Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности

  В процессе учебной деятельности учащимся младших классов на протяжении одного или нескольких уроков трудно постоянно удерживать активное внимание. Это связано со свойственным им повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточностью активного торможения, неустойчивостью нервных процессов. Снижение внимания проявляется в «двигательном беспокойстве». Это поведение физиологически оправдано, так как различные движения руками, ногами, туловищем, головой препятствуют чрезмерному напряжению мы...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях во внеурочной деятельности.

В процессе внеурочной деятельности учащимся младших классов на протяжении одного или нескольких занятий трудно постоянно удерживать активное внимание. Это связано со свойственным им повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточностью активного торможения, неустойчивостью нервных процессов.

Снижение внимания проявляется в «двигательном беспокойстве». Это поведение физиологически оправдано, так как различные движения руками, ногами, туловищем, головой препятствуют чрезмерному напряжению мышц. Излишняя подвижность может затем смениться вялостью, пассивностью, а главное- безразличием к занятиям во внеурочной деятельности.

Для предупреждения утомления детям необходим отдых в виде физических упражнений, который реализуется посредством проведения на занятиях физкультминуток (ФМ) и физкультпауз (ФП). Цель этих двух форм одна- вернуть уставшему ребенку работоспособность, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение осанки, повысить эмоциональное состояние учащихся. Выбор ФМ и ФП зависит от того, какую нагрузку получили дети на занятиях.

Физкультпаузы способствуют снятию локального утомления. По содержанию ФП различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости. Так. например, если дети долго писали или рисовали, то можно провести ФП , включающую в себя упражнения для пальцев рук, мышц плечевого пояса, туловища. На занятиях в ФП можно включать гимнастику для глаз, упражнения для мышц шеи и т. д. Длительность ФП - 1-2 мин.

Физкультминутки имеют характер общего воздействия на организм учащихся и состоят из целой серии упражнений, направленных на стимуляцию различных групп мышц.

Проведение ФМ усиливает обмен веществ в организме, повышает внимание, улучшает осанку. Целеобразно варьировать разнообразные формы проведения ФМ: комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности, упражнения с музыкальным сопровождением и т.д. ФМ проводятся на каждом занятии при проявлении первых признаков утомления.

В работе педагога дополнительного образования необходима систематическая работа, которая должна быть направлена на укрепление и сохранение здоровья ребенка во внеурочной деятельности, создает благоприятный эмоциональный и психологический микроклимат в классе, обеспечивает устойчивое усвоение знаний учащихся.

На основе этого мною были выработаны основные моменты , которые позволяют преодолеть механизм утомления и закрепощения у детей:

1.Преодоление воздействия комплекса факторов закрытых помещений и органических пространств:

-проведение занятий в режиме открытого пространства: на улице, у окна, на ковре, в других помещениях;

-привлечение в процесс деятельности наибольшего числа анализаторов: слуховых, осязательных, зрительных;

-работа в режиме дальнего и ближнего зрения;

-включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы.

2. Преодоление воздействия информационно- психогенных факторов:

-использование элементов релаксации;

-щадящий режим подачи информации;

-упражнения для снятия психо-эмоциональной напряженности;

-использование музо и цветотерапии;

-проведение социально-психологических тренингов, имитационных игр.

3.Преодаление комплекса факторов доминантной моторно-закрепощенной и статической позы:

-работа в режиме использования динамических поз-стоя, сидя, в движении;

-использование речедвигательного компонента (скороговорки, попевки, стихи-миниатюры и т. д.);

-проведение динамических физминуток;

-использование деятельностно-трудовых и конструктивно-рукотворчерских принципов обучения (чертежи, рисунки, лабиринты, зарисовки мыслей, темы уроков и т. д.).

Очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников и , как следствие, на их работоспособность оказывает структура занятия. Поэтому весьма важное значение имеет правильное построение занятия, подразумевающее оптимальное чередование различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомляемости. Предлагаю упражнения, которые целесообразно проводить на разных этапах занятия.

1.В начале занятия выполняются следующие упражнения:

-растирание ушных раковин и пальцев рук- активизирует все системы организма;

-стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал (хлопки ладонями, кулаками);

-перекрестные движения руками- активизируют оба полушария головного мозга;

-качание головой в разные стороны-улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение;

-ленивые восьмерки (вытянув руки вперед «рисовать» в воздухе одной, двумя руками «восьмерки» ) - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание симметричных рисунков- улучшают зрительно-моторную координацию.

2.Снять напряжение во время занятия помогут следующие упражнения:

-лобно-затылочная коррекция- улучшает мозговое кровообращение;

-медвежьи покачивания- расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз;

-поза дерева- снимает статическое напряжение;

-поза скручивания - улучшает кровообращение в позвоночнике;

- дыхательная гимнастика - гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем;

-гимнастика для глаз -снимает напряжение с глаз:

a) тренажер со зрительными метками - в комнате развешиваются разные яркие объекты - зрительные метки

б) «Моргание» - быстро сжимать и разжимать веки в течение 15-20 секунд

в) тренажер с помощью плаката - схемы зрительно-двигательных траекторий

г) «Движение глазными яблоками» - плавными движениями вращать глазными яблоками по кругу, сначала по часовой стрелке, а затем против

д) Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально,

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открыли, наконец!

Зарядка кончилась. Ты молодец!

-пальчиковая гимнастика

Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев. Ученые Японии считают, что развитие мелкой моторики пальцев стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений.

а) «Скакалка». Обе ладони сжаты в кулак, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения пальцем и проговариваем слова:

« Я скачу, я верчу новую скакалку.

Захочу, обскачу Галю и Наталку.

Ну- раз, ну-ка два посреди дорожки

Да бегом, с ветерком, да на правой ножке».

б) «Заводные машинки»- руки сцеплены в замок, кроме больших пальцев, и превращаются в заводные машинки. Заводится машина от вздоха со звуком «ж-ж-ж». Большие пальцы начинают крутиться вокруг друг друга, все быстрее и быстрее, пока не кончится завод (дыхание).

3. В конце занятия проводятся упражнения для снятия психофизического напряжения.

- «Медуза» Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

- «Игра с песком» Сидя за столом «набираем» в руки песок и задерживаем дыхание. Разжимая руки, выдыхаем воздух.

Во время занятий можно проводить профилактику плоскостопия, укрепления мышц ног и улучшения кровообращения. Для этого используются незатейливые тренажеры. Они занимают мало места, лежат под ногами у каждого ученика. Эти массажные коврики изготовлены родителями. На лоскут ткани нашиты пуговицы разных размеров.

Стена «Ладошки» направлена на развитие кистей рук и корректировку осанки. На стене нарисованы детские ладошки, которые начинаются от пола и доходят до половины стены. Ребенок достает до верхних ладошек, встав на цыпочки и вытянув руки вверх.

Систематическая работа, направленная на сохранение здоровья наших детей, использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности, создает благоприятную почву для устойчивого усвоения знаний учащимися.



© 2010-2022