Обобщение педагогического опыта Дифференцированный подход в обучении физике

Дифференциация обучения — одна из стержневых проблем современной школы, а особенно сельской  школы  с малой наполняемостью классов, где в классе 3-4 ученика и все они с разным уровнем подготовленности. Поэтому дифференциация обучения выступает как необходимость. Эффективность дифференцированного подхода, его преимущество перед тем, при котором учили всех и всему одинаково, подтверждается педагогической практикой. Никто уже не сомневается в необходимости и целесообразности учёта в учебном процесс...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В последние два десятилетия отечественная общеобразовательная школа

претерпела серьезные изменения, связанные, прежде всего, с внедрением в

учебно-воспитательный процесс идей личностно-ориентированного

образования. Это в свою очередь обуславливает необходимость

создания максимально благоприятных условий для успешного обучения,

воспитания и развития учащихся путём учёта их индивидуальных

особенностей в учебном процессе, что достигается применением

разнообразных технологий дифференцированного обучения. Поэтому

в последние 10-15 лет отмечается повышенный интерес к проблеме

реализации дифференцированного обучения физике со стороны учителей,

родителей и ученых - педагогов, психологов, методистов.

Тема моей работы «Дифференцированный подход в обучении физике».

Слайд №1.

Проблема индивидуальности, психологического облика человека является одной из центральных в организации учебного процесса, учебной деятельности ученика. Развитие способностей является ведущей характеристикой результата в проблеме индивидуальности, так как учение есть деятельность, а деятельность реализуется через способности.

Слайд № 2.

Объектом исследования в моей работе является процесс обучения в современной школе, в том числе и сельской.

В качестве предмета исследования определён дифференцированный подход к обучению в школе, отражающий основные тенденции развития современного образования.

Практически не бывает неспособных людей, но каждый способен к определенной сфере деятельности, каждый способен по-своему. Именно эта качественная индивидуальность и должна учитываться в учебном процессе, именно ею во многом определяются интерес и успехи ученика, выбор учебных предметов и своеобразие индивидуальной образовательной траектории.

Актуальность моей работы состоит в том, что, дифференциация обучения - одна из стержневых проблем современной школы, а особенно сельской школы с малой наполняемостью классов, где в классе 3-4 ученика и все они с разным уровнем подготовленности. Поэтому дифференциация обучения выступает как необходимость. Эффективность дифференцированного подхода, его преимущество перед тем, при котором учили всех и всему одинаково, подтверждается педагогической практикой. Никто уже не сомневается в необходимости и целесообразности учёта в учебном процессе склонностей и способностей школьников, так как он устраняет перегрузку, способствует возрастанию положительной мотивации к учению, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят в результатах учёбы.

Наиболее легко и полно в крупных школах реализуется внешняя дифференциация, когда организуются специальные классы (например, профильные классы (стабильные группы учащихся), работающие по особым учебным планам, программам, учебникам). Однако основная масса школь­ников учится в непрофильных классах, где возможна лишь уровневая дифференциация, которая предполагает технологию обучения, которая обеспечивает детям с разными особенностями успешность учения в одном классе. Осущест­вление уровневой дифференциации довольно сложно, а её методи­ческое обеспечение пока ещё, к сожалению, крайне слабо.

Уровневая дифференциация - технология обучения, основанная на максимальном учёте наиболее значимых в обучении индивидуальных особенностей школьников, обучающихся в одном классе. Сущности понятия уровневой дифференциации в процессе обучения физике, её значению в повышении эффективности обучения посвящены работы В.С. Данюшенкова, М.И. Зайкина, П. Карпинчика, О.В. Коршуновой, А.М. Левашова, Н.В. Лёзиной, О.Б. Логиновой, Н.В. Первышиной, Н.С. Пурышевой, В.В. Фирсова, К.В. Шевяковой и др.

Как же осуществить уровневую дифференциацию?

Основная задача уровневой дифференциации внутриклассной учебной работы - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, про-являться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Данное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Существенно важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.

Слайд №3.

Задачи, которые я ставила перед собой:

  • изучить формы, виды и методы дифференцированного подхода в обучении физике;

  • развивать умение применять на своих уроках дифференцированный подход в обучении;

  • совершенствовать навыки подготовки к таким урокам.

