Математика на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Гринь Галины Дмитриевны,

учителя физики МБОУ школы №8


Математика на уроках физики.


Математика и физика обычно считаются наиболее трудными предметами школьного курса. Они всегда развивались взаимосвязанно. Как показывает практика, на знаниях по физике особенно отражается математическая подготовка учащихся. Действующая в настоящее время программа по математике обеспечивает перед началом изучения физики определенный фундамент математических знаний для усвоения курса физики. В процессе преподавания физики приходится постоянно опираться на те знания, которые учащиеся получили на уроках математики.

Перед началом изучения физики ребята умеют решать некоторые физические задачи. Уже на первых уроках в пятом классе учащиеся знакомятся с понятием пройденного пути, формулой пути, способами расчета скорости и времени движения. Они решают достаточно задач на движение. В учебниках по математике довольно много заданий, непосредственно связанных с физикой. Учителям математики не следует обходить эти задачи.

При обучении физики на первой ступени учащиеся затрудняются решать расчетные задачи уже в три действия. Особенно плохо ребята справляются с теми задачами, где требуется провести математическое преобразование, и даже самые простейшие преобразования у некоторых ребят вызывают затруднения.

Например, из формулы V=Математика на уроках физики надо выразить величину t. Делают это наугад, не

задумываясь. И вот приходится вспоминать, как это делается на уроках математики. Здесь можно использовать разные приемы. Можно просто задать вопрос: "Как можно найти время через путь и скорость при решении задач на движение?" Конечно же, найдутся дети, которые без труда ответят: "Надо путь разделить на скорость". Но лучше, конечно, если они чисто математически научатся выражать одни физические величины через другие. Потому можно сразу спросить: "Подумайте, как чисто математически из формулы выразить величину t?". Они могут ответить: "По математике мы этого не делали". Тогда задаю другой вопрос: "Назовите в этой формуле делимое, делитель и частное". Далее разбираем, чем является в этой формуле t, по какому правилу находится. Конечно же, ребята ответят: "Чтобы найти делитель надо делимое разделить на частное". Это правило хорошо известно из начальной школы.

Можно воспользоваться и другим методом: записать формулу в виде пропорции и применить основное свойство пропорции. Думаю, что это наиболее подходящий способ, так как он позволяет выразить неизвестную физическую величину из формулы, включающей в себя более трех физических величин. Так, начиная с простейших формул, учимся выражать одни физические величины через другие. Ведь, как правило, задача по физике сначала решается в буквенном виде (в общем), т. е. выводится формула, в которой искомая величина выражена через известные величины.

Всем учителям физики на уроке приходится много тратить времени на выполнение вычислительных действий, особенно, если это степенные выражения. Предлагаю учащимся памятку, которая одновременно обеспечивает повышение уровня математической подготовки. К тому же учащиеся видят, что абстрактные математические формулы и понятия имеют реальное воплощение в физических процессах.


© 2010-2022