- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа учебной дисциплины Техническая механика
Рабочая программа учебной дисциплины Техническая механика
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кокина М.Н. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
Учебной дисциплины Техническая механика
Для специальности 08. 02. 01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Перевоз
2014 г.
Рассмотрено на заседании кафедры
информационных технологий______
Протокол №___ от________20____г._______
УТВЕРЖДАЮ:
Начальник управления производственного обучения
__________20__г._______
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий учебной частью от________20____г._______
______________________
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
-
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»
-
Разработчики:
-
Кокина М.Н. преподаватель ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Техническая механика
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
1. Участие в проектировании зданий и сооружений.
2. Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов,
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 4.1, ПК 4.4
Код
Наименование компетенции
ПК 1.1.
Подбирать строительные конструкции и разрабатывать
несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий.
ПК 1.3.
Выполнять несложные расчеты и конструирование строительных конструкций.
ПК4.1.
Принимать участие в диагностике технического состояния
конструктивных элементов эксплуатируемых зданий.
ПК 4.4.
Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина является общепрофессиональной профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
выполнять расчеты на прочность, жесткость, устойчивость элементов сооружений;
-
определять аналитическим и графическим способами усилия, опорные реакции балок, ферм, рам;
-
определять усилия в стержнях ферм;
-
строить эпюры нормальных напряжений, касательных напряжений, продольных сил, поперечных сил, изгибающих моментов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
законы механики деформируемого твердого тела, виды деформаций, основные расчеты;
-
определение направления реакций, связи;
-
определение момента силы относительно точки, его свойства;
-
типы нагрузок и виды опор балок, ферм, рам;
-
напряжения и деформации, возникающие в строительных элементах при работе под нагрузкой;
-
моменты инерции простых сечений элементов и др.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
162
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
108
в том числе:
лабораторные занятия
6
практические занятия
50
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
54
в том числе:
Самостоятельное решение задач
33
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно - практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
11
Изучение учебной литературы и подготовка письменных ответов
6
Подготовка рефератов по теме «Трехшарнирные арки»
4
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Техническая механика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
Освоенные компетенции
1
2
3
4
5
Раздел 1.
Теоретическая механика
56
Тема 1.1.
Основные понятия и аксиомы статики
Содержание учебного материала:
2
1.
Основные понятия и определения. Связь с другими предметами. Понятие силы. Аксиомы статики. Свободное и несвободное тело. Связи и их реакции. Правила определения направления реакций связей.
2
2
ОК 1-9
Практические занятия:
2
1.
Определение направления реакций связи.
2
2
ОК 1-9
Тема 1. 2.
Плоская система сходящихся сил
Содержание учебного материала:
4
1.
Силовой многоугольник. Геометрическое условие равновесия системы.
2
2
ОК 1-9
2.
Проекция силы на ось. Аналитические условия равновесия системы.
2
ОК 1-9
Практические занятия:
4
1.
Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил.
2
3
ОК 1-9
2.
РГР № 1. Определение реакций связей плоской системы сходящихся сил
2
ОК 1-9
Самостоятельная работа обучающихся:
6
1.
Определение реакции связей плоской системы сходящихся сил аналитическим и графическим способами.
6
3
ОК 1-9
Тема 1. 3.
Пара сил
Содержание учебного материала:
2
1.
Понятие пары сил. Вращающее действие пары на тело.
1
2
ОК 1-9
2.
Момент пары сил, величина, знак.
1
ОК 1-9
Самостоятельная работа обучающихся:
2
1.
Изучить учебную литературу и дать письменные ответы на вопросы: свойства пар сил; условие равновесия системы пар сил.
2
2
ОК 1-9
Тема 1. 4.
Плоская система произвольно расположенных сил
Содержание учебного материала:
4
1.
Момент силы относительно точки. Приведение системы сил к центру. Главный вектор и главный момент. Теорема Вариньона. Уравнения равновесия плоской системы сил (3 вида). Уравнения равновесия плоской системы параллельных сил.
2
2
ОК 1-9
2.
Опоры балочных систем. Классификация нагрузок. Аналитическое определение опорных реакций балок.
2
ОК 1-9
Лабораторные работы:
2
1.
Определение опорных реакций однопролетных балок
2
2
ОК 1-9, ПК 4.1
Практические занятия:
4
1.
Аналитическое определение опорных реакций балок.
2
3
ОК 1-9
2.
РГР №2. Определение опорных реакций балок.
