- Преподавателю
- Физика
- Использование графического моделирования на уроках физики при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Использование графического моделирования на уроках физики при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Баева Е.И. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Как используется графическое моделирование на уроках физики и при подготовке к ЕГЭ.
«Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по ее освоению».
В.Г.Белинский
Проходя переподготовку на курсах повышения квалификации в ГОУРПО «Ростовском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования» под руководством М.С.Атаманской мы рассматривали все возможные варианты для лучшего усвоения физики учащимися в школе, а значит, и повышения качества преподавания по физике, развития интереса к физике.
В результате обсуждений, были выделены некоторые важные методы обучения физике, предложенные Мариной Сергеевной.
А) Метод опережающего эксперимента. Данная методика позволяет учащимся не просто получить знания со слов учителя или, читая учебник, а самому быть в роли ученого, выдвигающего свои гипотезы и проверяющего их, открывая те или иные закономерности. То, что ребенок открыл сам, не нужно специально учить или запоминать. Т.е. очень важен сам факт осознания полученных знаний.
Б) Деятельностный подход к обучению «с разных сторон».
Более подробно хочу остановиться на графическом моделировании физических явлений и процессов, т.е. развитии у детей образно - символического мышления.
В образно - символическом мышлении для осмысления главным является представление, свое видение мира и выражение своего отношения к этому миру. Поэтому формирование способности личности к конструированию и оперированию образно символическими средствами и присвоение ценностно-смысловой составляющей мира это две стороны одного и того же процесса, связанные между собой и протекающие одновременно.
Традиционное образование сводится к обучению личности путем освоения знаний о мире, ранее накопленные мировой культурой. Поэтому взаимодействие ребенка с миром ограничивается работой на уровне правил, законов открытых ранее учеными разных стран. Но таким образом навязывается общепринятое видение мира, явлений, но не ощущений самого ученика. В результате возникает недопонимание физических процессов, а потом и нежелание разобраться в их сути, т.к. гораздо быстрее и выгоднее их просто заучить. Но выучить все невозможно!
«Направленная работа с детьми на смысловом уровне кардинально изменяет характер социального развития ребенка, наделяя его способностью видеть за конкретным - общее, за материальным - духовное, за предметом - ценность жизни».1
«Благодаря своим сущностным характеристикам образно - символическое мышление способствует развитию ценностно-смысловой сферы личности. Поэтому проблема формирования образно-символического мышления - важнейшая проблема теории и практики образования».2
Каждый человек индивидуален, а значит, изучая окружающий мир и явления, он пропускает его через свое сознание, через свои ощущения. И тот или иной объект, явление может рассматриваться им по-своему; человек выражает свое индивидуальное отношение к данному объекту и описывает своим образно - символическим языком, понятным ему. Значит необходимо дать детям возможность «изобразить» свое отношение к изучаемому явлению в знаках и символах, понятных ему.
1. В виде движения тела по горизонтальному координатному лучу. Тело за равные промежутки времени проходит равные пути.
-4
0
4
8
12
16
х,м
4м/с
4м/с
4м/с
4м/с
4м/с
2. В виде движения тела по координатному лучу с параллельной ему осью времени.
-4
0
4
8
12
16
0
1
2
3
4
5
х,м
t,сНапример, могут быть такие возможности знаковых систем в описании равномерного движения.
Время t,c
0
1
2
3
4
5
Координата х,м
-4
0
4
8
12
16
3. Данное движение можно представить в образе таблицы.
-4
0
0
0
0
0
0
4
4
4
4
4
4
8
12
16
8
8
8
8
8
12
12
12
12
12
х,м
16
16
16
16
16
х,м
х,м
х,м
х,м
х,м
В начальный момент времени х0 = - 4 м
Через 1с
4. Представим равномерное движение графически
Через 2с
Через 3с
Через 4с
Через 5с
х,м
-4
0
4
8
12
16
0
1
2
3
4
5
t,с
-4
t,с
х,м
0
5
4
3
2
1
4
8
12
16
Х2=-4+4*2=4
Х3=-4+4*3=8
-4
Х1=-4+4*1=0
-4
-4
Х4=-4+4*4=12
-4
Х5=-4+4*5=16
-4
х = х0 + υ *t
5. Анализируя графическое представление, можно построить график зависимости координаты от времени
6. Удобнее построить график зависимости координаты от времени, повернув предыдущий на 90⁰ против часовой стрелки.
7. Анализируя графическое представление, можно представить движение на языке символов, где х - координата тела в любой момент времени; х0 - начальная координата; υ - скорость тела.
Х1= - 4 + 4*1 = 0
Х2= - 4 + 4*2 = 4
Х3= - 4 + 4*3 = 8
Х4= - 4 + 4*4 = 12
Х5= - 4 + 4*5 = 16
х = х0 + υ *t
Тело движется с постоянной скоростью 4 м/с из точки с координатой - 4 м. Определить положение тела за 5 с от начала движения.
х0 = - 4 м ; υ = 4м/с.
8. Знаковая система в форме текста.
Рассмотрим практическую задачу, где организована связь между результатом опыта и условиями его получения, оформленную графическим методом.
Текст условия задачи.
Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и 3 груза, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины.