Цель данной работы: обосновать эффективность и необходимость использования дифференцированного обучения физике в школе.

Что же такое дифференциация? Это слово происходит от ла­тинского differentia - различие, разделение. Что же разделяет­ся в процессе обучения? Разделяются, а точнее, выделяются отдельные группы учащихся, обучение которых строится по-разному.

Слайд № 4.

Дифференциация обучения - это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

Общие интеллектуальные спо­собности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большее число повторений для закрепления его, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышле­нием и хорошо усваивающие предметы естественно-матема­тического цикла, но не испытывающие склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. А есть ученики с хорошо раз­витым образным мышлением, глубоко чувствующие, но... не любящие математику, физику, химию. Конечно, можно учить столь разных индивидов одинаково, но качество обра­зовательного процесса, естественно, снизится.

Таким образом, цель дифференциации процесса обучения - обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения по­знавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

В понимании дифференци­ации можно выделить три основных аспекта:

1. Учет индивидуальных особенностей учащихся.

2. Группирование учеников на основании этих особенностей.

3. Вариативность учебного процесса в группах.

Первый аспект - учет индивидуальных особенностей уче­ников характерен и для дифференциации, и для индивидуализации.

Специфика дифференцированного обучения - учет ин­дивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и организация вариативного учебного процесса в этих группах.

Индивидуализация - это предельный вариант дифферен­циации, когда учебный процесс строится с учетом особенно­стей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.

Виды дифференциации определяются в соответствии с основаниями дифференциации.

Слайд №5.

Охарактеризую кратко основные формы дифференциации на уровне класса. Начну с дифференциации по психологическим особенностям личности. Это учет особенностей познавательных процессов учащихся: мышления, памяти, внимания, который может проявляться в специальных заданиях на развитие сосредоточенности, переключаемости внимания для отдельных групп учащихся, заданий на развитие логической памяти и т.д. При этом, руководствуясь принципом адаптационно-развивающего характера дифференциации, предлагается не идти полностью вслед за индивидуально-типологическими особенностями личности, а учитывая их развивать недостаточно развитые. Например, учет преобладания у группы учеников образного мышления над логическим предполагает включение в процесс объяснения нового материала образных средств, и вместе с тем необходимы специальные задания на развитие логического мышления у этой группы учеников.

Дифференциации по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях. На уровне школы к дифференциации по обученности можно отнести классы, сформированные по успеваемости учащихся, однако такую форму дифференцированного обучения считают нецелесообразной, так как обученность является гибкой, меняющейся характеристикой учебной деятельности ученика и учет ее не требует выделения жестких, резко разграниченных групп учащихся.

Данный вид дифференциации сопутствует и ряду новых педагогических технологий: модульной, полного усвоения знаний. В последней после изучения темы и сдачи зачета ученики делятся на две группы: усвоившие и неусвоившие материал. Дальнейшая работа с этими группами, естественно, строится по-разному. Ученики, усвоившие материал, получают возможность углублять и расширять свои знания. С учениками другой группы организуется работа по отработке, коррекции изученного содержания.

В дифференциации по специальным способностям выделяются подвиды: по познавательным, художественным, музыкальным, коммуникативным способностям и т.д.это учет специальных способностей ученика, которые проявляются при выполнении дополнительных заданий, например, нарисовать что-либо к уроку, исполнить музыкальное произведение для создания определенного эмоционального настроя ит.д.

В дифференциации по познавательным способностям разделяют общие (или академические) способности к любой познавательной деятельности в любой сфере познания и специальные познавательные способности (например, к изучению математики, лингвистические). Проявления дифференциации по общим познавательным способностям в педагогике довольно хорошо изучены. Это задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя ученикам. К этому виду дифференциации может быть отнесена и уровневая дифференциация.

Наиболее широкое распространение в практике получила дифференциация по интересам и склонностям учащихся. Этот вид дифференциации проявляется в выполнении учениками творческих, исследовательских заданий в соответствии со своими интересами и склонностями. Основанием данного вида дифференциации наряду с интересами учеников являются их познавательные способности к определенным областям познания (естественным, математическим, гуманитарным наукам). Такие способности чаще всего совпадают с интересами и склонностями детей.