2
ОК 1-9
Самостоятельная работа обучающихся:
6
1.
Определить опорные реакции в однопролетной балке.
3
3
ОК 1-9
2.
Подготовка к лабораторной работе, оформление и составление отчета.
3
ОК 1-9
Тема 1. 5.
Пространственная система сил
Содержание учебного материала:
2
1.
Параллелепипед сил. Геометрические и аналитические условия равновесия пространственной системы сходящихся сил.
1
2
ОК 1-9
2.
Момент силы относительно оси. Уравнения равновесия пространственной системы произвольно расположенных сил.
1
ОК 1-9
Самостоятельная работа обучающихся:
4
1.
Изучение учебной литературы и составление конспекта по заданной теме.
4
1
ОК 1-9
Тема 1. 6.
Центр тяжести тела
Содержание учебного материала:
4
1.
Координаты центра параллельных сил. Центр тяжести как центр параллельных сил. Координаты центра тяжести плоских фигур. Положение центров тяжести простых геометрических фигур.
2
2
ОК 1-9
2.
Методика решения задач на определение координат центра тяжести сложных сечений.
2
ОК 1-9
Практические занятия:
4
1.
Определение центра тяжести сложных плоских фигур.
2
3
ОК 1-9
2.
РГР№3. Определение центра тяжести сечений, составленных из стандартных прокатных профилей
2
ОК 1-9
Самостоятельная работа обучающихся:
4
1.
Определение положения центра тяжести сложной плоской фигуры.
4
3
ОК 1-9
Раздел 2.
Сопротивление материалов
74
Тема 2.1.
Основные понятия, гипотезы и допущения
Содержание учебного материала:
2
1.
Цели и задачи раздела. Внешние и внутренние силы. Упругие и пластические деформации. Основные гипотезы и допущения.
1
1
ОК 1-9
2.
Нагрузки и их классификация. Метод сечений. Внутренние силовые факторы. Основные виды деформации бруса. Напряжение.
1
ОК 1-9
Тема 2.2.
Осевое растяжение и сжатие
Содержание учебного материала:
4
1.
Продольная сила. Нормальные напряжения в поперечных сечениях стержня. Абсолютное и относительное удлинения. Продольные и поперечные деформации при растяжении (сжатии). Закон Гука. Эпюры продольных сил и нормальных напряжений по длине стержня.
2
2
ОК 1-9
2.
Механические испытания материалов. Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов. Явление наклепа. Понятие о предельном напряжении. Расчеты на прочность при растяжении и сжатии. Коэффициент запаса прочности. Три типа задач при расчете из условия прочности.
2
ОК 1-9
Практические занятия:
6
1.
Построение эпюр продольных сил, напряжений и перемещений.
2
3
ОК 1-9
2.
Проверка прочности . Подбор сечения.
2
ОК 1-9, ПК 1.1
3.
РГР №4. Проверка прочности бруса при растяжении и сжатии.
2
ОК 1-9, ПК 1.1, ПК 4.1
Самостоятельная работа обучающихся:
5
1.
Для ступенчатого бруса построить эпюры продольных сил, нормальных напряжений и определить абсолютное удлинение (укорочение).
5
2
ОК 1-9
Тема 2.3.
Сдвиг, срез, смятие.
Содержание учебного материала:
4
1.
Чистый сдвиг. Внутренний силовой фактор при сдвиге: поперечная сила. Угол сдвига. Касательное напряжение в поперечных сечениях бруса. Закон Гука при сдвиге.
2
2
ОК 1-9
2.
Срез и смятие. Основные расчетные формулы, условности расчета. Расчетные сопротивления на срез и смятие.
2
ОК 1-9
Практические занятия:
2
1.
Расчет на прочность заклепочных и сварных соединений.
2
3
ОК 1-9, ПК 1.1
Тема 2.4.
Геометрические характеристики сечений.
Содержание учебного материала:
2
1.
Статический момент площади плоской фигуры относительно оси. Моменты инерции сечений: осевой, полярный, центробежный.
1
2
ОК 1-9
2.
Зависимость между осевыми моментами инерции при параллельных осях. Главные оси и главные моменты инерции.
1
ОК 1-9
Практические занятия:
2
1.
Определение моментов инерции сложных сечений.
2
3
ОК 1-9
Тема 2.5. Поперечный изгиб прямого бруса
Содержание учебного материала:
6
1.
