Урок - обобщение по физике на тему Тепловые явления

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики (8 класс)

«У самовара»

Вид урока: частично поисковый

Тип урока: комплексное применение знаний (обобщение и систематизация)

Средства обучения: самовар (чайник), термос, термометры, часы, заварочный чайник, чашки с блюдцами, кружки металлические и керамические, чайные ложки, чай для заварки, сахар, печенье, конфеты; компьютер

Методы организации учебно-познавательной деятельности: беседа, дискуссия, проведение опыта, решение экспериментальных задач, наблюдения, дидактическая игра.

Форма учебной деятельности: коллективная и в парах.

Урок проходит в классе, оборудованном для чаепития. Столы сдвинуты полукругом, в центре стоит стол с самоваром и стол с приборами для опытов, остальные столы сервированы для чаепития. Звучит песня «У самовара я и моя Маша».

Цели урока:

  1. Повторить материал по теме «Тепловые явления».

  2. Научить видеть физику вокруг себя.

  3. Усилить мотивацию изучения физики, используя задания на образное представление явлений.

  4. Развивать межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством, ОБЖ , этикой и др.

  5. Развивать интеллектуальные и духовные способности.

Задачи урока: применять умения

- планировать свою деятельность: ставить цели, намечать задачи.

- воспринимать информацию, свободно излагать учебный материал, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать.

- самоорганизации и мотивации собственной деятельности.

СТРУКТУРА УРОКА

Этап

Задачи

Деятельность

1.Организационный

Подготовить к работе

Учитель: проверить наличие учеников, рассадить по местам

2.Применение полученных знаний

Активизировать мыслительную деятельность отгадыванием загадок, анализом текста стихотворений, сказок, жизненных ситуаций. Мотивировать изучение физики рассмотрением явлений для анализа которых недостаточно полученных знаний. Отметить наблюдения, которые нужны при изучении следующей темы. Развивать умение переносить знания в новые ситуации.

Учитель: формирует гуманистические отношения: такт, терпимость к другому мнению, умение держать себя в обществе. Организовывает и увлекает учащихся в активный процесс решения задач.

Ученики: поиск ответов на вопросы, решение жизненных задач, наблюдение.

3.Исследовательский

Освоение способов познания.

Развитие навыков составления плана исследования, умения выделять главное.

Учитель: советчик и соратник.

Ученик: исследователь

4.Заключительный

Обобщение результатов и следований и работы. Постановка задач на будущее.

Учитель: подводит итоги и делает выводы.

Ученики: слушают учителя и высказывают свое отношение к уроку.



ХОД УРОКА

Ребята, этот урок мы проведем в условиях, приближенных к домашним. Всегда приятно посидеть за чашкой чая, побеседовать. А говорить можно, например, о явлениях которые изучали на уроках физики.

Отгадайте загадку:

Внутри горит, кругом бурлит,

Вода кипит, пить чай велит,

Вверх пар валит.

(Самовар)

Не дотрагиваясь до самовара, мы ощущаем тепло. Каким способом оно передается? (Ответ: излучением).

А в старину самовар кипятили сжигая дрова. Почему дым поднимается вверх (Ответ: в результате конвекции).

Так может и тепло, в нашем случае, от самовара передается конвекцией или теплопроводностью? (Ответ: нет, воздух - плохой проводник тепла, при конвекции теплый воздух поднимается вверх).

Скоро самовар закипит. Скажите, какое явление лежит в основе нагревания воды, ведь энергия передается снизу, а вода плохой проводник тепла? (Ответ: конвекция: тепло переносится струями воды, поэтому она прогревается по всему объему).

Когда вода закипит быстрее, если крышку открыть или закрыть? (Ответ: если закрыть, т.к. при открытой крышке часть молекул, имеющих большую кинетическую энергию, будет улетать из самовара, унося с собой энергию. Здесь можно предложить назвать пословицы в которых встречается слово «кипение». Например: когда вода кипит, пар идет горячий (монгольская), без крышки самовар не кипит, без матери ребенок не резвится (русская)).

При какой температуре вода закипит? (Ответ: 100˚С).

Всегда ли вода закипает при 100˚С? (Ответ: нет, температура кипения зависит от атмосферного давления. При нормальном атмосферном давлении 760 мм рт.ст. она равна 100˚С, а высоко в горах ниже).

Послушайте отрывок из алтайской сказки «Горностай и заяц». «Долго молчал мудрый медведь. Перед ним жарко трещал большой костер. Над огнем на железном треножнике стоял золотой котел с семью бронзовыми ушками. Этот любимый котел медведь никогда не чистил, боялся, что вместе с грязью счастье уйдет, и золотой котел был всегда ста слоями сажи, как бархатом покрыт». В чистом или покрытом сажей котле быстрее закипит вода? (Ответ: в чистом, т.к. сажа обладает меньшей теплопроводностью, чем золото).

Вот и самовар закипел. Из под крышки вырывается пар. Но ведь газ невидим! Что же это на самом деле? (Ответ: это капельки воды в воздухе - туман).

А вот строки из стихотворения Ю.П.Кузнецова:

Вот самовар, мерцающий, потливый

Стоит со шпорой крана, как петух.

Почему самовар бывает потливым? (Ответ: когда самовар холодный, влага, содержащаяся в воздухе, конденсируется на нем в виде «пота»).

А что такое кипение? (Ответ: кипение - это процесс интенсивного парообразования внутри жидкости).

