аппаратом научно-исследовательской деятельности (уметь ставить цель, задачи, анализировать проблему, определять объект и предмет исследования, выдвигать гипотезу, разрабатывать методику эксперимента, формулировать выводы);

  • применять знания технологии оформления проекта по физике;

  • иллюстрировать проект с помощью компьютерных технологий;

  • работать с литературными и электронными источниками.

Программа предполагает развитие у учащихся:

интеллекта, проектного мышления, творческого мышления, самостоятельного мышления, прикладной стороны мышления, навыков самоконтроля, навыков самоанализа, самореализации, познавательного интереса к проектной исследовательской деятельности.

Данная программа позволяет реализовать следующие принципы обучения:

  • дидактические (обеспечение самостоятельности и активности учащихся; достижение прочности знаний и умений в проектной деятельности; реализация интегративного политехнического обучения, профессиональной ориентации);

  • воспитательные (трудолюбие, целеустремленность, развитие чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении поставленной цели);

  • межпредметные, показывающие единство природы, что позволит расширить мировоззрение учащихся.

Содержание элективного курса

  1. Формы научно-исследовательской работы ( 4 часа). Ознакомление с основными формами научно-исследовательской работы: реферат, научный доклад, проект. Требования к оформлению реферата: титульный лист, оглавление, введение, основная часть (главы), заключение, список литературы, приложения. Работа с библиотечным каталогом, электронными ресурсами. Оформление библиографии, цитат, сносок.

  2. Технология выполнения исследовательского проекта (4 часа).
    Ознакомление учащихся с методом проектов как одной из образовательных технологий. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы по физике. Определение целей и задач исследования. Постановка проблемы. Установление объекта и предмета изучения. Выдвижение гипотезы. Ознакомление с методами исследования (теоретическими и эмпирическими). Реализация плана исследования. Общие рекомендации по описанию результатов эксперимента. Оформление научно-исследовательской работы по физике. Подготовка компьютерной презентации проекта (программа Power Point).

  3. Организация самостоятельной научно-исследовательской деятельности учащихся (9 часов). Самостоятельная подготовка творческого проекта по физике по ранее составленному алгоритму действий. Определение сферы применения найденного решения. Представление проекта на научно-практической конференции школьников.



Тематическое планирование элективного курса

1

Как подготовить реферат.

2

Научный доклад.

3

Метод проектов.

4

Подготовка рефератов или научных докладов

5

Выбор темы коллективного проекта. Подбор литературы по теме.
Работа с литературными источниками.

6

Логический путь исследования (цель, объект, предмет, гипотеза).

7

Построение плана исследования.

8

Методы исследования. Подготовка тезауруса.

9

Проведение эксперимента.

10

Обсуждение результатов. Проверка гипотезы. Технология оформления результатов.

11

Формулирование выводов. Заключение.

12

Подготовка компьютерной презентации коллективного проекта

13

Выбор темы проекта по физике. Сбор информации.

14

Индивидуальные консультации по проблеме исследования.

15

Самостоятельная подготовка компьютерной презентации проекта

16

Культура выступления и ведения дискуссии, соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы.

17

Научно-практическая конференция школьников


Литература:

1. Агеева А.И. Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников.- Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 2001.- 63 с.

2. Гузеев В.В. Методы и организационные методы обучения.- М.: Народное образование, 2001.- 128 с.

3. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь.- М.: Знание, 1980.- 182 с.

4. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии.- М.: НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.- М.: Аркти, 2003.- 107 с.

6. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979.- 298 с.

© 2010-2022