- Преподавателю
- Физика
- Метадическая разработка открытого урока Кипение
Метадическая разработка открытого урока Кипение
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Погодаева В.Н. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Чиканская средняя общеобразовательная школа
Разработка открытого урока физики в 8 классе по теме
«Кипение»
Учитель: Погодаева Валентина Николаевнана
Дата: 30.10.2015г
Технологическая карта урока
Предмет
Физика
Тема урока
Кипение
Тип урока
Урок изучения нового материала
Цель урока
Создать условия для получения планируемых результатов по теме «Кипение»
Задачи урока
Образовательные: сформировать понятие кипения, как парообразования, выявить основные особенности кипения: происходит при температуре кипения, у разных жидкостей температура кипения разная, зависимость температуры кипения от атмосферного давления.
Развивающие: продолжить формирование умений наблюдать, обобщать и делать выводы; раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлениями в жизни;
Воспитательные:
воспитание коммуникабельности, развитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Учащиеся знают определение кипения;
- умеют выявлять основные особенности кипения; определять зависимость кипения от атмосферного давления.
Основные понятия
Кипение
Ресурсы
УМК. 1. Физика. 8 кл.: учебник / Перышкин. под ред. . - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014.
Оборудование: термометр, штатив, колба с водой, спиртовка, спичечный коробок.
Формы урока
Фронтальная работа, самостоятельная работа с текстом.
Методы
Частично-поисковый, исследовательский.
Технология
Технология проблемно-диалогического обучения, технология самооценивания
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап.
Цель: формирование положительного настроя на плодотворную работу.
1 мин
Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к работе.
Приветствуют учителя.
Постановка
учебной проблемы.
Приём яркое пятно
7 мин.
Сегодня на уроке мы рассмотрим ещё один процесс перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое, а для того, чтобы узнать названия этого процесса, я предлагаю вам решить кроссворд, т.к. в нем обозначена тема сегодняшнего урока.
-
1
2
3
4
5
6
7
к
и
п
е
н
и
е
1
2
4
6
7
5
2
Вопросы:
1.Из носика чайника клубы пара попадают на блюдце, и из него стекают капли. Что это за процесс?
2. Состояние вещества, сохраняемое форму, но легко изменяющее объём?
3. Физическая величина, характеризующая степень нагретости тела.
4. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости?
5.Процесс, отраженный на участке графика АВ (плавление)
6. Источник энергии для теплового двигателя
7. В Земле на глубине 100км температура около
1000 0С. Какой из металлов: цинк, олово или железо - находится там в нерасплавленном состоянии? (железо)
-Мы решили с вами кроссворд?
- Какая тема урока?
- И так, речь на сегодняшнем уроке пойдёт о таком физическом явлении как кипение.
Фиксирует тему урока на доске.
Учащиеся получают кроссворд, отвечают на вопросы.
На доске приготовлена таблица в первой строке которой отмечена нумерация вопросов, в третьей строке обозначена цифрой буква ответа, учащиеся угадывая ответ, прописывают букву в соответствующей клетке, таким образом разгадывают тему урока.
- Решили.
- Кипение
Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради.
Актуализация знаний
Разделите листок на три колонки и подпишите графы
Знаю
Хочу узнать
Узнал
В течение нескольких минут в первой графе напишите все, что вам уже известно о процессе кипения из жизненного опыта, а во второй - о чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке.
Беседа по вопросам:
- Что нам известно из повседневной жизни о процессе кипения?
- Нам известно, что такое кипение?
-
Каждый учащийся заполняет две первые колонки
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Учащиеся рассказывают известное о кипении из жизненного опыта:
- Из справочников знаем, что вода закипает при 1000С.
- Солёная вода закипает при более высокой температуре.
-Например, когда вода закипает, мы видим много пузырьков и слышим шум, а когда вода уже кипит, то пузырьков не становится и шум стихает.
- Кипение-это процесс образования пузырьков, которые лопаются с шумом.
- Но точное определение кипения мы не знаем.
Планирование
деятельности
- Что хотели бы узнать по теме урока?
- Есть ещё предложения?
- Запишем план:
1.Что такое кипение?
2.При каких условиях возникает?
3. Узнать процесс кипения у различных веществ.
- Как будем находить ответы на желаемые вопросы?
1.Что такое кипение?
2.Узнать почему вода шумит при закипании?
3. Определить процесс кипения у различных веществ.
-Нет.
Записывают план в тетрадь.
- Работать с текстом учебника.
