Планирование. Рабочая программа пофизике 10 - 11 классы 2015 учебный год

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17 города Кузнецка





Принято: Утверждаю:

на заседании Директор школы МБОУ СОШ №17

педагогического совета _________________(Гаранина Н.В.)

МБОУ СОШ № 17 Приказ № от 31.08.2015г.

Протокол №1 от31.08.2015г.











Рабочая программа

среднего (полного) образования по физике

10 - 11 класс

на 2015-2016 учебный год











Учитель: Любимова О.Н.











Кузнецк, 2015г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ №17 г. Кузнецка среднего (полного) образования по физике, программы для школ, рекомендованной Главным учебно-методическим управлением общего среднего образования Госкомитета России по народному образованию-М:»Просвещение» 2012год.

Для реализации программы используются учебники: Физика - 10: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Просвещение», 2012 г., Физика - 11: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев . М.; Просвещение, 2012г. Физика-10-11:задачник для общеобразовательных учреждений.А.П.Рымкевич-М:Дрофа,2012г.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума физического образования в 10 классе и в 11 классе; позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения к физике.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться актуализация ранее изученного материала (тесты, индивидуальные задания, задания у доски), во второй части - изучение нового материала, а на конец урока планируются задания, направленные на закрепление пройденного материала.

Формы проведения учебных занятий: комбинированный урок, семинар, урок-лекция, урок-суд и т.д. Предусмотрено учебное время для проведения лабораторных и контрольных работ.

Особое внимание следует уделять организации самостоятельной работы учащихся (работа с текстом, выполнение лабораторных работ и т.д.)

Содержание учебного занятия должно соответствовать изучаемой теме. Процесс систематизации знаний учащихся на базовом уровне носит, наряду с объясняющей функцией, еще и познавательную, так как в процессе обучения у учащихся должна сформироваться научная картина мира.

Формируются навыки внимательного прочтения и восприятия алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в лабораторных работах и т.д.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью лабораторных работ, устных ответов, задач.

Тематический контроль осуществляется по завершению крупного блока (темы) в форме тестирования, теоретического зачёта или разно-уровневой контрольной работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тестирования.

Место предмета в учебном плане МБОУ СОШ № 17 города Кузнецка.

Для обязательного изучения физики на базовом уровне в учебном плане МБОУ СОШ№ 17 города Кузнецка 10-11 классах отводится 140 часов (70 часов в 10 классе из расчета 2 часа в неделю и 70часов в 11 классе из расчета 2часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

10 класс:

  • контрольных работ - 4;

  • лабораторных работ - 5;

  • тестов -24.

11класс:

  • контрольных работ - 5;

  • лабораторных работ - 6;

  • тестов- 27.

Основное содержание

всего - 140часов.

Тема.

10

класс


11

класс


Всего

часов

Физика и методы научного познания.

1

-

1

Механика.

29

-

29

Молекулярная физика.

24

-

24

Электродинамика.

Геометрическая оптика.


12

40

5

52

5

Основы специально теории относительности.

-

4

4

Квантовая физика и элементы астрофизики.

-

21

21

Резервное время

4

-

4

Резервное время используется на углубленное изучение следующих тем:

10класс:

«Обобщающее повторение» - 4 часа.



Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться актуализация ранее изученного материала (тесты, индивидуальные задания, задания у доски), во второй части - изучение нового материала, а на конец урока планируются задания, направленные на закрепление пройденного материала.

Формы проведения учебных занятий: комбинированный урок, семинар, урок-лекция, урок-суд и т.д. Предусмотрено учебное время для проведения лабораторных и контрольных работ.

Особое внимание следует уделять организации самостоятельной работы учащихся (работа с текстом, выполнение лабораторных работ и т.д.)

Содержание учебного занятия должно соответствовать изучаемой теме. Процесс систематизации знаний учащихся на базовом уровне носит, наряду с объясняющей функцией, еще и предсказательную, так как в процессе обучения у учащихся должна сформироваться научная картина мира.

Формируются навыки внимательного прочтения и восприятия алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в лабораторных работах и т.д.

Тематический план курса «Физика - 10»

Название раздела

Количество часов

Тема

Всего

В том числе на:

уроки

Лабораторные работы

контрольные работы

1.

