Рабочая программа учебной дисциплины Техническая механика

Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 08.02.01  Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовой  подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятель...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММа


Учебной дисциплины Техническая механика


Для специальности 08. 02. 01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений






















Перевоз

2014 г.

Рассмотрено на заседании кафедры

информационных технологий______

Протокол №___ от________20____г._______

УТВЕРЖДАЮ:

Начальник управления производственного обучения


__________20__г._______


СОГЛАСОВАНО:

Заведующий учебной частью от________20____г._______

______________________


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

  1. Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»

  2. Разработчики:

  3. Кокина М.Н. преподаватель ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Техническая механика

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

1. Участие в проектировании зданий и сооружений.

2. Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов,

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 4.1, ПК 4.4

Код

Наименование компетенции

ПК 1.1.

Подбирать строительные конструкции и разрабатывать

несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий.

ПК 1.3.

Выполнять несложные расчеты и конструирование строительных конструкций.

ПК4.1.

Принимать участие в диагностике технического состояния

конструктивных элементов эксплуатируемых зданий.

ПК 4.4.

Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина является общепрофессиональной профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выполнять расчеты на прочность, жесткость, устойчивость элементов сооружений;

  • определять аналитическим и графическим способами усилия, опорные реакции балок, ферм, рам;

  • определять усилия в стержнях ферм;

  • строить эпюры нормальных напряжений, касательных напряжений, продольных сил, поперечных сил, изгибающих моментов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • законы механики деформируемого твердого тела, виды деформаций, основные расчеты;

  • определение направления реакций, связи;

  • определение момента силы относительно точки, его свойства;

  • типы нагрузок и виды опор балок, ферм, рам;

  • напряжения и деформации, возникающие в строительных элементах при работе под нагрузкой;

  • моменты инерции простых сечений элементов и др.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;

самостоятельной работы обучающегося 54 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:


лабораторные занятия

6

практические занятия

50

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

в том числе:


Самостоятельное решение задач

33

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно - практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

11

Изучение учебной литературы и подготовка письменных ответов

6

Подготовка рефератов по теме «Трехшарнирные арки»

4


Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Техническая механика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Освоенные компетенции

1

2

3

4

5

Раздел 1.
Теоретическая механика

56


Тема 1.1.
Основные понятия и аксиомы статики

Содержание учебного материала:

2


1.

Основные понятия и определения. Связь с другими предметами. Понятие силы. Аксиомы статики. Свободное и несвободное тело. Связи и их реакции. Правила определения направления реакций связей.

2

2

ОК 1-9

Практические занятия:

2


1.

Определение направления реакций связи.

2

2

ОК 1-9

Тема 1. 2.
Плоская система сходящихся сил

Содержание учебного материала:

4


1.

Силовой многоугольник. Геометрическое условие равновесия системы.

2

2

ОК 1-9

2.

Проекция силы на ось. Аналитические условия равновесия системы.

2

ОК 1-9

Практические занятия:

4


1.

Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил.

2

3

ОК 1-9

2.

РГР № 1. Определение реакций связей плоской системы сходящихся сил

2

ОК 1-9

Самостоятельная работа обучающихся:

6


1.

Определение реакции связей плоской системы сходящихся сил аналитическим и графическим способами.

6

3

ОК 1-9

Тема 1. 3.
Пара сил

Содержание учебного материала:

2


1.

Понятие пары сил. Вращающее действие пары на тело.

1

2

ОК 1-9

2.

Момент пары сил, величина, знак.

1

ОК 1-9

Самостоятельная работа обучающихся:

2


1.

Изучить учебную литературу и дать письменные ответы на вопросы: свойства пар сил; условие равновесия системы пар сил.

2

2

ОК 1-9

Тема 1. 4.
Плоская система произвольно расположенных сил

Содержание учебного материала:

4


1.

Момент силы относительно точки. Приведение системы сил к центру. Главный вектор и главный момент. Теорема Вариньона. Уравнения равновесия плоской системы сил (3 вида). Уравнения равновесия плоской системы параллельных сил.

2

2

ОК 1-9

2.

Опоры балочных систем. Классификация нагрузок. Аналитическое определение опорных реакций балок.

2

ОК 1-9

Лабораторные работы:

2


1.

Определение опорных реакций однопролетных балок

2

2

ОК 1-9, ПК 4.1

Практические занятия:

4


1.

Аналитическое определение опорных реакций балок.

2

3

ОК 1-9

2.

