Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике для 8 класса

"Выдержка из материала: Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  по физике для 8 класса "СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов) Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и размеры молекул. Броуновское движение. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Средняя скорость движения молекул и температура тела. Взаимодействие частиц вещества. Модели твердого, жидкого и газообразного состояний вещест...
Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия»


Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на заседании МО зам.директора директор гимназии

Протокол № 1 «____» августа 2013г.

от «26 » августа 2013г. от «___» августа 2013г.

________ Е. О. Иванова _________Г.Н. Игошева ________Н.Д. Волошин






Рабочая программа и календарно-тематическое планирование

по физике для 8 класса

на 2013 -2014 учебный год










Автор-составитель: Мальцева Марина Викторовна, 1 квалификационная категория







2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для основного общего образования ориентирована на учащихся 8 «б» класса и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике и примерной программы основного общего образования, авторской программы Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество контрольных и лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 8 классах из расчета 2 учебных часа в неделю.

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 за №1089;

  2. ФЗ- №273 от 29.12.2012 г. « Об образовании в Российской Федерации»;

  3. Образовательная программа МАОУ «Гимназия».

  4. Учебный план МАОУ «Гимназия» на 2013-2014 учебный год.

  5. Устав МАОУ «Гимназия» п.85

  6. Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7 -11 классы. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов -3 -е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010

Учебно-методические комплекты:

При реализации рабочей программы используется МК:

  • основной учебник - Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений / Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. - 5-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2009, входящий в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Минобразования РФ № 2080 от 24.12.2010 г. ( №1255)

  • для закрепления материал и домашнего задания используется

рабочая тетрадь - Физика. 8 класс: рабочая тетрадь/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская.-5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010

задачник: В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.-14-е изд., М.: Просвещение, 2001.

Общая характеристика учебного предмета

В основу курса физики положен ряд идей, кото­рые можно рассматривать как принципы его постро­ения.

Идея целостности. В соответствии с ней курс яв­ляется логически завершенным, содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы клас­сической, так и современной физики; уровень пред­ставления материала учитывает познавательные воз­можности учащихся.

Идея преемственности. Содержание курса учиты­вает подготовку, полученную учащимися при изуче­нии естествознания.

Идея генерализации. В соответствии с ней выде­лены такие стержневые понятия, как энергия, взаи­модействие, вещество, поле. Ведущим в курсе являет­ся и представление о структурных уровнях материи.

Идея гуманитаризации. Ее реализация предпо­лагает использование гуманитарного потенциала фи­зической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравст­венных, экологических проблем.

Идея спирального построения курса. Ее выделе­ние обусловлено необходимостью учета математиче­ской подготовки и познавательных возможностей учащихся.

В соответствии с целями обучения физике уча­щихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру.

Курс начинается с введения, имеющего методоло­гический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, проис­ходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматрива­ются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физическо­го знания (понятия, законы, теории). Усвоение мате­риала этой темы обеспечено предшествующей подго­товкой учащихся по математике и природоведению. Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Движение и взаимодействие», «Зву­ковые явления», «Световые явления»). Тема «Пер­воначальные сведения о строении вещества» пред­шествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассмат­риваются основные положения молекулярно - кинетической теории, которые затем используются при объ­яснении тепловых явлений, механических и тепло­вых свойств газов, жидкостей и твердых тел. Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электро­магнитных явлений, электрического тока и проводи­мости различных сред. Таким образом, в 8 классе учащиеся знако­мятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механи­ческими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми).

Изучение физики в общеобразовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.

Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств для решения физических задач.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с иcпользованием информационных технологий.

Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как элементу человеческой культуры.

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстра­ционному эксперименту и практическим работам уча­щихся, часть которых учащиеся выполняют дома.

При преподавании применяются следующие формы и виды обучения:

а) урок изучения нового материала

Виды: урок-лекция, урок - беседа, урок с использованием учебного видеофильма

б) уроки совершенствования знаний, умений и навыков.

Виды: урок самостоятельных работ, урок лабораторная работа, урок практических работ, урок-экскурсия, семинар.

в) урок обобщения и систематизации

Виды: урок-семинар, урок-конференция, интегрированный урок, урок-диспут, урок- ролевая игра.

г) уроки контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков

Виды: устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос), письменная проверка, зачет, контрольная (самостоятельная) работа, урок-соревнование.

д) комбинированные уроки: на них решаются несколько дидактических задач.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.






СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1. Первоначальные сведения о строении вещества ( 5 часов)

Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и

размеры молекул. Броуновское движение. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Средняя скорость движения молекул и температура тела. Взаимодействие частиц вещества.

