Рабочая программа по физике для ПТУ

Задачи дисциплины: формирование умений применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; оценивать достоверность естественно  научной информации; формирование умений использовать приемы и методы для решения конкретных задач из современных областей физики, а так же профессионально-ориентированных задач; ознакомление с современной научной аппаратурой и достижениями науки и техники; формирование навыков проведения физического эксперимента; умения выделит...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по физике для ПТУРабочая программа по физике для ПТУРабочая программа по физике для ПТУРабочая программа по физике для ПТУРабочая программа по физике для ПТУРабочая программа по физике для ПТУРабочая программа по физике для ПТУРабочая программа по физике для ПТУРабочая программа по физике для ПТУРабочая программа по физике для ПТУРабочая программа по физике для ПТУРабочая программа по физике для ПТУРабочая программа по физике для ПТУрабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП. 16 физика

(профильный уровень)
































2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.12 «физика» разработана на основе федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации (9 марта 2004 г. № 1312), реализующих программы общего образования в рамках подготовки профессий НПО на основе ФГОС:

190631.01. Автомеханик;

190629.01. Машинист дорожных и строительных машин;

190629.07. Машинист крана (крановщик);

150709.02. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

Составитель:

Т. Н. Захарова, преподаватель, высшая квалификационная категория


СОДЕРЖАНИЕ

стр

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3 - 6



  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7 - 8

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


9 - 42

  1. условия реализации учебной дисциплины


43 - 44

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


45 - 46
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для реализации государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и ориентирована на подготовку обучающихся по следующим профессиям НПО:

190631.01. Автомеханик;

190629.01. Машинист дорожных и строительных машин;

190629.07. Машинист крана (крановщик);

150709.02. Сварщик (электросварные и газосварочные работы).

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» составлена с учетом профиля получаемого профессионального образования и в соответствии с требованиями нормативных документов:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266 -1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150);

- Приказы Минобразования России: от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- «Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 03-1180);

- Примерная программа учебной дисциплины «Физика». ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 г.

Цель учебной дисциплины:

Воспитание нравственной личности, способной осмысливать события и явления действительности, творчески применять свои способности в последующей профессиональной деятельности и повседневной жизни через овладение учащимися фундаментальными понятиями, законами и теориями классической и современной физики, формирование современного естественнонаучного мировоззрения и развития научного мышления.

Задачи дисциплины:

- формирование умений применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; оценивать достоверность естественно - научной информации;

- формирование умений использовать приемы и методы для решения конкретных задач из современных областей физики, а так же профессионально-ориентированных задач;

- ознакомление с современной научной аппаратурой и достижениями науки и техники;

- формирование навыков проведения физического эксперимента; умения выделить конкретное физическое содержание в прикладных задачах будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Реализация программы предполагает использование информационно- коммуникационных технологий, проектной и исследовательской деятельности, технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения, учитывающих индивидуальные способности учащихся и ориентированных на организацию самостоятельной познавательной, мыслительной и творческой деятельности.

Основу рабочей учебной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Учебная дисциплина «Физика», как естественнонаучная, является основой политехнической подготовки обучающихся по вышеперечисленным профессиям, устанавливает базовые знания для освоения специальных дисциплин и создает теоретический фундамент для последующей профессиональной деятельности. Программой предусмотрено наряду и одновременно с реализацией основных целей общего образования, создание теоретической базы общетехнической и специальной профессиональной подготовки учащихся.

К профессионально значимой части курса отнесены знания (законы, понятия, гипотезы) и умения (решать и составлять задачи, производить расчеты, пользоваться таблицами, графиками, схемами, измерительными приборами и инструментами), которые формируются при изучении курса физики и играют важную роль в процессе овладения будущей профессией.

Для обучающихся по профессиям 190631.01. Автомеханик, 190629.01. Машинист дорожных и строительных машин, 190629.07. Машинист крана (крановщик) - профессионально значимыми разделами дисциплины «Физика» являются механика, электродинамика, молекулярная физика и термодинамика, оптика. Для обучающихся по профессии 150709.02. Сварщик (электросварные и газосварочные работы) - электродинамика, молекулярная и квантовая физика.

Изучение данной части программы учитывает познавательные способности учащихся, уровень их мышления, создает условия для формирования качеств личности необходимых для будущей профессиональной деятельности и предусматривает усиление прикладной направленности физики за счет введения в сетку дополнительных 32 часов, ориентированных на углубление и расширение учебного материала, ознакомление с более широким кругом технико-технологических приложений изученных теорий, используемых в спецкурсах и на производстве в соответствие с выбранной профессией.

