Постоянный электрический ток

Данный урок проводится в 10 классе перед изучением темы «закон Ома для полной цепи» в игровой форме. Класс делится на две команды. Первое задание проводится в форме физического диктанта на проверку основных понятий и формул из кура восьмого класса, следующее задание на знание  ученых физико и их работ, также  присутствует задание на проверку умений работать с графиками. Команды проводят эксперимент,  исследуют последовательное и параллельное соединения. В конце урока каждый ученик заполняет инфо...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аттестуемый педагог (ФИО): Егорычева Елена Львовна

Предмет: физика

Возраст обучающихся: класс (группа) 10

Тема урока (занятия): «Постоянный электрический ток»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Постоянный электрический ток»

Задачи:

- образовательные: обобщить и углубить знания обучающихся об электрическом токе, закрепить знания при расчетах простейших электрических цепей, повторить законы последовательного и параллельного соединения проводников в форме, удобной для решения задач и выполнения тестовых заданий

- развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, анализировать и систематизировать информацию, выделять главное, сравнивать, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов)

- воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения, формировать умения работать в группах, включаться в диалог друг с другом, умение выслушивать оппонента.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран; приборы для выполнения эксперимента: источники тока, амперметры, вольтметры, провода, резисторы, реостаты.

Ход урока

п/п

Этап урока

Дидактические задачи

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

организация начала урока

Подготовка обучающихся к работе на уроке

Объяснительный метод

Электрический ток,

Электрический ток,

Говорят, ты порою

Бываешь жесток.

Может жизни лишить

Твой коварный укус.

Ну и пусть,

Все равно я тебя не боюсь!

Сообщение цели урока и формы проведения

Для проведения турнира обучающиеся делятся на 2 команды по 5-7 человек, выбирают капитана и название команды.

Жюри - 3 человека.

2

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы по теме «Постоянный электрический ток»

Задания на определение участниками фактов, понятий, правил,

1 задание. В центре листа запишите ключевое слово «электрический ток», вокруг него слова, предложения и формулы, которые приходят на ум в связи с этой темой.

2 задание. Физический диктант. Команды устно дополняют предложение.

1.Электрический ток …

2.Условия, необходимые для существования электрического тока…

3.Постоянным называется ток…

4. Электрический ток в металлах представляет с собой…

3 задание. Заполнить письменно таблицу

Сила тока

Напря

жение

Сопротив

ление

1.Определение

2.Характеризует

3.Показывает

4.Обозначение

5.Единица измерения

6.Расчетная формула

7. Прибор для измерения













Электрический ток - это упорядочное движение заряженных частиц.

Чтобы ток существовал необходимо наличие заряженных частиц и электрическое поле.

Постоянным называется ток, если сила тока не меняется со временем.

Электрический ток в металлах представляет собой упорядочное движение электронов

Сила тока.

Характеризует интенсивность направленного движения заряженных частиц

Показывает, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени

Прибор для измерения - амперметр

Единица измерения - Ампер

Формула: I = ∆q /∆t

Напряжение

Характеризует электрическое поле на участке цепи

Показывает какую работу совершает поле, перемещая заряд в 1 кулон

Прибор для измерения - вольтметр

Единица измерения - Вольт

Формула: U = A / ∆q

Сопротивление

Характеризует противодействие проводника движению заряженных частиц

Причина - взаимодействие свободных электронов с ионами в узлах кристаллической решетки

Прибор для измерения - Омметр

Единица измерения - Ом

Формула: R = ρ l / S

3.

Рефлексия

Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, обучения). Усвоение принципов саморегуля ции и сотрудничества

Вопрос-ответ

4 задание. Команды по очереди устно отвечают на вопросы.

1)Фамилия учёного, установившего количественную характеристику взаимодействия зарядов?

2)В честь какого учёного названа единица силы тока?

3)Имя и фамилия учёного, открывшего один из основных законов электрического тока.

4)Первый русский академик.

5)Кто рассчитал величину электрического заряда электрона?

6)Кто сконструировал первый источник тока?

5 задание. Решение простейших вычислительных и графических задач. Пользуясь рисунком, ответьте на вопросы:

Постоянный электрический токI = ?

Постоянный электрический токU = ?

Постоянный электрический токR = ?

Определите по графику сопротивление.

Постоянный электрический ток

Какой проводник имеет большее сопротивление и во сколько раз?

