- Преподавателю
- Физика
- Постоянный электрический ток
Постоянный электрический ток
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Егорычева Е.Л. |
Дата | 11.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Аттестуемый педагог (ФИО): Егорычева Елена Львовна
Предмет: физика
Возраст обучающихся: класс (группа) 10
Тема урока (занятия): «Постоянный электрический ток»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Постоянный электрический ток»
Задачи:
- образовательные: обобщить и углубить знания обучающихся об электрическом токе, закрепить знания при расчетах простейших электрических цепей, повторить законы последовательного и параллельного соединения проводников в форме, удобной для решения задач и выполнения тестовых заданий
- развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, анализировать и систематизировать информацию, выделять главное, сравнивать, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов)
- воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения, формировать умения работать в группах, включаться в диалог друг с другом, умение выслушивать оппонента.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран; приборы для выполнения эксперимента: источники тока, амперметры, вольтметры, провода, резисторы, реостаты.
Ход урока
№
п/п
Этап урока
Дидактические задачи
Методы и приёмы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
организация начала урока
Подготовка обучающихся к работе на уроке
Объяснительный метод
Электрический ток,
Электрический ток,
Говорят, ты порою
Бываешь жесток.
Может жизни лишить
Твой коварный укус.
Ну и пусть,
Все равно я тебя не боюсь!
Сообщение цели урока и формы проведения
Для проведения турнира обучающиеся делятся на 2 команды по 5-7 человек, выбирают капитана и название команды.
Жюри - 3 человека.
2
Обобщение и систематизация знаний
Формирование целостной системы по теме «Постоянный электрический ток»
Задания на определение участниками фактов, понятий, правил,
1 задание. В центре листа запишите ключевое слово «электрический ток», вокруг него слова, предложения и формулы, которые приходят на ум в связи с этой темой.
2 задание. Физический диктант. Команды устно дополняют предложение.
1.Электрический ток …
2.Условия, необходимые для существования электрического тока…
3.Постоянным называется ток…
4. Электрический ток в металлах представляет с собой…
3 задание. Заполнить письменно таблицу
Сила тока
Напря
жение
Сопротив
ление
1.Определение
2.Характеризует
3.Показывает
4.Обозначение
5.Единица измерения
6.Расчетная формула
7. Прибор для измерения
Электрический ток - это упорядочное движение заряженных частиц.
Чтобы ток существовал необходимо наличие заряженных частиц и электрическое поле.
Постоянным называется ток, если сила тока не меняется со временем.
Электрический ток в металлах представляет собой упорядочное движение электронов
Сила тока.
Характеризует интенсивность направленного движения заряженных частиц
Показывает, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени
Прибор для измерения - амперметр
Единица измерения - Ампер
Формула: I = ∆q /∆t
Напряжение
Характеризует электрическое поле на участке цепи
Показывает какую работу совершает поле, перемещая заряд в 1 кулон
Прибор для измерения - вольтметр
Единица измерения - Вольт
Формула: U = A / ∆q
Сопротивление
Характеризует противодействие проводника движению заряженных частиц
Причина - взаимодействие свободных электронов с ионами в узлах кристаллической решетки
Прибор для измерения - Омметр
Единица измерения - Ом
Формула: R = ρ l / S
3.
Рефлексия
Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, обучения). Усвоение принципов саморегуля ции и сотрудничества
Вопрос-ответ
4 задание. Команды по очереди устно отвечают на вопросы.
1)Фамилия учёного, установившего количественную характеристику взаимодействия зарядов?
2)В честь какого учёного названа единица силы тока?
3)Имя и фамилия учёного, открывшего один из основных законов электрического тока.
4)Первый русский академик.
5)Кто рассчитал величину электрического заряда электрона?
6)Кто сконструировал первый источник тока?
5 задание. Решение простейших вычислительных и графических задач. Пользуясь рисунком, ответьте на вопросы:
I = ?
U = ?
R = ?
Определите по графику сопротивление.
Какой проводник имеет большее сопротивление и во сколько раз?
Какое напряжение больше и во сколько раз?
