РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 10 КЛАСС ФИЗИКА

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Раздорская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО

естественно-математического цикла

___________/А.В. Костина/

Протокол № ___

от « »____________ 2015г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УР МБОУ РСОШ

____________/Л.Ю.Хаустова./

«__»________________2015г.


«Утверждено»



и.о.Директора МБОУ РСОШ

____________/Т.В.Калитвенцева/

Протокол педсовета № ___

от «__»__________2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

на 2015-2016 учебный год

10 класс





Учитель

Сухарев М.Ф.



Пояснительная записка

Рабочая программа по физике 10 класса УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. для базового уровня составлена на основе:

  • Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

  • Федерального базисного учебного плана образовательных школ Российской федерации;

  • Авторской программы Генденштейна Л.Э и Дика Ю.И.

Изучение физика на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний о методах научного познания, механических и тепловых процессах и явлениях; о величинах, характеризующих эти явления; о законах, которым они подчиняются, формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты; выдвигать гипотезы и модели, устанавливать границы их применимости, применять полученные знания для объяснения явлений природы.

  • Применение знаний по физике для объяснений явлений природы, свойств вещества, для объяснения принципов работы механизмов, самостоятельной оценки достоверности новой информации физического содержания; использование современных технологий для поиска, обработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

  • Воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, готовности к моральной оценке использования научных достижений, воспитание уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

  • Использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач; рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения как приобретение знаний и умений для использовании в практической деятельности и повседневной жизни; овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности; освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлекивной компетенций.

Общая характеристика учебного предмета.


Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Место предмета в учебном плане


Федеральный базисный план отводит 140 часов для образовательного изучения физики на базовом уровне по 70 часов в 10-11 классах из расчёта 2 часа в неделю.

Авторская программа Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. рассчитана на 70 часов.

В связи с тем, что многие выпускники выбирают ЕГЭ по физике, в школе дополнительно в 10-11 классах введен 1 час физики. Таким образом, школьный курс изучения физики составляет 102 часа (3 часа в неделю): 2 часа- инвариантная часть учебного плана, 1 час - вариативная часть.

Дополнительные часы (33 часа) в курсе 10 класса использованы для усиления практической части программы, а именно решения задач и выполнения экспериментальных исследований, а также изучение темы, не предусмотренной программой - «Механические колебания». Эти часы распределены по темам следующим образом:

Механика - 18 часов, из них:

  • Кинематика - 6 часов

  • Динамика - 7 часов

  • Законы сохранения в механике - 4 часа

  • Условия равновесия тел - 3

Механические колебания и волны - 5 часа

Молекулярная физика - 6 часов

Термодинамика - 4 часа.



Содержание учебного предмета


№ п/п

Наименование темы

Всего часов

из них

Лабораторных работ

Контрольных работ

1.

Физика и методы научного познания

2 часа

2.

Механика

50 часов

4 часа

3 часа

2.1

Кинематика

16 часов

1. Измерение ускорения движения тела

1. Контрольная работа по теме «Кинематика»

2.2

Динамика

22 часа

2. Экспериментальное определение коэффициента жесткости пружины

3. Экспериментальное измерение коэффициента трения скольжения

4. Изучение движения тел по окружности.

2. Контрольный урок по теме «Динамика»

2.3

Законы сохранения в механике

9 часов

3. Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике»

2.4

Условия равновесия тел

3 часа

3.

Механические колебания и волны

5 часа

4.

Молекулярно-кинетическая теория

20 часов

1 час

1 час

4.1

Молекулярно-кинетическая теория

14 час

1. Опытная проверка закона Гей-Люссака

1. Контрольная работа по теме «Основы молекулярной физики»

4.2

Фазовые переходы

6 часа

5.

Термодинамика

10 часов

1ч. Контрольная работа по теме «Основы термодинамики»

6.

Электрические взаимодействия

13 часов

1ч. Контрольная работа по теме «Основы электростатики»

7.

Обобщающее повторение

2 часа






















Тематическое планирование


Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников


№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание тем учебного курса

1

Физика и научный метод познания

2

Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические теории. Границы применимости физических законов и процессов. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

2

Механика

50

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Условия равновесия тел. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

3

Механические колебания и волны

5

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Механические волны. Длина волны. Звук.

4

Молекулярная физика

20

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа, уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидких и твердых тел.

5

Термодинамика

10

Законы термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели. Охрана окружающей среды.

6

Электростатика

13

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.