Дифференциация может осуществляться на различных уровнях. Так, например, Рональд Де Гроот выделил три уровня.

Слайд № 6.

1-й микроуровень, когда различный подход осуществ­ляется к отдельным группам детей внутри класса. Этот уро­вень дифференциации иногда называется внутренней или внутриклассной.

2-й мезоуровень - уровень школы, когда дифференциация осуществляется внутри школы между от­дельными классами, профилями, направлениями.

3-й мак­роуровень - дифференциация между школами, создание различных типов школ. 2-й и 3-й уровень представляют собой дифференциацию внешнюю.

В малочисленных классах сельских школ, как и в других разнородных классах, практически нет возможности всех учеников инди­видуальными путями довести до одного, достаточно высокого уровня зна­ний, об этом свидетельствует многолетний опыт отечественных школ. Бо­лее того, дифференциация обучения в малочисленных классах выступает как необходимость. В самом деле, в многочисленном классе, хотя и с низ­ким эффектом, но можно строить обучение с расчетом на среднего ученика. За большим количеством учеников скрываются, смазываются различные учебные возможности и уровень знании отдельных учеников. Но в малочис­ленном классе индивидуальные различия и поляризация знаний выступают настолько явно, что учебный процесс, рассчитанный на среднего ученика, практически невозможен. Немало даже таких классов, где такого ученика вообще нет, или представлен он в единственном числе.

Далее, необходимо констатировать другой очевидный факт: в малочис­ленных классах сельских школ, за редким исключением, дифференциация может быть только уровневой. Действительно, в подавляющем числе сел имеется одна школа без параллельных классов, тем более их нет в малоком­плектных школах. Ясно, что в таких условиях можно организовать лишь внутриклассную, то есть уровневую

дифференциацию.

Слайд №7.

Обобщение педагогического опыта Дифференцированный подход в обучении физике

Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой различные группы учеников одного класса, «обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных плани­руемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований».

Слайд №8.

Уровни усвоения Действия учащегося

Первый - репродуктивный (удовлетворительно)

  • Запоминание;

  • Воспроизведение.


  • показывать, (опознавать);

  • называть;

  • распознавать;

  • узнавать;

  • давать определения;

  • пересказывать и т. д.

Второй - практический (хорошо)

  • применение знаний в знакомой ситуации, по образцу, на основе обобщенного алгоритма (схемы);

  • выполнение действий с четко обозначенными правилами.


  • измерять;

  • объяснять;

  • составлять по готовой схеме;

  • соотносить;

  • характеризовать;

  • сравнивать;

  • соблюдать правила и т.п.

Третий - творческий (отлично)

  • применение знаний в незнакомой ситуации;

  • выполнение творческих заданий.

  • составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос;

  • высказывать суждения;

  • анализировать информацию;

  • выделять существенные признаки;

  • устанавливать логические связки;

  • делать выводы;

  • приводить и обосновывать собственные примеры и оценки;

  • осуществлять поиск необходимой информации и т. п.

При уровневой дифференциаций различные группы учеников одного класса усваивают учебный материал на разных уровнях. В процессе разно­уровневого изучения любого предмета встает первейшая задача - наметить уровни обучения, дать им название и наши ориентиры для определения объема учебного материала, знаний и умений. Ранее было указано, что уче­ники при дифференцированном обучении имеют право усваивать про­граммный материал на различных уровнях, но не ниже уровня обязательной подготовки. Этот минимальный уровень усвоения определен государствен­ным образовательным стандартом - ГОСТом. В проекте ГОСТа этот уровень еще называют базисным (репродуктивным). Итак, ориентир для нижнего уровня усвоения учебного материала довольно четкий - требования ГОСТа.

Проекты ГОСТа по физике ориентируют вести обучение на двух уровнях. Второй уровень называют довольно неопределенным вы­ражением - уровнем возможностей. Объем материала этого уровня пока оп­ределяется действующей ныне программой, которую называют основной. Поэтому мы предлагаем второй уровень назвать основным. В литературе его иногда называют классическим, продвинутым и т.д. Следовательно, второй уровень усвоения - основной(практический). Он определяется четко программой по предмету.

