• Преподавателю
  • Физика
  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине физика

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине физика

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "физика" составлена в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО (Приложение к письму Минобразования РФ от 29 декабря 2000г №16-52138 иню16-13). Формирование умений самостоятельной работы обучающихся- важнейшая задача всех преподавателей, в том числе и преподавате...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

стр.

Введение……………………………………………………………………………….. 2

1.Организация самостоятельной работы обучающихся ………………………….. 3

2.Подготовка рефератов.……………………………………………………………... 5

3. Физические (домашние) эксперименты………………………………………….. 8

4. Домашние задания…………………………………………………………………. 11

Приложения:………………………………………………………………………….. 13

Приложения 1 Образец оформления реферата

Приложения 2 Образец оформления физических (домашних) экспериментов

Приложения 3 Образец оформления домашних заданий

Приложения 4 График внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Физика

Приложения 5 Таблица контроля над выполнением внеаудиторной самостоятельной работы

Перечень используемой литературы………………………………………………. 18









Введение

Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся составлены в соответствии с содержанием рабочей программы учебной дисциплины «Физика» (дисциплина входит в общеобразовательный цикл базисного учебного плана) .

При формировании у обучающихся навыков самостоятельной работы, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи.

Первая состоит в том, чтобы развивать у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, т. е. научить их самостоятельно овладевать знаниями.

Вторая задача заключается в том, чтобы научить студентов самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности.

Под самостоятельной работой обучающихся мы понимаем такую работу, которую они выполняют без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, под его наблюдением и руководством, в специально предоставленное для этого время. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия обучающихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы.

Содержание самостоятельной работы на каждом этапе должно быть посильным для обучающихся.

Чтобы самостоятельная работа способствовала формированию инициативы и познавательных способностей обучающихся, нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускало бы действий по готовым рецептам и шаблону. Только тогда будет достигнут нужный результат.

Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием дисциплины «Физика», практическими умениями и навыками.

В результате выполнения самостоятельной работы ,обучающиеся должны уметь:

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел;

- применять полученные знания для решения физических задач;

знать:

- смысл физических понятий и величин;

- смысл физических законов;

Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов могут быть использованы преподавателями на учебных занятиях по физике, студентами при освоении дисциплины «Физика».

1.Организация самостоятельной работы обучающихся.

При организации самостоятельной работы необходимо использовать

методические указания руководства самостоятельной работой обучающихся:

-четко ставить задачу предстоящей самостоятельной работы.

-добиваться, чтобы студенты выполняли самостоятельную работу осознанно, т. е. ясно представляли теоретические основы выполняемых действий.

-вовремя предупреждать о типичных ошибках и возможных способах их избегания.

-оказывать студентам помощь, не вмешиваясь в их работу без необходимости.

-при допущении студентами ошибок подводить их к осознанию и пониманию сути и причин ошибок, с тем,чтобы студенты самостоятельно нашли способ их предупреждения и устранения.

-практиковать промежуточный контроль хода и результатов самостоятельной работы студентов.

-рационально распределять задания самостоятельной работы по сложности с учетом индивидуальных особенностей и способностей студентов.

-стимулировать и поощрять проявления творческого подхода студентов к выполнению заданий.

-умело сочетать индивидуальную и коллективную работу студентов.

-при оценке хода и итогов самостоятельной работы студентов исходить из положительных моментов в их работе.

-постоянно практиковать в ходе самостоятельной работы обращение студентов к разным источникам информации.

Методические рекомендации для студентов при выполнении самостоятельной работы:

-внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии при изложении материала преподавателем.

-прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.

-постарайтесь разобраться с непонятными, в частности новыми терминами.

- составьте план прочитанного текста, т. е. объедините главные мысли в единое целое.

-ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные преподавателем.

-кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

-заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.

-освоив теоретический материал, приступайте к выполнению заданий, упражнений; решению задач, расчетов самостоятельной работы.