Физика и методы научного познания

1

Введение. Особенности физического метода исследования

1

1

-

-

2.

Механика

29

Механика

29

25

2

2

3.

Молекулярная физика

24

Молекулярная физика. Термодинамика.

24

22

1

1

4.

Электродинамика.

12

Электродинамика

12

9

2

1

5

Обобщающее повторение

4

Обобщающее повторение

4

4

-

-



Содержание курса «Физика - 10 класс».

1. Введение (1час.)

Физика и методы научного познания (1час).

Физика - как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент - гипотеза - модель (выводы - следствия с учетом границ модели). Физические теории. Приближенный характер физических законов. Научное мировоззрение.

Механика (29 часов).

Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости. Пространство и время в классической механике.

Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение.

Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Динамика. Основные утверждения механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований .

Демонстрации.

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно.


Лабораторные работы.


  1. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

  2. Изучение закона сохранения механической энергии.

Молекулярная физика. Термодинамика (24 часа).

Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей.

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.



Демонстрации.

Механическая модель броуновского движения.

Зависимость между объёмом, давлением и температурой для данной массы газа.

Изотермический процесс.

Изобарный процесс.

Изохорный процесс.

Свойства насыщенных паров.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра..

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы.

1.Опытная проверка закона Гей - Люссака.


Электродинамика (12часов).

Электростатика. Электрический заряд и элементарный частицы.. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости, р-n переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Демонстрации.


Устройство и действие электрометра.

Закон Кулона.

Электрическое поле заряженных шариков.

Электрическое поле двух заряженных пластин.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Устройство и действие конденсатора постоянной и переменной электроёмкости.

Зависимость электроёмкости плоского конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и диэлектрической проницаемости среды.

Последовательное и параллельное соединение проводников.

Зависимость силы тока от ЭДС источника и полного сопротивления цепи.

Энергия заряженного конденсатора.


Лабораторные работы.

1.Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

2.Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.


Тематический план курса «Физика - 11»

Название раздела

Количество часов

Тема

Всего

В том числе на:

уроки

лабораторные работы

контрольные работы

1.

Электродинамика

45

Магнитное поле

11 8 2 1


Электромагнитная индукция

Колебания и волны

29

26

2

1

Оптика

5

3

1

1

2.

Основы специальной теории относительности

4

Основы специальной теории относительности

4

4

-

-

3.

Квантовая физика и элементы астрофизики

21

Квантовая физика и элементы астрофизики .

21

19

1

1

4

Пробный Е.Г.Э.

Содержание курса «Физика - 11 класс».

Раздел 1. Электродинамика (40 часов).

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания в контуре. Превращение энергии в колебательном контуре. Собственная частота колебаний в контуре.

Вынужденные колебания. Переменный электрический ток .Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Электромагнитные волны. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Энергия электромагнитной волны. Изобретение радио И.С.Поповым. Принцип радиотелефонной связи. Телевидение. Радиолокация. Развитие средств связи в России.

Скорость света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Дисперсия света. Когерентность. Интерференция света и её применение в технике. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Поперечность световых волн. Электромагнитные излучения разных диапазонов длин волн-радиоволны.инфрокрасное,видимое,ультрафиолетовое,рентгеновское излучения. Свойства и применения этих излучений.

Геометрическая оптика (5 часов).

Линза. Построение изображения в тонкой линзе..Формула тонкой линзы. Оптические приборы.


Демонстрации.

Действие магнитного поля на ток.

Взаимодействие параллельных токов.

Устройство и действие амперметра и вольтметра.

Модель доменной структуры ферромагнетиков.

Электромагнитная индукция.

Правило Ленца.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Магнитная запись звука.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Устройство и принцип действия трансформатора.

Передача электрической энергии на расстояние с помощью повышающего и понижающего трансформатора.

Дисперсия света.

Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Поляризация света.

Ход лучей в линзах. Получение изображений в них. Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы. Модель глаза.


Лабораторные работы.

Наблюдение действия магнитного поля на ток.

Изучение явления электромагнитной индукции

Измерение показателя преломления стекла.

Измерение длины световой волны.

Наблюдение интерференции и дифракции света.

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.



Раздел 2. Основы специальной теории относительности (4 часа).

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.


Раздел 3. Квантовая физика и элементы астрофизики (21 час).