- Наблюдать за кипением воды в процессе выполнения лабораторного опыта.
- Можно разделиться на группы по числу вопросов и самостоятельно ответить на поставленные вопросы.
Поиск решения (открытие нового
знания), формулирование
правила (определения).
-
мин
Учитель формирует группы учащихся.
-Каждой группе необходимо ознакомиться с текстом параграфа §18.
- Мы поработали с текстом §18. Всё понятно?
- Сейчас каждая группа приступит к работе над заданиями.
Учитель выступает консультантом.
Ученики делятся на группы, каждой группе предлагается ознакомиться с текстом параграфа §18.
-Всё.
Каждая группа получает карточки с заданиями. Проводят опыты, выполняют задание, готовят выступление. Определение и выводы ученики записывают в рабочие тетради.
Задание группе №1
Провести опыт I. Кипение воды.
Рис.1
1.Собрать установку с электрическим термометром (рис 1).
2. В стакан налить приблизительно 200 мл воды.
3. Нагреть до 90 - 950С и обратить внимание на пузырьки воздуха на стенках и дне стакана (это воздух, который растворён в воде).
Проанализируйте процесс кипения, ответив на вопросы:
1) При какой температуре воды в сосуде мы заметим появление многочисленных пузырьков воздуха?
2)Что можно сказать о размерах и числе пузырьков газа при дальнейшем повышении температуры?
3) Что содержат в себе пузырьки?
4) Чем можно объяснить рост пузырьков?
5) Почему пузырьки всплывают на поверхность воды? Что мы наблюдаем в этот момент?
6) Что происходит с пузырьками на поверхности?
Вывод. При нагревании излишек воздуха выделяется из воды в виде пузырьков. В них содержится насыщенный водяной пар, так как вода испаряется внутрь этих пузырьков воздуха. При наблюдении видно, что, по мере нагревания воды, пузырьки становятся крупнее. В этот момент слышен шум, предшествующий обычно кипению. При определённой температуре вода закипает.
Кипение - это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объёму жидкости при определённой температуре.
Задание группе №2
Опыт II. Температура кипения у различных жидкостей.
В кипящую воду насыпают поварённую соль. Вода перестаёт кипеть. Добавляют соль и перемешивают стеклянной палочкой, получают насыщенный раствор. Через некоторое время солёная вода закипает, и термометр показывает температуру выше 1000С.
Вывод: у различных жидкостей температура кипения различна.
Группа №3
Опыт III. Кипение теплой воды при пониженном давлении.
Вывод: уменьшая внешнее давление, мы понижаем температуру кипения.
При подъеме в гору атмосферное давление уменьшается, а значит, уменьшается температура кипения. С какой проблемой сталкиваются альпинисты?
Ответ: Вода закипает при 70 градусов, мясо невозможно сварить. Альпинисты вынуждены пользоваться консервами и концентратами.
Группа 4
Опыт IV. Прекращение кипения воды при повышенном давлении.
Наблюдая опыт, ученики делают вывод: что чем выше внешнее давление, тем выше температура кипения жидкости.
Вывод записывается в тетрадь.
В процессе выступления каждой группы, учащиеся делают необходимые записи в тетрадях, после чего им предлагается вернуться к таблице ЗХУ, и в третьей графе отметить, что нового они узнали на уроке. После чего учитель выясняет, не появилось ли у кого-нибудь желание поработать с дополнительной информацией по данному вопросу.
Первичное закрепление
4 мин
Составить синквейн к слову «Кипение»
Учащиеся составляют синквейн.
Например:
Кипение
пузырчатое, шумливое
бурлит, белеет, веселит
Кипение-процесс появления пузырьков и лопание их на поверхности
Физическое явление
Самостоятельная работа
4 мин.
Вопрос к задаче, рассмотренной на уроке: оцените, на какой примерно высоте находились путешественники, считая приблизительно, что температура кипения воды уменьшается на 10 С на каждые 324м подъема.
4212м
Итог урока Рефлексия.
2 мин
- Наш урок подходит к концу. Посвятили мы его изучению силы трения.
- Какая цель была поставлена на уроке?
- Какое было затруднение?
- Какими способами и приемами пользовались при разрешении проблемы?
- Какой получился результат?
- Соответствует ли результат цели?
Учащиеся соотносят полученный результат с поставленной целью.
Домашнее задание.
2 мин
§18, ответить на вопросы 3,6
- Желаю вам успешной работы.
Записывают домашнее задание в дневник.