Чистый изгиб. Прямой поперечный изгиб. Внутренние силовые факторы в поперечном сечении бруса: поперечная сила и изгибающий момент. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов.
2
2
ОК 1-9
2.
Нормальные напряжения при изгибе. Осевой момент сопротивления сечения изгибу. Касательные напряжения при изгибе. Формула Журавского. Расчеты балок на прочность. Основные расчетные формулы.
2
ОК 1-9
3.
Понятие о линейных и угловых перемещениях при прямом изгибе. Расчет балок на жесткость. Интеграл Мора. Правило Верещагина.
2
ОК 1-9
Лабораторные работы:
2
1.
Определение линейных и угловых перемещений поперечного сечения статически определимой балки.
2
2
ОК 1-9, ПК 1.1, ПК 4.1, ПК 4.4
Практические занятия:
6
1.
Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов по длине балки.
2
3
ОК 1-9, ПК 1.1
2.
Расчет балок на прочность. Подбор сечения.
2
ОК 1-9, ПК 1.1
3.
РГР №5. Расчет балок на прочность при изгибе. Подбор сечения.
2
ОК 1-9, ПК 1.1
Самостоятельная работа обучающихся:
8
1.
Для однопролетной балки построить эпюры поперечных сил и изгибающих моментов, подобрать сечение.
4
3
ОК 1-9, ПК 1.1
2.
Подготовка к лабораторной работе, оформление и составление отчета.
4
ОК 1-9, ПК 1.1
Тема 2.6.
Сложное сопротивление
Содержание учебного материала:
4
1.
Понятие о напряженном состоянии в точке. Главное напряжение. Гипотезы прочности. Эквивалентные напряжения. Проверка прочности.
2
2
ОК 1-9
2.
Косой изгиб, основные понятия и определение. Нормальные напряжения в поперечном сечении. Эпюры напряжений. Уравнение нулевой линии.
ОК 1-9
3.
Внецентренное сжатие бруса большой жесткости. Нормальные напряжения в поперечном сечении бруса. Уравнение нулевой линии.
2
ОК 1-9
4.
Ядро сечения.
ОК 1-9
Лабораторные работы:
2
1.
Определение прогиба при косом изгибе.
2
2
ОК 1-9, ПК 1.1, ПК 4.1, ПК 4.4
Практические занятия:
4
1.
Косой изгиб: решение задач.
2
2
ОК 1-9
2.
Внецентренное растяжение и сжатие : решение задач.
2
ОК 1-9
Самостоятельная работа обучающихся:
4
1.
Подготовка к лабораторной работе, оформление и составление отчета.
4
2
ОК 1-9, ПК 1.1, ПК 4.1, ПК 4.4
Тема 2.7.
Устойчивость центрально - сжатых стержней
Содержание учебного материала:
2
1.
Устойчивые и неустойчивые формы равновесия. Продольный изгиб. Критическая сила. Критическое напряжение. Гибкость стержня. Формула Эйлера. Предельная гибкость. Расчет центрально - сжатых стержней на устойчивость. Условие устойчивости. Три типа задач при расчете на устойчивость.
2
2
ОК 1-9
Практические занятия:
4
1.
РГР№6. Определение критической силы для стержней большой гибкости.
2
2
ОК 1-9, ПК 1.1
2.
Расчет на устойчивость и подбор сечений.
2
ОК 1-9, ПК 1.1
Самостоятельная работа обучающихся:
3
1.
Определение критической силы для стержней
3
2
ОК 1-9, ПК 1.1
Раздел 3.
Статика сооружений
32
Тема 3.1.
Основные положения
Содержание учебного материала:
2
1.
Задачи раздела «Статика сооружений». Связь с предыдущими разделами. Классификация сооружений. Геометрически изменяемые и неизменяемые системы. Необходимые условия геометрической неизменяемости. Мгновенно изменяемые системы. Статически определимые и неопределимые системы.
2
1
ОК 1-9
Тема 3.2.
Многопролетные статически определимые шарнирные балки.
Содержание учебного материала:
2
1.
Основные сведения. Типы шарнирных балок. Схемы взаимодействия (этажные) элементов. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов.
2
2
ОК 1-9
Практические занятия:
2
1.
Построение схем взаимодействия (этажных схем) , построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов многопролетных шарнирных балок.
2
2
ОК 1-9, ПК 1.1
Самостоятельная работа обучающихся:
2
1.
Построение схем взаимодействия (этажных схем) , построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов многопролетных шарнирных балок.
