- Преподавателю
- Физика
- Физико-математический конкурс В погоне за знаниями 9 класс
Физико-математический конкурс В погоне за знаниями 9 класс
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кунгурцева Н.А. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Класс 9
Физико-математический конкурс «В погоне за знаниями»
Интегрированный урок: физика+математика
Цель: стимулировать интерес учащихся к математике и физике.
Задачи:
-
содействовать развитию и распространению математических и физических знаний;
-
развитие логического мышления, интуиции, быстроты реакции, внимания;
-
поддержка развития творческой исследовательской активности детей;
-
воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи.
Ход урока
Организационный момент. Сегодня мы проводим физико-математический конкурс «В погоне за знаниями». Слово математика пришло к нам из древнего языка, где "мантейн" означает учиться и приобретать знания; "фюзис" - в переводе с греческого означает "природа". И если есть упражнения для развития тела, то математика и физика призваны развивать логическое мышление, внимание, мозг, не говоря уже о приобретённых знаниях. Недаром их называют "гимнастикой ума".
Для выполнения конкурсных заданий вам понадобятся знания и умения из двух предметов, которые очень тесно связаны друг с другом. Для участия в конкурсе необходимо создать команды в составе 5-6 человек.
Для этого при входе в класс вы взяли по одному стикеру. А теперь разделитесь таким образом, чтобы в команде у всех стикеры были одинаковые.
Итак, начнём наш конкурс.
Для начала каждой команде необходимо подготовить: приветствие (отражающее название команды и ее девиз).
Учащиеся делятся на команды. Придумывают название и девиз.
После выполнения заданий команды должны дать небольшой комментарий, иллюстрирующий связь физики и математики.
Итак, первое задание: запишите числа в стандартном виде. Каждый правильный ответ - 1 балл.
1000 =
0,00065 =
5600000 =
0,089 =
31600 =
0,00000743 =
15000000 =
0,000000019 =
Примерный комментарий учащихся к первому заданию. Для того, чтобы подставить численные значения физических величин в формулы, необходимо представить их в системе СИ, и удобнее всего в стандартном виде.
Второе задание:
1. Выразить величину из формулы (3 балла, по 1 каждая правильно записанная формула)
Формула
Искомая величина
название
формула
λ = ʊТ
СКОРОСТЬ
СКОРОСТЬ ПЕРВОГО ТЕЛА
T = 2
ДЛИНА МАЯТНИКА
2. Выразить величину из формулы (3 балла, по 1 каждая правильно записанная формула)
Формула
Искомая величина
название
формула
F = mа
УСКОРЕНИЕ
МАССА ПЕРВОГО ТЕЛА
T = 2
КОЭФФИЦИЕНТ ЖЁСТКОСТИ
Комментарий учащихся. Прямая и обратная пропорциональность величин; нахождение неизвестного члена пропорции; определение неизвестного компонента уравнения; умение решать уравнения, содержащие переменную под знаком корня.
Третье задание: найти и исправить ошибки, допущенные в записи формул (каждый правильный ответ по 1 баллу)
а =
S =
P = m(a - g)
x =x0+ ʊ +
T = 2
F = mʊ
ʊ =
S = ʊ0t +
=
T = 2
E =
ʊ =
λ =
ʊср =
T =
Следующее задание: определить, как изменится одна величина при изменении другой
-
Как изменится период колебаний груза на пружине, если жесткость пружины увеличить 4 раза?
-
Как изменится частота колебаний математического маятника, если длину уменьшить 4 раза?
-
Как изменится период колебаний математического маятника при увеличении его длины в 4 раза и уменьшении массы в 2 раза?
Решение задач (каждая по 3 балла)
Задачи на определение времени и места встречи тел
1. Движения двух тел заданы уравнениями х1= 40 + 10t, x2 = 12 + 2t2.
Где и когда они встретятся?
Ответ: тела встретятся через 7 с в точке с координатой 110 м.
2. Движения двух тел заданы уравнениями х1= 40 + 4t, x2 = 56 - 2t2.
Где и когда они встретятся?
Ответ: тела встретятся через 2 с в точке с координатой 48 м.
Комментарий учащихся. Решение квадратных уравнений. Нахождение дискриминанта и корней квадратного уравнения. Определение области допустимых значений переменной.
Задачи на относительность движения
1. Пловец пересёк реку шириной 8 м, выдерживая курс поперёк реки. Течение снесло его на 6 м. Каков модуль суммарного перемещения пловца?
Ответ: 10 м.
2. Скорость течения реки 3 м/с. Каков модуль скорости катера относительно воды, если катер движется перпендикулярно к берегу со скоростью 4 м/с.
