Метапредметные связи на уроках естественно-математического цикла

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ СОШ № 8
















Метапредметные связи на уроках естественно-математического цикла

как средство развития познавательных способностей учащихся


Учитель физики, математики и информатики

Плуталова

Елена Владимировна



август 2015 г.

с. Грушевское

В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы - и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу - так я буду сыт до конца жизни».

Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к современной школе. Касается это и предметов естественно-математического цикла. Стандарты - новый вызов, как к качеству образования, так и к условиям, используемым в образовательном процессе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Помимо всего прочего учитель из передатчика информации становится менеджером, который в себе аккумулирует не только профессиональные навыки и качества, но и умения применять развивающие технологии, обладающий информационной компетентностью. Изменяется и принципиальное отношение к результату своей деятельности, когда в завершении изучения того или иного раздела/курса учитель не проверяет, насколько ученик усвоил ряд понятий, умеет их применять, знает их сущность, а проверяет сформированность универсальных учебных действий в результате осуществления системно-деятельностного подхода.

Новый ФГОС ООО призван найти решение задачи, связанной с новым качеством содержания образования. Задача - научить учащегося ориентироваться в этом потоке информации. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», имеющей надпредметный характер.

В современном мире происходит интеграция во всех областях человеческих знаний и человеческой деятельности: политической, культурной, экономической, информационной и т.д. Можно сделать неутешительный вывод о том, что деление общей картины мира и обособленность их изучения, слабая связь между предметами обуславливает серьёзные трудности в формировании целостной картины обучения, способствует ограниченному восприятию культуры. Следовательно, что все учебные предметы существуют каждый сам по себе и не удовлетворяют современным реалиям

Обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.

Метапредметный подход - подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

Метапредметный урок - это урок, на котором…

- учащийся учится общим приёмам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;

- учащийся промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;

- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

Метапредметные умения учащийся может применить к любой области знаний и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

На уроках математики я реализую данный подход в создании метапредметной проблемной ситуации.

Метапредметная проблемная ситуация - спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции.

Разработчики ФГОС нового поколения особую роль отводят учителю: он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовании, самосовершенствоваться.

В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания учащихся, использование современных образовательных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных, способность эффективно применять учебно-методические, информационные, иные ресурсы, постоянно развиваться профессионально и интеллектуально.
Профессиональные качества учителя основываются на следующих умениях: модифицировать учебные программы, работать по учебному плану, консультировать учащихся, оказывать помощь в самостоятельном получении знаний. Нужно уважать желание ученика работать самостоятельно, умение воздерживаться от вмешательства в творческий процесс учащегося, поощрять работу над проектами, предложенными учащимися.
Поскольку деятельность учителя по новым стандартам не ограничивается только наблюдением и фиксацией проявлений, а предусматривает более многообразную деятельность по анализу действий ученика, осознанию хода и направлений его мыслей, установлению причин его затруднений и ошибок, то обязательными характеристиками учителя должны быть активность мышления, сильно развитые аналитические и логические функции, воображение. Учитель выступает в роли координатора и организатора деятельности ученика, диагноста, консультанта, разработчика педагогических идей, реализация которых приводит к порождению ситуативных предметных идей учеником.

Внедрение новых информационных технологий - это попытка предложить один из путей, который делает учебный процесс более интенсивным, поднимает интерес обучающихся к изучению предмета, реализовывает идеи развивающего обучения, повышает темп урока, увеличивает объём самостоятельной работы.

В своей практике преподавания естественно-математических дисциплин применяю различные формы информационного сопровождения. Наиболее простым и эффективным прие­мом является использование готовых программных продуктов, которые обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их приме­нения исходя из содержательных и организационных особенностей образова­тельного процесса. Это электронные учебники, которые содержат учебный материал, практикум, тесты, справочник, интерактивные картинки.

Использование изобразительных средств (анимация, видеофрагмент, динамические рисунки, звук) значительно расширяет возможности обучения, делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занима­тельным.

Компьютерное моделирование оказывается незаменимым при изучении процессов, непосредственное наблюдение за которыми нереаль­но или затруднено.

Компьютерные технологии дают возможность демонстрировать процессы, протекающие слишком быстро или медленно, что невозможно в условиях учебного кабинета.

Преподавание естественно-научных дисциплин специфично по сравнению с другими, поскольку предполагает проведение лабораторных работ. И в этом слу­чае компьютер стал эффективным помощником преподавателя. Проведе­ние опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но ес­ли в кабинете отсутствует необходимое оборудование, использование ком­пьютера дает возможность компенсировать этот недостаток.

Несмотря на ряд преимуществ готовых программных продуктов, информация на некоторых из них излагается очень сухо, встречаются ошибки принципиального характера, некоторые задания чрезвычайно трудны для учеников. Поэтому возникает потребность в создании собственных мультимедийных продуктов. Компьютерные презентации - эффективный метод представления и изучения любого материала обеспечивает более высокий уровень проведения урока, его информационную насыщенность, динамичность, наглядность. При создании презентации используются данные электронных учебников, информа­ция сети Интернет, размещаются на слайдах необходимые формулы, схемы в соответствии с последовательностью изучения мате­риала на уроке. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и за­крепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде по­мещаю контрольные задания.

Если учащиеся не могут ответить, на какой - либо вопрос, то есть возможность вернуть слайд, содержащий сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляется разбор материала, вы­звавшего затруднения.
Итак, для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку.

Те роли учителя, роли координатора и организатора деятельности ученика, диагноста, консультанта, разработчика педагогических идей, в действительности уже давно освоены нашими педагогами. Сегодня важно эти роли применять системно, а не время от времени. Системно, на мой взгляд, значит и преемственно с учителями начальной школы, которые уже передают полномочия ученикам по многим позициям организации учебной деятельности: на начало урока, при определении темы урока, в ходе решения учебной задачи при выборе формы работы, в осуществлении самооценки и т.д. Системно, значит, учитывая, что именно пригодится нашим обучающимся на следующей ступени образования. Системность определяется и в выборе учителем современного учебника. Не сложно догадаться, какие при этом сложности преодолевает учитель. Первая трудность, пожалуй, состоит в составлении рабочей программы и календарно-тематического планирования, обеспечивающего распределение часов как на освоение предметного содержания, так и на формирование универсальных учебных действий (УУД) и умений учащихся. Необходимо осознать, что освоение учеником предмета и формирование УУД - эти две позиции не исключают друг друга, а тесно взаимосвязаны. И задача учителя - выстроить учебный процесс, направленный на развитие личности. В этом и заключается его роль и координатора, и организатора продуктивной учебной деятельности на уроке и на внеурочных занятиях.

Большинству из нас предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит система образования. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Учитель - это самый трудный предмет при переходе на ФГОС как признают авторы проекта. Ему, преподавателю, давно пора бы перестать быть носителем знаний, их механическим транслятором, распределителем. Нужно ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое. Это поистине задача из задач.

© 2010-2022