Публичное выступление в школе

Решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений... У них должно быть выработано « экологическое мировоззрение» , т.е. сознание приоритетности решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработке современных технологий, создании машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании, а также твёрдое убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружающей среды того или иного мер...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

Под экологическим образованием понимается «процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде»

Формирование экологической культуры у учащихся при изучении физики встречает ряд трудностей. Одна из них вызвана тем, что воспитывать учеников приходится чаще всего на отрицательных, а не на положительных примерах. Деградация природы идет быстрее, чем реализация мер по ее защите. Это создает неблагоприятный «педагогический фон», усиливающийся тем, что оказались разрушенными позитивные народные традиции наблюдения за природными явлениями и согласования с ними своей жизни, традиции, ведшие к рациональному природопользованию.

Другая трудность обусловлена многоаспектностью экологического образования; оно затрагивает все формы сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, научное и связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями людей.

Целью экологического образования при изучении физики является развитие у учащихся ответственного отношения к окружающей среде, которое имеет такие два аспекта:

1.забота о сохранении естественного природного окружения;

2. ответственность за свое и других людей здоровья, как за личную и общественную ценность;

Как известно, экологическая обстановка на Земле и в нашей стране продолжает ухудшаться: озоновая дыра в Антарктике не уменьшается, а загрязнённость Мирового океана и воздушной оболочки планеты повышается. Например, более 100 млн.тонн вредных веществ выбрасывают в атмосферу ежегодно наши промышленные предприятия, около 70 млн.т таких веществ попадает в неё вместе с выхлопными газами автотранспорта, примерно 50 млрд.куб.м. воды, загрязнённой промышленными и бытовыми отходами, стекает в реки, озёра, моря. В более чем 100 городах предельно допустимые концентрации вредных веществ превышены в 10 (и больше!) раз.

Огромный ущерб природе наносят небрежное хранение и неграмотное применение химических удобрений и ядохимикатов: гибнут насекомые и микроорганизмы, без которых оскудевает животный и растительный мир; почва оказывается перенасыщенной тяжёлыми металлами и другими элементами, их соединениями, попадание которых через растительную пищу в организм животных и людей приводит к нарушению их нормальной жизнедеятельности. Установлено, что сейчас уже более половины всех болезней человека вызываются воздействием химических, физических и биологических факторов окружающей среды. Мы вынуждены признать, что тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного ведения хозяйства, недостатка знаний и потребительского отношения к природным богатствам.

Решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений. Вступающие в трудовую жизнь люди должны иметь чёткое представление о том, что природные ресурсы не бесконечны и технология производства любой продукции должна удовлетворять такому основному, с экологической точки зрения, требованию, как минимальное потребление материалов и энергии. Они должны хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных процессов. У них должно быть выработано « экологическое мировоззрение» , т.е. сознание приоритетности решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработке современных технологий, создании машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании, а также твёрдое убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружающей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовываться. Такое мировоззрение можно сформировать лишь в том случае, если уже с детских лет, со школы давать соответствующие знания о природе, знакомить с экологическими проблемами, прививать любовь к природе, учить вести себя так, чтобы не наносить ей вреда, побуждать к общественно - трудовой деятельности по охране окружающей среды, её улучшению. При этом важно укрепить такую жизненную позицию: небрежное, безответственное отношение к природе (включая бытовые «мелочи» - выбрасывание куда попало мусора, вытаптывание травы, отламывание веток и т.п.) - безнравственно; чувство ценности окружающей нас природы обогащает духовный мир человека, возвышает его моральные принципы. Ведь, по словам писателя С.П. Залыгина, « отношение человека к окружающей среде - это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям».

В качестве примера обозначим несколько уроков, где раскрываются экологические проблемы.

При изложении материала в 7-ом классе: «Атмосфера. Атмосферное давление. Водяной пар в атмосфере» необходимо отметить изменение состава атмосферы и загрязнение окружающей среды выбросами конкретных производств в воздух и меры снижения вредных выбросов и как ведется контроль за выхлопными газами. Пояснить, что значит «Озоновая дыра» и её последствия.

При изучении темы «Капиллярные явления» привлечь учащихся к обсуждению вопросов

-Как происходит механизм всасывания питательных веществ из почвы волосками корней растений

-Как меняется высота подъема воды в капиллярах почвы с повышением температуры?

-Как во время засухи и суховеев сохранить влагу на полях, чтобы спасти посевы от гибели?

А также как происходит распространение вредных веществ в воде, в почве. Ввести понятие П.Д.К.- предельно допустимой концентрации вещества. Контроль за состоянием окружающей среды (измерение концентраций вредных веществ и сравнение с ПДК ).