Модели твердого, жидкого и газообразного состояний вещества и их объяснение с точки зрения

молекулярно-кинетических представлений. Способы измерения массы и размеров молекул.

Измерение скоростей молекул. Опыт Штерна. Смачивание. Капиллярность.

Раздел 2. Механические свойства жидкостей и газов (13 часов)

Давление жидкостей и газов. Объяснение давления жидкостей и газов с точки зрения молекулярно-кинетических представлений. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление внутри жидкости. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические машины. Манометры. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние давления на живые организмы. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Изменение атмосферного давления с высотой. Плавание судов. Воздухоплавание.

Лабораторные работы

1. Измерение выталкивающей силы.

2. Изучение условия плавания тел.

Раздел 3. Тепловые явления (13 часов)

Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Шкала Цельсия. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолютный нуль. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания. Первый закон термодинамики. Представление о необратимости тепловых процессов.

Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, холодильник. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Основные направления совершенствования тепловых двигателей. Температурные шкалы Фаренгейта и Реомюра.

Лабораторные работы

3. Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.

4. Измерение удельной теплоемкости вещества.

Раздел 4. Изменение агрегатных состояний вещества ( 6 часов)

Плавление и отвердевание. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.

Раздел 5. Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел (6 часов)

Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры, объема газа данной массы от

температуры (качественно). Применение газов в технике. Тепловое расширение жидкостей (качественно). Тепловое расширение воды. Тепловое расширение твердых тел (качественно). Модель идеального газа. Законы Бойля-Мариотта, Шарля, Гей-Люссака, объединенный газовый закон. Формулы теплового расширения жидкостей и твердых тел.

Лабораторные работы

5. Изучение зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре.

Раздел 6. Электрические явления (6 часов)

Электростатическое взаимодействие. Электрический заряд. Электроскоп, его устройство и

принцип действия. Два рода электрических зарядов. Дискретность электрического заряда. Строение атома. Электрон и протон. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Проводники и диэлектрики. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического поля. Электрическое поле точечных зарядов и двух заряженных пластин. Учет и использование электростатических явлений в быту, технике, их проявление в природе. Электростатическая индукция. Закон Кулона.

Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Раздел 7. Электрический ток и его действия (19 часов)

Постоянный электрический ток. Источники постоянного электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, электролитах, газах и полупроводниках. Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное. Электрическая цепь. Сила тока. Измерение силы тока. Напряжение. Измерение напряжения. Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Реостаты. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Счетчик электрической энергии. Использование электрической энергии в быту, природе и

Гальванические элементы и аккумуляторы.

Лабораторные работы

6. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в цепи.

7. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

8. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

9. Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата.

10.Изучение последовательного соединения проводников.

11.Изучение параллельного соединения проводников.

12.Измерение работы и мощности электрического тока.


Наименование разделов и тем

Общее количество аудиторных часов обучения


в том числе

Всего

часов

теория

практика

контроль

1

3

4

5

6

Раздел 1. Первоначальные сведения о строении вещества

5

5



Развитие взглядов на строение вещества


1



Диффузия.


1



Взаимодействие молекул


1



Смачивание. Капиллярные явления.


1



Строение газов, жидкостей и твердых тел


1



Раздел 2.Механические свойства жидкостей, газов, твердых тел.

13

8

4

1

Давление жидкостей и газов


1



Давление в жидкости и в газе


1



Сообщающиеся сосуды


1



Гидравлическая машина и пресс


1



Атмосферное давление


1



Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.


1



Лабораторная работа № 1: «Измерение выталкивающей силы».



1


Лабораторная работа № 2: «Изучение условий плавания тел».



1


Решение задач по теме: Механические свойства жидкостей, газов, твердых тел.



1


Повторение по теме: «Механические свойства жидкостей и газов»



1


Контрольная работа №1 по теме: «Механические свойства жидкостей и газов»




1

Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела


1



Деформация твёрдых тел. Виды деформации.


1



Раздел 3. Тепловые явления

13

8

4

1

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура


1



Внутренняя энергия и способы ее изменения.


1



Теплопроводность


1



Конвекция и излучение


1



Количество теплоты.


1



Уравнение теплового баланса.


1



Лабораторная работа №3: «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»



1


Лабораторная работа №4: «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»



1


Энергия топлива


1



Первый закон термодинамики.


1



Решение задач



1


Повторение темы: «Тепловые явления»



1


Контрольная работа №2 по теме: «Тепловые явления»




1

Раздел 4. Изменение агрегатных состояний вещества

6

4

1

1

Плавление и отвердевание тел.


1



Испарение и конденсация.


1



Кипение.