Световые кванты. Фотоэлектрический эффект и его законы. Кванты света. Уравнение фотоэффекта. Вакуумный полупроводниковый фотоэлементы. Применение фотоэффекта в технике. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм.

Атом и атомное ядро. Строение атома. Опыты резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Лазеры.

Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц.

Солнечная система. Строение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Солнце - ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Галактика. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Значение физики для понимания мира и развития производительных сил.

Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.


Демонстрации.

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

Счетчик ионизирующих частиц.


Раздел 4. Обобщающее повторение (4часа).



10 класс.


Физика и методы научного познания.

1

Физика-наука о природе. Научные методы познания окружающего мира.


Научные гипотезы, физические законы и теории.


Механика.

2

Механическое движение и его относительность.

3

Равномерное механическое движение.

4

Решение задач.

5

Прямолинейное равноускоренное движение.

6

Решение задач.

7

Свободное падение.

8

Решение задач.

9

Принцип относительности Галилея.

10

11

Законы динамики.

Решение задач.

12

Решение задач.

13

Решение задач.

14

Всемирное тяготение.

15

Решение задач.

16

Контрольная работа по теме «Кинематика и динамика».

17

Лабораторная работа 1.

18


Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона.

19

Решение задач.

20

Закон сохранения импульса.

21

Решение задач.

22

Механическая работа.

23

Решение задач.

24

Решение задач.

25

Закон сохранения энергии.

26

Решение задач.

27

Решение задач.

28

Лабораторная работа 2.

29

Решение задач.

30

Контрольная работа по теме »Законы сохранения».


Молекулярная физика.

31

Основные положения молекулярно-кинетической теории и её опытное подтверждение.

32

Основное уравнение МКТ.

33

Решение задач.

34

Температура и её измерение. Абсолютный нуль.

35

Уравнение состояния идеального газа.

36

Решение задач.

37

Решение задач.

38

Газовые законы.

39

Решение задач.

40

Решение задач.

41

Лабораторная работа 3.

42

Насыщенный пар и его свойства. Влажность воздуха.

43

Решение задач.

44

Кристаллические и аморфные тела.

45

Внутренняя энергия.

46

Работа в термодинамике.

47

Законы термодинамики.

48

Решение задач.

49

Решение задач.

50

Применение законов термодинамики к газовым процессам.

51

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

52

Решение задач.

53

Решение задач.

54

Контрольная работа по теме»Молекулярная физика».


Электродинамика.

55

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

56

Решение задач.

57

Электрическое поле. Его свойства и характеристики.

58

Решение задач.

59

Решение задач.

60

Электрический ток и его законы.

61

Закон Ома для полной цепи.

62

Лабораторная работа 4.

63

Лабораторная работа 5.

64

Решение задач.

65

Решение задач.

66

Контрольная работа по теме «Электродинамика».




Резервное время-4часа. Всего -70часов.


11класс.



Электродинамика.


Магнитное поле. Электромагнитная индукция.

1

1

Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитная индукция. Магнитный поток. Сила Ампера.

2

Сила Лоренца. Решение задач.

3

Решение задач.

4

Решение задач.

5

Решение задач.

6

Л.р. 1 Наблюдение действия магнитного поля на ток.

7

Электромагнитная индукция. Индукционное электрическое поле. Закон электромагнитной индукции.

8

Решение задач. Правило Ленца.

9

Самоиндукция. Индуктивность.

10

Энергия магнитного поля. Решение задач

11

Л.р. 2 Изучение явления электромагнитной индукции.



Электромагнитные колебания.

12

Гармонические колебания и их характеристики. Решение задач.

13

Свободные электромагнитные колебания в контуре

14

Решение задач.

15

Превращение энергии в колебательном контуре.

16

Решение задач.

17

Собственная частота колебаний в контуре. Решение задач.

18

Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения.

19

Решение задач. Резонанс в электрической цепи.

20

Трансформатор. Передача электроэнергии. Решение задач.

21

Контрольная работа 1.


Электромагнитные волны.

22

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Их свойства.

23

Решение задач. Энергия электромагнитной волны.

24

Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиотелефонной связи.

25

Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи в России. Решение задач.

26

Скорость света. Прямолинейное распространение света.