Постоянный электрический ток

Какое напряжение больше и во сколько раз?

Постоянный электрический ток

Кулон

Ампер

Георг Симон Ом

Ломоносов

Иоффе

Вольт





1.I=1,2 А

2.U=24 В

3.R=200 Ом

4.R= 10 Ом

5.R1 больше R2 в 3 раза

6.U1 больше U2 в 2 раза

4

Экспериментальная работа

Формирование способностей применения знаний и способов действий в измененной ситуации

Частично - поисковый метод

Теперь мы физики - экспериментаторы Проблемный вопрос: Какое соединение применяется при подключении электрических лампочек в вашей квартире? Какие преимущества данного соединения?

Каждой команде, чтобы ответить на вопрос, необходимо выполнить эксперимент, используя показания приборов и применив закон Ома для участка цепи, определить общее сопротивление одной команде при последовательном, другой - при параллельном соединении».

В процессе работы вы должны:

  • Поставить цель эксперимента

  • Составить схему электрической цепи

  • Подобрать необходимое оборудование

  • Показать эксперимент

  • Объяснить его

Обучающиеся работают самостоятельно, помогая друг другу: распределяют роли в команде, ставят цели эксперимента, выбирают нужные приборы, составляют электрические цепи. Проводят эксперимент, полученные данные фиксируют и, используя закон Ома для участка цепи, определяют общее сопротивление. После выполнения расчетов сравниваются результаты и делается вывод: При параллельном соединении общее сопротивление меньше, чем при последовательном соединении, а значит сила тока больше. Следовательно, параллельное соединение:

1.Выгодно и удобно использовать для электропроводки в квартирах.

2.Если перегорает одна из ламп, то остальные продолжают гореть.

5

Подведение итогов

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Репродуктивный метод

Жюри подводит итоги.

В это время обучающиеся выполняют тест

Инфомационная карта «Постоянный электрический ток

Электрическим током называется упорядоченное движение электрических зарядов. За направление электрического тока принято направление движения положительных зарядов. Электрический ток возникает в проводниках под действием электрического поля

Отношение заряда ∆ q, проходящего через поперечное сечение проводника за время ∆ t, к этому интервалу времени называется силой тока I: I = ∆q /∆ t.

Сила тока измеряется в амперах. Если сила тока не изменяется со временем, электрический ток называют постоянным током.

Электрический ток в проводниках вызывают так называемые источники постоянного тока. Силы, вызывающие перемещение электрических зарядов внутри источника постоянного тока против направления действия сил электростатического поля, называются сторонними силами.

Отношение работы Аст , совершаемой сторонними силами по перемещению заряда q вдоль цепи, к значению этого заряда называется электродвижущей силой Е источника (ЭДС)

Закон Ома для участка цепи.Немецкий физик Георг Ом (1787-1854) в 1826 году обнаружил, что отношение напряжения U между концами металлического проводника, являющегося участком электрической цепи, к силе тока I в цепи есть величина постоянная: U / I = R = const.

Эту величину R называют электрическим сопротивлением проводника. Электрическое сопротивление измеряется в Омах. Электрическим сопротивлением 1 Ом обладает такой участок цепи, на котором при силе тока 1 А напряжение равно 1 В: 1 Ом = 1 В / 1 А.

Электрическое сопротивление проводника прямо пропорционально его длине L и обратно пропорционально площади S поперечного сечения проводника: R = р · L /S.

Постоянный для данного вещества параметр r называется удельным электрическим сопротивлением вещества. Удельное сопротивление измеряется в Ом · м.

Последовательное и параллельное соединение проводников

При последовательном соединении проводников их общее электрическое сопротивление равно сумме электрических сопротивлений всех проводников:

R = R1 + R2 + ... + Rk .

При параллельном соединении проводников величина, обратная общему электрическому сопротивлению цепи, равна сумме обратных величин электрических сопротивлений всех параллельно включенных проводников:

1 / R = 1 / R1 + 1 / R2 + ... + 1 / Rk .

Во время чтения теста обучающиеся делают пометки на полях:

«+» - данная информация мне известна;

«» - новая для меня информация;

«?» - мне непонятно и я хочу получить подробные сведения.

6

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания цели, содержания испособов выполнения домашнего задания. Проверка соответствую-щих записей

Объяснительный метод

Задание на дом: повторить параграфы 102-108. Составить презентацию «Постоянный электрический ток»

Записи в дневниках.



© 2010-2022