Выделяют два вида самостоятельной работы:

-​ аудиторная, которая выполняется на занятиях под руководством преподавателя и по его заданию;

-​ внеаудиторная, выполняется обучающихся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная подготовка обучающихся предполагает следующие виды и формы работы: конспектирование лекций, самостоятельное изучение материала с помощью учебников и учебных пособий, написание и защита реферата; подготовка презентаций, выполнение домашних экспериментов, самостоятельных (индивидуальных) заданий, систематическая работа со справочными материалами, с таблицами, схемами; подготовка к контрольной работе, зачету.

Основные виды аудиторной самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины «Физика»:

- выполнение письменных заданий ;

- конспектирование, работа с книгой;

.Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины «Физика»:

- подготовка рефератов;

- проведение физических (домашних) экспериментов.

-​ выполнение домашних заданий ;

При этом обучающийся работает с учебником; со справочной литературой; использует Интернет.

На самостоятельное обучение студенту отводится 140 часов .



2.Подготовка рефератов.

Написание реферата.

Темы для написания рефератов выдаются студентам на первых занятиях, определяются сроки их выполнения и защиты. Реферат- это краткое изложение содержания книги, научной работы или результатов изучения научной проблемы в письменном виде или в форме публичного выступления. Реферат предусматривает привлечение широкого круга литературных источников по избранной теме и их критическую обработку.

Роль преподавателя:

  • Определить тему и цель работы;

  • Определить место и сроки подготовки;

  • Оказать консультативную помощь при формировании структуры реферата;

  • Рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме реферата;

  • Оценить качество представленной работы и ее защиты.

Роль студента:

  • Собрать и изучить литературу по теме;

  • Составить план реферата;

  • Изучение информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);

  • Оформление реферата производится по установленной форме;(см.приложение 1)

Оценочная таблица

Критерии

Оценка

1

-Полный уровень соответствия оформления реферата указанным требованиям; полнота информации о биографии ученого и его открытиях.

5(отлично)

2

- Оформление реферата с небольшими отклонениями от указанных требований; неполная информация о биографии ученого и его открытиях.

4(хорошо)

3

- Оформление реферата с небольшими отклонениями от указанных требований; нет информации о биографии ученого или о его открытиях.

3(удовлетворительно)

4

-Задание не выполнено

2(Неудовлетворительно)

Перечень рефератов:

Тема: « Великий учёный-физик. Биография. Открытия»

Ученые:

Исаак Ньютон

Галилео Галилей

Циолковский Константин Эдуардович

Королёв Сергей Павлович

Френкель Яков Ильич

Больцман Людвиг

Менделеев Дмитрий Иванович

Кулон Шарль Огюстен

Фарадей Майкл

Максвелл Джеймс Клерк

Ом Георг Симон

Мандельштам Леонид Исаакович

И.Е. Тамм

И.М. Франк

П.А. Черенков

Л.Д. Ландау

Н.Г. Басов

А.М. Прохоров

П.Л. Капица

Ж.И. Алфёров

В.Л. Гинзбург

А.А. Абрикосов

Ампер Андре Мари

У. Томсон

Г. Геру

А.С Попов - изобретатель радио

Э.Ферми

И.В.Курчатов

Герц Генрих

Гюйгенс Христиан

Юнг Томас

На выполнение реферата отводится -2 часа.







3. Физические (домашние) эксперименты:

Назначение физических (домашних) экспериментов.

Недостаточность одного демонстрационного эксперимента преподавателя , обуславливает необходимость и важность физических (домашних) экспериментов по физике. Пока студент только со стороны следит за явлением, воспроизводимым другим, оно может оставаться ему чуждым, далеким, еще недостаточно понятным. Надо дать студенту в руки прибор, поставить его лицом к лицу с самим явлением. Участвуя в опытных исследованиях, наблюдая и воспроизводя их, самостоятельно пытаясь выяснить зависимость между определенными параметрами, преодолевая встречающиеся трудности, студент усваивает тверже, отчетливее, сознательнее основные понятия и законы физики, от неполных и неточных знаний приходит к более полным и более точным.

Перечень физических (домашних) экспериментов.