Календарно-тематическое планирование


урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

Тип урока или формы организации деятельности учащихся (лекции, практикумы, семинары, учебные игры…).

Требования к результату

Виды контроля



Тема 1

Физика и методы научного познания

2






1/1

Физика и методы познания мира.

1

1.09

УИНМ

Знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория; вклад российских и зарубежных учёных в развитие физики. Уметь отличать гипотезы от научных теорий; уметь приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий

Беседа по изученному материалу

2/2

Современная физическая картина Мира

1

1.09

УИНМ

Знать и понимать смысл понятий вещество, взаимодействие, материя

Фронтальный опрос

Тема 2

Механика

50


2.1

Кинематика

16


3/1

Система отсчета. Траектория, путь, перемещение

1

7.09

УИНМ

Знать и понимать понятия: система отсчета, материальная точка, траектория, путь, перемещение.

Устный опрос по вопросам учебника

4/2

Основные характеристики движения тел

1

8.09

К

Знать смысл понятия относительность движения

Физический диктант

5/3

Сложение скоростей

1

8.09

К

Уметь применять правило сложения скоростей

Самостоятельная работа

6.7/4,5 - доп. час

Решение задач на сложение скоростей

2

14.09

15.09

УЗУН

Уметь применять правило сложения скоростей при решении задач

Самостоятельная работа

8/6

Прямолинейное равномерное движение

1

15.09

УИНМ

Знать физический смысл понятия скорости; законы равномерного прямолинейного движения

Устный опрос

9,10/7,8

Прямолинейное равноускоренное движение

2

21.09

22.09

УИНМ

Знать физический смысл ускорения; закон равномерного движения

Решение качественных и расчетных задач

11,12/9,10

доп. часы

Решение задач на уравнение прямолинейного равноускоренного движения

2

22.09

28.09

УЗУН

Уметь рассчитывать кинематические величины при прямолинейном равноускоренном движении

СР

13/11

Измерение ускорения движения тела

1

29.09

УЗУН

Уметь проводить наблюдения, проводить эксперименты, анализировать их результаты, делать выводы

Отчет по ЛР

14,15/12,13,

Криволинейное движение

2

29.09

5.10

УИНМ

Знать законы вращательного движения. Уметь применять законы равноускоренного движения к частным случаям

Опрос по вопросам учебника

16,17/14,15 - доп. часы

Решение задач на движение по параболе и по окружности

2

6.10

6.10

УЗУН

Уметь рассчитывать кинематические величины при движении тела по параболе и окружности.

СР

18/16

Контрольная работа по теме «Кинематика»

1

12.10

УКЗ

Решение расчетных задач


2.2

Динамика

22


19/1

Первый закон Ньютона

1

13.10

УИНМ

Знать / понимать смысл I закона Ньютона, границы его применимости: уметь применять I закон Ньютона к объяснению явлений и процессов в природе и технике

Беседа по вопросам учебника

20/2

Взаимодействие тел. Сила упругости.

1

13.10

К

Знать / понимать смысл понятия сила. Знать смысл величин в законе Гука

Решение и расчетных качественных задач

21/3- доп. час

Экспериментальное определение коэффициента жесткости пружины

1

19.10

УЗУН

Уметь проводить наблюдения, проводить эксперименты, анализировать их результаты, делать выводы

Отчет по ЛР

22/4

Второй закон Ньютона

1

20.10

К

Знать / понимать зависимость между ускорением и действующей силой

Качественные и алгоритмические задачи

23/5

Третий закон Ньютона

1

20.10

К

Знать / понимать смысл содержания третьего закона Ньютона

Физический диктант

24/6

Решение задач по теме «Три закона Ньютона»

1

26.10

УЗУН

Уметь применять знания трех законов Ньютона при решении практических задач

СР

25/7

Закон всемирного тяготения.

1

27.10

К

Знать / понимать содержание закона всемирного тяготения, физический смысл гравитационной постоянной

Фронтальный опрос

26/8

Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести

1

27.10

К

Знать / понимать смысл физической величины «сила тяжести»

Беседа по вопросам учебника, сообщения учащихся

27/9

доп. час

Решение задач на движение тел под действием силы тяжести

1

9.11

УЗУН

Уметь рассчитывать движение тел под действием силы тяжести

СР

28/10

Вес тела. Невесомость.

