- Преподавателю
- Физика
- Сказка-быль. .. Использование нетрадиционных форм в обучении физике
Сказка-быль. .. Использование нетрадиционных форм в обучении физике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сухов Н.Е. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Сухов Николай Егорович
учитель физики МБОУ СОШ № 6
Кошехабльского района
Республики Адыгея
2014 г.
После изучения тем, связанных с тепловыми явлениями и агрегатными состояниями вещества (8 класс), уместно, считаю, вставить для разнообразия в работе и для активизации деятельности на уроках такой фрагмент, придуманной мной сказки, предварительно поставив цель прослушивания: какие здесь из изученных понятий, терминов, слов встретились при изучении выше указанных тем. (Попросить детей записать)
Жили-были в королевстве «Молекулярном» купец Джоуль с купчихою Теплотой. И была у них дочь красою неописуемой, прилежная, да послушная, добрейшая «Теплоёмкость».
Однажды, через их королевство проезжали, жившие за Сланцевой горой, торговец с сыном. Как заметили красу-девицу, тотчас всё узнать про неё захотели.
Подозвали по пути встретившегося им Килограмма, да и начали всё выпытывать: умна ли, добра ли, хозяйка ли?
На все вопросы получили только положительные ответы.
И надумал сын торговца Градус жениться. Засылают они сватов к купцам.
Купец Джоуль и купчиха Теплота встретили гостей. Гости приехали с угощениями: тут и плавленый сыр привезли, копчености на древесном угле, орехи в кристаллической скорлупе, сладости изготовленные в медовых парах , леденцы разной окраски и формы в золотистых янтарных шкатулках, и много всего: и твердого, и текучего, и парообразного.
Смекнули хозяева, что видный молодец, недурной собой и тоже начали допытываться, хоть умен ли он?
Купец в беседе произносит «Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем что-то ближе». Под этими «что-то» что за слово я пропустил?
Градус так напряг свой ум, что влага на его лбу сконденсировалась - пот проступил, да и говорит - «Дождик». Правильно ответил купец.
И загадывает новую загадку:
«Сначала блеск, за блеском треск, за треском опять что-то». Что опять я пропустил?
А Градус вспомнил, что его, когда обучали наукам, речь вели и об испарении влаги, образовании облаков, туч, грозе, громе. И он ответил «плеск».
Убедившись, что молодец умом не дурен, купцы приказали подавать на стол, встречать гостей как положено, вдруг их дочь, да и засватают.
Шепчет Джоуль поварихе Парообраське: «Ты там, смотри, чтоб ничего горелого, да слишком отвердевшего не подавай! »
На угощения купцы не поскупились.
Поели, попили, тут и сваты говорят: «У вас Товар есть, а у нас Купец. Может, сладимся, да и породнимся?»
Так и засватали купеческую дочь Теплоемкость. Свадебку назначили на осень. Я там был, мед пиво пил, по усам текло, да в рот ничего не попало.
Обязательно после прослушивания подвести итог: сколько и каких понятий насчитали дети, какие они пропустили, желательно оценить активность детей.
После изучения тем, связанных с работой и мощностью (7 класс), также уместно, считаю, вставить для разнообразия в работе и для активизации деятельности на уроках такой фрагмент придуманной также мной сказки, предварительно поставив цель прослушивания: какие из изученных понятий, терминов, слов встретились здесь при изучении указанных тем. (Попросить детей записать)
Жили-были в соседних царствах и государствах две царицы свет величество: Работа и Мощность.
У одной было двое деток дочь Сила - прекрасная из всех цариц, умна, величава, стройна и сынок Путь - непоседа и проказник, всегда мастер улизнуть от родительского глаза.
У другой царицы Мощность была единственная дочь Секунда - шалунья и баловница, одно только и любила- петь, да танцевать.
Поспорили царевичи Джоуль и Уатт, что, если кто быстрее выдаст свою дочь замуж, то выиграет самую ценную вещь из коллекции друг друга. У одного такой вещью была «неиссякаемая чаша», а у другого «вечный двигатель».
Как только прослышат, про какого заморского жениха, так тут же стараются побыстрее пригласить его к себе в гости.
Вот однажды в соседнее с ними царство, приехал царский племянник Ньютон со своим другом по имени Метр.
Первыми они посетили царство Джоуля и Работы. Уж те их угощали, чего только не было на столах: и динамометры жареные и пареные, и весы с разновесами, и гири разного калибра и величины, и барометры под ртутью и металлические, и термометры спиртовые, и мензурки с любыми жидкостями, ну просто не перечесть всего. Были приглашены сюда и царь Уатт с царицею Мощность со своей дочерью Секундой.
Все остались довольны, и наелись, и навеселились.
В сою очередь, царь Уатт, пригласил всех к себе в гости и призадумался - чем же ещё большим и лучшим угощать гостей, чтобы хоть один из женихов обратил внимание на их дочь Секунду, вертлявую и непоседливую.
Готовились три дня и три ночи, и вялили, и парили, и жарили.
Ну а самыми дорогими «блюдами» были вяленые атомы и жареные молекулы. Уж они всем так понравились, ну просто не успевали их подавать, ну и , Метр, их переел, ему стало дурно - а Секунда уж перед ним бегает, не знает чем и помочь - и то ему поднесет, и другое - ничего он не хочет, а что попробует - ничто не помогает.
Тут царь, Джоуль, смекнул, что заполучить Ньютона было бы не плохо для своей дочери, а Метр пусть бы и брал себе в жёны Секунду. Ну и решил действительно помочь Метру, предложил проверенное в этих случаях средство - кислый морс, настоянный с ускорением свободного падения.
Полегчало Метру и они с Секундой уже стали общаться, как и хотел Джоуль: сидят рядом и воркуют как голубки.
Сила, заметив это, стала искать причину обратить внимание Ньютона на себя. Просит подать ей то это блюдо, то другое, уронит платочек - он ей подымет, специально оступится - он её поддержит. Джоуль с Работою сидят и не нарадуются.
Прошло три дня после пира и обоих царей Джоуля и Уатта Ньютон и Метр просят выдать своих дочерей им в жены:
Ньютон просит руку дочери Джоуля Силы, а Метр руку дочери Уатта Секунды. На радостях каждый царь решили не считать друг друга проигравшими спор и обменялись самыми дорогими своими вещами - «неиссякаемой чашей» и «вечным двигателем».
Также обязательно после прослушивания подвести итог: сколько и каких понятий насчитали дети, какие они пропустили, также желательно оценить и активность детей.