Кулон
Ампер
Георг Симон Ом
Ломоносов
Иоффе
Вольт
1.I=1,2 А
2.U=24 В
3.R=200 Ом
4.R= 10 Ом
5.R1 больше R2 в 3 раза
6.U1 больше U2 в 2 раза
4
Экспериментальная работа
Формирование способностей применения знаний и способов действий в измененной ситуации
Частично - поисковый метод
Теперь мы физики - экспериментаторы Проблемный вопрос: Какое соединение применяется при подключении электрических лампочек в вашей квартире? Какие преимущества данного соединения?
Каждой команде, чтобы ответить на вопрос, необходимо выполнить эксперимент, используя показания приборов и применив закон Ома для участка цепи, определить общее сопротивление одной команде при последовательном, другой - при параллельном соединении».
В процессе работы вы должны:
-
Поставить цель эксперимента
-
Составить схему электрической цепи
-
Подобрать необходимое оборудование
-
Показать эксперимент
-
Объяснить его
Обучающиеся работают самостоятельно, помогая друг другу: распределяют роли в команде, ставят цели эксперимента, выбирают нужные приборы, составляют электрические цепи. Проводят эксперимент, полученные данные фиксируют и, используя закон Ома для участка цепи, определяют общее сопротивление. После выполнения расчетов сравниваются результаты и делается вывод: При параллельном соединении общее сопротивление меньше, чем при последовательном соединении, а значит сила тока больше. Следовательно, параллельное соединение:
1.Выгодно и удобно использовать для электропроводки в квартирах.
2.Если перегорает одна из ламп, то остальные продолжают гореть.
5
Подведение итогов
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
Репродуктивный метод
Жюри подводит итоги.
В это время обучающиеся выполняют тест
Инфомационная карта «Постоянный электрический ток
Электрическим током называется упорядоченное движение электрических зарядов. За направление электрического тока принято направление движения положительных зарядов. Электрический ток возникает в проводниках под действием электрического поля
Отношение заряда ∆ q, проходящего через поперечное сечение проводника за время ∆ t, к этому интервалу времени называется силой тока I: I = ∆q /∆ t.
Сила тока измеряется в амперах. Если сила тока не изменяется со временем, электрический ток называют постоянным током.
Электрический ток в проводниках вызывают так называемые источники постоянного тока. Силы, вызывающие перемещение электрических зарядов внутри источника постоянного тока против направления действия сил электростатического поля, называются сторонними силами.
Отношение работы Аст , совершаемой сторонними силами по перемещению заряда q вдоль цепи, к значению этого заряда называется электродвижущей силой Е источника (ЭДС)
Закон Ома для участка цепи.Немецкий физик Георг Ом (1787-1854) в 1826 году обнаружил, что отношение напряжения U между концами металлического проводника, являющегося участком электрической цепи, к силе тока I в цепи есть величина постоянная: U / I = R = const.
Эту величину R называют электрическим сопротивлением проводника. Электрическое сопротивление измеряется в Омах. Электрическим сопротивлением 1 Ом обладает такой участок цепи, на котором при силе тока 1 А напряжение равно 1 В: 1 Ом = 1 В / 1 А.
Электрическое сопротивление проводника прямо пропорционально его длине L и обратно пропорционально площади S поперечного сечения проводника: R = р · L /S.
Постоянный для данного вещества параметр r называется удельным электрическим сопротивлением вещества. Удельное сопротивление измеряется в Ом · м.
Последовательное и параллельное соединение проводников
При последовательном соединении проводников их общее электрическое сопротивление равно сумме электрических сопротивлений всех проводников:
R = R1 + R2 + ... + Rk .
При параллельном соединении проводников величина, обратная общему электрическому сопротивлению цепи, равна сумме обратных величин электрических сопротивлений всех параллельно включенных проводников:
1 / R = 1 / R1 + 1 / R2 + ... + 1 / Rk .
Во время чтения теста обучающиеся делают пометки на полях:
«+» - данная информация мне известна;
«» - новая для меня информация;
«?» - мне непонятно и я хочу получить подробные сведения.
6
Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания цели, содержания испособов выполнения домашнего задания. Проверка соответствую-щих записей
Объяснительный метод
Задание на дом: повторить параграфы 102-108. Составить презентацию «Постоянный электрический ток»
Записи в дневниках.