1

10.11

УИНМ

Знать / понимать смысл физической величины «вес тело», и физических явлений: невесомости и перегрузок

Создание структурированного текста

29,30/11,12 - доп. часы

Решение задач по теме «Вес тела»

2

10.11

16.11

УЗУН

Уметь рассчитывать вес тела

СР

31/13

Движение планет и искусственных спутников Земли

1

17.11

К

Уметь рассчитывать орбитальную скорость спутников

Защита презентаций по теме урока

32/14

Силы трения

1

17.11

УИНМ

Знать/понимать природу сил трения; способы их уменьшения и увеличения

Фронтальный опрос

33/15 - доп. час

Экспериментальное измерение коэффициента трения скольжения

1

23.11

УЗУН

Уметь проводить наблюдения, проводить эксперименты, анализировать их результаты, делать выводы

Отчет по ЛР

34,35/16,17 - доп часы

Решение задач на расчет движения тел под действием нескольких сил

2

24.11

24.11

УЗУН

Уметь применять теоретические знания законов Ньютона при решении задач

СР

36/18

Движение тел по наклонной плоскости

1

30.11

К

Уметь применять теоретические знания законов Ньютона при решении задач на движение по наклонной плоскости

Решение задач

37/19

Движение тел по окружности

1

1.12

УИНМ

Уметь применять теоретические знания законов Ньютона при решении задач на движение тела по окружности

Решение задач

38/20

Лабораторная работа «Изучение движения тела по окружности»

1

1.12

УЗУН

Уметь выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, выполнять эксперименты , объяснять справедливость второго закона Ньютона при движении тела по окружности

Отчет по ЛР

39/21

Обобщающий урок по теме «Динамика»

1

7.12

УОИСЗ

Уметь применять теоретические знания по теме «Динамика» при решении практических задач

Индивидуальный опрос, решение задач

40/22

Контрольная работа по теме «Динамика»

1

8.12

УКЗ

Решение расчетных задач

2.3

Законы сохранения

9


41/1

Импульс. Закон сохранения импульса

1

8.12

УИНМ

Знать смысл понятия импульса тела и импульса силы; знать/понимать смысл закона сохранения импульса

Фронтальный опрос, решение задач






42/2

Реактивное движение

1

14.12

К

Уметь приводить примеры практического использования закона сохранения импульса. Знать достижения отечественной космонавтики. Уметь применять знания на практике.

Индивидуальный опрос

43/3

Решение задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса»

1

15.12

УЗУН

Уметь применять закон сохранения импульса при решении практических задач

СР

44/4

Механическая работа. Мощность

1

15.12

К

Знать/понимать смысл понятия работа

Решение задач, индивидуальный опрос

45/5

Работа силы тяжести, силы упругости и трения

1

21.12

К

Знать/понимать смысл понятия мощности

Решение задач

46/6

Механическая энергия. Закон сохранения энергии

1

22.12

УИНМ

Знать/понимать смысл понятия энергии, виды энергий и закона сохранения энергии

Решение качественных и расчетных задач

47,48 /7,8- доп. часы

Решение задач на закон сохранения энергии

2

22.12

28.12

УЗЗ

Уметь применять теоретические знания закона сохранения энергии при решении задач

СР

49/9

Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике»

1

29.12

УКЗ

Индивидуальный письменный опрос

2.4

Условие равновесия тел

3


50/1 - доп. час

Равновесие тел при отсутствии вращения

1

29.12

УИНМ

Знать/понимать смысл понятия равновесия, условие равновесия. Уметь раскладывать силы на составляющие.

Фронтальный опрос

51/2 - доп. час

Равновесие тел с закрепленной осью вращения.

1

11.01

К

Знать/понимать смысл понятия момент силы, условие равновесия тел с осью вращения, уметь находить плечо силы, решать задачи на правило моментов.

Решение качественных и расчетных задач

52/3 - доп. час

Устойчивость равновесия тел.

1

12.01

К

Знать/понимать смысл понятия центр тяжести, уметь определять виды и условия равновесия.

Тест

Тема 3

Механические колебания и волны

5


53,54/1,2 - доп. час

Механические колебания.

2

12.01

18.01

К

Знать/понимать смысл понятий механического колебания, свободных колебаний, уметь объяснять условия возникновения колебаний, рассчитывать период и частоту колебаний математического и пружинного маятников

Фронтальный опрос

55 /3- доп. час

Превращение энергии при колебаниях. Резонанс.

1

19.01

УИНМ

Знать/понимать смысл понятий: затухающие, вынужденные колебания; явления резонанса. Уметь объяснять явление превращения энергии при колебаниях.


