- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физическому практикуму для 11 класса
Рабочая программа по физическому практикуму для 11 класса
Раздел | Физика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова Л.А. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 4 (ТМОЛ)
«Утверждаю»
директор МАОУ лицея № 4 ______
И.А.Киселева
Приказ от ____________ № ______ М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Физике (ПРАКТИКА)
уровень общего образования (класс)
Среднее общее образование (11 «А» класс)
количество часов 32 часа (2 часа в две недели)
Учитель Кузнецова Лилия Андреевна
Программа разработана на основе
примерной программы по физике. Тихомирова С.А. Программа и планирование.
Физика-10-11. - М.: Мнемозина, 2008
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Обоснование необходимости проведения физического практикума
Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если на них учащимся демонстрируются физические опыты. Чувственное восприятие изучаемых процессов и явлений невозможно без соответствующей практической работы собственными руками.
Физический практикум является неотъемлемой частью углубленного курса физики в 10 - 11 классах.
Ясное и глубокое усвоение основных законов физики и ее методов невозможно без самостоятельных практических занятий.
В физической лаборатории учащиеся не только проверяют известные законы физики, но и обучаются работе с физическими приборами, овладевают навыками экспериментальной исследовательской деятельности, учатся грамотной обработке результатов измерений и критическому отношению к ним.
Физический практикум позволяет осуществить переход от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переносит акцент на аналитический компонент учебной деятельности учащихся.
Цели и задачи физического практикума:
-
повторения, углубления, расширения и обобщения полученных знаний из разных тем курса физики;
-
развития и совершенствования у учащихся экспериментальных умений путем использования более сложного оборудования, более сложного эксперимента;
-
формирования у них самостоятельности при решении задач, связанных с экспериментом.
Основными задачами, решение которых обеспечит достижение поставленной цели являются следующие:
-
развитие у школьников умений описывать и обобщать результаты наблюдений;
-
развитие умений использовать измерительные приборы для изучения физических явлений;
-
развитие умений у учащихся представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
-
применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств;
-
формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.
Особенности организации и проведения физического практикума
Физический практикум не связан по времени с изучаемым материалом, он проводится, как правило, в конце учебного года, и включает серию опытов по той или иной теме.
Работы физического практикума учащиеся выполняют в группе из двух - четырех человек на различном оборудовании. На следующих занятиях происходит смена работ, что делается по специально составленному графику. Составляя график, преподаватель учитывает:
-
число учащихся в классе;
-
число работ практикума;
-
наличие оборудования.
На каждую работу физического практикума отводится два учебных часа, что требует введение в расписание сдвоенных уроков по физике, поскольку работы практикума сложнее, чем фронтальные лабораторные работы. Выполняются они на более сложном оборудовании, причем доля самостоятельного участия учеников значительно больше, чем в случае фронтальных лабораторных работ.
В среднем за учебный год каждый учащийся класса с углубленным изучением физики должен выполнить 15 экспериментальных работ в соответствии с учебным планом.
К каждой работе учитель составляет инструкцию, которая должна содержать:
-
название; цель;
-
список приборов и оборудования;
-
краткую теорию;
-
описание неизвестных учащимся приборов;
-
план выполнения работы.
Описание каждой экспериментальной работы начинается с теоретического введения.
В экспериментальной части каждой работы приводится описание экспериментальных установок и задания, регламентирующие последовательность работы учащихся при проведении измерений, образцы рабочих таблиц для записи результатов измерений и рекомендации по методам обработки и представления результатов.
В конце описаний предлагаются контрольные вопросы, ответы на которые учащиеся должны подготовить к защите работ.
Учащийся заранее готовится к выполнению каждой работы. Он должен изучить описание работы, знать теорию в объеме, указанном в описании, порядок выполнения работы.
Перед началом выполнения работы учащийся получает допуск к работе, при этом перечень вопросов, на которые учащийся должен ответить, следующий:
-
цель работы;
-
основные физические законы, изучаемые в работе;
-
схема установки и принцип ее действия;
-
измеряемые величины и расчетные формулы;
-
порядок выполнения работы.