Профессионально значимый материал в программе выделен курсивом.

Рабочая программа предполагает в процессе обучения учитывать экологический аспект и особенности региона, особое внимание уделяется установлению междисциплинарных связей.

Программой предусматривается ведущая роль физического эксперимента на уроке. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений предусмотрено проведение фронтальных лабораторных работ, перечень которых представлен программой.

Фронтальные лабораторные работы предложены в соответствии с регламентом Примерной программы учебной дисциплины «Физика» и исходя из имеющегося в кабинете физического оборудования.

Самостоятельная работа учащихся направлена на формирование более сложных видов деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры использования полученных знаний в профессиональной деятельности, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

Реализация программы учебной дисциплины «Физика» способствует формированию у обучающихся следующих общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (через выполнение упражнений и заданий, имеющих профессиональную и производственную направленность, содержащих сведения о развитии науки и техники; создающих проблемные ситуации, которые можно разрешить, владея физическим аппаратом и знаниями по профессии).

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (через самостоятельную работу обучающихся, выполнение исследовательских проектов, лабораторных работ).

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (организация рефлексии учебной деятельности, решение ситуационных и проблемных задач, использование методов контроля и самоконтроля).

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой эффективного выполнения профессиональных задач (работа с текстами, содержащими научную и техническую информацию, схемами, графиками, таблицами).

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (исследовательская и проектная деятельность, подготовка рефератов, докладов, сообщений, презентаций).

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами (ролевые игры, методы групповой работы, проектные формы деятельности).

В результате изучения, предусмотренного программой учебного материала, учащиеся должны владеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта общего образования по физике к уровню подготовки выпускников.

Оценка успешной деятельности обучающегося проводиться регулярно в течение всего срока обучения. Программа содержит перечень форм и методов текущего контроля.

Формы и методы контроля направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностного подходов (лабораторные работы по механике, электродинамике, молекулярной физике и термодинамике; типовые расчеты по механике и электродинамике); освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности (исследовательские проекты, рефераты); овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья (исследовательские проекты, рефераты, доклады, контрольные работы).

Итоговая форма аттестации - экзамен.



1. паспорт РАбочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА


  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины физика (ОДП.16) является частью образовательной программы в рамках подготовки по профессиям НПО в соответствии с ФГОС на базе основного (общего) образования:

190631.01. Автомеханик;

190629.01. Машинист дорожных и строительных машин,

190629.07. Машинист крана (крановщик);

150709.02. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

Рабочая программа учебной дисциплины физика (ОДП. 16) может быть использована в общеобразовательных учреждениях НПО технического профиля, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при обучении по профессиям: 100107.01. Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования; 110800.02. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; 110800.03. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве; 110800.04. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина физика входит в общеобразовательный цикл и относится к профильным общеобразовательным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

- отличать гипотезы от научных теорий;

- делать выводы на основе экспериментальных данных;

- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

- применять полученные знания для решения физических задач;

определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

- измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 324 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 216 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 108 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

324

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

216

в том числе:


лабораторные работы

8

контрольные работы

10

практические занятия

117

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

108

в том числе:


Выполнение проектов

Проведение наблюдений и экспериментов

Написание докладов

Написание рефератов

Выполнение типовых расчетов

Работа с текстами, содержащими научную и техническую

информацию

Решение ситуационных и проблемных задач


Промежуточная аттестация в форме экзамена


























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины физика

Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные и контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов


Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Физика и познание мира. Основные элементы физической картины мира

1

1

Раздел 1

Механика





Тема 1.1

Кинематика

14


Механическое движение. Относительность механического движения. Системы отсчета. Траектория. Путь и перемещение. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. Свободное падение тел.



2, 3

Лабораторная работа

«Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

1

2

Контрольная работа «Основы кинематики»

1

2, 3




Практические занятия:

- измерение и вычисление физических величин: время, расстояние, скорость, ускорение свободного падения;

- чтение и построение графиков, выражающих зависимость кинематических величин от времени для равномерного и равнопеременного движений;

- решение простейших задач на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении; скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью; изображать графически направления векторов скорости, ускорения, силы, импульса тела)

Самостоятельная работа обучающихся:

- выполнение типовых расчетов;

- работа с конспектом

7










7

2,3









1

2

3

4

Тема 1.2

Динамика

15


Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Деформации. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести, вес. Закон всемирного тяготения. Перегрузки. Невесомость.



