Урок физики в 7 классе «Давление»

Тема: «Формирование жизненно важных компетенций и ценностей в условиях урока» Основная идея обобщаемого опыта- Подготовка к жизни Результативность опыта- Социализация обучающихся. Планируемая  форма обобщения- разработки уроков по таксономии Блума и Кротвелла. Планируемый   продукт обобщения- сборник методических рекомендаций и разработок уроков .    В  Государственной  Программе развития образования РК на 2011-2020 годы говорится: «Казахстану необходима кардинальная модернизация образования, способная воспитать технически грамотную, самостоятельную молодежь, которая сможет адаптироваться в быстро изменяющемся мире и  поднять экономику Казахстана до уровня развитых стран мира». Современному обществу необходимы предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью , динамизмом. В этих условиях образование требуется человеку не как объем знаний и умений, а как первичный социальный капитал. Иными словами, на первый план выходит подготовка компетентного ученика, ученика, не напичканного различными знаниями, а умеющего разрешать возникающие в жизни проблемы, Именно поэтому развитие у школьников исследовательских и коммуникативных умений рассматривается в настоящее время как одно из приоритетных направлений образования. Классно-урочная система здесь себя не оправдывает!  В основу новой системы должны быть положены совершенно иные принципы, отражающие возможности, с одной стороны, индивидуального обучения, а, с другой стороны, разновозрастного обучения. Их нужно разумно сочетать. Естественно, требуется и принципиально иная методика преподавания. Мы остановились на компетентностном подходе к обучению. Переориентация на компетентностный подход, применение новых педагогических технологий и методов, запрос общества на гражданина образованного, критически мыслящего,  способного к саморазвитию и творчеству говорит о необходимости перераспределения функций ученика и педагога в рамках учебно-воспитательного процесса в сторону увеличения доли самостоятельной деятельности учеников и сведения до минимума когнитивной роли педагога. Организация  учебной деятельности в соответствии с требованиями современной педагогики – это один из возможных путей повышения учебной мотивации и престижа образования.
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики в 7 классе, «Давление»

Тарасова С.А. учитель физики, специалист высшего уровня квалификации высшей категории, стаж работы 28 лет.

Тема: «Формирование жизненно важных компетенций и ценностей в условиях урока»

Основная идея обобщаемого опыта- Подготовка к жизни

Результативность опыта- Социализация обучающихся.

Планируемая форма обобщения- разработки уроков по таксономии Блума и Кротвелла.

Планируемый продукт обобщения- сборник методических рекомендаций и разработок уроков .

В Государственной Программе развития образования РК на 2011-2020 годы говорится: «Казахстану необходима кардинальная модернизация образования, способная воспитать технически грамотную, самостоятельную молодежь, которая сможет адаптироваться в быстро изменяющемся мире и поднять экономику Казахстана до уровня развитых стран мира».

Современному обществу необходимы предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью , динамизмом.

В этих условиях образование требуется человеку не как объем знаний и умений, а как первичный социальный капитал. Иными словами, на первый план выходит подготовка компетентного ученика, ученика, не напичканного различными знаниями, а умеющего разрешать возникающие в жизни проблемы, Именно поэтому развитие у школьников исследовательских и коммуникативных умений рассматривается в настоящее время как одно из приоритетных направлений образования.

Классно-урочная система здесь себя не оправдывает! В основу новой системы должны быть положены совершенно иные принципы, отражающие возможности, с одной стороны, индивидуального обучения, а, с другой стороны, разновозрастного обучения. Их нужно разумно сочетать. Естественно, требуется и принципиально иная методика преподавания. Мы остановились на компетентностном подходе к обучению.

Переориентация на компетентностный подход, применение новых педагогических технологий и методов, запрос общества на гражданина образованного, критически мыслящего, способного к саморазвитию и творчеству говорит о необходимости перераспределения функций ученика и педагога в рамках учебно-воспитательного процесса в сторону увеличения доли самостоятельной деятельности учеников и сведения до минимума когнитивной роли педагога.

Организация учебной деятельности в соответствии с требованиями современной педагогики - это один из возможных путей повышения учебной мотивации и престижа образования.

Так как учащемуся жить в быстро меняющемся мире (взаимодействовать с ним), то для этого необходимо формировать ценности . Ценности играют определяющую роль в жизни людей. Они составляют основу поступков, поведения ( познавательные и эмоциональные процессы, развивают память, волю). Идёт информационное взаимодействие («отражение» мир- организм). Эти процессы связаны психологией, философией , физиологией. Ценность жизни есть безусловная и единственная ценность. Человек становится таким человеком, каким сделает себя сам. Работает принцип «жить - значит учиться». Жизненный опыт приобретается учеником через совместную деятельность с учителем. От личности учителя, его убеждений, профессиональных компетенций, интеллекта, эмоций, опыта зависит каким будет процесс формирования ценностей . Задача учителя состоит в проектировании процесса( моделировании ситуаций, реализации процесса и мониторинга), организацию процесса (через ЛОО, художественные средства, использование таксономии Кротвелла, использование техник учения, рефлексию, релаксацию, аутентичное оценивание ), через устную коммуникацию, методы обучения, доверие и веру в учителя идёт воздействие на ученика через эмоции, интеллект с учётом возрастных особенностей и мотивации.

