Методическая разработка экологического урока Планета в опасности (9 класс)

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Пафнутовская основная общеобразовательная школа







Методическая разработка

экологического урока в 9 классе


«Планета в опасности»








Составитель: учитель физики

Бахметьева Елена Геннадьевна















декабрь 2014 г.

Цель:

- познакомить учащихся с последствиями воздействия человека на природу; экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;

- развивать познавательную активность, речь учащихся, чувство бережного отношения к окружающему миру;

- учить работать в группах.

Оборудование: доска, экран, проектор, ноутбук, космическая музыка, карточки с заданиями

На доске написан эпиграф: «…разрушение биосферы - не результат работы безразличных людей. Скорее это продукт деятельности людей со степенями бакалавров, магистров и докторов наук»

(Дэвид Орр)

Тип: урок - конференция

1. Вводная часть.

Звучит музыка, появляется изображение Земли.

Выходят два ученика и читают стихотворение

Ученик 1: Красавица Земля! В тебя мы влюблены!

В твои поля, моря и реки!

В твои леса, луга и ручейки.

Как хорошо жить всё - таки на свете,

Жить на прекрасной голубой планете.

Щедра богатствами природа

Мы радостно встречаем каждый день!

Хватает всем нам кислорода

Но есть сомнения тень.

Ученик 2: Что ожидает всех нас завтра?

А может через несколько лет.

Будет ли всё так чудесно

И не померкнет ли свет.

Должны подумать сегодня мы

Как нашу планету сберечь?

И наше богатство природное

От возможной беды уберечь.

Вступительное слово учителя: На самом деле знаки надвигающейся беды над нашей Землёй заметны повсюду.

Человечество «лицом к лицу» столкнулось с экологическим кризисом.

Презентация

Экологическая драма разворачивается на наших глазах: ресурсы планеты иссекают, катастрофически быстро загрязняются вода и воздух, превращаются в пески плодородные земли, на глазах сокращается площадь лесов, а ещё кислотные дожди, «озоновые дыры», Чернобыль, загрязнённый Мировой океан, т. е. экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей - они глобальны!

Тема нашего урока «Планета в опасности!»

На уроке предлагаю обсудить следующие вопросы:

  • Что является причиной экологического кризиса?

  • Каковы его последствия?

  • Что может сделать каждый из нас в предотвращении экологического кризиса?

Эпиграфом урока являются слова американского профессора факультета экологии Дэвида Орр: ……….разрушение биосферы - не результат работы безразличных людей. Скорее это продукт деятельности людей со степенями бакалавров, магистров и докторов наук.

Учитель: Биосфера - есть сфера жизни, охватывающая все живые организмы от бактерий до человека. Человек - лишь один из биологических видов на нашей планете и свою деятельность необходимо строить исходя из того, что биосфера без человека существовала и может существовать, человек вне биосферы существовать не может.

И возможно уже через 100 лет, когда на земле будет гораздо более высокая температура, климатические аномалии примут катастрофический характер, исчезнут многие формы живой природы, повсеместно разрушатся природные комплексы и условия жизни даже для человека станут неблагоприятными, мы пожалеем об упущенных возможностях.

Физические причины глобальных изменений климата изучаются давно.

Сегодня его основной движущей силой принято считать так называемый парниковый эффект, который создают парниковые газы.

Парниковый эффект - постепенное потепление климата на нашей планете в результате увеличения концентрации в атмосфере углекислого газа, озона, метана, оксида азота, фреонов - это и есть парниковые газы - они прозрачны для солнечного света, как стеклянная крыша парника, но задерживают тепловое излучение нагретой солнцем земной поверхности.

Вообще то, парниковый эффект действует на Земле с тех пор, как на ней образовалась атмосфера. Он необходим для поддержания жизни на Земле в том виде, как она существует сейчас.

Если бы парниковых газов в атмосфере не было, то средняя температура земной поверхности упала бы на 33 градуса и наша Земля превратилась бы в ледяной шар.