Но в классе часто бывают ученики, желающие получить знания и уме­ния, превышающие основной уровень. Назовем этот третий уровень повышенным(углубленным). Объем материала этого уровня не имеет четкого ориентира. Он обычно определяется уровнем требований в ВУЗы, куда поступают выпускники, возможностями учителя и учеников.

Более высокий уровень усвоения материала называют углубленным. Этот уровень также четко определяется программами профильного (углуб­ленного) обучения. Углубленное изучение качественно и количественно отличается от других уровней: на углубленное изучение отводится дополнительное время. Формы организации, содержание углубленного обучения физике здесь мы рассматривать не будем.

Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требования к действиям учащихся и оценка.

Уровневая дифференциация делает ведение уроков физики интересным и в какой-то мере увлекательным для всех учащихся, тем самым, вовлекая их в образовательный процесс. Поэтому здесь открываются большие возможности для самостоятельной работы в группах или парах. Это освобождает учителя и в то же время формирует самостоятельность школьников, а возникающий дух соревнования способствует созданию положительной учебной мотивации. Наконец, у школьников развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, а так же логика, внимание и наблюдательность.

Среди учеников, изучающих физику, я проводила опрос по теме «Нравятся ли вам задания разного уровня по физике?» результаты опроса можно увидеть на диаграмме.

СОбобщение педагогического опыта Дифференцированный подход в обучении физикелайд №9.



Дифференцированные задания помогают решить проблему с оцениванием учащихся. Учащиеся знают нормы оценок, на их основе создается адекватная

самооценка, критическое отношение к своим достижениям и успехам одноклассников. Можно избежать таких отклонений в поведении ребенка: неадекватное занижение или завышение своих возможностей; чрезмерная самоуверенность в себе или, наоборот, неуверенность. Честно заработанная оценка показывает уровень усвоения знаний, формирует положительные мотивы учения, влияет на формирование учебного самосознания, используется в качестве воспитательной меры воздействия на личность ученика, стимулируя его самостоятельность, организованность, дисциплинированность,

Дифференцированные задания помогают создать благоприятные условия для получения новых знаний и помогают разобраться учителю, как учится ученик, позволяют оценить успехи каждого ученика в усвоении знаний сравнить не только с успехами сверстников, но и с его собственными предшествующими достижениями. Они показывают, то над чем еще следует поработать, помогают более рационально организовать учебную деятельность, создают возможность личностно - ориентированного обучения.

Слайд № 10, 11, 12.

Обобщение педагогического опыта Дифференцированный подход в обучении физике




Обобщение педагогического опыта Дифференцированный подход в обучении физике




Обобщение педагогического опыта Дифференцированный подход в обучении физике




Дифференцированный подход в обучении физике в разной мере можно применить на всех этапах урока:

Слайд №13.

1) проверка домашнего задания

2) актуализация знаний

3) при объяснении новой темы

4) при закреплении и отработке навыков

5) при выполнении домашнего задания

6) при выполнении самостоятельных работ

7) при выполнении проверочных или контрольных работ

8) при выполнении лабораторных работ.

Слайд №14-19.

Проверка домашних заданий:

1.Слабые ученики отвечают на вопросы после параграфа (изученной темы), либо отвечают по плану, который давался на предыдущем уроке (план-конспект в тетради) - базисный уровень.

2.Более сильные ученики решают тесты (5-7 вопросов), ориентированные на домашний материал, либо у доски решают разной сложности задачи, подобные домашним - основной уровень.

3. Сильным ученикам можно предложить для решения разной сложности практические задания с использованием лабораторного оборудования - повышенный уровень.

Актуализация знаний: (Приложение 1 )

Подводя учеников к изучению новой темы можно использовать легкие вопросы слабым ученикам, потруднее - сильным, либо можно предложить решить кроссворд, ребус, загадки, физический диктант и т.д. - слабым ученикам в легкой форме, а ученикам посильнее - более сложные. Можно так же использовать сообщения сильных учеников, подготовленные заранее.

При объяснении новой темы ( на примере самостоятельной работы с учебником): (Приложение 2 )

  1. Слабым ученикам предлагается план, на вопросы которого они должны ответить письменно, либо используются вопросы после параграфа.