РГР №2. Определение опорных реакций балок.

2

ОК 1-9

Самостоятельная работа обучающихся:

6


1.

Определить опорные реакции в однопролетной балке.

3

3

ОК 1-9

2.

Подготовка к лабораторной работе, оформление и составление отчета.

3

ОК 1-9

Тема 1. 5.
Пространственная система сил

Содержание учебного материала:

2


1.

Параллелепипед сил. Геометрические и аналитические условия равновесия пространственной системы сходящихся сил.

1

2

ОК 1-9

2.

Момент силы относительно оси. Уравнения равновесия пространственной системы произвольно расположенных сил.

1

ОК 1-9

Самостоятельная работа обучающихся:

4


1.

Изучение учебной литературы и составление конспекта по заданной теме.

4

1

ОК 1-9

Тема 1. 6.
Центр тяжести тела

Содержание учебного материала:

4


1.

Координаты центра параллельных сил. Центр тяжести как центр параллельных сил. Координаты центра тяжести плоских фигур. Положение центров тяжести простых геометрических фигур.

2

2

ОК 1-9

2.

Методика решения задач на определение координат центра тяжести сложных сечений.

2

ОК 1-9

Практические занятия:

4


1.

Определение центра тяжести сложных плоских фигур.

2

3

ОК 1-9

2.

РГР№3. Определение центра тяжести сечений, составленных из стандартных прокатных профилей

2

ОК 1-9

Самостоятельная работа обучающихся:

4


1.

Определение положения центра тяжести сложной плоской фигуры.

4

3

ОК 1-9

Раздел 2.
Сопротивление материалов

74


Тема 2.1.
Основные понятия, гипотезы и допущения

Содержание учебного материала:

2


1.

Цели и задачи раздела. Внешние и внутренние силы. Упругие и пластические деформации. Основные гипотезы и допущения.

1

1

ОК 1-9

2.

Нагрузки и их классификация. Метод сечений. Внутренние силовые факторы. Основные виды деформации бруса. Напряжение.

1

ОК 1-9

Тема 2.2.
Осевое растяжение и сжатие

Содержание учебного материала:

4


1.

Продольная сила. Нормальные напряжения в поперечных сечениях стержня. Абсолютное и относительное удлинения. Продольные и поперечные деформации при растяжении (сжатии). Закон Гука. Эпюры продольных сил и нормальных напряжений по длине стержня.

2

2

ОК 1-9

2.

Механические испытания материалов. Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов. Явление наклепа. Понятие о предельном напряжении. Расчеты на прочность при растяжении и сжатии. Коэффициент запаса прочности. Три типа задач при расчете из условия прочности.

2

ОК 1-9

Практические занятия:

6


1.

Построение эпюр продольных сил, напряжений и перемещений.

2

3

ОК 1-9

2.

Проверка прочности . Подбор сечения.

2

ОК 1-9, ПК 1.1

3.

РГР №4. Проверка прочности бруса при растяжении и сжатии.

2

ОК 1-9, ПК 1.1, ПК 4.1

Самостоятельная работа обучающихся:

5


1.

Для ступенчатого бруса построить эпюры продольных сил, нормальных напряжений и определить абсолютное удлинение (укорочение).

5

2

ОК 1-9

Тема 2.3.
Сдвиг, срез, смятие.

Содержание учебного материала:

4


1.

Чистый сдвиг. Внутренний силовой фактор при сдвиге: поперечная сила. Угол сдвига. Касательное напряжение в поперечных сечениях бруса. Закон Гука при сдвиге.

2

2

ОК 1-9

2.

Срез и смятие. Основные расчетные формулы, условности расчета. Расчетные сопротивления на срез и смятие.

2

ОК 1-9

Практические занятия:

2


1.

Расчет на прочность заклепочных и сварных соединений.

2

3

ОК 1-9, ПК 1.1

Тема 2.4.
Геометрические характеристики сечений.

Содержание учебного материала:

2


1.

Статический момент площади плоской фигуры относительно оси. Моменты инерции сечений: осевой, полярный, центробежный.

1

2

ОК 1-9

2.

Зависимость между осевыми моментами инерции при параллельных осях. Главные оси и главные моменты инерции.

1

ОК 1-9

Практические занятия:

2


1.

Определение моментов инерции сложных сечений.

2

3

ОК 1-9

Тема 2.5. Поперечный изгиб прямого бруса

Содержание учебного материала:

6


1.

