Инструментарий мониторинга эффективности образовательных технологгий

Данная разработка в табличной форме представляет сравнительный анализ по применению современных образовательных технологий; позволяет не просто сравнивать возможности и рациональность применения технологий, но и "вооружает" учителя инструментарием по отслеживанию уровня сформированности тех или иных умений. Материал может помочь при подготовке учительского портфолио
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Т

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе


ехнология

Обоснование выбора

Системность использования

(периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат

(методическая и практическая направленность использования)

Проектная технология


Необходимо показать применение школьных знаний на практике. Работа по данной технологии позволяет это сделать как нельзя лучше; даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

  • Использую

  1. при выполнении учащимися научно-исследовательских работ (учебных проектов);

  2. на обобщающих уроках; уроках-зачётах (представление, защита проектов)

    • Учитель является куратором, организатором процесса исследования, экспертом; ученик является непосредственным участником деятельности

Победы учащихся в научно-практических конференциях (защита учебных проектов)

См. таблицу раздела 6

Технологии проблемного обучения

Как педагог, я часто сталкиваюсь с нежеланием некоторых учащихся воспринимать репродуктивную информацию, им скучно, неинтересно или непонятно. Использование технологий проблемного обучения способствует активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности

  • Использую на уроках

1. изучения нового материала и первичного закрепления;

2. комбинированных (на мотивационном этапе);

3. на лабораторных работах исследовательского характера

4. на уроках проектной и исследовательской деятельности (чаще на факультативных занятиях)

  • Учитель

1.организует процесс выдвижения гипотез; добывания знаний для их проверки;

2. учит учащихся анализировать идеи, делать выводы

  • Использую на этапе:

  1. мотивационном

  2. выдвижения и проверки гипотез

на протяжении всего урока (такие уроки провожу не часто - 1,2 раза за тему, а также во время решения экспериментальных задач)


  • Большая часть учащихся умеет выдвигать и проверять рабочие гипотезы, решать учебные проблемы (выполнение учебных проектов -научно-исследовательских работ -есть победители НТК; см. таблицу раздела 6),

В рамках административного контроля было проведено анкетирование учащихся:

95 % отметили, что на уроке было интересно

85 % считают, что удалось узнать больше благодаря собственному опыту «добывания» знаний

90 % удовлетворены результатами своей деятельности

Проверка эффективности урока проблемного обучения по методике Н.Г. Кудрявцева показала, что эффективность проблемного урока- 85 %, что является высоким показателем

Технология критического мышления


Я провела диагностику по определению у учащихся уровня готовности самостоятельно работать с текстом (по Г.А Русских) для выявления следующих умений:

  • Отбирать основное содержание учебного материала

  • Кодировать информацию в форме конспекта

  • Конструирование проблемных и репродуктивных вопросов

  • Оценивать работу партнера

  • Рационально распределять время в процессе самостоятельной работы

  • Работа с таблицей.

Анализ диагностики показал, что особые трудности у учащихся вызвали

задания кодировать информацию в форме конспекта, отбирать материал для

конструирования вопросов, отвечать на проблемные вопросы, заносить данные

в таблицу. Т.е. необходимо учить осмысленному чтению и переработке информации. Поэтому выбор технологии развития критического мышления

для преподавания был неслучаен.

Физика наука точная и без развития аналитических способностей, без умения сравнивать, обобщать и перерабатывать информацию её освоение невозможно.

  • Систематически использую:

на уроках изучения нового материала

1. заполнение таблицы «Знаем -Хотим узнать-Узнаем» («+», «-», «?»; приём Инсерт)

2. приём «Зиг-заг» (взаимообучение)

3. мозговая атака (на этапе вызова)

4. «продвинутая лекция»

  1. составление «толстых» и «тонких» вопросов

  2. составление кластера, фишбоуна, синквейна (на этапе рефлексии), приём «ключевые слова»

на обощающих уроках

  1. Семантический оптимистический анализ.

  2. Прием "Кубик"

  3. Cоставление кластеров

  4. Авторский стул (защита проектов)

на комбинированных уроках

    1. составление кластера, фишбоуна, синквейна (на этапе рефлексии)

  1. составление «толстых» и «тонких» вопросов

    • Деятельность в системе «Ученик-учитель»

Вызов

ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Роль учителя - в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала.

Стадия осмысления

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации, используя методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»;

Стадия рефлексии

-заполнение кластеров, таблиц; написание фишбоуна, синквейна

- установление причинно следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы.

- организация устных и письменных круглых столов;

-организация различных видов дискуссий.

  • Положительная динамика успеваемости, качества, среднего балла (см. таблицу раздела 3)

  • Высокие результаты ЕГЭ, ГИА (см. таблицу раздела 4)

Результативность применения технологии критического мышления отслеживалась по методике Руссих Г.А. (определение уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом). Отслеживание динамики умений школьников проводилось в 2012-14 уч. годах

Инструментарий мониторинга эффективности образовательных технологгий

Здоровьесберегающие технологии

При неправильном построении урока с точки зрения критериев здоровьесбережения теряется концентрация и переключение внимания, растёт утомляемость, возникают всевозможные стрессовые ситуации. В такой ситуации восприятие нового материала становится малопродуктивным. Построение уроков с учётом критериев здоровьесбережения позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время и способ подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что повышает продуктивность восприятия учебного материала

  • Применяется на каждом уроке любого типа, на протяжении всего урока

  • Для организации учебного процесса выстраиваю учебную деятельность согласно критериям здоровьесбережения

Анализ уроков по методике Н.К. Смирнова показал, что

эффективность урока с точки зрения здоровьесбережения составляет- в среднем 84 %, что говорит о соответствии уроков критериям здоровьесбереженияСогласно проведённому диагностированию по опроснику Ч.Д. Спилберга, адаптированного А.Д. Андреевой