2, 3

Лабораторная работа «Изучение коэффициента трения скольжения»

1

2

Контрольная работа «Основы динамики»

1

2, 3

Практические занятия:

- измерение и вычисление физических величин: массы, силы, жесткости, коэффициента трения;

- чтение и построение графиков, выражающих зависимость силы упругости от деформации;

- решение простейших задач на определение массы, силы.

- работа с таблицами постоянных физических величин

8

2



Самостоятельная работа обучающихся:

- выполнение типовых расчетов;

- работа с текстами, содержащими техническую информацию;

- работа с конспектом;

- работа с графиками

7





12

2, 3







2, 3

Тема 1.3

Законы

сохранения




1



Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Столкновение тел. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения механической энергии. Механическая работа и мощность.

Контрольная работа «Законы сохранения»

1

2, 3

Практические занятия

- измерение и вычисление физических величин: импульс тела, работу, кинетическую и потенциальную энергии, мощность, КПД механизмов;

- решение задач на определение импульса, механической работы, мощности, энергии,



2







3







4

КПД;

- изображение графически направления векторов импульса тела

7


2


Самостоятельная работа обучающихся:

- выполнение типовых расчетов;

- выполнение рефератов;

- решение проблемных и ситуационных задач;

6

2,3


- работа с конспектом

Тема 1.4

Механические

колебания и

волны

11


Свободные и вынужденные механические колебания. Резонанс. Амплитуда, период, частота колебаний. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине



2, 3

Лабораторная работа

«Определение ускорения свободного падения с помощью маятника»

1



2



Практические занятия:

- измерение и вычисление физических величин: период колебаний маятника, ускорение свободного падения;

- решение простейших задач на определение длины волны, ускорения свободного падения с использованием формулы периода колебаний маятника;

- работа с таблицами и графиками;

- работа с учебным пособием

6

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- проведение домашнего эксперимента и наблюдений;

- работа над рефератами и докладами;

- работа с текстами, содержащими научно-популярную информацию;

- работа с конспектом

5

2, 3









1

2

3

4

Тема 2.1

Основы МКТ

22


Тепловые явления. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Газовые законы. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Механические свойства твердых тел. Пластичность и хрупкость.



1, 2, 3

Лабораторная работа

«Определение атмосферного давления с помощью закона Бойля-Мариотта»

1

2

Контрольная работа «Основы молекулярно-кинетической теории»

1

2, 3

Практические занятия:

- решение задач на расчет количества вещества, молярной массы, объема, давления, температуры с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделеева-Клапейрона, формулы связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул и температуры;

- чтение и построение графиков зависимости между основными параметрами газа

12

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- выполнение типовых расчетов;

- проведение домашнего эксперимента и наблюдений;

- работа над проектами и рефератами, докладами;

- работа с текстами, содержащими научно-популярную информацию

11

2, 3

Тема 2.2

Основы

термодинамики

13


Внутренняя энергия и работа газа. Способы изменения внутренней энергии. Работа в термодинамике. Количество теплоты.

Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.



2, 3







1

2

3

4

Лабораторная работа «Определение теплоемкости твердого тела»

1

2

Контрольная работа «Основы термодинамики»

1


2, 3



Практические занятия:

- решение задач на вычисление первого закона термодинамики; на расчет работы газа в изобарном процессе, количества теплоты, КПД тепловых двигателей;

7


2



- чтение и построение графиков зависимости между основными параметрами газа;

- вычисление работы газа с помощью графика зависимости давления газа от объема;

- работа с таблицами постоянных величин



Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с конспектом;

- работа над рефератами и докладами;

6

2, 3

- работа над проектами;

- работа над таблицами и схемами;

- работа с Интернет-ресурсами



Раздел 3

Электродинамика






Тема 3. 1

Электростатика

14


Электрический заряд и его свойства. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроемкость и конденсаторы.



2, 3

Контрольная работа «Электростатика»

1

2, 3



1

Практические занятия:

- решение задач на законы сохранения электрического заряда и закона Кулона, на расчет напряженности, напряжения, электроемкости

- изображение силовых линий электростатического поля;

- работа с таблицами постоянных физических величин;

- наблюдение электризации тел трением


2


8







3

2







4


Самостоятельная работа обучающихся:

- выполнение типовых расчетов;

- работа с текстами, содержащими научно-популярную информацию;

- работа с конспектом;

- работа с Интернет-ресурсами

7

2, 3

Тема 3.2

Законы

постоянного

тока

17


Электрический ток. Источники тока. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность электрического тока.

Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического тока. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников




2, 3



Лабораторная работа

«Определение удельного сопротивления проводника»

1

2


Лабораторная работа

«Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

1

2

Контрольная работа «Законы постоянного тока»

1

2, 3

Практические занятия:

- решение задач на законы Ома для участка и полной цепи, на расчет силы тока, сопротивления, напряжения, работы электрического поля;

- расчет электрических цепей с применением законов Ома для участка и полной цепи, последовательного и параллельного соединения проводников;

- сборка электрических цепей;

- измерения электрических величин амперметром, вольтметром

8

2, 3

Самостоятельная работа обучающихся:

- выполнение типовых расчетов;

- работа над рефератами, докладами;

- работа с конспектом;

- расчет электрических цепей

8

2, 3






1

2

3

4

Тема 3.3

Электрический ток в различных

средах

11


Проводимость металлов. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. Электрический ток в вакууме, жидкости, газах



2, 3

Тест

1

1, 2

Практические занятия:

- решение задач на использование закона Фарадея,

- объяснение явлений, связанных с протеканием электрического тока в вакууме, газе, жидкостях;

- работа с таблицами постоянных величин;

- работа с учебным пособием

6

2

- наблюдение движения пучка электронов в электронно-лучевой трубке




Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с конспектом;

- работа над проектами, рефератами, докладами;

- работа с текстами, содержащими научно-популярную информацию;

- работа с Интернет- ресурсами;

- составление кроссвордов, ситуационных задач

5

2, 3

Тема 3.4

Магнитное

поле.

ЭМ/индукция

14


Взаимодействие токов. Магнитный поток. Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Сила Лоренца. Электроизмерительные приборы. Принцип действия электродвигателя. Явление электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Принцип действия электрогенератора. Электромагнитное поле



2, 3

Контрольная работа «Магнитное поле и электромагнитная индукция»

1

2, 3

Практические занятия:

- решение задач на законы магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца;

- определение направление индукционного тока по правилу Ленца и направление

8

2

1

2

3

4

вектора магнитной индукции по правилу буравчика

- наблюдение распределение магнитного поля в пространстве с помощью постоянного магнита и металлических опилок



Самостоятельная работа обучающихся:

- выполнение типовых расчетов;

- работа над рефератами, докладами;

- работа с конспектом;

7

2, 3


- работа с Интернет-ресурсами;

- составление кроссвордов



Тема 3. 5

ЭМК и ЭМВ



Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические колебания. Колебательный контур. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.

Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи. Распространение радиоволн. Радиолокация. Развитие средств связи

19













2, 3








Контрольная работа «Электромагнитные колебания и волны»

1

2, 3



Практические занятия:

- определение характеристик гармонических колебаний;

- решение задач на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью; формул периода колебаний;

- расчет частоты свободных колебаний в колебательном контуре;

- работа с таблицами постоянных физических величин

11






2, 3






Самостоятельная работа обучающихся:

- проведение расчета электрической энергии с помощью счетчика;

- выполнение типовых расчетов;

- работа над проектами и рефератами, докладами

- работа с конспектом


2

10






3

2, 3






4



1

Раздел 4

Волновая и

геометрическая

оптика







Тема 4.1, 4.2

Световые волны.

Излучение и

спектры




Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Линзы. Оптическая сила линзы. Построение

изображения в плоском зеркале. Оптические приборы. Спектры и спектральные аппараты. Спектральный анализ


20






1, 2, 3





Лабораторная работа «Измерение длины световой волны»

1

2




Практические занятия:

- решение задач на применение закона преломления света;

- измерение длины световой волны;

- наблюдение интерференции и дифракции, сплошного и линейчатого спектров;

- изучение устройства спектроскопа;

- определение вида спектра;

- работа с таблицами постоянных физических величин;

- работа с учебным пособием

11








2, 3








Самостоятельная работа обучающихся:

- работа над проектами и рефератами, докладами;

- работа с таблицами;

- работа с текстами;

- содержащими научно-популярную информацию;

- наблюдение интерференции в тонких пленках

10

2, 3





1





2





3





4

Раздел 5

Квантовая

физика и

строение атома





Тема 5.1, 5.2

Световые

кванты.

Строение атома

и ядра


22



Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. Давление света. Химическое действие света.

Строение атома. Опыты Резерфорда. Лазеры. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Строение атомного ядра. Энергия расщепления ядра и ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.