0
1
2
3
Н
0
0
0
1
1
1
2
2
2
3
3
3
0
1
2
3
F, Н
х, м
F = 0, Н
F = 1, Н
F = 2, Н
F = 3, Н
ΔХ1
ΔХ2
ΔХ3
F = k ΔХ ; k =
F
ΔХ
Рассмотрим еще один пример решения задачи с поэтапным моделированием.
Условие задачи C3. В вакууме закреплен горизонтальный цилиндр с поршнем. В цилиндре находится 0,1 моль гелия. Поршень удерживается опорами и может скользить влево вдоль стенок без трения. В поршень попадает пуля массой 10 г, летящая горизонтально со скоростью 400 м/с, и застревает в нем. Температура гелия в момент остановки поршня в крайнем левом положении возрастает на 64 К. Какова масса поршня? Считать, что за время движения поршня газ не успевает обменяться теплом с поршнем и цилиндром.
Шаг 1. Представим условие задачи в виде модели (реконструкция условия задачи).
В вакууме закреплен горизонтальный цилиндр с поршнем. В цилиндре находится 0,1 моль гелия. Поршень удерживается опорами и может скользить влево вдоль стенок без трения.
0,1 моль
Т1
υ =400 м/с
10 г
ΔТ=64К
В поршень попадает пуля массой 10 г, летящая горизонтально со скоростью 400 м/с, и застревает в нем.
Шаг 2. Анализ данных задачи. Дано: СИ Решение: ν=0,1моль Не mпули=10г 0,01кг υ =400 м/с ΔТ=64К Q=0 Fтр=0
mпоршня - ?кг
Не (гелий) можно считать идеальным газом.
υ пули
y
υ/?
ΔU= ν RΔT
3
2
υ/
Считать, что за время движения поршня газ не успевает обменяться теплом с поршнем и цилиндром.
По первому закону термодинамики ΔU=Q+A , но по условию Q=0, следовательно, ΔU= A
υ/ =0
Температура гелия в момент остановки поршня в крайнем левом положении возрастает на 64 К.
х
Ш
υ поршня=0
υ пули=400м/с
υ/
До взаимодействия
После взаимодействия
Т.к поршень может скользить влево вдоль стенок без трения, то силой трения в данной задаче можно пренебречь: Fтр=0 Асилы тр=0 , значит изменение кинетической энергии поршня идет за счет совершения работы при сжатии газа.
А= , где m= mпоршня+ mпули ; А= , где υ/ - скорость
поршня и пули после взаимодействия.
m υ2
2
(mпоршня+ mпули ) υ/2
2
2
По закону сохранения импульса:
mпоршня υ поршня + mпули υ пули = mпоршня υ/ поршня+ mпули υ/ пули
mпули υ пули = (mпоршня+ mпули ) υ/
υ/ = , тогда А= = ΔU
; после алгебраических
преобразований, находим массу поршня.
mпоршня = - mпули ; после подстановки числовых данных mпоршня = 0,09кг.
Ответ: mпоршня = 0,09кг.
mпули υ пули
(mпоршня+ mпули)
(mпоршня+ mпули )
2
2
(mпули υ пули)2
(mпоршня+ mпули)2
ΔU= ν RΔT
2
3
ν RΔT =
3
2
(mпули υ пули)2
2
(mпоршня+ mпули)
(mпули υ пули)2
3ν RΔTаг 3. Математическая модель решения задачи. Рассмотрим более подробно взаимодействие пули и поршня - абсолютно неупругое. Изменение кинетической энергии поршня равно работе всех сил, действующих на него.
Ребенок может прочитывать задачу многократно и не понимать ее сути, потому что не происходит перехода от данной знаковой системы к другой, более понятной, т.е. к образу данного явления, условиям его протекания. Каждый ученик должен сам подобрать себе ту знаковую систему, в которой он сможет ориентироваться. Итак, преобразовывая «обычные» тексты задач в графические образы, понятные ребенку, он сам поднимается на новый уровень. «Графический образ» как дидактическая технология ориентирован на развитие воображения, воображение же - атрибут творчества.3 Развивая «образ вообще», а «графический» в особенности, мы сближаем учебное и научное познание.
За графическими образами мы вправе видеть смыслообразы. Наука свидетельствует: смыслам не учат и не учатся - смыслы раскрываются. «Физика образов» - это механизм обнаружения учащимися в явлениях мира новых смыслов, когда сделать это возможно, не иначе, как сконструировав образ. Конструирование графических образов, следовательно и смыслообразующий процесс. Смыслы же, смысловые структуры личности, как свидетельствует психология, - это высшая инстанция регуляции жизнедеятельности человека, которая осуществляет структуирование целостной личности.3
Опыт М.С.Атаманской, которым она щедро делится с учителями на курсах переподготовки, трудно переоценить. Марина Сергеевна как генератор идей, которые при воплощении в жизнь дают поразительные результаты в обучении детей.
Литература.
-
Л.Т. Потанина, А.Н. Гусев «Связь образно - символического мышления с развитием ценностно-смысловых представлений личности», Вопросы психологии, 2008г №2.
-
Л.Т. Потанина, Н.Е. Щуркова «Символика введения». М.: Педагогическое общество России, 2001. С.56 - 94.
-
В.Т. Фоменко, доктор педагогических наук, профессор в книге «Технология графических образов» М.С.Атаманская, Ростов-на- Дону, Издательство Ро ИПК и ПРО, 2004.