Кластерный подход в обучении физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кластерный подход в обучении физике


Вишневская Татьяна Алексеевна, учитель физики БОУ г. Омска «Лицей № 25»

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин, она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их особую нравственную и патриотическую ценность.

Возросшее значение физики, как науки, выдвинуло методику технической дисциплины на одно из важных мест в системе педагогических наук в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

Залогом успешности и эффективности политехнического образования в процессе обучения физике является системный подход к нему. Целевой компонент системы политехнического образования формируется под воздействием следующих факторов: социально-экономических потребностей общества, научно-технического прогресса, экологических условий.

Целью политехнического образования является формирование всестороннего развития личности школьника и подготовка его к труду в сфере современной техники в процессе обучения физике.

В нашем Лицее разработана модель педагогической системы политехнического образования в процессе обучения физики, начиная с начальной школы. Данная модель представляет из себя несколько основных направлений:

  • формулирование целей и задач политехнического образования в начальной, средней и старшей школе;

  • механизма реализации принципа политехнизма в курсе физики;

  • получение результатов политехнического образования в процессе обучения физике.

В начальной школе нашего Лицея политехническое образование ведется по нескольким направлениям:

  • кружок "Удивительный мир физики" для учащихся 2 - 4 классов;

  • раннее изучение математики при Образовательном центре "Перспектива";

  • выездная Летняя школа гармоничного развития "Умникум";

  • областная научно - практическая конференция "Ищи. Дерзай. Твори";

  • фестиваль робототехники "Робополигон";

  • ТКП "Я - Космический конструктор";

  • Музей Техники БОУ г.Омска "Лицей №25".

Основная цель политехнического образования в средней и старшей школе достигается посредством решения следующих основных задач:

  • формирование знаний о научных основах современного производства;

  • формирование системы политехнических умений и навыков и практическое овладение элементами, объектами техники и технологии;

  • развитие творческих способностей и технического мышления школьников;

  • подготовка учащихся к труду в сфере современной техники.

В соответствии с определенными задачами формируется содержание политехнического образования, которое реализуется как взаимосвязанная деятельность учителя, учащихся и социальных партнеров:

  • Омский Государственный Университет;

  • Омский Государственный технический Университет;

  • ОАО "ОмПО" "Иртыш";

  • - ОАО Омский Научно-исследовательский Институт Приборостроения;

  • ОАО "Автоматика".

Кластерный подход в обучении физике

Благодаря, сотрудничеству с социальными партнерами и развитию политехнического образования, учащиеся нашего Лицея вовлечены в деятельность:

  • участие в конференциях и олимпиадах разного уровня: Областная НПК школьников А.С. Клинышкова "Россия - космическая держава", Межрегиональная НПК школьников и молодежи; Всероссийская НПК школьников "Политех - 2015", областная научно - практическая конференция "Ищи. Дерзай. Твори";

  • фестиваль робототехники "Робополигон";

  • обучение предметам технического направления на базе ОмГТУ;

  • профессиональные пробы в колледже им Жуковского и ОмГТУ;

  • "трудовое лето" в ОНИИП, ОАО "Автоматика, ОмскНефтеХимПроект;

  • дни открытых дверей и экскурсии в технических ВУЗах;

  • профильные классы физико - математического направления.

При изучении курса физики и при реализации принципа политехнизма необходимо включать:

  • изучение физической основы действия конкретного технического устройства;

  • понимание учащимся технического принципа, лежащего в основе конструктивных свойств устройства;

  • обучение умению использовать конкретные технические устройства, реализующие изученный физико-технический принцип.

В результате целенаправленной взаимосвязанной работы учителя и учащегося с опорой на указанный механизм формируются политехнические знания, умения и навыки. Проведенное исследование показало, что применение конкретных методов и средств обучения, форм организации учебных занятий предопределено в конечном счете целями и задачами политехнического обучения. Таким образом, формирование нравственных, эстетических и патриотических ценностей на уроках технических предметов понимаем как основной канал усвоения духовной культуры общества превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей.

Содержание, методы и история в области физики в руках учителя служат могучим средством развития интеллектуальных и нравственных сил и качеств подрастающего поколения.

© 2010-2022