1, 2, 3

















1

Контрольная работа «Квантовая физика и физика атома»

1

2

Практические занятия:

- решение задач на применение формул энергии и импульса фотона, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта: вычисление «красной» границы фотоэффекта;

- составление уравнений ядерных реакций и определение их продуктов на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

- определение состава ядра атома;

- определение знака заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях;

- решение на применение закона радиоактивного распада;

- работа с периодической таблицей Менделеева

13

2, 3

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа над выполнением проектов, рефератов;

- работа с конспектом;

- составление проблемных и ситуационных задач;

- работа с Интернет-ресурсами;

- работа с текстами, содержащими научную информацию;

- составление кроссвордов;

2

11








3

2, 3








4

Раздел 6

Астрофизика






Тема 6.1

Солнечная

система

Тема 6.2

Солнце и

звезды

Тема 6.3

Строение

Вселенной


8


Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем. Солнечная система. Система Земля - Луна. Солнце. Галактики



1, 2

Практические занятия:

- работа с текстами, содержащими научную информацию;

- решение задач на использование законов Кеплера;

- определение по таблице основных характеристик звезд

5

2


Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с Интернет-ресурсами;

- наблюдение звездного неба;

- составление таблиц, схем;

- составление кроссвордов

4

2, 3

- работа с конспектом



Заключение

2


Физика и научно-технический прогресс. Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества



1

ИТОГО:



216




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины физика требует наличия учебного кабинета «Физика» и лаборантской.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- дидактический комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине физика;

- мультимедийные средства обучения по дисциплине физика.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор с экраном;

- телевизор и видеомагнитофон.

Оборудование лаборантской:

- комплект демонстрационного оборудования для проведения физического эксперимента и фронтальных лабораторных работ по механике;

- комплект демонстрационного оборудования для проведения физического эксперимента и фронтальных лабораторных работ по электродинамике;

- комплект демонстрационного оборудования для проведения физического эксперимента и фронтальных лабораторных работ по волновой и геометрической оптике;

- комплект демонстрационного оборудования для проведения физического эксперимента и фронтальных лабораторных работ по квантовой физике.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Мякишев Г. Я. Физика - 10. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение», 2009. - 365 с.

2. Мякишев Г. Я. Физика - 11. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение», 2009. - 398 с.

Дополнительные источники:

1. Громов С.В., Шаронова Н.В. Физика, 10-11: Книга для учителя. - М., 2004.

2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., 2001.

3. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. - М., 2006.

4. Касьянов В.А. Физика. 10, И кл. Тематическое и поурочное планирование. - М., 2002.

5. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. -М., 2006.

Интернет-ресурсы:

1. Справочник-тренажер: решение задач по физике, shat.ee.saog.ac.ru

2. Виртуальные лабораторные работы по физике, phdep.ifmo.ru/labor/common

3. Динамические модели физических явлений, lighlink.com/sergey/java

4. Физика в анимациях, infoline.ru/g23/5495/physics.htm

5. История физики в биографиях ученых, chat.global-one.ru/histiry/web-klio00.htm

Цифровые образовательные ресурсы:

1. СD « Физика. Библиотека наглядных пособий 7-11», «Физикон»

2. CD «Репетитор», 1С

3. CD «Физика 9-10», «Новый диск»

4. DVD «Школьный физический эксперимент»

5. Презентации к урокам (авторские)










4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных и лабораторных работ, тестирования, зачетов, а также выполнения обучающимися индивидуальных проектов, докладов, рефератов, типовых расчетов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел

лабораторные работы, индивидуальные исследовательские проекты, сообщения и доклады, экзамен

- планировать и выполнять эксперименты

- отличать гипотезы от научных теорий

- делать выводы на основе экспериментальных данных

- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий; объяснять известные явления природы и научные факты

- приводить примеры практического использования физических знаний

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

лабораторные работы, индивидуальные исследовательские проекты, домашний эксперимент, экзамен

рефераты, доклады, сообщения, исследовательская работа и индивидуальный проект, тестирование, экзамен

лабораторные работы, индивидуальные исследовательские проекты, экзамен

индивидуальные исследовательские проекты, сообщения и доклады, экзамен

индивидуальные исследовательские проекты, сообщения и доклады, рефераты, типовые расчеты, тестирование, экзамен

индивидуальные исследовательские проекты, сообщения и доклады, рефераты, экзамен

Знания:

Знать и понимать

- смысл основных физических понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие

лабораторные и контрольные работы, тестирование, исследовательские проекты, рефераты, доклады, зачет, типовой расчет, экзамен

- смысл основных физических величин

лабораторные и контрольные работы, тестирование, исследовательские проекты, типовые расчеты, экзамен

- смысл основных физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта

лабораторные и контрольные работы, тестирование, исследовательские проекты, типовые расчеты, зачет, экзамен

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики

исследовательская работа, индивидуальный проект, доклад, реферат, экзамен













































© 2010-2022