1



Влажность воздуха


1



Повторение темы: «Изменение агрегатных состояний вещества»



1


Контрольная работа №3 по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»




1

Раздел 5. Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел

6

3

2

1

Связь между давлением и объемом газа, объемом и температурой газа, давлением и температурой газа


1



Лабораторная работа №5 : «Исследование зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре»



1


Объединенный газовый закон.


1



Тепловое расширение тел и жидкостей


1



Повторение темы: «Тепловые свойства тел»



1


Контрольная работа №4: «Тепловые свойства тел»




1

Раздел 6. Электрические явления

6

5

1


Взаимодействие заряженных тел.


1



Электризация тел.


1



Строение атома


1



Проводники, диэлектрики и полупроводники.


1



Закон Кулона. Электрическое поле.


1



Обобщающее занятие по теме:«Электрические явления»



1


Раздел 7. Электрический ток

19

10

8

1

Электрический ток. Источники тока.


1



Действия электрического тока


1



Электрическая цепь и ее составные части


1



Сила тока


1



Лабораторная работа №6: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»



1


Электрическое напряжение. Вольтметр


1



Лабораторная работа №7: «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»



1


Электрическое сопротивление.


1



Лабораторная работа №8: «Измерение сопротивления амперметром и вольтметром»



1


Лабораторная работа №9: «Регулирование силы тока реостатом»



1


Закон Ома для участка электрической цепи.


1



Последовательное и параллельное соединения проводников.


1



Лабораторная работа №10: «Изучение параллельного соединения проводников»



1


Лабораторная работа №1: «Изучение последовательного соединения проводников»



1


Работа и мощность тока


1



Лабораторная работа №12: «Измерение работы и мощности тока в лампе»



1


Закон Джоуля- Ленца


1



Повторение темы: «Электрический ток»



1


Контрольная работа №5 по теме: «Электрический ток»




1

Всего:

68

43

20

5




















№ урока

Тема урока

Тип урока

Дата проведения


Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

обучающихся




Демонстрация

Домашнее задание

план.

факт.

Раздел 1. Первоначальные сведения о строении вещества ( 5 часов)

1

Развитие взглядов на строение вещества

Урок изучения новых знаний

3.09

Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и размеры молекул

Знать: методы изучения физических явлений; исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества; определение молекулы, атома; порядок размеров и массы молекул.

уметь: приводить примеры; объяснять результаты опытов, доказывающих существование молекул и наличие промежутков между ними; примеры, позволяющие оценить размеры молекул и число молекул в единице объема.


§ 1-3

Задание 1,2

2

Диффузия.

Урок изучения новых знаний

6.09

Броуновское движение. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Средняя скорость движения молекул и температура тела.

Знать: определение, единицы измерения; обозначение температуры; определение диффузии.

уметь: приводить примеры явлений; объяснять результаты опытов, подтверждающих движение молекул; описывать явление диффузии; пояснять разницу протекания диффузии при различных температурах и в различных агрегатных состояниях.

§ 4, 5

Задание 3

3

Взаимодействие молекул

Урок изучения новых знаний

10.09

Взаимодействие частиц вещества

Знать: характер взаимодействия молекул

уметь: приводить примеры опытов и явлений, подтверждающих взаимодействие молекул; описывать взаимодействие молекул

§ 6

Задание 4.

4

Смачивание. Капиллярные явления.

Комбини-

рованный

13.09

Смачивание. Капиллярные явления.

Уметь: приводить примеры опытов и явлений, в которых наблюдается явление смачивания и капиллярности; описывать и объяснять явления смачивания и капиллярности

§ 7

Задание 5.

5

Строение газов, жидкостей и твердых тел

Урок изучения новых знаний

17.09

Модели твердого, жидкого и газообразного состояния вещества и их объяснение с точки зрения молекулярно-кинетических представлений

Знать: характер движения, взаимодействия и расположение молекул веществ в различных агрегатных состояниях

уметь: формулировать основные положения о строении вещества, применять их для объяснения сжимаемости (несжимаемости), сохранения (несохранения) формы и объема газов, жидкостей и твердых тел.

§ 8

Задание 6 (1,2)

Раздел 2. Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел. (13 часов)

6

Давление жидкостей и газов

Урок изучения новых знаний

21.09

Давление жидкостей и газов. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Объяснение давления жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетических представлений.

Знать: определение давления, плотности, силы, их обозначение и единицы измерения; причину давления газа; зависимость давления от температуры, плотности; формулировку закона Паскаля.

уметь: описывать явление давления газа и объяснять особенности передачи давления жидкостями и газами на основе положений о строении вещества; приводить примеры, иллюстрирующие закон Паскаля.