81 % опрошенных имеют низкий уровень тревожности;

42% высокий уровень познавательной активности; 38 %- средний уровень познавательной активности;

низкий уровень эмоциональных переживаний имеет- 73%

Электронный образовательный ресурс

Обоснование выбора

Системность использования

(периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат

(методическая и практическая направленность использования)

Программа «Измеритель»

Считаю, что применение помогает на практике закрепить понятие «масштаб», «цена деления»; позволяет строить и анализировать графики движения; определять расстояния

Может быть использована на уроках решения экспериментальных задач;

в качестве лабораторной работы; на этапе закрепления нового материала

Программа используется для физических расчетов на основе анализа фото или видео изображений (определение длин, координат, расстояний)

  • В 7 классе в качестве творческой лабораторной работы на уроке «Физические величины. Измерение физических величин»;

  • В 8 классе -

определение фокусного расстояния линзы;

В 9,10 классах при изучении равноускоренного движения, свободного падения, баллистического движения в качестве экспериментальных задач

Учитель является куратором, организатором процесса исследования, экспертом; ученик является непосредственным участником деятельности

Результаты опросника Ч.Д. Спилбергера (STPI - State Trait Personal Inventory) адаптированной А.Д.Андреевой показывают высокую познавательную активность учащихся

Видеозадачник по физике

А.И. Фишман

А.И. Скворцов,

Р.В. Даминов

I-III части

Использование задачника позволяет создать на уроке проблемную ситуацию, разъяснить прикладное значение предмета, облегчить понимание учащимися сложного учебного материала; пробудят интерес к исследовательской работе

Целесообразно на уроке обобщения и систематизации знаний; на уроках отработки практических навыков по решению качественных или экспериментальных задач

Может использоваться на внеклассных мероприятиях (КВНах, физических вечерах)

Учитель является куратором, организатором процесса исследования, экспертом; ученик является непосредственным участником деятельности

Использую на уроках решения задач по темам: «Основы кинематики», «Основы динамики», «Законы сохранения в механике» (9, 10 класс), «Механические колебания» (11 класс); «Электромагнитные явления» (8, 10 класс)

на обобщающих уроках: «Законы геометрической оптики» (11 класс), «Архимедова сила и плавание тел» (7 класс). «Силы в природе» (9, 10 класс); в качестве творческих домашних заданий

Результаты опросника Ч.Д. Спилбергера (STPI - State Trait Personal Inventory) адаптированной А.Д.Андреевой показывают высокую познавательную активность учащихся

Multimedia «Дорлинг Киндерсли», русская версия 1998 «От плуга до лазера»

В моих классах (из анализа психолого-педагогического тестирования) большая часть учащихся это кинестетики и визуалы, поэтому данное пособие даёт возможность увидеть то, что обычно скрыто от глаз в реальном устройстве (приборы показаны в разрезе); кроме того все механические процессы анимированы, что позволяет «увидеть» в замедленном режиме действие отдельных частей и механизмов устройства.

Использую как на уроках объяснения нового материала, так и для самостоятельного изучения принципа действия устройств (ресурс предусматривает пояснения, содержит «словарь» терминов)

Применяю при объяснении принципа действия приборов и механизмов (манометры, барометры, лазеры, гидравлические насосы, рентгеновский аппарат, «детектор лжи», подводная лодка, фотоаппарат, электроизмерительные приборы, гидравлический пресс. и.т.п.) Пособие рассматривает работу 150 различных устройств

Результаты опросника Ч.Д. Спилбергера (STPI - State Trait Personal Inventory) адаптированной А.Д.Андреевой показывают высокую познавательную активность учащихся

Репетитор по физике Кирилла и Мефодия

При подготовке к ЕГЭ необходим «тренажёр» по отработки навыков написания тестов, т.к.

память старшеклассников крайне перегружена и требуется активизация процесса запоминания физических понятий, формул, формулировок, физических законов, сущности физических явлений. Данное пособие не только систематизирует знания, позволяет интенсифицировать процесс запоминания, но и не вызывает у детей чувства утомления или отвращения к выполнению этих работ.

Можно использовать

  • на уроках контроля знаний (режим «Экзамен»);

  • на уроках отработки практических навыков и умений (режим «Репетитор»)

Является хорошим «тренажёром» при подготовке к ЕГЭ, способствует запоминанию большого объёма информации.

Данное пособие даёт возможность учащимся работать как в режиме «Репетитор», так и в режиме «Экзамен», что позволяет получить «экспертную» оценку (режим «Экзамен») и исправить ошибки (в режиме «Репетитор»).

Результат - учащиеся хорошо подготовлены к решению заданий типа «А» и «В» ЕГЭ

  • Положительная динамика успеваемости, качества, среднего балла

  • Высокие результаты ЕГЭ, ГИА

school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30 - книги, задачники для разных классов, интерактивные задачи
djvu-inf.narod.ru/nplib.htm - каталог электронных физических библиотек
elementy.ru/lib - научно-популярные журналы, лекции

n-t.ru/ - электронная библиотека «Наука и техника»

Некоторые учащиеся любят работать самостоятельно, но и таким учащимся нужна помощь. Указанные ресурсы могут решить данную задачу

Для самостоятельного изучения материала

  1. Данные ссылки находятся в «Личном портфолио» на АСУ РСО в открытом доступе для всех пользователей МБОУ СОШ № 35

  2. Через АСУ РСО может осуществляться обратная связь с учениками (в режиме консультаций или «вопрос-ответ»)

Результаты опросника Ч.Д. Спилбергера (STPI - State Trait Personal Inventory) адаптированной А.Д.Андреевой показывают высокую познавательную активность учащихся





© 2010-2022