27

Законы отражения света. Решение задач.

28

Законы преломления света.

29

Решение задач.

30

Решение задач. Полное отражение.

31

Л.р.3 Измерение показателя преломления стекла

32

Интерференция света и ее применение в технике. Л.р. 4 Наблюдение интерференции света.

33

Дифракция света. Л.р. 4 Наблюдение дифракции света.

34

Дисперсия света.

35

Дифракционная решетка. Решение задач.

36

Решение задач.

37

Решение задач.

38

Л.р. 5 Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.

39

Шкала электромагнитных волн.

40

Контрольная работа 2.


Элементы теории относительности.

41

Принцип относительности Эйнштейна.

42

Скорость света в вакууме как предельная скорость.

43

Закон взаимосвязи массы и энергии.

44

Решение задач.


Геометрическая оптика.

45

Линза и ее характеристики.

46

Собирающая линза. Решение задач.

47

Рассеивающая линза. Решение задач.

48

Л.р. 6 Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы.

49

Контрольная работа 3.


Квантовая физика.


Световые кванты.

50

Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоэлектрический эффект и его законы. Применение фотоэффекта в технике.

51

Кванты света. Уравнение фотоэффекта.

52

Решение задач.

53

Решение задач.

54

Световое давление. Опыты П.Н.Лебедева.

55

Контрольная работа 4.


Атом и атомное ядро.

56

Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора.

57

Испускание и поглощение света атомами. Непрерывный и линейчатый спектры. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ и его применение.

58

Л.р. 7 наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

59

Лазеры.

60

Состав ядра атома. Энергия связи атомных ядер.

61

Решение задач. Закон радиоактивного распада.

62

Ядерные реакции.

63

Энергетический выход ядерных реакций.

64

Радиоактивность. Альфа, бета, гамма- излучения. Поглощенная доза излучения. Ее биологическое действие. Защита от излучений.

65

Методы регистрации ионизирующих излучений. Радиоактивные изотопы.

66

Деление ядер урана. Цепная реакция.

67

Ядерный реактор. Развитие ядерной энергетики и экологические проблемы.

68

Термоядерные реакции.

69

Контрольная работа5.


Обобщающее занятие.

70

Современная научная картина мира. Физика и научно-техническая революция.


Всего-70 часов.




Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  1. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

2.смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя* энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

3. смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

4.вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

уметь:

1.Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока. Использовать трансформатор для преобразования токов и напряжений. Определять неизвестные параметры в колебательном контуре. Измерять длину световой волны .Определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях. Пользоваться психрометром, определять экспериментально параметры состояния газа, модуль упругости материала. Измерять заряд электрона. Пользоваться миллиамперметром, омметром или авометром, выпрямителем электрического тока. Собирать электрические цепи. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Пользоваться секундомером. Измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость, ускорение, массу, силу, жесткость, коэффициент трения, импульс, работу, мощность, КПД механизмов, период колебания маятника, ускорение свободного падения;

2.описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

3.отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе

экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения

и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют

проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность

объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще

неизвестные явления;


4.приводить примеры практического использования физических знаний: законов

механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов

электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой

физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

5.воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

6.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

1.для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования

транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и

телекоммуникационной связи;

2.оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

3.рационального природопользования и защиты окружающей среды;

4. контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых и электрических

приборов в квартире.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4,9-4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3,9-3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2,9-2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4,9-4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3,9-3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2,9-2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4,9-4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3,9-3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2,9-2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Оценка решений задач.

В задачах и вопросах для 10-11 класса уровень сложности ( А,В,С.) определяет число используемых при решении элементов знаний, умений и навыков. Группу А составляют задачи, в решении которых количество элементов знаний, умений и навыков не превышает трёх. Как правило ,в ходе решения этих задач применяются одна-две формулы, несложные преобразования и расчёты. Группу уровня В составляют задачи, решение которых предполагает использование от четырёх до пяти элементов знаний, умений и навыков. Решение этих задач предполагает использование двух-трёх зависимостей(формул) и чёткое представление о сущности физических явлений, их взаимосвязи и причинно-следственной обусловленности. Группу задач уровня С представляют задачи, решение которых предполагает использование более пяти элементов знаний ,умений и навыков. Задачи рассчитаны на учащихся, интересующихся физикой и проявивших способности при её изучении. Данные задачи требуют для решения углубленных знаний по теоретическим вопросам, сформированных умений и навыков. Содержание большинства из них не ограничивается рамками одной темы, многие требуют для решения творческих способностей.

