Развитие речи дошкольника через речевые игры и упражнения

     Материал красочный, удобен в работе, крупный шрифт. 1.     Можно заламинировать, разрезать, и сделать карточки. 2. Можно сделать книжечку: свернуть лист, вставить в мультифору А5.  Практический материал может использоваться логопедами, воспитателями, родителями.                                           В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Осн...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие речи дошкольника через речевые игры и упражнения

Развитие речи дошкольника через речевые игры и упражнения

В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования.

Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи - это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.

Материал красочный, удобен в работе, крупный шрифт.

  1. Можно заламинировать, разрезать, и сделать карточки.

2. Можно сделать книжечку: свернуть лист, вставить в мультифору А5.

учитель-логопед

А.И. Семенова





Развитие речи дошкольника через речевые игры и упражнения



Картотека

речевых игр


для старшего дошкольного возраста






Развитие речи дошкольника через речевые игры и упражнения










ДРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияидактическая игра

«КОГО? ЧТО?»

Кого можно увидеть в лесу? ….Волка, лису, ежа, лося, белку, зайца, грибника, лесника…

Что можно увидеть в лесу?..Деревья, грибы, ягоды, листья, мох, траву, ручей, камни…

Кого можно увидеть в зоопарке? … Медведя, слона, тигра, детей…

Что можно увидеть в зоопарке?... Клетки, деревья, скамейки, скульптуры, дорожки, ограды, цветы…

Кого можно увидеть на улице? Мужчин, женщин, мальчиков, девочек, старушек, милиционера, собак, кошек…

Что можно увидеть на улице? Машины, дома, светофоры, дороги, тротуары, цветы, фонтаны, музей, парк…

Кого ищет девочка? Кого купила мама?

Что ищет девочка? Что купила мама?

КРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияого потерял Миша? Кого увидел папа?

Что потерял Миша? Что увидел папа?




ДРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияидактическая игра

«Кто что делает?»

(закончи предложение)

Образец: Мальчик ест…суп (котлету, яичницу)

Мальчик пьет…компот (воду, чай)

Девочка рисует…цветы

ВРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияова нашел…карандаш

Мама стирает…платье

Мама мыла…посуду

Мама сажает… лук

Папа чинил…велосипед

Мама купила…хлеб

Лена читает…письмо

Петя несет… сумку

Вася чистит..обувь

Катя увидела…собаку

Мама режет…овощи

Наташа услышала…птичку

БРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияабушка вяжет… носки

Папа ремонтирует…машину

Мама шьет …рубашку

Девочка моет …окно

Петя смотрит…телевизор

Мальчик вешает…картину

Папа покупает…молоко

ДРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияидактическая игра

«Маленький гномик»

«Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и все-все у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика - носик; у нас колпак, а у гномика - колпачок, а теперь ты продолжай»:

у нас пальто, а у гномика… пальтишко

у нас куртка, а у гномика… курточка

у нас комната, а у гномика…комнатка

у нас кухня, а у гномика…кухонька

у нас окно, а у гномика…окошко

у нас кастрюля, а у гномика…кастрюлька

у нас чашка, а у гномика…чашечка

у нас кровать, а у гномика…кроватка

у нас стол, а у гномика….столик

у нас стул, а у гномика…стульчик

у нас шкаф, а у гномика…шкафчик

у нас огород, а у гномика…огородик

уРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражнения нас сад, а у гномика…садик

у нас борода, а у гномика…бородка

у нас нос, а у гномика…носик

у нас рот, а у гномика…ротик

у нас брюки, а у гномика…брючки

у нас носки, а у гномика…носочки

у нас туфли, а у гномика…туфельки


ДРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияидактическая игра «ОН - ОНА»

«В одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша и все они делали вместе: мальчик Саша ходил - и девочка Саша ходила, мальчик Саша играл и девочка Саша играла, а теперь ты продолжи»:

Мальчик Саша бегал - девочка Саша…бегала

Мальчик Саша прыгал, девочка Саша…прыгала

Девочка Саша ела, мальчик Саша…ел

Девочка Саша рисовала, мальчик Саша …рисовал

Мальчик Саша плавал, девочка Саша…плавала

Летал - летала

СРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражнениякучал - скучала

Танцевал - танцевала

УРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражнениябегал - убегала

Спал - спала

Читал - читала

ДРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияидактическая игра

«Два - две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?..Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?...Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

оРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражнениягурец - два..огурца

ваза - две…вазы

стул - два ..стула

вишня - две…вишни

стол - два…стола

слива - две…сливы

кот - два …кота

кошка - две…кошки

тюльпан - два …тюльпана

роза - две…розы

помидор - два…помидора

чашка - две…чашки

оРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражнениякно - два…окна

машина - две…машины

дерево - два…дерева

кастрюля - две…кастрюли

костюм - два…костюма

майка - две…майки

ДРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияидактическая игра «Отвечай на вопрос - кому?»