§ 9

Задание 7

7

Давление в жидкости и в газе

Комбини-

рованный

24.09

Давление внутри жидкости

Знать: причину давления жидкости; зависимость давления жидкости от высоты столба и плотности

уметь: описывать явление давления жидкости; приводить примеры опытов, доказывающих зависимость давления от высоты столба и плотности; объяснять независимость давления жидкости на одном и том же уровне от направления; производить расчет давления жидкости, находить высоту столба жидкости, плотность жидкости и силу давления на твердую поверхность.

§ 10

Задание 8 (1-4)

8

Сообщающиеся сосуды

Комбини-

рованный

28.09

Сообщающиеся сосуды

Знать: устройство сообщающихся сосудов.

уметь: приводить примеры сообщающихся сосудов, их применения в быту и технических устройствах; объяснять закон сообщающихся сосудов

§ 11

Задание 9

[Л] № 515, 516, 518, 522

9

Гидравлическая машина и пресс

Комбини-

рованный

1.10

Гидравлические машины. Манометры.

Знать: принцип действия манометра; устройство гидравлической машины.

уметь: объяснять принцип действия гидравлической машины и гидравлического пресса; применять формулу соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины и их площадью к решению задач.

§ 12

Задание 10

10

Атмосферное давление

Комбини-

рованный

8.10

Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние давления на живые организмы.

Знать: о существовании атмосферного давления, причину атмосферного давления; устройство и принцип действия барометра, значение нормального давления.

уметь: описывать опыт Торричелли; способы измерения атмосферного давления; рассчитывать атмосферное давление на различных высотах; измерять давление с помощью барометра-анероида.

§ 13, 14; Задание 11

(1-5,8)

[Л] № 496, 498

Задание 12

11

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.

Комбини-

рованный

11.10

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.

Знать: причины возникновения выталкивающей силы.

уметь: описывать действие жидкости и газа на погруженное в них тело; изображать выталкивающую силу графически; формулировать закон Архимеда; рассчитывать силу Архимеда, плотность жидкости, объем тела по формуле

§ 15;

Задание 13 (1-4)

[Л] № 605-609

12

Лабораторная работа № 1: «Измерение выталкивающей силы».

Лабораторная работа

15.10

Закон Архимеда

Уметь: проводить эксперимент по обнаружению выталкивающей силы, выявлению зависимости Fа от Рж и VТ ; записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и результатах с учетом погрешности

[Л] № 625- 628

13

Лабораторная работа № 2: «Изучение условий плавания тел».

Лабораторная работа

18.10

Условия плавания тел.

Знать: условия, при которых тело тонет, всплывает, плавает внутри или на поверхности жидкости.

уметь: проводить эксперимент по проверке условий плавания; записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и результатах с учетом погрешности

§ 16

Задание 14.

[Л] № 639-642

14

Решение задач по теме: Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел.

Практическое занятие

22.10

Закон Архимеда. Закон Паскаля

Уметь: работать с физическими величинами, входящими в формулу расчета давления

15

Повторение по теме: «Механические свойства жидкостей

и газов»

Урок закрепления знаний

25.10

Механические свойства жидкостей и газов

Знать: закон Архимеда, условия плавания тел.

уметь: применять формулу расчета силы Архимеда и условия плавания тел

Задание 15.

[Л] № 501, 527, 531, 643, 646

16

Контрольная работа №1 по теме: «Механические свойства жидкостей и газов»

Урок контроля знаний

29.10

Механические свойства жидкостей и газов

Уметь: воспроизводить формулы и находить параметры , характеризующие механические свойства жидкостей и газов

17

Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела

Урок изучения новых знаний

1.11

Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела

Знать: различие в строении и свойствах кристаллических твердых тел и аморфных.

уметь: объяснять отличие кристаллических твердых тел от аморфных.

§ 17

Задание 16

18

Деформация твёрдых тел. Виды деформации. Свойства твёрдых тел.

Комбини-

рованный

12.11

Дефор­мация твердых тел. Виды деформации. Свойства твердых тел: упругость, прочность, плас­тичность, твердость.

Знать: определение деформации, упругой и пластической деформации.

уметь: распознавать различные виды деформации твердых тел; приводить примеры деформации, проявляющихся в природе и быту.

§ 18, 19, 20

Задание 17 (2,3),

Задание 18 (3)

Раздел 3. Тепловые явления ( 13 часов)

19

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура

Урок изучения новых знаний

15.11

Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Шкала Цель­сия. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолют­ный нуль.