Далее важно отметить, что плодородие почв представляет собой результат длительной эволюции; свойства почвы зависят главным образом от деятельности населяющих ее организмов. Нерациональное (без строгой дозировки) использование минеральных удобрений и ядохимикатов, загрязнение земель промышленными отходами, неправильная агротехника приводят к подавлению биологической активности почвы и ее деградации. Поэтому все формы развития сельскохозяйственного производства, связанные с нарушением естественного плодородия почвы и ее капиллярных систем, должны тщательно исследоваться на возможные экологические последствия и применяться осторожно, как правило, совместно с нейтрализующими отрицательные факторы мерами.

При изучении темы «Строение вещества. Молекулы» и говоря о взаимодействие атомов и молекул,

обратить внимание учащихся на то, как влияет нефтяная плёнка на поверхности водоёма на жизнь его обитателей, что гибнут не только растения и рыбы, но и страдают водоплавающие птицы. (Несмачиваемость оперения водоплавающих птиц и смачивание его нефтью).

При изучении темы как Внутренняя энергия и способы её изменения можно затронуть множество вопросов, касающихся экологии.

Конвекция в природе и технике: образование конвекционных потоков в промышленных зонах; механизм рассеивания выбросов с помощью высоких труб; особенности рассеивания при циклонах и антициклонах.

Водяное отопление: экологические проблемы водяного отопления; загрязнение от ТЭЦ; теплоизоляция в быту и технике, как метод сбережения энергоресурсов.

Излучение: «парниковый эффект» на Земле и возможные последствия его усиления.

Теплота сгорания топлива. Тепловые двигатели. К.П.Д.: сравнение ценности и экологической безвредности различных видов топлива; необходимость перевода автотранспорта на газовое топливо и электродвигатели.

Плавление и отвердевание: влияние засоленности воды на температуру льдообразования; экологические аспекты литейного производства.

Испарение и конденсация: образование кислотных дождей, опасность для жизни на Земле фреона, аммиака и SO2.

В старших классах по теме: « Электрический ток. Источники электрического тока», изучая гальванические элементы и аккумуляторы, необходимо подчеркнуть осторожное обращение с гальваническими элементами и аккумуляторами и проблемы их захоронения.

На уроках при изучении темы «получение и передача электроэнергии » необходимо говорить о рациональном использовании энергии и энергетических ресурсов природы, отметить как действуют на окружающую среду электростанции различных типов: ТЭС, ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, АЭС.

При описании устройства и принципа действия ТЭС уместно отметить, что в настоящее время на их долю приходится около 80 % общей выработки электроэнергии в нашей стране. Преимущество тепловых электростанций заключается в том, что они могут быть расположены на любой территории, работают практически на всех видах минерального топлива и вырабатывают не только электрическую, но и внутреннюю энергию (горячую воду для отопления и водоснабжения, пар для технических нужд). Но турбины ТЭС, приводимые в движение перегретым паром, необходимо охлаждать; поэтому от них непрерывно отводится поток воды, имеющий обычно температуру 8-12°С. Эта вода сбрасывается в водоемы, где создается таким образом зона постоянного подогрева, что ведет к тепловому загрязнению водоемов и отрицательно сказывается на их экологическом балансе (например, ТЭС мощностью 2,4 МВт сбрасывает до 80-90 кубов теплой воды в секунду).

Полезно продемонстрировать далее схему «материального и энергетического балансов угольной ТЭС и отметить, что из всего количества затраченных материальных ресурсов в виде топлива и кислорода, энергетика использует пока только часть, остальные идут в отходы - золу, шлак и т. д. Поступая в атмосферу, отходы включаются в процессы, нарушая существующее в окружающей среде равновесие. Кроме того, выработанная ТЭС энергия в процессе ее передачи и потребления также в значительной мере «теряется» - превращается во внутреннюю энергию и рассеивается. Загрязнение природы ТЭС происходит и в итоге консервации и промывки ее оборудования. Вследствие этого увеличение масштабов производства электроэнергии на базе органических видов топлива может, по мнению ученых, привести в будущем к ряду неблагоприятных для жителей Земли результатов - изменению средней температуры атмосферы, появлению в ней вредных газов (СО, SO, NO и др.) в количествах, опасных для здоровья человека и всего живого. Следовательно, чтобы не усугублять этот процесс, необходимо рационально использовать энергию, получаемую на ТЭС: «отработанное» тепло (конденсат) направлять, например, для бытовых нужд населения, экономно расходовать электричество и т. п. Но главное - вести поиски экологичных источников энергии.

В заключение отметим, что изучение вопросов охраны природы и рационального использования ее богатств при обучении физике усиливает политехническую направленность курса, так как сегодня одно из главных требований к современной технике-экологичность.



© 2010-2022