2
2
ОК 1-9, ПК 1.1
Тема 3.3.
Статически определимые плоские рамы.
Содержание учебного материала:
2
1.
Общие сведения о рамных конструкциях. Анализ статической определимости рамных систем. Методика определения внутренних силовых факторов.
2
2
ОК 1-9
Практические занятия:
4
1.
Построение эпюр продольных, поперечных сил и изгибающих моментов для рам.
2
3
ОК 1-9, ПК 1.1
2.
РГР №8. Построение эпюр продольных, поперечных сил и изгибающих моментов для рам.
2
ОК 1-9, ПК 1.1
Самостоятельная работа обучающихся:
3
1.
Построение эпюр продольных, поперечных сил и изгибающих моментов для рам.
3
3
ОК 1-9, ПК 1.1
Тема 3.4.
Статически определимые плоские фермы
Содержание учебного материала:
2
1.
Общие сведения о фермах. Условия геометрической неизменяемости и статической определимости. Определение опорных реакций и усилий в стержнях фермы. Метод вырезания узлов. Метод сечений. Графический способ определения усилий.
2
2
ОК 1-9
Практические занятия:
4
1.
Определение внутренних усилий в стержнях ферм методом вырезания узлов и методом сечений.
2
3
ОК 1-9, ПК 1.1
2.
РГР- №9.Определение внутренних усилий в стержнях ферм графическим способом с помощью диаграммы Максвелла-Кремоны.
2
ОК 1-9, ПК 1.1, ПК.1.3
Самостоятельная работа обучающихся:
3
1.
Определение усилия в стержнях фермы графическим способом.
3
3
ОК 1-9, ПК 1.1, ПК.1.3
Тема 3. 5.
Трехшарнирные арки
Содержание учебного материала:
2
1.
Общие сведения об арках. Типы арок. Определение опорных реакций. Внутренние силовые факторы в сечениях арки. Арки с затяжкой.
2
2
ОК 1-9
Самостоятельная работа обучающихся:
4
1.
Подготовить реферат по теме «Трехшарнирные арки».
4
3
ОК 1-9
ОК 1-9
Всего
162
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета технической механики, лаборатории технической механики.
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
электронный учебно-методический комплекс дисциплины,
-
комплект учебно-методической документации, методические пособия.
Технические средства обучения:
-
демонстрационный комплекс: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1.Установка для определения опорных реакций балок ТМт 03М
2. Установка для определения прогибов при косом изгибе ТМт 13М
3. Установка для определения линейных и угловых перемещений статически определимой балки ТМт 12М.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная:
-
Олофинская, В.П. Техническая механика. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2011
-
Олофинская, В.П. Техническая механика. Сборник тестовых заданий. - М.: ФОРУМ, 2011
Интернет-ресурсы:
-
«ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА» technical-mechanics.narod.ru/
-
«Прикладная (техническая) механика» twirpx.com/files/machinery/ptm/
-
«Техническая механика. Научный журнал» nbuv.gov.ua/portal/natural/TMekh/index.html
4. Сайт в интернете: mehanikamopk.narod.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения:
-выполнять расчеты на прочность, жесткость, устойчивость элементов сооружений;
Оценка практического задания, экспертная оценка лабораторной работы
-определять аналитическим и графическим способами усилия, опорные реакции балок, ферм, рам;
Решение задач, экспертная оценка лабораторной работы
-определять усилия в стержнях ферм;
Решение задач
-строить эпюры нормальных напряжений, изгибающих моментов и др.;
Выполнение и защита индивидуальных работ, решение задач
знания:
-законы механики деформируемого твердого тела, виды деформаций, основные расчеты;
Выборочный опрос
Тестовый опрос
Защита отчетов по лабораторным работам
Защита индивидуальных заданий
-определение направления реакций связи
Тестовый опрос
Защита индивидуальных заданий
-определение момента силы относительно точки, его свойства;
Тестовый опрос
Защита индивидуальных заданий
-типы нагрузок и виды опор балок, ферм, рам;
Тестовый опрос
Защита отчетов по лабораторным работам
Защита индивидуальных заданий
-напряжения и деформации, возникающие в строительных элементах при работе под нагрузкой;
Тестовый опрос
Защита лабораторных работ
Оценка индивидуальных заданий
- моменты инерции простых сечений элементов и др
Оценка индивидуальных заданий
Вид итогового контроля - экзамен