Знать: определение теплового равновесия, теплового движения, температуры; единицы измерения и обозначение температуры; устройство и принцип действия термометра

уметь: использовать при описании явлений понятия: система, состояние системы, параметры состояния системы; приводить примеры тепловых явлений

§ 21, 22

Задание 21 (2)

20

Внутренняя энергия и способы ее изменения.

Урок изучения новых знаний

19.11

Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи.

Знать: определение внутренней энергии, теплопередачи; единицы измерения и обозначение внутренней энергии; способы изменения внутренней энергии

Изменение энергии тела при совершении работы

§ 23, 24 Задание 23

(1-3)

21

Теплопроводность

Комбини-

рованный

22.11

Теплопроводность

Знать: определение теплопроводности.

уметь: приводить примеры теплопроводности; распознавать теплопроводность среди других видов теплопередачи; описывать и объяснять механизм передачи энергии данным способом.

§ 25

22

Конвекция и излучение

Комбини-

рованный

26.11

Конвекция. Излучение.

Знать: определение конвекции и излучения. уметь: приводить примеры конвекции и излучения; распознавать конвекцию и излучение среди других видов теплопередачи; описывать и объяснять механизм передачи энергии данными способами.

Конвекция в жидкости.

§ 26, 27

Задание 25 (5)

Задание 26 (5)

23

Количество теплоты.

Комбини-

рованный

29.11

Удельная теплоемкость вещества.

Знать: определение количества теплоты, удельной теплоемкости; единицу измерения и обозначение количества теплоты и удельной теплоемкости; формулу для расчета количество теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

уметь: пользоваться справочным материалом для нахождения удельной теплоемкости тела

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

§ 28

задание 27 (1-3)

24

Уравнение теплового баланса.

Практическое занятие

3.12

Уравнение теплового баланса

Уметь: применять формулу для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении; уравнение теплового баланса для решения задач.

§ 29

[Л] № 1015- 1019

25

Лабораторная работа №3:

«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

Лабораторная работа

6.12

Методы сравнения количества теплоты при смешивании воды разной температуры

Знать: устройство и принцип работы калориметра.

уметь: проводить наблюдения процесса теплопередачи; измерять температуру горячей и холодной воды; рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания воды и выделяемое ею при охлаждении; объяснять причину неравенства этих количеств теплоты.

(Л) №1023

26

Лабораторная работа №4:

«Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

Лабораторная работа

10.12

Измерение удельной теплоемкости твердого тела

Уметь: работать с приборами; проводить наблюдения процесса теплопередачи; рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания воды и выделяемое ею при охлаждении; применять уравнение теплового баланса для определения удельной теплоемкости вещества.

(Л) №1024

27

Энергия топлива

Комбини-

рованный

14.12

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

Знать: определение удельной теплоты сгорания топлива; единицу измерения и формулу расчета энергии топлива.

уметь: объяснять процесс выделения энергии при сгорании топлива; пользоваться справочным материалом для определения удельной теплоты сгорания топлива; сравнивать значения удельной теплоты сгорания различных веществ; вычислять энергию, выделившуюся при сгорании топлива.

§ 30

Задание 29

28

Первый закон термодинамики.

Комбини-

рованный

17.12

Первый закон термодинамики. Представление о необратимости тепловых процессов.

Знать: формулировку и формулу первого закона термодинамики

уметь: описывать процесс изменения и превращения энергии в тепловых процессах.

§31

Задание 30 (4)

29

Решение задач по теме: Тепловые явления

Практическое занятие

21.12

Расчет количества теплоты

Уметь: работать с физическими величинами, входящими в формулу расчета количества теплоты

30

Повторение темы: «Тепловые явления»

Урок закрепления знаний

24.12

Законы тепловых явлений.

Уметь: обобщать знания о способах изменения внутренней энергии и видах теплопередачи, учитывать явления теплопроводности, конвекции, излучения при решении бытовых проблем.

Итоги 3 главы

(Л) №1041

31

Контрольная работа №2 по теме: «Тепловые явления»

Урок контроля знаний

28.12

Законы тепловых явлений.

Уметь: воспроизводить формулы и находить параметры , характеризующие тепловые явления

Раздел 4. Изменение агрегатных состояний вещества ( 6 часов)

32

Плавление и отвердевание тел.

Урок изучения новых знаний

8.01

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. График плавления и отвердевания. Удельная теп­лота плавления.

Знать: определения плавления, отвердевания, температуры плавления, удельной теплоты плавления; единицу измерения и физический смысл значения удельной теплоты плавления; формулу для расчета количества теплоты, необходимого для плавления и выделяющегося при отвердевании.

уметь: пользоваться таблицей температур плавления веществ; объяснять процессы плавления и отвердевания веществ на основе МКТ; пользоваться таблицей удельной теплоты плавления; сравнивать удельную теплоту плавления различных веществ

Плавление и кристаллизация веществ.

