Методическая карта урока Силы взаимодействия молекул

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ "Школа124"



Направление работы: разработка урока по физике для 10 класса

По теме «Силы взаимодействия молекул»

Выполнила: Силантьева Татьяна Леонидовна Должность: учитель физики














Пояснительная записка

В течение нескольких лет моей методической темой является тема «Здоровьесберегающие технологии на уроках физики».

Применение здоровьесберегающих технологий должно обеспечивать создание такой предметно-информационной образовательной среды, в рамках которой происходит формирование у учащихся (на протяжении обучения) основных компонентов здоровья, а также овладение знаниями, умениями и навыками.

Одним из дидактических факторов реализации здоровьесберегающих технологий является выбор методов и средств обучения с учётом реализации задач по сохранению здоровья. Не секрет, что ученики пропускают занятия по разным причинам: болезнь, санаторий, семейные обстоятельства, участие в олимпиадах, экскурсии и др.

Данная разработка урока позволяет ученику, пропустившему урок по этой теме, оказаться в атмосфере класса, побывать на всех этапах урока, выполнить те же самые задания, что достались его одноклассникам. И всё это в кабинете физики, не спеша, сидя перед компьютером и владея всем необходимым оборудованием. При желании, можно заниматься и дома на компьютере, отдохнув после занятий. (Скопируй урок на флешку!) Этот урок можно использовать и при дистанционном обучении, что сейчас является актуальным и важным для сохранения здоровья.

Цель урока: Ученики должны усвоить характерные особенности межмолекулярного взаимодействия.

Задачи урока:

А) Образовательные:

- Расширить и уточнить знания о взаимодействии молекул; показать, что взаимодействие является неотъемлемым свойством материальных объектов (атомов, молекул);

- подчеркнуть электромагнитную природу молекулярного взаимодействия; расширить представления учащихся о том, что сила - одна из основных характеристик взаимодействия тел и частиц;

- сформировать умение самостоятельно подбирать материал для обоснованности выдвигаемых положений.

- продолжить формирование предметной компетенции: научить анализировать свойства тел, решать задачи, используя знания о взаимодействии молекул.

Б) Воспитательные:

- подчеркнуть противодействующие стороны в явлении взаимодействия молекул;

- познакомить с функциями эмпирического и теоретического обобщения (описанием и объяснением).

- создать на уроке атмосферу сотрудничества, взаимопомощи при организации совместной деятельности учащихся.

В) Развивающие:

- формирование надпредметных компетентностей, т.е.

- формирование умений обобщать известные данные на основе выделения главного, развитие логического мышления, пространственного воображения.

- находить адекватную предложенной задаче модель, овладевать приёмами поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотиз.

Оборудование:

Компьютер, свинцовые цилиндры, стеклянные пластинки, карточки с графиком. Если урок проводится со всем классом, то используется ещё видеопроектор и диск « Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10 класс»

Ход урока.

Структурные элементы

урока

Деятельность учителя и учащихся

Работа над изучаемым материалом

Подготовка учащихся к разрешению задач урока


Актуализация ранее усвоенных знаний о силе как физической величине.



















Знакомство с новым материалом

Постановка цели урока и формулировка темы.

Выбор метода изучения.


Раскрытие вопроса о строении атомов и молекул.


Повторение выдвинутых положений.


Закрепление и осознание


Совершенствование и применение знаний

Тренировка на применение знаний при работе с графиком










Анализ полученных результатов







Систематизация знаний




Организация домашнего задания



1.Учитель напоминает учащимся о том, что при изучении строения вещества в 7 классе были выдвинуты предположения. Ссылка: Рисунок 1

а) первое положение о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц. Ссылка:

б) между частицами вещества существует взаимное притяжение и отталкивание, а затем после демонстрации опытов - сцепление свинцовых цилиндров или прилипание стеклянных пластинок - ставит вопросы:

- Почему возникает это явление?

- Как можно его наблюдать?

- Где оно используется в практической деятельности?

2.Учитель беседует с учащимися и выявляет знания об основной характеристике взаимодействия - силе;

Учитель предлагает:

- выделить изучаемое явление и привести примеры, характеризующие наличие и степень взаимодействия частиц вещества;

- выделить величины, характеризующие взаимодействие тел;

- обосновать, почему среди этих величин особое внимание на молекулярном уровне уделяют силе; - вспомнить основные признаки силы;

- раскрыть, применимы ли они при тепловой форме движения частиц;

- рассмотреть способ измерения сил межмолекулярного взаимодействия.