  2. Более сильным ученикам предлагается составить план изучения нового материала.

  3. Сильным ученикам можно предложить составить план изучения нового материала с использованием дополнительного материала, а так же решить ряд задач на новую тему.

Слайд №22-28.

При закреплении и отработке навыков:

1. Можно использовать разноуровневые задачи (Приложение 3 )

и разноуровневые тесты(разделены на 3 уровня сложности).

(Приложение 4)

2. Так же можно использовать многоуровневые задачи, состоящие из

нескольких относительно самостоятельных задач различной степени

сложности, связанных между собой по содержанию, дополняющих

и развивающих друг друга. (Приложение 5 )

3.Сильным ученикам можно предложить составить проверочный тест

по новому материалу, можно предложить ряд практических задач

с использованием лабораторного оборудования.

Слайд №29-30.

При выполнении домашнего задания: (Приложение 6 )

  1. Слабым ученикам задается выучить параграф, ответить на вопросы после него и задания из упражнения в учебнике, либо из задачника.

  2. Сильным ученикам к этому заданию добавляются задачи повышенной трудности из задачника или другого источника, можно предложить одно из творческих заданий: написать сочинение, составить кроссворд, изготовить прибор, подготовить доклад, реферат и т.д

При выполнении самостоятельных работ:

Дифференцированные самостоятельные работы различаются не только по времени проведения (несколько минут в начале или конце урока, на весь урок, или почти на весь урок) в зависимости от целей проведения, но и по форме проведения:

1.Обучающая самостоятельная работа, например, при изучении нового материала - все подходят за помощью к учителю сколько нужно раз.

2.На отработку и закрепление - желающие получить «4» и «5» имеют право на один вопрос, а остальные на несколько.

3.Проверочная на усвоение материала - желающие получить «4» и «5» не имеют право задать вопрос, а остальные только два - три вопроса.

Формы проведения таких работ разные:

  1. Разноуровневые карточки (Приложение 7), разноуровневые тесты (Первый уровень соответствует обязательным программным требованиям, второй - среднему уровню сложности, третий предназначен для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике.) (Приложение 4 )

  2. Работа по баллам (по схеме «за 5 задач - «5»)

  3. Работа по желанию (часть учащихся выбирают тест или карточку, а оставшиеся работают у доски по цепочке самостоятельно под руководством учителя)

  4. Выполнение физического диктанта, либо задания с заполнением пропусков в тексте.(Приложение 1, 11)

Слайд №31.

При выполнении проверочных и контрольных работ:

Использую задания по уровням сложности.(Приложение 8 )

При выполнении лабораторных работ: (Приложение 9 )

Сильным ученикам кроме основного задания можно предложить дополнительные задания как теоретические, так и практические.

В своей практике использую зачеты по физике (после каждой изученной главы) всегда фиксированные по количеству вопросов (всегда 10 ). Учащиеся сами определяют, сколько они будут учить (6 или 10?) (Приложение 10)

Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня я могу решать множество дидактических, организационных и методических проблем. Компьютер способствует индивидуализации и дифференциации обучения. А главное, на мой взгляд, используя информационные технологии, я развиваю способности и навыки обучения и самообучения.

В своей практике на уроках я использую различные компьютерные презентации, которые очень нравятся детям и способствуют развитию самостоятельности. Задания в них тоже стараюсь подбирать разного уровня сложности.

Слайды №22-28

Дифференцированный подход в обучении способствует повышению качества знаний учеников. Это видно на диаграмме «Диагностика качества знаний учащихся за последние три учебных года».

Слайд 32.

В классно-урочной системе работать приходится одновременно с сильными, средними и слабыми учащимися. Это требует разработки к каждому уроку заданий различной степени сложности. Сейчас по физике издается большое количество литературы с разноуровневыми задачами, тестами, самостоятельными и контрольными работами.

Я использую такие методические издания:

• Волков В.А. Тесты по физике: 7-9 классы. - М.: ВАКО, 2009. - 224с. - (Мастерская учителя физики).

• Ерюткин Е.С., Ерюткина С.Г., Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике. 9 класс «Аркти» Москва. 2000.

• Кирик Л.А. Физика - 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. - М.: «Илекса» , 2005. - 176с.: ил.