Решение качественных задач

56,57/4,5 - доп. час

Механические волны. Звук.

2

19.01

25.01

УИНМ

Знать/понимать смысл понятия механическая волна, уметь объяснять условия возникновения различных видов волн. Знать/понимать смысл понятия звуковая волна, явления акустического резонанса, смысл физических величин, характеризующих звук.

Решение качественных задач



Тема 4

Молекулярно-кинетическая теория

20


4.1

Молекулярно-кинетическая теория

14


58/1

Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул.

1

25.01

УИНМ

. Знать/понимать смысл основных положений МКТ. Уметь приводить опытные доказательства основных положений МКТ. Знать/понимать смысл величин, характеризующих молекулы

Фронтальный опрос

59/2

Температура в МКТ газов

1

26.01

УИНМ

Знать/понимать смысл понятий температура, абсолютная температура. Уметь объяснять устройство и принцип действия термометров.

Терминологический диктант

60,61/3,4 - доп. час

Решение задач по теме «Основы МКТ».

2

1.02

1.02

УЗУН

Уметь применять знания молекулярно-кинетической теории при решении практических задач

СР

62,63/5,6

Изопроцессы в газах.

2

2.02

2.02

УИНМ

Знать/понимать смысл понятия изопроцесса, а также зависимость между двумя макропараметрами при неизменном третьем.

Решение задач

64/7

Опытная проверка закона Гей-Люссака

1

8.02

УЗУН

Уметь проводить наблюдения, проводить эксперименты, анализировать их результаты, делать выводы

Отчет по ЛР

65/8

Решение графических и расчетных задач на изопроцессы.

1

9.02

К

Уметь решать задачи на применение газовых законов.

Решение задач на закрепление законов изопроцессов

66/9

Уравнение состояния идеального газа.

1

9.02

УИНМ

Знать/понимать зависимость между макроскопическими параметрами (p, V, T), характеризующими состояние газа.

Создание и запись структурированного текста

67,68/10,11 - доп. час

Решение задач по теме «Уравнение состояния газа».

2

15.02

16.02

УЗУН

Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами.

Решение задач, СР

69/12

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа.

1

16.02

УИНМ

Знать/понимать смысл понятия давление газа; его зависимость от микропараметров.

Фронтальный опрос

70/13

Температура и средняя кинетическая энергия молекул газа.

1

29.02

УИНМ

Знать/понимать смысл понятия температура - мера средней кинетической энергии, физический смысл постоянной Больцмана.

Решение задач, индивидуальный опрос

71/14

Измерение скоростей молекул газа.

1

1.03

К

Уметь объяснять опыт по определению скорости движения молекул.

Индивидуальный опрос

4.2

Фазовые переходы

6


72/1

Состояния вещества.

1

1.03

14.03

УИНМ

Уметь объяснять свойства вещества на основе МКТ, явления поверхностного натяжения, смачивания и капиллярности.

Создание и запись структурированного текста

73/2

Фазовые переходы.

1

15.03

К

Знать/понимать физический смысл процессов плавления и кристаллизации. Уметь объяснять процессы испарения и конденсации на основе МКТ.

Фронтальный опрос

74/3 доп. час

Решение задач по теме «Фазовые переходы»

1

15.03

УЗЗ

Уметь выполнять расчеты при фазовых переходах

СР


75/4

Влажность воздуха.

1

28.03

УИНМ

Знать/понимать смысл понятия влажности воздуха, а также физических величин, характеризующих влажность.

Фронтальный опрос

76/5

Решение задач по теме «Основы молекулярной физики»

1

29.03

УЗУН

Уметь применять теоретические знания темы при решении практических задач

Тестовая работа

77/6

Контрольная работа «Основы молекулярной физики»

1

29.03

УКЗ

Тест, решение задач

Тема 5

Термодинамика

10


78/1

Внутренняя энергия.

1

4.04

УИНМ

Знать/понимать смысл понятия внутренняя энергия.

Беседа по вопросам учебника

79/2

Работа в термодинамике.

1

5.04

УИНМ

Знать/понимать термодинамический смысл понятия работа.

Фронтальный опрос

80/3 доп. час

Решение задач на расчет работы газа

1

5.04

УЗУН

Уметь рассчитывать работу газа аналитически и графически

СР

81/4

Первый закон термодинамики. Следствия из первого закона термодинамики.

1

11.04

УИНМ

Знать/понимать смысл первого закона термодинамики. Уметь применять первый закон термодинамики к изопроцессам.