Концентрация СО2 в воздухе сохранялась на постоянном уровне практически до конца 19 века и только на пороге 20 устойчивость атмосферы была нарушена.

По расчётам учёных, за период с 1890 года по 2010 за счёт сжигания ископаемого топлива в атмосферу поступило примерно 170 млрд. тонн углерода, а это значит концентрация СО2 в воздухе стала расти и к настоящему времени увеличилась на 30 %. Это приводит к тому, что парниковый эффект усиливается, значит скоро мы будем жить в более тёплом климате, зимы у нас практически исчезнут.

Метеорологические наблюдения показывают, что последние 100 лет средняя температура на поверхности Земли увеличилась на 0,8 градусов. Казалось бы, это очень мало и беспокоиться не о чем. Но природа уже реагирует на это нарушение теплового равновесия:

  • Сокращается площадь ледников в горах

  • Таяние полярных льдов привело к повышению уровня Мирового океана на 10 см.

И это не предел, что темпы потепления усилятся. Учёные уже предсказали, что в ближайшие 100 лет не исключено повышение температуры до 4,8 градуса.

Последствия этого могут быть не предсказуемы!

  • Повышение уровня Мирового океана может достичь одного метра.

  • Произойдет таяние вечной мерзлоты в районах Крайнего Севера.

  • В настоящее время 14 млн. квадр. км. Земли покрыта льдами, если произойдёт сокращение площади ледников, то резко уменьшится коэффициент отражения солнечных лучей от поверхности Земли, значит, больше тепла поглотится ею. Это приведёт к повышению температуры.

  • Повышение температуры океана приведет к увеличению средней влажности на планете, к уменьшению концентрации растворенного в воде СО2, который поступит в атмосферу.

И все это только усилит парниковый эффект.

ОПАСНОСТЬ ДОВОЛЬНО СЕРЬЕЗНАЯ!

Влияние изменения климата на здоровье человека

Потепление климата приведет

  • Повышению в атмосфере концентрации СО2 и других вредных веществ, что в свою очередь приведет к увеличению случаев астмы, аллергии, сердечно - сосудистых и респираторных заболеваний.

  • К изменению географического распространения различных видов, являющихся переносчиками инфекционных заболеваний. Комары, грызуны, клещи расширят ареал обитания. К сезонному распространению болезней, прежде не встречающихся на этих территориях. Таких как, желтая и тропическая лихорадки, клещевой энцефалит и т.д.

  • К деформации зон вечной мерзлоты на северных территориях. А это приведет к сокращению запасов пресной воды, к использованию питьевой воды худшего качества, к нарушению деятельности водопроводно - канализационных сооружений, к увеличению рискароста кишечных инфекционных заболеваний (холера, дизентерия).

  • К продовольственной проблеме в наиболее уязвимых районах, что приведет к сокращению производства продуктов питания, к недоеданию и голоду.

Меры, предотвращающие опасные последствия воздействия изменения климата

на здоровье человека

  • Совершенствование здравоохранения

  • Профилактика заболеваний

  • Улучшение контроля над водными ресурсами

  • Подготовка специалистов в области здравоохранения

  • Внедрение новых технологий, таких как очистка воды

  • Вакцинация

  • Усиление эпидемиологического надзора инфекционных заболеваний.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

(работа в группах)


  1. группа: Экологический центр

Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Один британский эколог провел 1,5 месяца на судне, чтобы учесть количество мусора, выбрасываемого за борт. За этот срок команда из 46 человек отправила в море: 5 тысяч консервных банок, 350 пластиковых бутылок, 320 бумажных пакетов, 5 жестяных бочек, множество полиэтиленовых пакетов и другого мусора. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.

Задание : проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.

(Чудо источники природные родники -

Это запасы свежей воды!)

к данному слогану придумайте свой.


  1. группа: Природоохранный центр

Обеспечено - ли в Нижегородской области и Семеновском районе соотношение площади особо охраняемых природных территорий (ООПТ) к общей площади области и района?

Площадь Нижегородской области 76,9 тыс. км.

