- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа элективного курса Методы решения физических задач (10 класс)
Рабочая программа элективного курса Методы решения физических задач (10 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маричева Л.Б. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ
ПО ФИЗИКЕ
2015-2016
УЧЕБНЫЙ ГОД
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6» города Смоленска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО Заместитель директора Директор школы
_________Л.Б. Маричева ________И.Л.Старостенко ________А.Д.Копыл
Протокол № 1 27 августа 2015г Приказ № 81/2-О
от 25 августа 2015 г. От 31 августа 2015 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по физике
«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
10 - е классы
Учителя первой квалификационной категории
Маричевой Ларисы Борисовны
2015/2016 учебный год
Содержание
-
Пояснительная записка……………………………………………… 3
-
Общая характеристика курса……………………………………….. 5
-
Содержание курса…………………………………………………….7
-
Календарно-тематическое планирование……………………………8
-
Перечень учебно-методических средств обучения ……………….. 10
-2-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев; учебник Л.Э.Генденштейн, Ю.И. Дик), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать экзамен по предмету в ВУЗ. Программа курса учитывает цели обучения по физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы классической механики, молекулярной физики, электродинамики, оптики и квантовой физики.
Курс " Методы решения физических задач" рассчитан на 68 часов(1час в неделю на 10-11классы). 10 класс - 34 часа, 11 класс - 34 часа. Программа разработана с таким расчетом, чтобы учащиеся получили достаточно глубокие знания по физике и в ВУЗе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности.
Одно из труднейших звеньев учебного процесса - научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решение задач.
Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач» составлена на основе
-
авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г.
-
Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).
Курс рассчитан на 2 года обучения
-3-
Цели элективного курса:
-
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
-
Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
-
Формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
-
Применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
-
Развитие самостоятельности мышления учащихся, умения анализировать, обобщать;
-
Формирование метода научного познания явлений природы как базы для интеграции знаний;
-
Создание условий для самореализации учащихся в процессе обучения.
Задачи курса:
-
Углубление и систематизация знаний учащихся;
-
Усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
-
Овладение основными методами решения задач.
-4-
Общая характеристика курса
Структура курса полностью соответствует структуре материала, изучаемого в курсе физики 10-11классов (учебник Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев; учебник Л.Э.Генденштейн, Ю.И. Дик). Необходимость создания данного курса вызвана тем, что требования к подготовке по физике выпускников школы возросли, а количество часов, предусмотренных на изучение предмета сократилось с 4 часов в неделю до 2 часов.
Программа курса предполагает проведение занятий в виде лекций и семинаров, а также индивидуальное и коллективное решение задач.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ решения и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как на описание того или иного физического явления физическими законами.
Для организации занятий используются следующие формы:
-
лекционное изложение материала;
-
эвристические беседы;
-
практикумы по решению задач;
-
уроки-исследования;
-
работа в малых группах;
Формы контроля - зачет, выполнение тестов ЕГЭ.
Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении прикладного курса являются:
-
Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).
-
Дидактические материалы.
-
Учебники физики для старших классов средней школы.
-
Учебные пособия по физике, сборники задач.
-
Тренировочные варианты ЕГЭ
-5-
Ожидаемыми результатами занятий являются:
-
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
-
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
-
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Учащиеся должны уметь:
-
анализировать физическое явление;
-
проговаривать вслух решение;
-
анализировать полученный ответ;
-
классифицировать предложенную задачу;
-
составлять простейших задачи;
-
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
-
выбирать рациональный способ решения задачи;
-
решать комбинированные задачи;
-
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
-
владеть методами самоконтроля и самооценки.
-6-
Содержание курса (10 класс)
-
Правила и приемы решения физических задач (2 ч).
Что такое физическая задача? Физическая теория и решение задач. Составление физических задач. Общие требования при решении задач. Этапы решения задачи. Различные приемы и способы решения.
-
Операции над векторными величинами (1ч).
Скалярные и векторные величины. Действия над векторами. Проекции вектора на координатные оси и действия над векторами.
-
Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению)
(2 ч)
Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. Средняя путевая и средняя скорость по перемещению. Мгновенная скорость.
-
Закон сложения скоростей (1ч).
Относительность механического движения. Формула сложения перемещения.
-
Одномерное равнопеременное движение (2 ч).
Ускорение. Равноускоренное движение. Перемещение при равноускоренном движении
-
Динамика материальной точки. Поступательное движение (3 ч)
Координатный метод решения задач на законы Ньютона.
-
Двумерное равнопеременное движение (2 ч ).
Свободное падение. Движение тела брошенного под углом к горизонту.
-
Движение материальной точки по окружности (2 ч).
Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительное ускорение. Закон всемирного тяготения.
-7-
-
Статика (2 ч)
Условие равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела
-
Импульс. Закон сохранения импульса (2 ч).
Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютное упругое и неупругое столкновение.
-
Работа и энергия в механике. Закон сохранения механической энергии (4ч).
Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная и кинетическая энергии. Полная механическая энергия. ЗСЭ
-
Гидростатика (2ч).
Давление жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условие плавания тел. Воздухоплавание. Несжимаемая жидкость.
