Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»




Подстречная Наталья Анатольевна,

учитель физики

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №11»


Физика 7 класс, автор учебника: А.В. Перышкин, год издания 2014









2015 г.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Название УМК: А.В. Перышкин

Предмет: Физика

Класс: 7

Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Физика! Какая ёмкость слова!

Физика для нас не просто звук!

Физика - опора и основа

Всех без исключения наук!

Место и роль урока в изучаемой теме: урок представлен в теме «Первоначальные сведения о строении вещества», на изучение которой отводится 6 ч. В данной теме изучаются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел. Урок «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах» имеет нумерацию 7/2. ФГОС. ФИЗИКА. Рабочие программы по учебникам А.В. Перышкина, Е.М. Гутник.

Тип урока Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формировать у обучающихся умений достижения новых способов действий: анализировать, сравнивать, делать выводы, логически рассуждать.

Содержательная цель: расширить понимание новых элементов: экспериментальное доказательство движения молекул газа, жидкостей и твердых тел, понять явления диффузии.

Задачи урока:

Обучающая: доказать на экспериментах движение молекул газа, жидкостей и твердых тел, сформировать понятие явления диффузии, уметь применять новые знания при решении задач.

Развивающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с приборами, учебником, умения работать в группах, формировать умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим. Развивать образную память, логическое мышление, речь обучающегося.

Воспитывающая: воспитать интерес к познанию природы, показать практическое значение диффузии в природе и жизни.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • развитие познавательного интереса учащихся;

  • формирование культуры общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности;

  • формирование логического мышления, умений обобщать;

Метапредметные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • умение выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей протекания диффузии, проверять их экспериментальными средствами (модель протекания диффузии);

  • развитие ИКТ- компетенции.

Предметные:

знать: понятие явления диффузии, значение диффузии в природе и производственной практике;

уметь: объяснять процесс протекания диффузии при постановке опытов, при решении задач.

Ресурсы: Учебник: Физика 7 класс А.В. Перышкин. Эксперимент. Презентации учащихся. Тест, интерактивное задание.




Технологическая карта урока

этап

время (мин.)

содержание учебного материала

методы и приемы работы

формы организации учебной деятельности

деятельность учителя

деятельность обучающихся

формирование УУД

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

2

Приветствие обучающихся и высказывание пожелания увлекательной работы:

Сегодня на уроке мы

явление будем изучать, и скажу вам честно - будет очень интересно! От вас потребую внимания, хороших знаний и старания!

Чтение стихотворения

Стихотворный настрой к новому открытию знания

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока

Приветствуют учителя,

проверяют свою готовность к уроку

Самоопределение. Внутренняя позиция ученика.

Планирование учебного сотрудничества

II. Этап

актуализации и выявления места и причины затруднения

4

1. Из чего состоят вещества?

2. Что вы знаете о размерах молекул?

3. Из одинаковых ли молекул состоит вода и лед, водяной пар и лед, вода и бензин? Почему?

3. Кубик из каучука сжали. Чем можно объяснить уменьшение объема кубика?

4. Проволоку растянули. Почему при этом ее объем увеличился?

5. Сделайте общий вывод.

Молодцы!

Беседа с обучающимися.

Решение качественных задач.

Проблемно ориентированный диалог

Побуждает к высказыванию своего мнения

Оценивание ответов и их корректировка.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение,

формулируют вывод.

Умение выражать мысли.

Выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения.

III. Этап постановки задач, цели урока

4

Исходя из представления об атомном строении вещества, древнегреческие ученые объяснили многие явления, в частности такое, как распространение запаха некоторых веществ.

Послушайте отрывок из старой ассирийской сказки «Царь Зимаар». «Был у царя умный советник Аяз, которого он очень уважал. Как обычно бывает в таких случаях, у Аяза были враги, которые его оклеветали перед царем, и тот, послушав их, заключил Аяза в тюрьму. Когда к Аязу пришла жена, он велел ей поймать большого муравья, привязать к его лапке крепкую веревку длиной сорок метров, к свободному концу её привязать верёвку такой же длины и пустить муравья по наружной стене тюрьмы в указанном месте. Как сказал Аяз, так жена и сделала. Сам же Аяз насыпал на окно камеры сахара и муравей по запаху сахара добрался до камеры, где сидел Аяз».

Каким образом Аяз получил в своё распоряжение верёвку для побега?

Слушаю ваши предложения, гипотезы?

Как вы думаете, какова тема урока?

Какова главная цель урока?

Всем известно, если два вещества соприкасаются друг с другом, то они непременно перемешаются между собой. Этот самопроизвольный процесс перемешивания веществ в науке называется диффузией. Тема нашего урока: «Диффузия»

Использование дополнительной интересной информации.