1.Разрежьте сырую картофелину пополам и в одну их половинок на расстоянии 1-2 см воткните иголки. Иголки подсоедините к полюсам гальванического элемента. Пронаблюдайте за изменением цвета картофеля вблизи электродов(катода и анода).Можно ли с помощью этого метода выявить наличие нитратов в картофеле? Каков тип проводимости здесь имеет место?

2.Рассмотрите запасные плавкие предохранители к телевизору и другим бытовым электроприборам. Запишите предельные значения токов плавких вставок. Начертите схему электрической цепи включения электропотребителя с плавким предохранителем.

3.На баллоне лампы накаливания написано:60ВТ,220В. По этим параметрам определите сопротивление спирали лампы в рабочем состоянии. Рассчитайте длину спирали лампы, если известно, что она изготовлена из вольфрамовой проволоки диаметром 0,08мм.

4.Запишите по паспорту мощность домашнего электрического чайника(электрокипятильника).Определите количество теплоты, выделяемое за время t=15 мин., а так же стоимость потребляемой энергии за это время.

5.Соберите цепь из элемента Вольта, ключа, лампы, напряжением один вольт Проверьте, как зависит накал лампы от глубины погружения пластин. Объясните эту зависимость. Превращения, каких видов энергии здесь происходит?

6.Что будет наблюдаться, если к двум рядом висящим швейным иглам поднести полюс магнита? Ответ объясните, и проверьте на опыте.

7.Объяните, почему гвозди, канцелярские скрепки, повисшие на магните и находящиеся рядом, отклоняются от вертикального направления. Проделайте опыт и убедитесь в этом.

8.Поднесите компас вначале к дну, а затем к верхней части железного ведра стоящего на земле. У дна стрелка компаса поворачивается южным полюсом к ведру, а в верхней части- северным. Проверьте это явление и объясните его.

9.Используя парафиновую бумагу и железные опилки, получите спектр магнитного поля прямого и подковообразного магнита.

10.Исследуйте,как ведут себя листочки слабо заряженного электроскопа при приближении к нему сильно наэлектризованной (зарядом противоположного знака) палочки. Объясните наблюдаемое явление.

11.Сконструируйте и изготовьте реостат на 3 Ом. Предусмотрите приспособление, которое позволяло бы сразу определять величину введённого сопротивления реостата.

12.Исследуйте,зависит ли направление силовых линий магнитного поля электромагнита от направления тока в катушке. Зависит ли сила магнитного поля от силы тока в катушке; от материала сердечника, вводимого в катушку; от числа витков катушки?

13. Сконструируйте и изготовьте действующую модель электрического устройства, при помощи которого можно очищать немагнитные сыпучие вещества от мелких железных опилок.

14.Сконструируйте установку, при помощи которой можно управлять движением игрушечного водолаза, помещённого в высокую цилиндрическую мензурку с водой. Управление должно вестись на расстоянии нескольких метров и осуществляется посредствам тепла, создаваемого пламенем спиртовки при приближении к управляющему устройству ( при этом водолаз должен погружаться ).

15. Выпустите одновременно с одной и той же высоты вначале два пустых, а затем пустой и полной коробки спичек. Какой из них упадёт раньше? Объясните наблюдаемые явления.

16. Положите на край стола небольшой предмет, ластик или коробок спичек, Столкните предмет со стола и зафиксируйте место, где он ударился о пол. Измерив высоту стола над полом и дальность полёта, найдите скорость, которую вы сообщили телу при толчке.

На проведение физических (домашних) экспериментов отводится не более 30 минут.

Оценочная таблица физических (домашних) экспериментов.

(см. приложение 2)

Критерии

оценка

1

-Полная запись эксперимента,

вывод с объяснениями

5(отлично)

2

-Полная запись эксперимента,

-вывод без объяснений

4(хорошо)

3

-Полная запись эксперимента,

-нет вывода

3(удовлетворительно)

4

-Задание не выполнено

2(Неудовлетворительно)









4. Домашние задания.

Выполнение домашних заданий.

