Проектная деятельность при изучении физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: "Проектная деятельность при изучении физики"

Содержание

Введение

  1. Дидактические особенности проектной деятельности

  2. Типологические признаки учебного проекта

  3. Основные требования к учебному проекту

  4. Этапы работы методов проектов

5. Этапы планирования работы над проектом

6. Проектная деятельность на уроках

7. Использованная литература

Введение

Почему именно «Проектная деятельность»?

Наши дети - это совсем другое поколение, для которого нет устоявшихся знаний, для них школа - это база, с которой можно брать старт, стремительно опережая своих учителей. Современный ученик быстро приспосабливается к новым условиям жизни, активно использует информационные технологии, живо реагирует на меняющиеся экономические ситуации, хочет получить те знания, которые помогут ему правильно найти свое место в жизни. Метод проектов является спасением от косности в преподавании школьных предметов. Он может вывести нас на иной, более глубокий уровень общения с учениками, подарить радость совместного творчества, познания.

Метод проектов - это поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Этот метод - одна из личностно - ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и прочие методики.

Дидактические особенности проектной деятельности

По мнению современных дидактов, метод проектов дает возможность:

- формировать информационную компетентность

- утвердить деятельностный подход в обучении

- индивидуализировать учебный процесс

- обеспечить практико-ориентированное обучение

- формировать коммуникативные компетентности (межличностное

общение, общение с помощью электронных средств связи и т.д.)

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI в. как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Меняются требования к учителю, занимающемуся проектной деятельностью:

-ему необходимо отказаться от авторитарного стиля обучения

-уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку

зрения

- владеть методами исследовательских, поисковых методов

- уметь интегрировать знания из различных областей

-быть руководителем и координатором, умеющим четко наладить

взаимодействие членов группы

Если проект создается в рамках учебного процесса, то можно смело говорить об учебном проекте, в результате которого осуществляется :

- поиск информации, необходимой для реализации идей проекта

- выработка гипотезы собственного исследования, экспериментальных

данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей

- практическая направленность проекта, отражающая личностно-

индивидуальную позицию.

Типологические признаки учебного проекта:

- по методам доминирующим в проекте ( исследовательский, творческий,

информационный и т.д.

-по характеру координации проекта (открытый - учитель участвует в

проекте в собственном статусе, скрытый - учитель - полноправный

участник проекта)

- по характеру контактов (учащиеся одного класса, одной школы, города)

- по числу участников (индивидуальные, парные, групповые)

- по продолжительности проекта (мини - проекты, краткосрочные,

недельные, долгосрочные)

- по комплексности (монопроекты - в рамках одного предмета,

межпредметные)

Основные требования к учебному проекту:

- работа над проектом направлена на разрешение конкретной проблемы

- выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта,

с пооперационной его разработки, в которой проводится перечень

конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных

- исследовательская работа учащихся - как обязательное условие каждого

проекта

- результатом работы должен быть продукт, который создается

участниками проекта в ходе решения поставленной задачи

- презентация продукта и его защита

- итогом работы будет портфолио, папка с рабочими материалами

Этапы работы методов проектов

  1. Погружение в проект

На этом этапе учитель: формулирует проблему проекта, цель и задачи.

Ученик осуществляет личностное присвоение проблемы, вживается в ситуацию, принимает, уточняет и конкретизирует цели и задачи.

  1. Организация деятельности

Учитель предлагает: организовать группы, распределить роли в группах, спланировать деятельность по решению задач проекта и предлагает возможные формы презентации проекта.

Ученик осуществляет разбивку на группы, распределяет роли в группе и планирует работу, выбирает формы и способы презентации предлагаемых результатов.

  1. Осуществление деятельности

Учитель консультирует учащихся, по необходимости контролирует, дает новые знания, репетирует предстоящую презентацию.

Ученик в соответствии со своим амплуа «добывает» новые знания, консультируются, готовят презентацию.