§ 32

Задание 31(4, 7)

33

Испарение и конденсация.

Урок изучения новых знаний

10.01

Испарение и конденсация.

Насыщенный пар.

Знать: определения испарения, конденсации.

уметь: описывать и объяснять физические явления: испарение, конденсация; называть факторы, влияющие на скорость испарения, объяснять их влияние.

Явление испарения.

§33

Задание 32 (5)

34

Кипение.

Комбиниро-ванный

14.01

Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.

Удельная теплота парообра­зования.

Знать: определения кипения ,насыщенного пара, удельной теплоты парообразования, температуры кипения; единицу измерения и физический смысл удельной теплоты парообразования.

уметь: описывать и объяснять процесс кипения на основе МКТ; пользоваться таблицей температур кипения и таблицей удельной теплоты парообразования; сравнивать удельную теплоту парообразования различных веществ; определять характер тепловых процессов по графику изменения температуры со временем; применять формулу для расчета количества теплоты, необходимого для превращения в пар.

Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления.

§34

Задание 33 (4,5)

35

Влажность воздуха

Комбиниро-ванный

17.01

Влажность воздуха. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.

Знать: определение абсолютной и относительной влажности воздуха

уметь: использовать психрометр для измерения влажности воздуха; объяснять зависимость относительной влажности от температуры.

Измерение влажности воздуха психрометром

§35

Задание 34 (1)

36

Повторение темы: «Изменение

агрегатных состояний вещества»

Урок закрепления знаний

21.01

Основные величины, характеризующие агрегатные превращения вещества.

Уметь: работать с формулами расчета количества теплоты

Итоги 4 главы

37

Контрольная работа №3 по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»

Урок контроля знаний

24.01

Методы измерения

количества теплоты

Уметь: воспроизводить формулы и находить количество теплоты

Раздел 5. Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел ( 6 часов)

38

Связь между давлением и объемом газа, объемом и температурой газа, давлением и температурой газа

Комбиниро-ванный

28.01

Зависимость давления газа от объема. Зависимость объема газа от температуры. Зависимость давления газа от температуры

Знать: понятие идеального газа, изотермического, изобарного и изохорного процесса; формулировку закона Бойля- Мариотта, Гей- Люссака и Шарля

уметь: описывать опыты, устанавливающие закон Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля; объяснять законы на основе МКТ.

§36

Задание 35 (3,4)

§37

Задание 36 (1,2)

§38

Задание 37 (2)

39

Лабораторная работа №5 : «Исследование зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре»

Лабораторная работа

31.01

Зависимость давления газа данной массы от объема при постоянной температуре

Уметь: работать с приборами; проводить наблюдения процесса изменения давления от изменения объема

40

Объединенный газовый закон.

Комбиниро-ванный

4.02

Связь между давлением, объемом и температурой газа.

Применение газов в технике.

Знать: смысл физического закона: уравнения Менделеева- Клапейрона

§39,40

Задание 38 (1)

41

Тепловое расширение тел и жидкостей

Комбиниро-ванный

7.02

Тепловое расширение тел и жидкостей. Формулы теплового расширения жидкостей и твердых тел. Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, холодильник. Теп­ловые двигатели и охрана окружающей среды.

Знать: формулу линейного расширения твердых тел; определение теплового двигателя , основные части тепловых двигателей, виды тепловых двигателей

уметь: приводить примеры теплового расширения , проявляющихся в природе и технике; описывать устройство двигателя внутреннего сгорания, объяснять принцип его работы; приводить примеры экологических последствий работы двигателя внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанции

§41-46

Задание 39 (5)

Задание 40 (3)

Задание 41 (5 )

42

Повторение темы: «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел.»

Урок закрепления знаний

11.02

Основные величины, характеризующие состояния газов, жидкостей и твердых тел

Уметь: работать с формулами расчета, описывающими состояние газов, жидкостей и твердых тел

Итоги 5 главы

Задание 43 (3,4)

43

Контрольная работа №4: «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел»

Урок контроля знаний

14.02

Основные величины, характеризующие состояния газов, жидкостей и твердых тел

Уметь: воспроизводить формулы, описывающие состояние газов, жидкостей и твердых тел

Раздел 6. Электрические явления ( 6 часов)

44

Взаимодействие заряженных тел.

Урок изучения новых знаний

25.02

Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп.

Знать: определение электрического взаимодействия, электризации тел; называть виды зарядов.

уметь: описывать взаимодействие между зарядами; описывать и объяснять процесс электризации тел; объяснять устройство и принцип действия электроскопа

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа.