Дается образец:

Кому бабушка вяжет носки? …Бабушка вяжет носки внучке.

Кому девочка пишет письмо? ... Девочка пишет письмо брату.

Кому Петя подарил цветы?

Кому Лена дает сена?

Кому Катя наливает суп?

КРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияому папа ремонтирует машину?

Кому дедушка читает сказку?

Кому Наташа бросила косточку?

Кому Галя бинтует лапу?

Кому Вова сыплет крошки?

Кому медсестра делает укол?

Кому мама открывает дверь?

КРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияому Надя заплетает косу?

Развитие речи дошкольника через речевые игры и упражнения


ДРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияидактическая игра

«Отвечай на вопрос - чем?»

Дается образец:

Чем Вова ест котлеты?... Вова ест котлеты вилкой.

Чем Коля ловит рыбу?...Коля ловит рыбу удочкой.

Развитие речи дошкольника через речевые игры и упражнения

Чем Таня ест бульон?

Чем мама наливает суп?

Чем папа пилит дрова?

Чем бабушка гладит белье?

Чем дочка подметает пол?

Чем Маша рисует картину?

Чем Лена причесывает волосы?

Чем медсестра забинтовывает рану?

ЧРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияем дедушка режет колбасу?

Чем маляр красит стену?

Чем Люся моет руки?

Чем Гена копает грядку?

Чем мама покрывает ногти?

Чем Катя клеит бумагу?

Развитие речи дошкольника через речевые игры и упражнения


ДРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияидактическая игра «Отвечай на вопрос - с чем?»

Дается образец:

С чем ведро, если в нем молоко - …ведро с молоком

вода - …ведро с водой

белье - …ведро с бельем

1. С чем ведро, если в нем - мусор, снег, кипяток, бумага, опилки, песок, краска.

2. С чем кастрюля, если в ней - суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ.

3. С чем банка, если в ней - капуста, клюква, повидло, варенье, сметана, мука, сахар.

4. С чем чашка, если в ней - чай, кефир, компот, сок, лимонад, кисель, квас, ряженка, молоко.

Развитие речи дошкольника через речевые игры и упражнения

Развитие речи дошкольника через речевые игры и упражнения



Развитие речи дошкольника через речевые игры и упражнения

ДРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияидактическая игра «Закончи предложение»

(с мячом)

Лимоны кислые, а сахар…сладкий

Собака лает, а кошка…мяукает

Ночью темно, а днем…светло

Зимой холодно, а летом…жарко

Ты ешь ртом, а слушаешь…ушами

Ты читаешь глазами, а пишешь…рукой

Утром мы завтракаем, а днем…обедаем

Днем мы обедаем, а вечером…ужинаем

Птица летает, а змея…ползает

Лодка плывет, а машина …едет

У человека две ноги, а у собаки…четыре лапы

Птицы живут в гнездах, а люди…в домах

Зимой идет снег, а летом…дождь

В России говорят по-русски, а в Англии…

по-английски

Из шерсти вяжут, а из ткани…шьют

Балерина танцует, а пианист…играет

Дрова пилят, а гвозди…забивают

ПРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияевец поет, а строитель…строит

Развитие речи дошкольника через речевые игры и упражнения

ДРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияидактическая игра

«Четвертый лишний»

(с мячом)

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка, санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник, альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

Развитие речи дошкольника через речевые игры и упражнения

ДРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияидактическая игра

«Кто кем (чем) будет?»

Яйцо…цыпленком, крокодилом, птенцом, яичницей

Цыпленок…курицей, петухом

Мальчик…мужчиной, дедушкой

Желудь…дубом

Икринка…рыбой, лягушкой

Мука…хлебом, пирогом, тестом, булкой

Железо… пилой, рельсами, трубой, машиной

Кирпич…домом, забором

Девочка…женщиной, старушкой, бабушкой

Доска…столом, стулом, шкафом, полом, домом, будкой

Почка…листом, цветком

Шерсть…свитером, платьем, жакетом, ковром

Козленок…козой, козлом

Развитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражнения

Развитие речи дошкольника через речевые игры и упражнения

ДРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияидактическая игра «Кем (чем) был?»

ЦРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияыпленок….яйцом Ботинки…кожей

Лошадь….жеребенком Дом….кирпичом

Корова….теленком Мастер….учеником

Дуб…желудем Собака….щенком

Рыба….икринкой Листок….почкой

Яблоня….семечком Свитер….шерстью

ЛРазвитие речи дошкольника через речевые игры и упражненияягушка….головастиком Бабочка…..гусеницей Птица….птенцом

Хлеб….мукой Козел….козленком

Шкаф….доской Овца….ягненком

Велосипед… железом Свинья…поросенком

Рубашка….тканью Лошадь…жеребенком

Шуба…мехом


© 2010-2022