Важно подчеркнуть, что приборами, известными ученикам, можно зафиксировать лишь средний результат взаимодействия совокупности молекул (атомов), измеряются же они косвенно, как и другие величины; указать, где необходимо учитывать характер сил взаимодействия между частицами: при склеивании, образовании многослойных веществ, использовании порошковой металлургии и др.

3. Учитель поясняет, что для более широкого и обоснованного применения межмолекулярного взаимодействия необходимо знать особенности данного явления. Изучение этих особенностей является задачей данного урока. Затем вводит тему урока - «Силы взаимодействия молекул»

4. Учитель отмечает, что изучение движения частиц внутри атомов молекул, а также сил взаимодействия между ними, - задача очень сложная. Чтобы объяснить некоторые явления, можно воспользоваться методом описания результатов, полученных в атомной физике.

5. Рассказывает о природе сил межмолекулярного (межатомного) взаимодействия. Ссылка:

6. Предлагает ученикам самостоятельно разобрать вопрос о выявлении зависимости межмолекулярных сил от расстояния между молекулами.

Ссылка:

7. Вызывает ученика рассказать по графику о силах взаимодействия. На графике указаны все параметры. Ученик выделяет главные моменты при описании графика. Рассказ ученик ведёт по плану:

а) Представить явление, которое описывает данный график;

б) Выделить расположение взаимодействующих молекул; указать точки, в которые будет перемещаться подвижная молекула; уточнить условия, о которых идёт рассказ; объяснить характер изменения силы в точках r = r0; r > r0; r < r0 , а затем поясняет, как отражена рассмотренная зависимость на рисунке учебника.

8. Учитель даёт задание, которое выполняют ученики самостоятельно в тетрадях. Каждому из них выдаётся карточка, на которой изображён график.

Необходимо:

а) Указать на осях графика необходимые параметры для того, чтобы можно было рассмотреть зависимость межмолекулярных сил от расстояния;

F

Методическая карта урока Силы взаимодействия молекулr

-б) Выделить на оси расстояний точки, в которых силы взаимодействия молекул равны нулю (молекулы отталкиваются или притягиваются - в этом отличие вариантов карточек);

в) Сравнить силы межмолекулярного взаимодействия по величине в двух указанных точках.

9. Подводя итог работы учащихся, учитель обобщает материал, выделяя условия проявления сил взаимодействия молекул, объясняя причину появления сил упругости; указывает на изменение потенциальной энергии взаимодействия и возможности объяснения свойств веществ в различных состояниях не основе описания характера этого изменения.

10. Заключая урок, учитель отмечает, что одним из важнейших положений МКТ является наличие сил межмолекулярного взаимодействия. Подчёркивает:

а) Взаимодействие между молекулами проявляется одновременно и в проявлении и в отталкивании (силы притяжения и силы отталкивания не одинаково зависят от изменения расстояния между частицами)

б) Изучение явлений взаимодействия в 7 классе позволило описать и объяснить некоторые явления природы и наблюдаемые факты; углубление же знаний о взаимодействии - выделение сил взаимодействия, описание характера их изменения - расширяет область объяснения явлений и позволяет даже предсказать возможные результаты.

11. Учитель:

- предлагает ученикам выполнить домашнее задание:

прочитать § 59 и на основе установленной зависимости F от r объяснить существование веществ в различных агрегатных состояниях при разных температурах.

- указывает на необходимость повторить материал о трёх состояниях вещества из курсов физики и химии.

- Ставит перед учениками проблему: опытное обоснование положения о том, что частицы движутся

хаотически. Ссылка:


Рисунок 1

Методическая карта урока Силы взаимодействия молекул

Назад.

Рисунок 2

Методическая карта урока Силы взаимодействия молекул

Назад.

Рисунок 3

Методическая карта урока Силы взаимодействия молекул

Назад.


Рисунок 4

Методическая карта урока Силы взаимодействия молекул

Назад.

Рисунок 5

Методическая карта урока Силы взаимодействия молекул

Назад.





Литература:

1. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой. - 18 -е изд. - М.: Просвещение, 2011.

2. Ерунова Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2010.

3. Цифровые образовательные ресурсы: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10 класс.


© 2010-2022