  1. Презентация

Учитель принимает отчет, подводит итоги, обобщает и резюмирует полученные результаты, оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность.

Ученик демонстрирует понимание проблемы, цели и задачи, умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Этапы планирования работы над проектом

Коллективное обсуждение проекта.

Этапы:

- обмена мнениями, согласование интересов отдельных учащихся

- выдвижение первичных идей

- разрешение спорных вопросов

- первичного планирования работы

- первичного распределения «ролей»

Аналитический этап.

Задачи этапа:

- самостоятельное проведение исследование

- самостоятельный сбор информации

- анализ полученной информации

- уточнение и формулировка собственной задачи каждым учеником

- использование собственного опыта при работе с информацией

- обмен информацией между участниками группы

- изучение специальной литературы, информации из СМИ, Интернета

- анализ и интерпретация полученных данных

Последовательность работы.

Уточнение и формулировка задач:

- консультирование учащихся по вопросу формулировок

- инициирование процесса обмена информацией

2. Поиск и сбор информации:

- определение возможных источников.

Этап обобщения информации.

Задачи этапа:

- систематизировать полученные данные

- выстроить общую логическую схему выводов для подведения итогов

Цели этапа:

- объединение в единое целое и обобщение собранной информации,

полученной каждой группой

- обработка информации, полученной при проведении анкетирования,

опросов, эксперимента

- обобщение всех видов собранной информации на общей встрече и при

совместном обсуждении

- учитель предоставляет максимально возможную самостоятельность и

стимулирует творческую активность,

- создание группы, которая в будущем будет представлять работу на защите.

Действия учителя на этом этапе:

- заранее продумать, какие способности учащихся будут задействованы в этом проекте ( интеллектуальные, коммуникативные, технические и т.д. )

- заранее продумать все возможные формы общения для совместного их обсуждения с учащимися

- предусмотреть совместное подведение итогов этапа с четкой формулировкой общих выводов в соответствии с целями и задачами проекта и оставшихся неразрешенных проблем

- составить путем совместного обсуждения список всех форм обобщения итогов проекта
- привести всех участников проекта к согласию относительно этих форм

- концентрировать внимание участников на тех или иных способностях каждого ученика и добиваться, чтобы каждый осознал необходимость своего участия для успешности той или иной формы презентации

- помочь группам в формулировке общих выводов относительно полученной информации, а также новых знаний и умений, которые они приобрели

- выступать при необходимости инициатором общих и групповых сборов учащихся

- составить совместно с учащимися план проведения презентации

Презентация полученных результатов.

- спланировать время для подготовки и проведения презентации

- определить наиболее приемлемые формы для данной работы формы презентации

- определить длительность мероприятия в зависимости от количества участников и объема предлагаемой информации

- определить подготовительные мероприятия для написания сценариев презентаций

- помочь учащимся определить и сформулировать, что нового они узнали и чему научились

- способствовать обмену мнениями и дискуссиям, возникающим после проведения презентаций

- помочь учащимся определить собственные достижения и нерешенные проблемы

- выработать совместно с учащимися возможные перспективы продолжения работы над проектом

- выработать совместно с учащимися возможные пути перехода к работе над следующим проектом и предварительные сроки и темы этой работы

- предусмотреть финальное мероприятие, на котором происходит обмен мнениями и впечатлениями по поводу работы над проектом.

.

Использованная литература

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под. ред. доктора педагогических наук Е.С.Полат; Издательский центр «Академия», 2003

2.Метод учебного проекта в образовательном учреждении» Н.Ю.Пахомова, изд. «Аркти» 2003

3. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии.- М.,1998

4.Методология учебного проекта: Материалы городского методического семинара. -М.: МИПКРО, 2001

5.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование,№7, 2000

6. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска, Учитель, №1,2000

7. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. Учитель, №4, 2000

8.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии, М., 1996



© 2010-2022