Учащиеся, допущенные к выполнению работы, обязаны следовать порядку выполнения строго в соответствии с описанием.
Работа в лаборатории заканчивается обработкой учащимся полученных экспериментальных данных, построением графиков и оформлением отсчета.
А также учащийся должен ответить на все вопросы по теории в полном объеме программы, обосновать принятую методику измерений и обработки данных.
Выполнение работы на этом завершается, выставляется итоговая оценка за работу.
При оценке работы учащихся в практикуме следует учитывать их подготовку к работе, отчет о работе, уровень сформированности умений, понимание теоретического материала, используемых методов экспериментального исследования.
Планируемые результаты освоения предмета
Проведение физического практикума в классах с углубленным изучением физики должно способствовать формированию у учащихся следующих компетенций:
-
Владеть основными знаниями, обеспечивающими обоснованный выбор будущего профиля профессионального обучения.
-
Знать собственные индивидуальные особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в учебной деятельности.
-
Уметь описывать и обобщать результаты наблюдений.
-
Умело использовать измерительные приборы для изучения физических явлений.
-
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
-
Применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств.
-
Уметь планировать своё ближайшее будущее, ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение в преодолении собственных недостатков во всех видах деятельности.
-
Уметь соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями социального окружения.
-
Владеть основными навыками самообразования и активно реализовывать их при освоении требований региона, страны, мира.
-
Уметь реализовывать в повседневной жизни полученные знания и навыки.
-
Понимать роль коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции личности
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для качественного проведения физического практикума созданы благоприятные условия. Все учащиеся обеспечены учебной литературой, справочниками.
Преподавание осуществляется в кабинете физики, который соответствует требованиям Сан ПиН 2.4.2.1178-02.
Оборудование кабинета физики полностью удовлетворяет требованиям, которые позволяют реализовать идею личностно - ориентированного подхода к обучению.
Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, что позволяет реализовать программу физического практикума по физике в полном объеме.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
2015-2016
(10-11 классы)
№ п/п
Нормативные документы
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
Областной закон Ростовской области «Об образовании в Ростовской области» № 26-ЗС от 14 ноября 2013 г.
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в части среднего общего образования) (предмет «физика») (приказ Минобрнауки № 1089 от 05.03.2004, с изменениями от 03.06.2008, 31.08.2009, 19.10.2009, 24.01.2012, 31.01.2012, 23.06.2015)
Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса по учебной дисциплине
Примерная программа среднего общего образования (базовый или профильный уровень) по физике.
Письмо МО РО «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 № «24/4.1.1 - 4851/м
Устав МАОУ лицея №4 (ТМОЛ)
Образовательная программа среднего общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицея № 4 (ТМОЛ)
Положение МАОУ лицея № 4 (ТМОЛ) о порядке разработки и утверждения, требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета (от 29.08.2014)
Учебный план МАОУ лицея №4 (ТМОЛ)
Годовой календарный график МАОУ лицея № 4 на 2015-2016 учебный год.
Содержание учебного предмета.
(32 часа, на каждое занятие отводится 2 часа)
Перечень лабораторных работ
для физического практикума
11 класс
-
О целях и задачах физического практикума. О технике безопасности.
-
Изучение свободных колебаний.
-
Определение жесткости пружины на основе закона сохранения энергии.
-
Изучение треков заряженных частиц в камере Вильсона (по фотографиям).
-
Определение центростремительной силы.
-
Определение ускорения свободного падения.
-
Определение параметров гармонических колебаний, через полученную осциллограмму.
-
Определение плотности твёрдого тела через архимедову силу.
-
Определение показателя преломления стекла.
-
Определение оптической силы линзы.
-
Проверка односторонней проводимости полупроводникового диода.
-
Исследование свойств полупроводникового материала.
-
Определение длины световой волны.
-
Наблюдение интерференции и дифракции света.
-
Наблюдение спектров излучения и поглощения.
-
Экскурсия в политехнический музей ТРТИ. Тема: А.С. Попов - изобретатель радио. Приём зачётов.
