Рабочая программа по физике 7 класс

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

02-20

Областное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнелюбажская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Фатежского района Курской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________ Н.А.Фокин

Приказ № _____________

от _________________ 2015 г.

ПРИНЯТА

на заседании МС

протокол № 01

от 30 августа 2015г.

Председатель МС

________ /З.П. Докукина/

(И.О. Фамилия)

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

протокол №05

от 29 мая 2015г.

Руководитель МО

________ /С.И.Алехина/

(И.О. Фамилия)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

на 2015--2016учебный год


7 а класс





Разработал

учитель математики и физики

Долженкова С.В.

с. Верхний Любаж 2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089:

  • Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • . Примерной программы основного общего образования (Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл.» / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2009.)и авторской программы Е.М. Гутника,А.В.Перышкина»Физика2 7-9классы.2004. соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень

Рабочая программа ориентирована на использование учебника « Физика 7 класс». Пёрышкин А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и определенную последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей воспитанников, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых обучающимися.

Количество часов на год по программе: 68. Количество часов в неделю: 2, что соответствует школьному учебному плану.

Физика - фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика - наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат - сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

В цели и задачи обучения физике входят:

- развитие мышления воспитанников, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение обучающимися знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

В процессе изучения курса воспитанники знакомятся с именами таких ученых, как Г. Галилей, И. Ньютон, М. Ломоносов, Паскаль, Э. Торричелли, Архимед и др. с их ролью в становлении физического знания и экспериментального метода исследования в физике.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

-учебник Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011 г.

- дидактические материалы А.Е.Марон, Е.А.Марон Физика 7- М.: Дрофа, 2011 г; сборник задач по физике 7-9 В.И Лукашик, Е.В.Иванов М.: Просвещение 2011г и др.





Содержание программы


1. Введение (4ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

2. Измерение размеров малых тел.

3. Взаимодействие тел (20 ч)

Механическое движение. Равномерное движение.

Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы

тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы.

3. Измерение массы тела на рычажных весах

4. Измерение объема тела

5. Определение плотности вещества твердого тела

6. Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (20 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа

7. Определение выталкивающей силы

5. Работа и мощность. Энергия (14 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. 11ростые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

«Золотое правило» механики. КПД механизма. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Фронтальная лабораторная работа

8. Выяснение условия равновесия рычага.

6. Резервное время (4 ч)



Требования к уровню подготовки

В результате изучения физики в 7 классе обучающий должен:

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

« смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

использовать физические приборы и, измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов;

График выполнения практической части программы


п/п

Дата проведения

Виды работ

Название работы

1.


К.р.№1

Строение вещества.

2.


К.р.№2

Механическое движение. Плотность вещества.

3.


К.р.№3

Взаимодействие тел.

4.


К.р.№4

Давление. Закон Паскаля.

5.


К.р.№5

Давление твёрдых тел. Жидкостей и газов.

6.


К.р.№6

Работа, мощность и энергия.

График проведения лабораторных работ

Л.р. №1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.


Л.р.№2. Измерение размеров малых тел


Л.р. №3. Измерение массы тела на рычажных весах

сил динамометром


Л.р.№4. Измерение объема тела


Л.р. №5. Определение плотности вещества твердого тела


Л.р. №6. Динамометр. Градуирование пружины и измерение


Л.р. №7. Определение выталкивающей силы


Л.р.№8. Выяснение условия равновесия рычага.


Критерии оценивания

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ обучающийся удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если обучабщийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов более, чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и

недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал требования правил безопасности труда.























Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема учебного занятия

Кол-во

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1

Вводный инструктаж по ТБ. Физика - наука о природе.

1

2

Физические величины. Измерение физических величин.

1

3

ТБ. Л р №1«Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности»

1

4

Физика и техника

5

Строение вещества. ТБ. Лр №2 «Измерение размеров малых тел»

1

6

Диффузия. Броуновское движение.

1

7

Взаимодействие частиц вещества.

1

8

Различные состояния вещества.

1

9

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

10

К р №1 по теме «Строение вещества»

1

11

Анализ кр Механическое движение. Траектория. Путь.

1

12

Скорость равномерного прямолинейного движения.

1

13

Методы измерения расстояния, времени и скорости.

1

14

Явление инерции. Решение задач

1

15

Масса тела. ТБ. Л р №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

16

ТБ. Л р №4 «Измерение объема тела»

1

17

Плотность вещества.

1

18

ТБ. Л р №5 «Определение плотности вещества твердого тела»

1

19

Подготовка к к р по теме «Механическое движение. Плотность вещества»

1

20

К р №2 по теме «Механическое движение. Плотность вещества»

1

21

Анализ кр. Взаимодействие тел. Сила тяжести.

1

22

Сила, возникающая при деформации. Закон Гука.

1

23

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

1

24

Динамометр. Графическое изображение силы.

1

25

Т.Б. Л.Р. №6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

26

Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя.

1

27

Трение в природе и технике.

1

28

Решение задач по теме «Сила. Действие сил».

1

29

Обобщение материала. Подготовка к к.р.

1

30

К р №3 по теме «Взаимодействие тел»

1

31

Анализ кр Давление. Единицы давления

1

32

Решение задач на определения давления твердого тела

1

33

Давление газа.

1

34

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

35

Методы измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

36

Закон Паскаля

1

37

Давление в жидкости и газе.

1

38

Сообщающиеся сосуды. Подготовка к кр.

1

39

К р №4 «Давление. Закон паскаля».

1

40

Анализ кр Манометр

1

41

Поршневой жидкостный насос

1

42

Гидравлический пресс.

1

43

Архимедова сила

1

44

ТБ. Лр №7 «Определение выталкивающей силы»

1

45

Условия плавания тел. Водный транспорт

1

46

Решение задач на определение архимедовой силы.

1

47

Воздухоплавание

1

48

Подготовка к кр.

1

49

К р № 5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

50

Анализ кр Обобщение материала по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

51

Работа силы, действующей по направлению движения тела

1

52

Мощность

1

53

Решение задач на определение работы и мощности

1

54

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

55

Момент сил. Виды равновесия.

1

56

Рычаг в технике, быту и природ

1

57

ТБ. Лр №8 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

58

«Золотое правило» механики. КПД механизмов.

1

59

Решение задач на «золотое правило» механики

1

60

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1

61

Закон сохранения полной механической энергии

1

62

Подготовка к к.р.

1

63

К р №6 по теме «Работа, мощность и энергия ».

1

64

Анализ кр. Обобщение материала по теме «Работа, мощность и энергия».

1

65

Повторение по теме «Строение вещества».

1

66

Повторение по теме «Взаимодействие тел».

1

67

Повторение по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

68

Повторение по теме «Работа и мощность. Энергия».


1













Учебно-методическое обеспечение для учителя

  1. Учебник физика.7класс. Учебник для общеобразовательных учебныхзаведений. А.В.Перышкин,- М.: Просвещение,2011

  2. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс» / О.И. Громцева. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2010. - 109 с.

  3. «Сборник задач по физике 7 -9 класс», В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, Москва «Просвещение», 2010 г.

  4. «Сборник тестовых заданий. Физика 7 - 9 класс, основная школа», Орлов В.А., Татур А.О., «Интеллект-центр», Москва, 2007 г.

Учебно-методическое обеспечение для обучающегося


  1. Учебник физика.7класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. А.В.Перышкин,- М.: Просвещение,2011

  2. «Сборник задач по физике 7 -9 класс», В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, Москва «Просвещение», 2010 г.



© 2010-2022