Фронтальный опрос

82,83/5,6 - доп. час

Решение задач на первый закон термодинамики.

2

12.04

УЗЗ

Уметь применять первый закон термодинамики при решении задач.

СР

84/7

Тепловые двигатели.

1

12.04

УИНМ

Уметь объяснять принципы работы тепловых машин, экологические проблемы, связанные с использованием тепловых машин.

Защита презентаций по теме

85,86/8,9

Решение задач по теме «Основы термодинамика»

2

18.04

19.04

УЗУН

Уметь применять теоретические знания темы при решении практических задач

Решение задач

87/10

Контрольная работа по теме « Основы термодинамики»

1

19.04

УКЗ

Комбинированная работа - тест, расчетные задачи

Тема 6

Электрические взаимодействия

13


88/1

Природа электричества

1

25.04

УИНМ

Знать роль электрического взаимодействия в строении атома, закон сохранения заряда, смысл понятия электрический заряд

Опрос по вопросам учебника

89/2

Взаимодействие электрических зарядов

1

26.04

УИНМ

Знать физический смысл закона Кулона и границы его применимости

Решение задач

90/3

Электрическое поле. Графическое изображение электрических полей.

1

26.04

К

Знать смысл понятия напряжённости силовых линий электрического поля.

Опрос по вопросам учебника

91,92/4,5 - доп.часы

Решение задач по теме «Взаимодействие электрических зарядов. Электрическое поле»

2

10.04

10.05

УЗУН

Уметь решать задачи на применение закона сохранения заряда и закона Кулона.

СР

93/6

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле

1

16.05

УИНМ

Уметь объяснять явления на основе электронной теории, происходящие в проводниках и диэлектриках

Фронтальный опрос

94/7

Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле

1

17.05

УИНМ

Знать физический смысл энергетической характеристики электростатического поля

Опрос по вопросам учебника

95/8

Связь между разностью потенциалов и напряжённостью

1

17.05

К

Знать связь между силовой и энергетической характеристикой электростатического поля

Физический диктант

96/9

Решение задач по теме «Работа поля. Разность потенциалов»

1

23.05

УЗУН

Уметь применять теоретические знания темы при решении практических задач

СР

97/10

Электроёмкость

1

24.05

УИНМ

Знать смысл электроемкости

Опрос по вопросам учебника

98/11

Электроёмкость плоского конденсатора

1

24.05

К

Знать смысл ёмкости системы проводников

Фронтальный опрос

99/12

Решение задач «Основы электростатики»

1

25.05

УЗУН

Уметь применять теоретические знания темы при решении практических задач

Решение качественных и расчетных задач

100/13

Контрольная работа «Основы электростатики»

1

26.05

УКЗ

Комбинированная работа - тест, расчетные задачи

Тема 8

Обобщающее повторение

2

УОИСЗ

Решение качественных и расчетных задач

101-102/1,2

Уроки обобщающего повторения, Решение задач по темам курса

2

27.05

27.05

УОИСЗ

Тест

УИНМ - урок изучения нового материала

УЗУН - урок закрепления умений и навыков

К - комбинированный урок

УЗЗ - урок закрепления знаний

УКЗ - урок контроля знаний

УОИСЗ - урок обобщения и систематизации знаний

Соответствие видов деятельности учащихся и типов урока

Тип урока

Виды деятельности учащихся

Урок изучения нового материала

Слушание объяснений учителя

Самостоятельная работа с учебником

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам

Систематизация учебного материала

Наблюдение за демонстрациями учителя

Просмотр учебных фильмов

Анализ графиков, таблиц, схем

Объяснение наблюдаемых явлений

Изучение устройств приборов по моделям и чертежам

Анализ проблемных ситуаций

Проведение исследовательского эксперимента

урок закрепления умений и навыков

Вывод и доказательство формул

Анализ формул

Решение текстовых количественных и качественных задач

Выполнение заданий по разграничению понятий

Работа с кинематическими схемами

Решение экспериментальных задач

Измерение физических величин

Выполнение фронтальных лабораторных работ

урок закрепления знаний

Воспроизведение теории

Слушание и анализ выступлений учащихся

Решение текстовых количественных и качественных задач

Анализ графиков, схем, таблиц

Самостоятельное решение задач

Взаимопроверка выполнения задания

Активный диалог

урок контроля знаний

Самостоятельное решение задач

Устные и письменные ответы на вопросы по теме

Выполнение тестовых заданий

Выполнение заданий по разграничению понятий

урок обобщения и систематизации знаний

Написание рефератов и докладов

Систематизация учебного материала

Разработка новых вариантов опыта

Тематическая игра

Подведение итогов изучения темы

комбинированный урок

Написание рефератов и докладов

Работа с раздаточным материалом

Измерение величин

Анализ проблемных ситуаций

Вывод и доказательство формул

Анализ выступлений своих товарищей







Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение


Учебники и учебные пособия для учащихся


Название (автор, издательство, год издания)