-
Основы МКТ (3 ч).
Основные характеристики частиц. Уравнение МКТ. Уравнение состояния газа. Изопроцессы. Характеристики твердого тела.
-
Контроль (4 ч).
-8-
Календарно-тематическое планирование. 10 класс
№ п/п
ТЕМА
Виды
деятельности
10 а
10 б
план
факт
план
факт
1/1
Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач.
лекция
2/2
Общие требования. Этапы решения задач. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии.
Лекция,
беседа
1/3
Скалярные и векторные величины. Действия над векторами
Лекция
Решение задач
1/4
Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения и решение задач на РД различными способами (координатный и графический).
Решение
задач
2/5
Решение задач на среднюю скорость. Графический способ решения задач на среднюю скорость.
Решение
задач
1/6
Относительность движения. Закон сложения скоростей
Решение задач
1/7
Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении.
Решение
задач
2/8
Графическое представление РУД. Графический и координатный методы решения задач на РУД. Графический способ решения задач на среднюю скорость при РУД.
Решение
задач
1/9
Решение задач на законы Ньютона по алгоритму.
Решение
задач
2/10
Движение тел по наклонной плоскости.
Решение
задач
3/11
Движение связанных тел и с блоками.
-//-
1/12
Решение задач на законы для сил тяготения: свободное падение; движение тела, брошенного вертикально вверх.
-//-
2-3/
13-14
Движение тела, брошенного под углом к горизонту, и движение тела, брошенного горизонтально: определение дальности, времени полета, максимальной высота подъема.
-//-
1/15
Характеристики движения тел по окружности: угловая скорость, циклическая частота, центростремительное ускорение, период и частота обращения.
-//-
2/16
Движение в поле гравитации и решение астрономических задач. Космические скорости и их вычисление.
-//-
1/17
Центр тяжести. Условия и виды равновесия. Момент силы. Определение центра масс и алгоритм решения задач на его нахождение.
лекция
-//-
2/18
Решение задач на определение характеристик равновесия физической системы по алгоритму.
-//-/
3/19-4/20
Проверочная работа по кинематике и динамике.
Анализ работы и разбор наиболее трудных задач.
Тестирова-ние, зачет
Анализ работы
1/21
Импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Алгоритм решения задач на абсолютно упругий и абсолютно неупругий.
Решение задач
2/22
Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.
-//-
1/23
Работа и мощность. КПД механизмов. Динамический и энергетический методы решение задач на определение работы и мощности.
-//-
2/24
Потенциальная и кинетическая энергия. Решение задач на закон сохранения и превращения энергии.
-//
3/25
4/26
Решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.
-//-
1/27
Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Лекция
Решение
задач
2/28
Решение задач на гидростатику с элементами статики динамическим способом.
-//-
29
Тестовая работа по теме «Законы сохранения. Гидростатика».
Зачет
Тестирова-ние
1/30
Решение задач на основные характеристики частиц (масса, размер, скорость). Решение задач на основное уравнение МКТ и его следствия.
-//-
2/31
Решение задач на характеристики состояния газа в изопроцессах. Графические задачи на изопроцессы.
-//-
3/32
Решение задач на свойство паров и характеристик влажности воздуха.
-//-/
4/33
Решение задач на определение характеристик твердого тела: закон Гука в двух формах, графические задачи на закон Гука.
-//-
34
Проверочная работа на основы МКТ. Анализ теста по законам сохранения и разбор наиболее трудных задач по основам МКТ.
Зачет
тест
Перечень учебно-методических средств обучения
-
Н.И.Зорин Элективный курс «методы решения физических задач». - М.: «ВАКО», 2007.
-
Тренировочные задания ЕГЭ.
-
Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.
4. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе», М., Просвещение, 1987 г.
-
Фомина М. В. «Решебник задач по физике», М., Мир, 2008 г.
-
Марон В. Е., Городецкий Д. Н., Марон А. Е., Марон Е. А. «Физика. Законы. Формулы. Алгоритмы» (справочное пособие), СПб, Специальная литература, 1997 г.
-
Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа, 2007 г.
-
Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение, 1983 г.
-11-
-
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. «Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика», М., Просвещение, 2014.
-
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. «Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика», М., Просвещение, 2004 г.
-
Орлов В. Л., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика», М., Интеллект-Центр, 2004 г.
-
. Тульчинский М. Е. «Качественные задачи по физике», М., Просвещение, 1972 г.
-
Монастырский Л. М., Богатин А. С. «Физика. ЕГЭ - 2009. Тематические тесты», Р-н-Д, Легион, 2008 г.
-
Демидова М. Ю., Нурминский И. И. «ЕГЭ 2013. Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов», М., Эскимо, 2009 г.
-
Зорин Н. И. «ЕГЭ 2009. Физика. Решение частей В и С. Сдаем без проблем», М., Эксмо, 2009 г.
-
Орлов В. А., Демидова М. Ю., Никифоров Г. Г., Ханнанов Н. К. «Единый государственный экзамен 2014. Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся», М., Интеллект-Центр (ФИПИ), 2014 г.
-
Интернет - ресурсы (ФИПИ).
-12-