Тематическое планирование
10 класс (32 часа - 2 часа в две недели)
Раздел
часы
О целях и задачах физического практикума. О технике безопасности.
2
Изучение свободных колебаний.
2
Определение жесткости пружины на основе закона сохранения энергии.
2
Изучение треков заряженных частиц в камере Вильсона (по фотографиям).
2
Определение центростремительной силы.
2
Определение ускорения свободного падения.
2
Определение параметров гармонических колебаний, через полученную осциллограмму.
2
Определение плотности твёрдого тела через архимедову силу.
2
Определение показателя преломления стекла.
2
Определение оптической силы линзы.
2
Проверка односторонней проводимости полупроводникового диода.
2
Исследование свойств полупроводникового материала.
2
Определение длины световой волны.
2
Наблюдение интерференции и дифракции света.
2
Наблюдение спектров излучения и поглощения.
2
Экскурсия в политехнический музей ТРТИ. Тема: А.С. Попов - изобретатель радио.
Приём зачётов.
2
Итого
32
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование
По Физике (ПРАКТИКА)
11 класс
№ урока
Дата урока
Тема урока
Планируемые результаты урока
Особенности организации учебного процесса (виды учебной деятельности)
Домашнее задание
Примечание
планируемая
фактическая
предметные
Метапредметные *
Личностные *
1
10.09.15
10.09.15
О целях и задачах физического практикума. О технике безопасности.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Отчёт
2
24.09.15
24.09.15
Изучение свободных колебаний.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Отчёт
3
15.10.15
15.10.15
Определение жесткости пружины на основе закона сохранения энергии.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Отчёт
4
29.10.15
29.10.15
Изучение треков заряженных частиц в камере Вильсона (по фотографиям).
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Отчёт
5
12.11.15
12.11.15
Определение центростремительной силы.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Отчёт
6
03.12.15
03.12.15
Определение ускорения свободного падения.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Отчёт
7
17.12.15
17.12.15
Определение параметров гармонических колебаний, через полученную осциллограмму.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Отчёт
8
21.01.16
21.01.16
Определение плотности твёрдого тела через архимедову силу.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Отчёт
9
04.02.16
04.02.16
Определение показателя преломления стекла.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Отчёт
10
25.02.16
25.02.16
Определение оптической силы линзы.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Отчёт
11
10.03.16
10.03.16
Проверка односторонней проводимости полупроводникового диода.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Отчёт
12
24.03.16
24.03.16
Исследование свойств полупроводникового материала.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Отчёт
13
14.04.16
14.04.16
Определение длины световой волны.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Отчёт
14
28.04.16
28.04.16
Наблюдение интерференции и дифракции света.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Отчёт
15
12.05.16
12.05.16
Наблюдение спектров излучения и поглощения.
умения применять теоретические знания по физике на практике
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Индивидуальная работа, работа в паре
Отчёт
16
26.05.16
26.05.16
Экскурсия в политехнический музей ТРТИ. Тема: А.С. Попов - изобретатель радио.
Зачет.
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Эскурсия
Приложение 2
Список литературы
Основная
1. А.К. Атаманченко. Учебное пособие «Лабораторные работы по физике». Для общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования, 2009.
Дополнительная
2. Л.В. Байбородова. Обучение физике в средней школе: методическое пособие/Л.В. Байбородова, И.Б.Бровкин, Т.М. Крайнова. 2007.-239 с.
3. Учебное оборудование для кабинетов физики общеобразовательных учреждений / Ю.И. Дик, Ю.С. Песоцкий, Г.Г. Никифоров и др. 2007.-396 с.
4. В.Г. Разумовский. Физика в школе. Научный метод познания и обучение/ В.Г. Разумовский, В.В. Майер. М. : Гуманитар. 2007.-463 с.
5. М.Г. Ковтунович. Домашний эксперимент по физике : пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. М. : Гуманитар. 2007.-207 с.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МС
МАОУ лицея № 4 (ТМОЛ)
От ______________ 20_____ года
№ __________________________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________________ /Тертышная Е.Н./
«_______» ________________ 20 _____ года