§47

45

Электризация тел.

Урок изучения новых знаний

28.02

Электризация тел. Электрический заряд. Делимость электрического заряда и его дискретность. Закон сохранения электрического заряда.

Знать: понятие электрического заряда, единицу измерения заряда.

уметь: объяснять природу электрического заряда

§48,50

46

Строение атома

Урок изучения новых знаний

4.03

Строение атомов. Электрон.


Знать: определение положительного и отрицательного иона.

уметь: описывать и объяснять модели строения простейших атомов, взаимодействие наэлектризованных тел, явление электризации на основе знаний о строении атома и атомного ядра.

Перенос электрического заряда с одного тела на другое.

§49

47

Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники.

Урок изучения новых знаний

7.03

Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники.

Электризация через влияние

Знать: определения проводников и непроводников.

уметь: объяснять электрические особенности проводников и диэлектриков.

Проводники и диэлектрики в электрическом

поле.

§54-56

48

Закон Кулона.

Электрическое поле.

Комбиниро-ванный

11.03

Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля и ее линии Электрическое поле точечных зарядов и двух заряженных пластин

Знать: физический смысл закона Кулона; определение электрического поля, электрической силы, напряженности; свойства электрического поля.

уметь: применять формулу напряженности и закон Кулона для решения задач

Опыт Кулона

§51-53

Задание 48 (4 )

49

Повторение темы : «Электрические явления»

Урок закрепления знаний

14.03

Закон Кулона. Напряженность электрического поля.

Уметь: работать с формулами расчета напряженности электрического поля и силы взаимодействия электрических зарядов

Раздел 7. Электрический ток ( 19 часов)

50

Электрический ток. Источники тока.

Урок изучения новых знаний

18.03

Электрический ток. Источники постоянного тока: гальванические элементы и аккумуляторы. Условия возникновения тока.

Носители свободных зарядов в металлах, электро­литах, газах

Знать: определение электрического тока;

условия возникновения тока.

уметь: описывать процесс протекания электрического тока в металле; объяснять превращение внутренней энергии в электрическую энергию в источниках тока.

Источники постоянного тока

§57-59

Задание 53 (4)

51

Действия электрического тока

Урок изучения новых знаний

21.03

Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное.

Знать: действия электрического тока

уметь: объяснять явления, иллюстрирующие действия электрического тока.

§60

Задание 54 ( 1 )

52

Электрическая цепь и ее составные части

Урок изучения новых знаний

25.03

Электрическая цепь и ее составные части

Знать: составные части электрической цепи, их условные обозначения

уметь: чертить схемы электрических цепей

Составление электрической цепи.

§61

Задание 55

53

Сила тока

Комбини-

рованный

28.03

Сила тока. Единицы силы тока. Измерение силы тока. Амперметр.

Направление электрического тока

Знать: определение силы тока; единицу измерения силы тока, ее физический смысл, формулу для расчета; прибор для измерения силы тока, правила работы с прибором.

уметь: использовать амперметр для измерения силы тока; применять формулу для определения силы тока при решении задач

Амперметр

§62,63

Задание 56 (4,5)

Задание 57 ( 3 )

54

Лабораторная работа №6: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

Лабораторная работа

1.04

Методы измерения силы тока

Знать: способ подключения амперметра в электрическую цепь

уметь: собирать электрические цепи; пользоваться амперметром для определения силы тока в цепи; чертить схемы цепей; оценивать результаты наблюдений; применять формулу для расчета силы тока.

(Л) №1251,

1252,1256

55

Электрическое напряжение. Вольтметр

Комбини-

рованный

4.04

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Измерение напряжения. Вольтметр.

Знать: определение, единицу измерения и физический смысл напряжения.

уметь: использовать вольтметр для измерения напряжения; применять формулу для расчета напряжения в цепи.

Вольтметр

§64,65

Задание 59 ( 3 )

Задание 60 ( 4 )

56

Лабораторная работа №7: «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

Лабораторная работа

6.04

Методы измерения напряжения

Знать: способ подключения вольтметра в электрическую цепь

уметь: собирать электрические цепи; работать с вольтметром для определения напряжения в цепи; чертить схемы электрических цепей; оценивать результаты измерений; применять формулу для расчета напряжения.

(Л) №1262,

1267,1272

57

Электрическое сопротивление.

Комбини-

рованный

15.04

Электрическое сопротивление. Удельное электрическое сопротивление. Реостат.

Знать: определение сопротивления и удельного сопротивления, единицу их измерения; формулу расчета сопротивления.

уметь: объяснять причину возникновения сопротивления; применять формулу для расчета сопротивления.