Класс

Физика 10 кл: учеб. Для общеобразоват.учреждений/Л.Э.Генденшщтейн, Ю.И.Дик.-М. Мнемозина, 2009

10

Физика 11 кл: учеб. Для общеобразоват.учреждений/Л.Э.Генденшщтейн, Ю.И.Дик.-М. Мнемозина, 2009

11

Физика. Задачник. 10-11 кл.: А.П. Рымкевич, Пособие для бщеобразоват. Учеб. Заведений. - 6-е изд., - М.Дрофа, 2006

10-11

Физика 10 кл. Задачник для общеобразовательных учреждений, под ред. Л.Э.Генденштейна. - М. Мнемозина, 2009

10

Методическая литература и методические пособия

Название, издательство, год

Класс

Количество

1

Комплект наглядно-методических материалов, центр Планетариум, М.2004

7-11

1

2

Физика в машинах и приборах, комплект цветных диапозитивов, цнтр Планетариум, М. 2004

7-11

1

Печатные наглядные пособия

Таблицы

1.Шкала электромагнитных излучений.

2.Приставка для образования десятичных кратных и дольных единиц

3.Физические постоянные

4.Физические величины, фундаментальные константы

5.Международная система единиц

Стенды

  1. Относительность движения

  2. Первый закон Ньютона

  3. Второй закон Ньютона

  4. Третий закон Ньютона

  5. Учись измерять

  6. Прямолинейное движение тела

  7. Движение жидкостей и газов

  8. Движение тела под действием силы тяжести

  9. Кинематика прямолинейного движения

  10. Портреты ученых

Мультимедийные пособия

№ п/п

Класс

Название

Вид

Раздел, тема

Кол-во

экз.

7-11

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2007.

Компакт-диск,

Все разделы 7-11 класс

1

7-11

Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 класс

Компакт-диск

Все разделы

1

7-11

Учебное электронное издание Физика , 2004

Компакт-диск

Все разделы

1

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Название

Кол-во

1

Табл. «физические величины»

1

2

Табл. «международная система СИ»

1

3

Табл. «шкала Эл. магнитных волн»

1

4

Экран

1

5

Набор лабораторной посуды (9 предметов)

1

6

Тарелка вакуумная

1

7

Штатив универсальный

1

8

Электроплитка 800 Вт

1

9

Столик подъемно-переводной

1

10

Приставка «Осциллограф» к измерительному блоку

1

11

Датчик давления

1

12

Датчик угла поворота

1

13

Весы электронные

1

14

Барометр-анероид

1

15

Метр демонстрационный

1

16

Манометр открытый демонстрационный

1

17

Термометр спиртовой (0-100 С)

1

18

Барометр(психрометр)

1

19

Ведерко Архимеда

1

20

Маятник Максвелла

1

21

Набор равного объема(3шт)

1

22

Набор равной массы(3шт)

1

23

Трубка для демонстрации конвекции в жидкости

1

24

Набор капилляров (4 шт)

1

25

Шар с кольцом

1

26

Маятник электрический

1

27

Набор для демонстрации магнитных полей

1

28

Набор для демонстрации электрических полей

1

29

Набор демонстрационный «Электричество 2»

1

30

Набор демонстрационный «Электричество 3»

1

31

Набор демонстрационный «Электричество 4»

1

32

Набор для определения магнитного поля земли

1

33

Палочка стеклянная

1

34

Палочка эбонитовая

1

35

Прибор для демонстрации правила Ленца

1

36

Султан электрический (пара)

1

37

Штативы изолирующие

1

38

Набор демонстрационный «Определение постоянной планки»

1

39

Амперметр лабораторный (учебный)

11

40

Вольтметр лабораторный (учебный)

12

41

Весы с разновесами лабораторные

15

42

Динамометр

15

43

Термометр лабораторный

15

44

Калориметр

15

45

Набор калориметрических тел(4 шт)

15

46

Цилиндр мерный с носиком 100 мл

15

47

Набор лабораторный «Механика»

15

48

Набор «Кристаллизация»

15

49

Набор «Газовые законы»

15

50

Набор лабораторный «Оптика»

15

51

Набор лабораторный «Электричество»

15

52

Набор практикум «Электродинамика»

3

53

Источник питания лабораторный ВУ-4

11







Результаты освоения курса

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, атом.

- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

- смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения импульса, энергии и электрического заряда, термодинамики;

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь:

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойств газов, жидкостей и твердых тел;

- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов и что физическая теория дает возможность объяснят известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не открытые явления;

- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики;

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жэизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; для оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды, рационального природопользования и защиты окружающей среды.












Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Система оценивания тестов.


При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно


Оценка устных ответов учащихся.


Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка письменных контрольных работ.


Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.


Оценка лабораторных работ.


Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.










Контрольно-измерительные материалы

Контрольная работа по теме «Кинематика»

Вариант 1

  1. Скорость первого автомобиля относительно второго 30 км/ч, а относительно Земли 120 км/ч. Определите скорость второго автомобиля относительно Земли, если автомобили движутся в одном направлении.

  2. На рисунке даны графики скоростей двух тел. Определите:
    а) начальную и конечную скорости каждого из тел;
    б) с каким ускорением двигались тела;
    в) напишите уравнения скорости и перемещения для каждого тела.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 10 КЛАСС ФИЗИКА



  1. Цирковой артист при падении с трапеции на сетку имел скорость 9 м/с. С каким ускорением проходило торможение, если до полной остановки сетка прогнулась на 1,5 м?

  2. Велосипедист проехал 80 м за первые 10 с, а следующие 50 м за 5 с. Найдите среднюю скорость велосипедиста.

  3. Определите глубину ущелья, если камень массой 4 кг достиг его за 6 с.

Вариант 2

  1. По прямой дороге в одну сторону движутся легковой и грузовой автомобили со скоростями 72 км/ч и 54 км/ч соответственно.

Определите скорость грузового автомобиля относительно легкового.

  1. На рисунке даны графики скоростей движений двух тел. Определите:
    а) скорость движения первого тела;
    б) начальную и конечную скорости движения второго тела;
    в) ускорение движения второго тела;
    г) через сколько секунд оба тела приобрели одинаковую скорость;
    д) напишите уравнения скорости и перемещения для каждого тела.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 10 КЛАСС ФИЗИКА



  1. Пуля в стволе автомата Калашникова движется с ускорением 616 м/с2. Какова скорость вылета пули, если длина ствола 41,5 см?

4. Самолет увеличил за 12 с.скорость от 240 км/ч до 360 км/ч. Чему равно перемещение самолета за это время ? с каким ускорением двигался самолет?

5.Движения двух мотоциклистов заданы уравнениями x = 15 +t2, х = 8t. Описать движение каждого мотоциклиста, найти время и место встречи. Запишите зависимость скорости тела от времени РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 10 КЛАСС ФИЗИКА(t).

Контрольная работа по теме «Динамика»

Вариант 1

  1. Если тележку тянуть с силой равной в 5 Н, то ее ускорение будет 0,2 м/с2. С какой силой нужно действовать на эту тележку, чтобы ее ускорение было 2 м/с2?

  2. На покоящееся тело массой 0,2 кг действует в течении 5 с сила 0,1 Н. Какую скорость приобретет тело и какой путь пройдет оно за указанное время?

  3. Человек массой 70 кг поднимается в лифте , движущемся равнозамедленно вертикально вверх с ускорением 1 м/с2 . Определить силу давления человека на по кабины лифта.

  4. Троллейбус массой 10 т. трогаясь с места, проходит 50 м со скоростью 10 м/с. Найти коэффициент сопротивления, если сила тяги равна 14 кН.

Вариант 2

  1. На тележку массой 0,5 кг действует сила в 15 Н . С какой силой нужно действовать на тележку массой 1 кг, чтобы у нее было ускорение такое же как у первой?

  2. Мяч массой 0,5 кг после удара, длящегося 0,02 с, приобретает скорость 10 м/с. Найти среднюю силу удара.

  3. Автомобиль массой 14 т , трогаясь с места, проходит первые 50 м за 10 с.Найти силу тяги. если коэффициент трения равен 0,04.

  4. Какой массы состав может вести тепловоз с ускорением 0,1 м/с2 при коэффициенте сопротивления 0,005, если он выдерживает максимальное тяговое усилие 300 кН?

Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике»

Вариант 1

1. Определите полезную мощность двигателя мотоцикла, если при скорости 108 км/ч его сила тяги равна 350 Н.

2. Материальная точка массой 1 кг имеет импульс 20 кг∙м/с. Определите её скорость.

3. Снаряд массой 20 кг, движущийся в горизонтальном направлении со скоростью 0.50 км/с, попадает в платформу с песком массой 10 т и застревает в песке. Чему равна скорость платформы после столкновения?

4. Определите , с какой скоростью надо бросить вниз мяч с высоты 3 м, чтобы он подпрыгнул на высоту 8 м.

Вариант 2

1. При скорости самолета 900 км/ч его четыре двигателя развивают полезную мощность 30 МВт. Найдите силу тяги каждого двигателя в этом режиме полета.

2. Мяч массой 200 г летит со скоростью 5,0 м/с. Найдите импульс мяча.

3. Вагон массой 20 т движется со скоростью 1,5 м/с и сталкивается с платформой массой 10 т. Определите скорость их совместного движения.

4.Камень массой 20 г., выпущенный вертикально вверх из рогатки, резиновый жгут который был растянут на 20 см, поднялся на высоту 40 см . Найти жесткость пружины.

Контрольная работа «Основы молекулярной физики»

Вариант 1

1.Чему равен объем одного моля идеального газа при нормальных условиях.

2. При температуре 30 С ºдавление газа в закрытом сосуде было 85 кПа. Каким будет давление при температуре - 40 Сº.

3.Избаллона со сжатым водородом вместимостью 20 л. вследствие неисправности вентиля утекает газ. При температуре 10 Сº манометр показывает давление 8 МПа. Показание манометра не изменилось и при 20 Сº. Определите массу вытекающего газа.

4. Сколько частиц воздуха находится в комнате площадью 40 м и высотой 4м при температуре 25 Сº и давлении 752133 Па.

5.Найдите давление, которое оказывает 45 г. неона при температуре 273 К, если его объем

составляет 1 л.

Вариант 2

1.Водород, находится в сосуде при температуре 20 Сº , нагревают до температуры 60 С º. Найдите давление воздуха после нагревания , если до нагревания оно было равно атмосферному .

2. Давление газа в лампе 44 кПа , а его температура 47 Сº. Какова концентрация атомов газа.

3. В баллоне объемом 10 л находится гелий под давлением 1 МПа и при температуре 300 К . После

того , как из баллона было взято 10 г гелия , температура понизилась до 290 К . Определить давление гелия, оставшегося в баллоне . Молярная масса гелия 4 г/моль.

4. Какова масса воздуха ,занимающего объем 0,831 м³ при температуре 290 К и давлении 150 кПа.

5. При температуре 29 Сº кислород находится под давление 4 105 Па. Какова плотность кислорода при данных условиях ?

Контрольная работа по теме « Основы термодинамики»

Вариант 1

1.При изобарном расширении газа на 0,5 м³ ему было передано 0,3 МДж теплоты. Вычислите изменение внутренней энергии газа, если его давление равно 200 10³Па.

2. Внутренняя энергия водорода , находящегося при температуре 400К , составляет 900КДж.Какова масса этого газа?

3.КПД теплового двигателя равен 45%. Какую температуру имеет холодильник ,если температура нагревателя равна 227 ºС.

4. Аэростат объемом 600м³ наполнен гелием под давлением150· 10³ Па. В результате солнечного нагрева температура в аэростате поднялась от 10 ºС до 25ºС. Насколько увеличилась внутренняя энергия газа?

5.Тепловая машина имеет максимальное КПД 50 % .Определите температуру холодильника ,если температура нагревателя 820 К.

Вариант 2

1.Газ, находящийся под давлением 50· 10³ Па , изобарно расширился на 20 л. Каково изменение его внутренней энергии, если он получил 60 ·10 ³ Дж теплоты? Как изменилась температура газа?

2. Какую внутреннюю энергию имеет 1 моль гелия при температуре 127º С.

3.Вычислите температуру нагревателя идеальной паровой машины с КПД, равным 60,8 %, если температура холодильника равна

30 ºС.

4.Определите работу расширение 20 л газа при изобарном нагревании от 400К до 493 К. Давление газа 100 кПа.

5. При изотермическом расширении газ совершил работу , равную 20 Дж. Какое количество теплоты сообщено газу?





© 2010-2022