• Курочкина Г.Л. Физика. Дидактический материал. 9 класс - М.: «Издат-Школа ХХ1 век» - 128с.

• Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 7 класс: Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006. - 128 с.: ил.

• Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 8 класс: Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006. - 128 с.: ил.

 Ушаков М.А., Ушаков К.М. Физика. 7 класс: Дидактические карточки-

задания. - М.: Дрофа, 2001. - 128с.

 Ушаков М.А., Ушаков К.М. Физика. 8 класс: Дидактические карточки-

задания. - М.: Дрофа, 2001. - 208с.

На современном этапе российская педагогика предлагает путь личностно- ориентированного подхода к ученику, выявление и развитие индивидуальных умений и навыков.

И, безусловно дифференцированный подход является палочкой - выручалочкой на этом пути.

При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие - этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта). Если учащийся желает изучать физику на уровне обязательных требований, а математику на - повышенном (причем не только желает, но и способен), то он имеет такую возможность. Это означает, что при уровневой дифференциации учитываются не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы.

Человеку нашего времени необходимо многое: и поэзия Пушкина, и чарующая музыка Бетховена, Шопена, и самая поэтическая из всех научных теорий - теория относительности Эйнштейна, и космонавтика, и бионика, и микроэлектроника, лингвистика, и строгость математических формул.

Традиционный метод, в котором учащийся является объектом обучения, устарел. Учащийся, при этом, похож на туриста, в рюкзак которого каждый преподаватель складывает знания своего предмета. Рюкзак становится все тяжелее и тяжелее и наступает время, когда учащийся не может его сдвинуть с места. Отсюда неудачные оценки, которые сказываются на дальнейшем процессе обучения и воспитания, приводят к депрессии учащихся и нежеланию учиться. Чтобы этого избежать - необходимо отказаться от неудовлетворительных оценок, а в процессе обучения использовать новые методы и формы работы, развивая мышление учащихся.

В инновационном обучении важно, чтобы учащийся был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой интересующий его вопрос и самостоятельно найти на него ответ. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик сам поднимал пласты знаний. Одним из таких методов, по нашему глубокому убеждению, является дифференцированный подход в обучении.

Какие я вижу плюсы (положительные стороны применяемого подхода):

1) Охват всего количества учащихся (или большего);

2) Разнообразие приёмов (смена деятельности), что ведёт к большей успешности;

3) Большая занятость (вовлечение в учебную деятельность слабых учеников);

4) Возможность развития сильных независимо от слабых

(не ждать и не испытывать скуку);

5) Большая накопляемость оценок;

6) Учёт индивидуальных способностей и своевременное выявление пробелов в знаниях;

7) Как результат: повышение качества знаний. Слайд №32.

Обобщение педагогического опыта Дифференцированный подход в обучении физике



Какие минусы или трудности применяемого метода я испытала на себе:

  1. Подготовка (если нет наработок);

  2. Недостаток готового материала и материальные трудности применения такого подхода (бумага, картон, краска, дополнительная новая литература, отсутствие готовых карточек или тестов);

  3. Проверка (несколько вариантов);

  4. Недостаточное владение всеми формами и методами дифференцированного подхода;

В процессе изучения и работы над выбранной темой пришла к выводам:

1) Дифференцированный подход действительно является одним из средств повышения качества знаний.

2) Учителя физики в разной мере применяют его на всех этапах урока.

3) Такой подход в обучении имеет свои плюсы и минусы.

4) В своей работе я буду продолжать применять различные формы и методы дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход в обучении является палочкой - выручалочкой на пути личностно - ориентированного подхода к ученику, выявления и развития индивидуальных умений и навыков.

Важно учитывать не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы, и в этом очень помогает дифференцированный подход.

В процессе изучения и работы над выбранной темой пришла к выводам:

1) Дифференцированный подход действительно является одним из средств повышения качества знаний.

2) Учителя физики в разной мере применяют его на всех этапах урока.

3) Такой подход в обучении имеет свои плюсы и минусы.

4) В своей работе я буду продолжать применять различные формы и методы дифференцированного подхода в обучении.

Обобщение педагогического опыта Дифференцированный подход в обучении физике

19

© 2010-2022