Проблемно ориентированный диалог, анализ жизненного опыта, решение проблемных ситуаций.

Работа с учебником.

Создает эмоциональный настрой и выдвигает проблему, побуждает к высказыванию своего мнения.

На доске записывает слово «Диффузия»

Записывает

тему урока на доске.

Выдвигают гипотезы.

Читают, раскрывают значение слова «Диффузия»

Учат определение

Формулируют тему урока

Записывают в тетрадях

тему урока.

Умение выражать мысли.

Планирование,целеполагание.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

IV.

Этап построения проекта выхода из затруднения

18

Сейчас выполните интереснейший опыт №1 «Диффузия в газах».

Как вы предлагаете провести опыт.

У вас имеются приборы и материалы: мензурка, полоски белой фильтровальной бумаги шириной 2 см, фенолфталеин, вата, нашатырный спирт.

Если у вас возникли затруднения, перед вами лежит карточка с описанием выполнения КФЛР.

Поставьте себе оценку за выполненное задание

Опыт №2. Диффузия в жидкостях.

Как вы думаете, ребята, происходит ли диффузия в твердых телах?

Опыт № 3. Диффузия в твердых телах (Кристаллики марганцовокислого калия, парафиновая свеча, спички)

Подводим детей к определению явления диффузии

В каких телах диффузия происходит быстрее?

Значение диффузии в природе и жизни.

Дети для вас, одноклассники приготовили презентации:

1. Вода в жизни растений?

2. Диффузия на кухне.

3. Диффузия обеспечивает безопасность.

Формирование умения интересоваться, сомневаться, удивляться.

Вызов ученика - помощника.

Формирование умения удивляться


Подготовка презентаций учащихся к уроку

Кратковременная фронтальная лабораторная работа.


Демонстрационный эксперимент


Работа с учебником

Просмотр презентаций

Выслушивает план проведения опыта.

Учитель консультирует.

Формулирует проблему, ставит ряд вопросов


Представляет учащихся

Представляют результаты работы, вывод.

Самооценка собственной учебной деятельности

Наблюдают, обсуждают с учителем опыт № 2, объясняют его, делают вывод

Читают: диффузия в твердых телах, отвечают на вопрос

Внимательно слушают защиту презентации, самостоятельно подготовленных учащимися, задают вопросы

Решение проблемы поискового характера.

Умение работать в группе,

рефлексия способов и условий действия, умение

делать выводы.

Самооценка. Работа с информацией. Умение сравнивать и делать выводы.

Волевая саморегуляция. Познавательная инициатива. Поиск информации.

Самостоятельное решение проблемы творческого характера.

2

Мы немного устали. Дети, а из чего состоят наши тела? Принимаю ваш ответ. Но молекулы находятся в движении. Давайте и мы подвигаемся.

Метод релаксации

Физкульт-

минутка

Дает команды на активизацию мышц рук, головы

Выполняют упражнения для двигательного аппарата

Умение слушать и слышать,

саморегуляция.

V. Первичное закрепление

5

Дети! Открывается рубрика «Задай вопрос одноклассникам!»

Рубрика «Задай вопрос одноклассникам!»

Формулирование вопросов для получения информации.

Устанавливает правильность, осознанность изученного материала, проводит коррекцию пробелов.

Задают свои вопросы по новому материалу.

Построение речевых высказываний, планирование учебного сотрудничества.

VI. Самостоятельная работа

6

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0443-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Интерактивное задание.

Работа с тестом.

Фиксирует время. Контролирует выполнение теста.

Выполняют тест.

Умение применять новые знания в новой ситуации.

VII. Итог урока

Рефлексия деятельности

4

Дети, что нового вы узнали?

Что было на уроке необычным, интересным?

Чем конкретно каждый из вас занимался?

Закончите предложение: «Наша жизнь без диффузии…»

Проанализируйте ожидаемый результат - качество понимания материала и умение его использовать на практике.

Какую оценку вы поставите себе за урок?

Достаньте свои дневники и запишите домашнее задание.

Стандартный минимум: §9, задание 2, № 61-62

(В.И. Лукашик, Е.В. Иванова)

Творческий - домашний эксперимент.

Словесный метод.

Открыть домашнее задание, записанное заранее на доске.

Обобщение. Диалог.

Дает комментарий к домашнему заданию. Домашний эксперимент: Зависит ли диффузия от плотности различных овощей? (картофель, огурец, кабачок, яблоко).

Называют основные позиции нового материала.

Анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Записывают домашнее задание.

Формулирование и аргументация своего мнения. Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


© 2010-2022