Чистый изгиб. Прямой поперечный изгиб. Внутренние силовые факторы в поперечном сечении бруса: поперечная сила и изгибающий момент. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов.

2

2

ОК 1-9

2.

Нормальные напряжения при изгибе. Осевой момент сопротивления сечения изгибу. Касательные напряжения при изгибе. Формула Журавского. Расчеты балок на прочность. Основные расчетные формулы.

2

ОК 1-9

3.

Понятие о линейных и угловых перемещениях при прямом изгибе. Расчет балок на жесткость. Интеграл Мора. Правило Верещагина.

2

ОК 1-9

Лабораторные работы:

2


1.

Определение линейных и угловых перемещений поперечного сечения статически определимой балки.

2

2

ОК 1-9, ПК 1.1, ПК 4.1, ПК 4.4

Практические занятия:

6


1.

Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов по длине балки.

2

3

ОК 1-9, ПК 1.1

2.

Расчет балок на прочность. Подбор сечения.

2

ОК 1-9, ПК 1.1

3.

РГР №5. Расчет балок на прочность при изгибе. Подбор сечения.

2

ОК 1-9, ПК 1.1

Самостоятельная работа обучающихся:

8


1.

Для однопролетной балки построить эпюры поперечных сил и изгибающих моментов, подобрать сечение.

4

3

ОК 1-9, ПК 1.1

2.

Подготовка к лабораторной работе, оформление и составление отчета.

4

ОК 1-9, ПК 1.1

Тема 2.6.
Сложное сопротивление

Содержание учебного материала:

4


1.

Понятие о напряженном состоянии в точке. Главное напряжение. Гипотезы прочности. Эквивалентные напряжения. Проверка прочности.

2

2

ОК 1-9

2.

Косой изгиб, основные понятия и определение. Нормальные напряжения в поперечном сечении. Эпюры напряжений. Уравнение нулевой линии.

ОК 1-9

3.

Внецентренное сжатие бруса большой жесткости. Нормальные напряжения в поперечном сечении бруса. Уравнение нулевой линии.

2

ОК 1-9

4.

Ядро сечения.

ОК 1-9

Лабораторные работы:

2


1.

Определение прогиба при косом изгибе.

2

2

ОК 1-9, ПК 1.1, ПК 4.1, ПК 4.4

Практические занятия:

4


1.

Косой изгиб: решение задач.

2

2

ОК 1-9

2.

Внецентренное растяжение и сжатие : решение задач.

2

ОК 1-9

Самостоятельная работа обучающихся:

4


1.

Подготовка к лабораторной работе, оформление и составление отчета.

4

2

ОК 1-9, ПК 1.1, ПК 4.1, ПК 4.4

Тема 2.7.
Устойчивость центрально - сжатых стержней

Содержание учебного материала:

2


1.

Устойчивые и неустойчивые формы равновесия. Продольный изгиб. Критическая сила. Критическое напряжение. Гибкость стержня. Формула Эйлера. Предельная гибкость. Расчет центрально - сжатых стержней на устойчивость. Условие устойчивости. Три типа задач при расчете на устойчивость.

2

2

ОК 1-9

Практические занятия:

4


1.

РГР№6. Определение критической силы для стержней большой гибкости.

2

2

ОК 1-9, ПК 1.1

2.

Расчет на устойчивость и подбор сечений.

2

ОК 1-9, ПК 1.1

Самостоятельная работа обучающихся:

3


1.

Определение критической силы для стержней

3

2

ОК 1-9, ПК 1.1

Раздел 3.
Статика сооружений

32


Тема 3.1.
Основные положения

Содержание учебного материала:

2


1.

Задачи раздела «Статика сооружений». Связь с предыдущими разделами. Классификация сооружений. Геометрически изменяемые и неизменяемые системы. Необходимые условия геометрической неизменяемости. Мгновенно изменяемые системы. Статически определимые и неопределимые системы.

2

1

ОК 1-9

Тема 3.2.
Многопролетные статически определимые шарнирные балки.

Содержание учебного материала:

2


1.

Основные сведения. Типы шарнирных балок. Схемы взаимодействия (этажные) элементов. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов.

2

2

ОК 1-9

Практические занятия:

2


1.

Построение схем взаимодействия (этажных схем) , построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов многопролетных шарнирных балок.

2

2

ОК 1-9, ПК 1.1

Самостоятельная работа обучающихся:

2


1.

Построение схем взаимодействия (этажных схем) , построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов многопролетных шарнирных балок.