Площадь ООПТ 468214 га

(1 км. = 100 га)

Площадь Семеновского района 3,9 тыс. км.

Площадь ООПТ 99,7 га

Произведите соответствующие расчеты и попробуйте сделать вывод о состоянии экологической безопасности в области и районе?

Минимальное соотношение ООПТ к общей площади данной территории = 3%

(Природу защищайте, лес не вырубайте,

Чтоб хватила кислорода для всего народа!)

К данному слогану придумайте свой


  1. группа: Энергосберегающий центр

В сентябре расход электроэнергии в школе составил 1200 кВт ч, в октябре он уменьшился на 35 %, так как заменили в некоторых классах обычные лампочки на энергосберегающие, а в ноябре по сравнению с предыдущим месяцем - еще на 15 %. Определите расход электроэнергии в октябре и в ноябре. Сделайте соответствующие выводы.

(Выключи свет и спокойно иди,

Электроэнергию ты береги!)

К слогану придумать свой.

Пути решения проблем:

Экологические проблемы остры и решать их необходимо сейчас. На мировом уровне проблема снижения выбросов парниковых газов стала одной из приоритетных.

Первым практическим шагом к её решению считается Киотский протокол, подписанный в Японии в декабре 1997 года. Его основной целью объявлено сокращение развитыми странами к 2010 - 2015 годам суммарных выбросов в атмосферу СО2 на 5,2 % , по сравнению с выбросами 90 - ых годов.

На долю России приходится 17 % мировых выбросов. После нескольких лет колебаний Россия высказалась в пользу его ратификации, и с февраля 2005 года Киотский протокол вступил в действие.

В нашу область протокол пришёл под названием «Леса Киота». По нему, в частности, предусматривается новые лесонасаждения, что и происходит в д. Осинки с апреля 2008 года по настоящее время.

В нашем районе предусмотрено по данному протоколу засадить новыми лесами более тысячи гектаров, а по области лесные саженцы будут занимать 6,5 тысяч га.

Для экологии это очень хорошо!

Учитель: Человечество делает только первые шаги по преодолению экологического кризиса, но уже через 50 - 60 лет мы сможем жить в удивительно чистом, уютном и безопасном мире.

Попробуем заглянуть в такое будущее.

(беседа - размышление с формулировкой общих выводов, в которых заключаются ответы на вопросы, поставленные к уроку в целом)

  • Во первых, сократится добыча металлов и другого сырья - человечеству вполне хватит железа, меди, свинца и др. металлов, получаемых в результате вторичного использования.

  • Во всех отраслях промышленности выбросы одних предприятий могут стать сырьём для других. При таком безотходном производстве исчезнут высокие заводские трубы (они не нужны, так как нет выбросов) и не будет свалок.

  • Энергетика будущего будет основана преимущественно на возобновляемых источниках:

а) в южных регионах Земли можно использовать солнечную энергию,

б) на открытых пространствах пустынь, степей и тундр - ветровую,

в) на морских побережьях - волновую (по расчетам учёных приливы и отливы могут удовлетворить до 30 % потребностей в Европе в энергии).

  • Развитие Интернета позволит каждому присутствовать в любом месте, не выходя из дома. Поэтому сократится потребность в транспорте и энергии для него.

Разумеется люди станут меньше болеть. Средняя продолжительность жизни возрастёт до 90 лет.

Но станет ли это реальностью, будет ли мир таким, каким мы его хотим видеть - зависит не столько от политиков, от руководства, сколько от всех нас, от усилий каждого человека в отдельности.

Домашнее задание: Дома вы поработаете с тестом и закрепите полученные знания на уроке.

Клип о природе «Как прекрасен этот мир». (Приложение)

Итак:

Чтоб планета осталась прекрасной, чтоб жизнь была не опасна!

Сейчас вместе и дружно скажем

«МЫ ЛЮБИМ ТЕБЯ ЗЕМЛЯ!»

Методическая разработка экологического урока Планета в опасности (9 класс)

© 2010-2022