Урок по физике для 9 класса «Преломление света»

В основе данной разработки - эксперимент. Он является и интригующим моментом, для того, чтобы заинтересовать и мотивировать учеников (фокус со стаканами); эксперимент - источник информации (наблюдение за трубочкой в стакане с водой); эксперимент - проверка гипотез (наблюдение за преломлением луча света в разных средах).   На занятии используются разные виды деятельности учеников (самостоятельная, в парах, групповая).   Урок можно использовать в целях формирования системного мышления.   Конспект ...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики в 9 классе

Тема урока: «Преломление света».

Цель урока: выяснить, что такое преломление света.

Содержание изучаемой темы, термины и понятия: преломление света, луч падения, луч преломления, угол падения, угол преломления.

Планируемые образовательные результаты:

Научатся: видеть и объяснять преломление света (в окружающем мире); определять угол падения, угол преломления.

Получат возможность научиться: находить и решать задачи по преломлению света (в КИМах ГИА в том числе); самостоятельно ставить эксперименты и проводить исследования по преломлению света.

Формы и методы обучения: самостоятельная работа, групповая работа, фронтальная работа, беседа, эксперимент, наблюдение.

Оборудование:

для эксперимента-фокуса: большая стеклянная прозрачная емкость; 2 маленьких стеклянных стакана; молоток; перчатки тряпочные; растительное масло; палочка для размешивания;

для составления схемы: конструктор схемы «Разделы физики» (по количеству обучающихся); схема на интерактивной доске для проверки;

для наблюдения: прозрачные одноразовые стаканы (по количеству обучающихся); одноразовые трубочки (по количеству обучающихся); питьевая вода;

для изучения материала об углах и лучах: раздаточный материал - чертеж, определения, д/з (по количеству обучающихся); чертеж на доске для обозначения углов падения и т. д.,

для групповых экспериментов: таблица на доске для записи результатов; 3 транспортира; стеклянный брусок, склянка с водой, деревянный брусок; 3 маленьких фонарика.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап

- Здравствуйте. Садитесь.

- Приятно приветствовать вас. Думаю, будет логично, если ближайшие полчаса вы проведете с пользой для себя - узнаете что-то новое и интересное. А я буду рад помочь вам это сделать. Итак, готовы к открытиям? Начнем!

Приветствуют учителя.

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока

Показ эксперимента: разбивается маленький стакан из тонкого стекла, кладется в стеклянную емкость с растительным маслом, затем учитель оттуда достает целый стакан.

- Что бы это значило?

- Итак, чтобы найти отгадку к этому фокусу, нужно знать одну из тем раздела «Оптика». Какую - вы скажете сами, составив схему из понятий и стрелок, которые находятся у вас на партах.

Проверка на интерактивной доске.

- Все ли понятия, с которыми вы работали, вам знакомы? Как вы думаете, какое из них нам сегодня пригодится? Можно ли это считать темой урока?

Запись темы урока на доске.

- Есть такая поговорка, что для корабля, у которого нет цели, любой ветер не будет попутным. Какую же мы поставим цель в рамках этой темы?

- С чего начнем наше исследование?


- Обратите внимание, что пункты плана можно считать задачами, которые нужно решить сегодня на уроке.

Наблюдение, анализ.


Высказывание гипотез.

Составление схемы.

(Понятия: физика - электромагнитные явления, электрические явления, оптические явления - распространение света, отражение света, преломление света.)

Проверка на интерактивной доске.

- Все понятия знакомы. Пригодится понятие преломление света.

Запись темы урока в тетради.

- Выяснить, что такое преломление света.


- Выяснить, что такое преломление света в ходе наблюдения;

- узнать, когда происходит преломление света;

- выяснить, как происходит преломление света.

Целеполагание,

анализ,

выдвижение гипотез и их обоснование,

классификация,

постановка проблемы;

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, аргументация своего мнения при коммуникации, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Изучение нового материала

- На ваших столах стаканы с водой и трубочками. Понаблюдайте за трубочкой.

- Трубочка видна ровной?

- Почему?

- Как вы думаете, что такое преломление?

- Проверим, верно ли мы дали определение по учебнику.

- У вас на листах дан чертеж. Вам нужно изучить информацию, которая находится ниже его, и на чертеже отметить падающий луч, преломленный луч, угол падения, угол преломления.

Проверка - ученик выходит к доске и подписывает. Учитель конкретизирует буквенными обозначениями.

- Посмотрим на план. Какие пункты реализовали?

- Как думаете, только ли в стакане с водой происходит преломление света?

- Тогда посмотрим, через какие среды и как может переходить луч света.

Предлагаю это выяснить экспериментальным путем.

Каждая группа проходит к своему экспериментальному материалу (3 группы).

- Нужно направить луч света под углом 60 градусов и выяснить, каков угол преломления, и числовые результаты записать на доске.

- Сделаем вывод на основе увиденного и по 3-му пункту плана.


Наблюдение.

- Трубочка будто ломается при переходе из воздуха в воду.

- Наблюдаем такой эффект, потому что происходит преломление света.

Своими словами дают определение явлению «Преломление света».

Проверка по учебнику:

«Преломление света - изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред».

Самостоятельная работа.

Изучают информацию, обозначают лучи.

Проверка у доски.



- Выяснили, что такое преломление света и когда оно происходит.

- Нужно выяснить, как происходит преломление.

Работа в группах:

1 группа: воздух - стекло;

2 группа: воздух - вода;

3 группа: воздух - дерево (деревянный брусок).

Результаты записывают на доске.



- В разных средах свет преломляется по-разному. В непрозрачной среде свет не распространяется, следовательно, не преломляется.

Извлечение необходимой информации из текста, использование знаково-символических средств,

сравнение;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества с одноклассниками, учет разных мнений;

осознание ответственности за общее дело.

Первичное осмысление и закрепление

- Итак, вернемся к нашему фокусу.

- Как отгадка связана с преломлением света?

- Свет, переходя из стекла в растительное масло, не преломляется, поэтому целый стакан, который с самого начала находился в емкости с растительным маслом, было не видно.

Установление причинно-следственных связей, обобщение;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Рефлексия. Итоги урока

- Подведем итоги нашей работы.

- Реализовали ли поставленную цель?

- Что узнали нового и интересного?

- Пригодится ли изученный материал в повседневной жизни?

- Тогда поставьте в тетради оценку за свою сегодняшнюю работу.

Учитель рядом с оценкой ученика ставит свою оценку и выводит среднюю, озвучивает, аргументирует.

Ребята высказывают мнения.


Выставляют оценки.

Самооценка;

обобщение;

использование критериев для обоснованного суждения, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Домашнее задание

- На ваших листах записано домашнее задание, для его выполнения достаточно выполнить одно из 3-х предложенных.

- Благодарю вас за урок. До свидания.

Задание 1: подобрать примеры из сказок, относящиеся к разделу «Оптика», например: плащ-невидимка.

Рекомендации: вспомнить содержание сказок: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказке о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» и т. д.

Задание 2: провести эксперимент в домашних условиях.

Среды: вода - воздух, лед - воздух, растительное масло - воздух.

Во всех случаях угол падения должен быть одинаковым.

Рекомендации: обратите внимание на величину угла преломления.

Задание 3: В КИМах ГИА по физике прошлых лет выберите задания, касающиеся темы: «Преломление света». Выполните эти задания

(5 заданий).

Рекомендации: обратите внимание на задания типа А13.

Анализ, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, поиск и извлечение необходимой информации из текстов, планирование;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.



© 2010-2022