Большие возможности для подготовки студентов к творческому труду имеет самостоятельное выполнение заданий. В этом случае студент без какой-либо помощи должен наметить пути решения, правильно выполнить все построения, преобразования, вычисления и т. п. В таком случае мысль студента работает наиболее интенсивно. Он приобретает практический навык работы в ситуации, с которой ему неоднократно придется сталкиваться в последующей трудовой деятельности. В процессе изучения физики наряду с некоторыми теоретическими сведениями студенты овладевают определенными приемами решения задач, тренировочных упражнений.

Упражнения по разделам физики:

  1. Введение

  2. Кинематика материальной точки.

  3. Динамика

  4. Законы сохранения.

  5. Гидростатика.

  6. Основы молекулярно-кинетической теории и газовые законы.

  7. Законы термодинамики.

  8. Основы электродинамики.

  9. Законы постоянного тока.

  10. Магнитное поле.

  11. Электрический ток в различных средах

  12. Электромагнитная индукция

  13. Колебание.

  14. Волновые явления

  15. Законы геометрической оптики.

  16. Элементы теории относительности

  17. Световые кванты

  18. Атом и атомное ядро

  19. Атом и атомное ядро



Оценочная таблица выполнения домашних заданий

Критерии

Оценка

1

- Полный уровень соответствия оформления указанным требованиям.( см. приложение 3)

-правильность решения упражнения, задачи.

5(отлично)

2

Полный уровень соответствия оформления указанным требованиям.( см. приложение 3)

-правильность решения упражнения, задачи, с небольшой ошибкой

4(хорошо)

3

-Неполный уровень соответствия оформления указанным требованиям.

- решения упражнения, задачи с существенной ошибкой

3(удовлетворительно)

4

-Задание не выполнено

2(Неудовлетворительно)

На выполнение всех заданий отводится не более--65 часов.















Приложения

Результаты внеаудиторной самостоятельной работы оформляются в виде отчетов по прилагаемым формам.



Приложение 1



Образец оформления реферата

Образец титульного листа


ГБОУ НПО РО ПУ №61 имени Героя Советского Союза Вернигоренко И.Г.




РЕФЕРАТ


Тема:

Выполни л (а) Ф. И. О. студента, курс, группа, профессия

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя





Новошахтинск 20_






ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение стр

1.Биография ученого.

2.Открытия в области физики.

Заключение

Список литературы




Приложение 2

Образец оформления физических (домашних) экспериментов:

Образец титульного листа


ГБОУ НПО РО ПУ №61 имени Героя Советского Союза Вернигоренко И.Г.




Физические (домашние) эксперименты


Выполнил (а) Ф. И. О. студента, курс, группа, профессия

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя





Новошахтинск 20_


Следующая страница должна содержать:

  1. Эксперимент

  2. Вывод




















Приложение 3

Образец оформления выполнения домашних заданий

Образец титульного листа


ГБОУ НПО РО ПУ №61 имени Героя Советского Союза Вернигоренко И.Г.




Домашние задания


Выполни л (а) Ф. И. О. студента, курс, группа, профессия

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя





Новошахтинск 20_

Следующая страница должна содержать:

  1. Название раздела.

  2. Номер задания или упражнения.

  3. Решение задания или упражнения с ответом.





















Приложение 4









График внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Физика

2014-2015 учебный год

№ группы

Дисциплина

День недели

Кабинет

1 курс

2 курс

Физика

Вторник

Среда

№8





Преподаватель спец. дисциплин

Лобачева Ф.С.


Приложение 5

Таблица контроля над выполнением внеаудиторной

самостоятельной работы

Гр.

Ф. И.О.

Оценка за выполнение реферата

№ эксперимента

Оценка за выполнение

Физических домашних экспериментов

№ дом.

задания

Оценка за выполнение домашних заданий




1


1





2


2





3


3





4


4





5


5





6


6





7


7





8


8





9


9





10


10





11


11





12


12





13


13





14


14





15


15





16


16







17






18






19


Итоговая оценка






















Используемая литература:

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.



15


© 2010-2022