Ответ: 5 м/с
Комментарий учащихся. Правила сложения векторов, теорема Пифагора, Пифагоровы тройки.
Следующее задание: найти соответствующее каждой букве число, вписать ответы в таблицу. Затем на пересечении строк и столбцов вы найдёте буквы, из которых нужно составить ключевое слово и объяснить его значение.
Максимальное количество баллов - 10.
1. Найти соответствующее каждой букве число
А
Произведение массы тела на его скорость
1
Перемещение
Б
Время, за которое совершается одно колебание
2
Ускорение
В
Падение тела, при отсутствии сопротивления среды
3
Ультразвуки
Г
Движение тела в результате отделения от него некоторой части
4
Импульс
Д
Длина траектории
5
Амплитуда
Е
Звуковые волны с частотой больше 20000 Гц
6
Путь
Ё
Характеризует быстроту изменения скорости
7
Громкость
Ж
Наибольшее смещение от положения равновесия
8
Свободное падение
З
Амплитуда колебаний тела определяет
9
Период
И
Направленный отрезок, соединяющий начало и конец движения
10
Реактивное
Ответы
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
4
9
8
10
6
3
2
5
7
1
На пересечении строк и столбцов вы найдёте буквы, из которых нужно составить ключевое слово
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
1
Л
Ю
Ж
Щ
О
Р
Д
П
Ь
Р
2
Н
Г
Ш
Л
И
Й
И
О
А
Е
3
Ы
А
О
Л
Ж
С
В
С
Я
М
4
А
Л
Р
Л
Р
У
Г
Ы
Ь
Т
5
С
Т
И
А
Л
Д
Ж
О
Ч
Ш
6
К
Г
В
Р
Т
М
П
Ч
В
З
7
Г
Р
В
Ф
З
И
Х
Ю
Я
Ч
8
Р
Л
Н
Д
Ж
З
Е
У
С
Ч
9
Ш
М
З
В
Ы
О
Л
Д
Ж
Э
10
Н
Г
З
О
У
С
Ч
Я
Р
О
Ответ: АСТРОНОМИЯ.
2. Найти соответствующее каждой букве число
А
Звуковые волны с частотой меньше 16 Гц
1
Перемещение
Б
Состояние, при котором вес тела равен нулю
2
Ускорение
В
Падение тела, при отсутствии сопротивления среды
3
Частота
Г
Тело, размерами которого можно пренебречь
4
Инфразвуки
Д
Линия, вдоль которой движется тело
5
Амплитуда
Е
Число колебаний в единицу времени
6
Звуковые волны
Ё
Характеризует быстроту изменения скорости
7
Траектория
Ж
Наибольшее смещение от положения равновесия
8
Свободное падение
З
К продольным волнам относятся
9
Невесомость
И
Направленный отрезок, соединяющий начало и конец движения
10
Материальная точка
Ответы
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
4
9
8
10
7
3
2
5
6
1
На пересечении строк и столбцов вы найдёте буквы, из которых нужно составить ключевое слово
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
1
О
Ш
Ж
Г
Е
К
Т
М
П
О
2
Р
С
Р
О
М
А
Н
О
Е
Л
3
Ю
Л
В
Р
Ы
Т
Н
У
Г
Ф
4
И
Р
Л
Я
Т
П
Г
У
Ц
С
5
Е
Ю
Т
М
Ч
Г
О
А
А
В
6
К
П
Ы
Р
Я
П
В
Л
Ь
В
7
И
М
Р
Л
Е
Ь
Ч
А
Е
В
8
П
Т
Н
Б
М
Ч
В
Р
П
В
9
А
С
Ь
Ъ
Л
Д
Х
В
Ф
Р
10
Е
П
Р
Т
Ь
А
Ы
К
Г
Л
Ответ: ИНЕРТНОСТЬ
Примерный комментарий учащихся. Координатная плоскость, нахождение точки по её координатам.
Решение графических задач. Каждый правильный ответ - 3 балла.
-
По графикам определите путь пройденный телами за 3 секунды
_________________________________
_______________________________
___________________________
Найти амплитуду, период и частоту
________________________________
-
По графикам определите путь пройденный телами за 4 секунды
____________________________________
________________________________________
__________________________
Найти амплитуду, период и частоту
___________________________________
Примерный комментарий учащихся. Умение читать графики зависимости одной величины от другой; нахождение площади геометрических фигур - прямоугольника, треугольника, трапеции.
Подведение итогов.
Оглашение итогов и результатов конкурса.
В заключении каждый участник конкурса пишет пожелание на своём стикере другой команде и дарит кому-то на память.
Награждение участников и победителей.