Еще отрывок из «Мастера и Маргариты» М.И.Булгакова:

«Свет надо тушить за собой в уборной, вот что я вам скажу, Пелагея Петровна, говорила та женщина, перед которой была кастрюля с какой-то снедью, от которой валил пар, - а то мы на выселение на вас подадим!». Если из кастрюли идет пар, можно ли сказать, что вода в кастрюле закипела? (Ответ: испарение происходит при любой температуре. То что мы видим - туман, который появляется задолго до кипения).

Сейчас заварим чай, разольем его по чашкам. А пока скажите, пожалуйста, зачем в крышке заварочного чайника делается дырочка? (Ответ: над горячей водой давление воздуха повышается и если бы дырочки не было, то вода выливалась бы из носика).

А какие кружки вы берете с собой в поход? Какие наиболее безопасны? (Ответ: эмалированные, пластмассовые, глиняные. Наиболее безопасны в походных условиях эмалированные и пластмассовые ).

Если кружка металлическая, то, налив в нее горячий чай, вы не сможете ее держать в руках. Почему? (Ответ: металлы обладают хорошей теплопроводностью, поэтому кружка быстро нагревается).

Почему чашка быстро нагрелась, а ручка осталась почти холодной и вы можете держать чашку за ручку, не обжигаясь? (Ответ: чашка сделана из фаянса, который плохо проводит тепло, а ручка не контактирует с горячим чаем).

Что будет, если на кожу попадет кипяток? (Ответ: ожог).

Какой ожег сильнее: от кипятка или пара при 100˚С? (Ответ: от пара, т.к. пар выделит тепло конденсируясь, а затем обожжет еще как кипяток).

А теперь давайте пить чай. Как надо поступить наливая кипяток в стакан, чтобы он не лопнул? (Ответ: надо опустить в стакан металлическую ложку. Она примет часть тепла, температура воды будет ниже, тепловое расширение внутренних стенок будет меньше и деформация окажется не разрушительной)

Некоторые пьют чай из блюдца, и даже дуют на него. Зачем? (Ответ: у чая в блюдце большая поверхность с которой идет испарение, поэтому он быстрее остывает. Если подуть, то испарение ускорится, что также понизит температуру).

На картинах каких художников изображено чаепитие из блюдца? (Ответ: Б.М.Кустодиев)

А теперь попросим группу ребят провести исследования.

1.Сравнить скорость остывания одинаковых масс чая в двух различных по материалу кружках.

2.Сравнить скорость остывания разных масс воды в одинаковых кружках.

3.Проделать опыт и объяснить результат. Надо в одну чашку положить сахар сразу, как налит чай, а в другую - спустя 5 минут. В какой чашке через 5 минут чай оказался горячее? Почему? (Ответ: в первой чашке. Количество теплоты, отдаваемое окружающей среде за одно и то же время, пропорционально разности температур чая и воздуха. Вначале разность температур больше, чем через 5 минут. При растворении сахара температура жидкости понижается, поэтому теплообмен замедляется и чай остывает медленнее).

Пока идут исследования, остальные отвечают на вопросы:

- Что нужно сделать, чтобы чай как можно дольше оставался горячим? (Ответ: уменьшить теплообмен).

- Каким образом? (Ответ: накрыть чашку блюдцем, поместить в чашку большего размера).

- Почему вода в термосе остывает около суток? (Ответ: термос состоит из стеклянного сосуда с двойными стенками между которыми выкачен воздух, а поверхность покрыта блестящим металлическим слоем. Вакуум не проводит тепло, а блестящий слой препятствует передаче энергии излучением).

Кто изобрел термос и как он называется иначе? (Ответ: сосуд Дьюара, по имени англ. физика и химика ДЖ. Дьюара 1842-1923г.)

Отгадайте загадки:

- без рук, без ног немал клочок кверху ползет? (Пар)

- чего в избе не видно? (Тепло)

- Ну-ка в горсть ее схвати - не удержится в горсти. (Вода)

Кто знает загадки, пословицы на эту тему?

А теперь обсудим результаты исследований (исследователи отчитываются о работе и полученных результатах).

Вот и заканчивается наше чаепитие. Мы рассмотрели явления, над которыми особо не задумывались. Некоторые объяснения вы давали, основываясь на догадках. Следующая тема называется «Изменение агрегатных состояний вещества». В ней мы рассмотрим испарение, кипение, конденсацию и другие переходы из одного агрегатного состояния в другое. А почему и как температура кипения зависит от давления, вы узнаете в 10 классе. Будет замечательно, если вы станете обращать внимание на окружающую природу и сможете объяснить происходящие явления.

Очень хорошо, что вы так активно работали. Молодцы! Каково ваше мнение об уроке?

Наши посиделки, я думаю, разбудили ваше воображение. К следующему уроку напишите небольшое сочинение (не больше страницы) на тему «Физика и я».

Примечание. Исследователям в первой и второй группах дать только тему, план работы должны составить сами. Если будут затруднения, в целях экономии времени, выдать план - задание. В третью группу план - задание выдается сразу.

Например:

ПЛАН - ЗАДАНИЕ № 1

Цель: сравнить скорость остывания чая в двух различных кружках при одинаковых массах горячей воды.

Приборы и материалы : термометр, часы, кружки металлическая и керамическая, мерный стакан, горячая вода.

Указания к работе:

  1. Налить, используя мерный стакан, в металлическую кружку горячую воду.

  2. Налить, используя мерный стакан, в керамическую кружку такой же объем горячей воды.

  3. Через 5 минут измерить температуру воды в каждой кружке и сравнить измеренные температуры.

  4. Сделать вывод и объяснить полученный результат.

© 2010-2022