2

2

ОК 1-9, ПК 1.1

Тема 3.3.
Статически определимые плоские рамы.

Содержание учебного материала:

2


1.

Общие сведения о рамных конструкциях. Анализ статической определимости рамных систем. Методика определения внутренних силовых факторов.

2

2

ОК 1-9

Практические занятия:

4


1.

Построение эпюр продольных, поперечных сил и изгибающих моментов для рам.

2

3

ОК 1-9, ПК 1.1

2.

РГР №8. Построение эпюр продольных, поперечных сил и изгибающих моментов для рам.

2

ОК 1-9, ПК 1.1

Самостоятельная работа обучающихся:

3


1.

Построение эпюр продольных, поперечных сил и изгибающих моментов для рам.

3

3

ОК 1-9, ПК 1.1

Тема 3.4.
Статически определимые плоские фермы

Содержание учебного материала:

2


1.

Общие сведения о фермах. Условия геометрической неизменяемости и статической определимости. Определение опорных реакций и усилий в стержнях фермы. Метод вырезания узлов. Метод сечений. Графический способ определения усилий.

2

2

ОК 1-9

Практические занятия:

4


1.

Определение внутренних усилий в стержнях ферм методом вырезания узлов и методом сечений.

2

3

ОК 1-9, ПК 1.1

2.

РГР- №9.Определение внутренних усилий в стержнях ферм графическим способом с помощью диаграммы Максвелла-Кремоны.

2

ОК 1-9, ПК 1.1, ПК.1.3

Самостоятельная работа обучающихся:

3


1.

Определение усилия в стержнях фермы графическим способом.

3

3

ОК 1-9, ПК 1.1, ПК.1.3

Тема 3. 5.
Трехшарнирные арки

Содержание учебного материала:

2


1.

Общие сведения об арках. Типы арок. Определение опорных реакций. Внутренние силовые факторы в сечениях арки. Арки с затяжкой.

2

2

ОК 1-9

Самостоятельная работа обучающихся:

4


1.

Подготовить реферат по теме «Трехшарнирные арки».

4

3

ОК 1-9

ОК 1-9




Всего




162



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета технической механики, лаборатории технической механики.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • электронный учебно-методический комплекс дисциплины,

  • комплект учебно-методической документации, методические пособия.

Технические средства обучения:

  • демонстрационный комплекс: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

1.Установка для определения опорных реакций балок ТМт 03М

2. Установка для определения прогибов при косом изгибе ТМт 13М

3. Установка для определения линейных и угловых перемещений статически определимой балки ТМт 12М.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная:

  1. Олофинская, В.П. Техническая механика. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2011

  2. Олофинская, В.П. Техническая механика. Сборник тестовых заданий. - М.: ФОРУМ, 2011

Интернет-ресурсы:

  1. «ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА» technical-mechanics.narod.ru/

  2. «Прикладная (техническая) механика» twirpx.com/files/machinery/ptm/

  3. «Техническая механика. Научный журнал» nbuv.gov.ua/portal/natural/TMekh/index.html

4. Сайт в интернете: mehanikamopk.narod.ru/

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

-выполнять расчеты на прочность, жесткость, устойчивость элементов сооружений;

Оценка практического задания, экспертная оценка лабораторной работы

-определять аналитическим и графическим способами усилия, опорные реакции балок, ферм, рам;

Решение задач, экспертная оценка лабораторной работы

-определять усилия в стержнях ферм;

Решение задач

-строить эпюры нормальных напряжений, изгибающих моментов и др.;

Выполнение и защита индивидуальных работ, решение задач

знания:

-законы механики деформируемого твердого тела, виды деформаций, основные расчеты;

Выборочный опрос

Тестовый опрос

Защита отчетов по лабораторным работам

Защита индивидуальных заданий

-определение направления реакций связи

Тестовый опрос

Защита индивидуальных заданий

-определение момента силы относительно точки, его свойства;

Тестовый опрос

Защита индивидуальных заданий

-типы нагрузок и виды опор балок, ферм, рам;

Тестовый опрос

Защита отчетов по лабораторным работам

Защита индивидуальных заданий

-напряжения и деформации, возникающие в строительных элементах при работе под нагрузкой;

Тестовый опрос

Защита лабораторных работ

Оценка индивидуальных заданий

- моменты инерции простых сечений элементов и др

Оценка индивидуальных заданий

Вид итогового контроля - экзамен


© 2010-2022