Реостат

§66-68

Задание 62 (2,4)

Задание 63 (4,5)

58

Лабораторная работа №8: «Измерение сопротивления амперметром и вольтметром»

Лабораторная работа

18.04

Методы измерения сопротивления

Уметь: собирать электрическую цепь по рисунку; чертить схему электрической цепи; проводить измерения силы тока и напряжения, оценивать результаты измерений.

59

Лабораторная работа №9: «Регулирование силы тока реостатом»

Лабораторная работа

22.04

Методы изменения сопротивления при помощи реостата

Уметь: собирать по рисунку электрическую цепь; чертить схему электрической цепи; проводить измерения силы тока и напряжения при изменении положения ползунка реостата, оценивать результаты измерений.

60

Закон Ома для участка электрической цепи.

Комбини-

рованный

25.04

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка электрической цепи.

Знать: формулировку и математическую запись закона Ома для участка цепи.

уметь: пользоваться формулой, выражающей закон Ома, для решения задач; определять и сравнивать сопротивления проводников по графику зависимости силы тока от напряжения

§69

Задание 65 (3)

61

Последовательное и параллельное соединения проводников.

Комбини-

рованный

29.04

Последовательное и параллельное соединения проводников.

Знать: законы соединения проводников

уметь: рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном и параллельном соединениях проводников.

§71,72

Задание 67 ( 2 )

Задание 68 ( 3 )

62

Лабораторная работа №10: «Изучение параллельного соединения проводников»

Лабораторная работа

6.05

Методы измерения силы тока и напряжения при параллельном соединении проводников

Знать: законы параллельного соединения проводников

уметь: собирать электрическую цепь и проверять на опыте закономерности параллельного соединения проводников.

63

Лабораторная работа №1: «Изучение последовательного соединения проводников»

Лабораторная работа

8.05

Методы измерения силы тока и напряжения при последовательном соединении проводников

Знать: законы последовательного соединения проводников

уметь: собирать электрическую цепь и проверять на опыте закономерности последовательного соединения проводников.

64

Работа и мощность тока

Комбини-

рованный

13.05

Работа и мощность тока.

Обозначение, единицы измерения и формулы расчета работы и мощности тока.

Знать: определение, обозначение, единицы измерения и формулы расчета работы и мощности тока.


§73,74

Задание 69(4,5 )

Задание 70 (3,4 )

65

Лабораторная работа №12: «Измерение работы и мощности тока в лампе»

Лабораторная работа

15.05

Методы измерение работы и мощности тока в лампе с помощью амперметра и вольтметра

Уметь: собирать электрическую цепь по рисунку, измерять силу тока и напряжение, чертить схему электрической цепи, применять формулы для расчета работы и мощности тока, представлять результаты измерений с помощью таблиц.

66

Закон Джоуля- Ленца

Практическое занятие

20.05

Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Закон Джоуля - Ленца. Лампа накаливания.

Знать: физический смысл закона Джоуля - Ленца и его математическую запись

Уметь: объяснять механизм нагревания проводника при прохождении по нему тока.

§75

Задание 71(4,5 )

67

Повторение темы: «Электрический ток»

Урок закрепления знаний

23.05

Методы измерения параметров электрической цепи

Уметь: воспроизводить и пользоваться формулами расчета параметров цепи

Подготовка

к контрольной работе

68

Контрольная работа №5 по теме: «Электрический ток»

Урок контроля знаний

27.05

Методы измерения параметров электрической цепи

Уметь: воспроизводить и пользоваться формулами расчета параметров электрической цепи



Список литературы



Для учащихся и преподавателя:

  • основной учебник - Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений / Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. - 5-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2009

  • рабочая тетрадь - Физика. 8 класс: рабочая тетрадь/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская.-5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010

  • задачник: В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.-14-е изд., М.: Просвещение, 2001.

  • Материал для доп.чтения. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда: Прил. к учеб. Физики для 7 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Р.Д. Миньковой.- 3-е изд.- М.: Посвещение, 2000.

  • Дид. материал. Родина Н.А и др. Самостоятельная работа учащихся по физике в 7-8 классах средней школы: Дид. материал / Н.А. Родина, Е.М. Гутник.-2-еизд.- М.: Просвещение,1994

Для преподавателя:

  1. Громов С.В. Физика. Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С.В. Громов, Н.А. Родина. - М.: Просвещение,1999

  2. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике. 7-11 классы. / составит. Горлова Л.А. - М.: ВАКО, 2006

  3. Кибардин О.Ф. Орлов В.А. Физика. Тесты. 7-9 кл. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд.- М.: Дрофа, 1998

Электронные носители

  1. Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок»

  2. Материалы фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»



© 2010-2022