При правильном решении задач уровня А ставится оценка «2,9-3.9» ( при наличии недочётов, ошибок в вычислениях).

При решении задач уровня В- оценка «4-4,9».

При решении задач уровня С- только оценка «5».

В письменных контрольных работах и тестах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.



Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показания измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.


Меж -предметные связи.

Природоведение.

Изучение о строения вещества .

Биология.

При изучении звуковых волн учитываются знания о строении и функциях органов слуха. Знания о сохранении и превращении энергии используются при изучении энергетического обмена. При рассмотрении явления диффузии привлекаются знания о процессах питания и дыхания живых организмов и растений. Испарение. Мутационное воздействие ионизирующей радиации. Причины мутации. Биологическое воздействие инфракрасного, ультрафиолетового и видимого света на живые организмы. Круговорот вещества и превращение энергии в биосфере. Энергетический обмен в клетке. Биосфера в период научно-технического прогресса.

География.

Атмосферное давление. Барометр-анероид. Удельная теплоёмкость. Водяной пар в воздухе (осадки). Умение ориентироваться с помощью компаса. Знания о запасах гидроэнергетических ресурсов и их применении в различных районах страны. Топливно-энергетические комплексы.

Химия.

На уроках при рассмотрении вопроса об энергии химических реакций развиваются знания о внутренней энергии, количестве теплоты, удельной теплоёмкости, удельной теплоты сгорания топлива, видах теплопередачи, о сохранении и превращении энергии. При изучении строения электронных оболочек атомов, видов химических связей, строения кристаллических решеток - знания об электроне, о двух родах зарядов, о взаимодействии заряженных тел, электрическом поле. Моль. Молярная и относительная молекулярная масса. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Ионная, атомная и кристаллическая решетка. Производство и применение материалов в технике .Электрический ток в растворах и расплавах электролитов.( электролиты, электролитическая диссоциация и её механизм, электролиз.) Понятие ковалентной связи. Состав атомных ядер. Изотопы.

Математика.

Умение переводить единицы величины в кратные и дольные единицы. Прямая и обратная пропорциональность. Измерение и построение углов. Равенство треугольников. Параллелограмм и его свойства. Ромб и его свойства. Квадрат и его свойства. Треугольник и его свойства. . Теорема Пифагора. Умения решать линейные уравнения и системы двух линейных уравнений. Числовые функции. Вектора. Действия с ними. Проекции вектора. Координаты точки. Линейная функция и её график. Квадратные уравнения. Элементы тригонометрии. Окружность и касательная к ней. Относительная и абсолютная погрешность. Приближённое значение числа. Умение производить приближённые вычисления. Стандартный вид числа. Свойства показательной функции. Многогранники. Свойства гармонических функций. Правила взятия производной этих функций.

Трудовое обучение.

Скорости и перемещения деталей металлорежущих и других станков. Упругость материалов. Подшипники. Электрические цепи. Устройство лампы накаливания, патрона выключателя, штепсельной вилки ,электромагнитов и их применение. Элементы автоматических устройств. Микрометр. Штангенциркуль. Правила техники безопасности при обращении с электрическими и бытовыми приборами.

Информатика.


Магнитная запись информации. Применение полупроводниковых приборов. Использование навыков работы на компьютере на уроках физики ( построение графиков, создание презентаций, получение информации из интернета и т.д. ).


Список литературы:


1.Учебник: Физика - 10: учебник для 10 класса общеобразовательных

учреждений Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, М.;

Просвещение,2012г.

2.Учебник: Физика - 11: учебник для 11 класса общеобразовательных

учреждений. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев . М.; Просвещение, 2012г.

3.Задачник.10-11 класс. Пособие для общеобразовательных учебных заведений.

Рымкевич А.П., М.; Дрофа,2009г. 2012г.

4.Контрольно-измерительные материалы. Физика.10 класс. Москва; Вако,2012г.

5.Контрольно-измерительные материалы. Физика.11 класс. Москва; Вако,2012г.


19


© 2010-2022