Так как школа выполняет определённый социальный заказ, социальное поведение человека тесно связано с социальными программами и ценностными установками, зафиксированными в культуре каждого общества. Через образовательное поле школы , включающее в себя убеждения обучающегося, доверие и веру в учителя, через использование художественных средств, конкретных ситуаций, проектирование уроков по таксономии Кротвелла , ценности развиваются, совершенствуются, в корне изменяются , соответственно меняется поведение человека, его менталитет. Человек живёт- проявляет и реализовывает человечность, все положительные качества и добродетели, все ценности.

Формирование поведенческих навыков у учащихся идёт через такие мыслительные процессы как восприятие, осознание, принятие или неприятие , усвоение . Складывается определённый стереотип поведения, позволяющий решать проблемы, возникающие в повседневной жизни, просто путём мысленного установления связей между различными элементами проблемы.

Формирование ценностей в образовательной среде идёт через разум, Эмоции,Я- сущее. Ценности формируются в течении всей жизни человека, но их формирование по возрастной периодизации идёт с учётом психических процессов. Так в период детства (6-12 лет) формирование ценностей идёт через познание действительности от взрослых к себе, в этот период важна роль взрослых людей, находящихся рядом; в подростковый период (12-15 лет)познание действительности идёт от «себя» через переживания, в юношеском возрасте (16-18 лет) познание действительности через формирование «себя»,период взросления (свыше 18 лет)-самоорганизация ценностей.

Проведенные уроки и посещенные уроки коллег показали, как много положительного в такой организации учебной деятельности:

  • нет проблемы с дисциплиной, так как каждый ученик занят работой и заинтересован получить положительную оценку на уроке;

  • Учащиеся «учатся учиться», осваивая различные техники учения, формы организации учебной деятельности, способы запоминания информации;

  • отпала проблема выставления оценок и повысилась объективность оценивания результатов работы на уроке;

  • улучшилась техника чтения, так как ученики должны прочитать и понять задание, а потом прочитать и обработать информацию учебника;

  • не надо контролировать занятость учеников, а так как задание получил каждый, то работают все, а не только те, кто вызван к доске;

  • все больше учеников успевают выполнить задания 4 , 5,6 уровней;

  • в зависимости от физиологических и психологических особенностей ученики могут самостоятельно регулировать объем выполненных заданий ;

  • ни один ученик не обделен вниманием учителя ( по меньшей мере, 5-6 раз к нему учитель подойдет и оценит его труд);

  • ученики учатся самостоятельно оценивать свой труд и труд одноклассников и в конце урока уже знают, какую оценку получили;

  • улучшились результаты школьного тестирования;

  • повысилась мотивация к изучению предметов, после очередного урока ученики говорят: «идём на уроки с удовольствием»;

  • удобно проводить занятия с учащимися двух классов;

  • созданы условия для социализации личности учащегося;

  • обеспечены условия для личного саморазвития, самостоятельности в приобретении знаний, формирующих коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивости и креативности- что поставлено в задачах перехода на 12- летнюю модель образования в Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы.

В ходе уроков формируются следующие компетенции :

  • уметь общаться на родном языке

  • уметь общаться на иностранном языке

  • уметь проявлять предпринимательские навыки

  • уметь демонстрировать дижитальные (информационные)навыки

  • уметь демонстрировать навыки по математике, науке, технологиям

  • уметь демонстрировать навыки гражданской и социальной ответственности

  • уметь формировать у себя ценности на основе мировой и национальной культур

  • уметь учиться - системообразующая компетенция, так как все остальные формируются через неё.

Шестиуровневая таксономия Блюма

Уровень

Название уровня

Что означает эта категория?

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

Задания формируют навыки

1 уровень

Знание

Запоминание и воспроизведение изученного материала- от конкретных фактов до целостной теории

Воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы

Репетитивные

2 уровень

Понимание

Преобразование материала из одной формы выражения в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе событий, явлений.

Объясняет факты. Правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

Репетитивные

3 уровень

Применение

Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях

Применяет законы, теории в конкретных , практических ситуациях, использует понятия и принципы в новых ситуациях.

Репетитивные

4 уровень

Анализ

Умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура

Вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных

Когнитивные

5 уровень

Синтез

Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

Пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи

Когнитивные

6 уровень

Оценивание

Умение оценивать значение того или иного материала в конкретной ситуации.

Оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Поведенческие

Урок направлен на умение проявлять навыки предпринимательства.

ПЛАН УРОКА

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

КАТАЛОГ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМА:

Давление.

1

Базовая компетенция:

Уметь проявлять навыки предпринимательства

Дисциплина: физика

1.1

Составляющая компетенция:

Уметь применять знания в области предпринимательства

Выражать и понимать различные точки зрения.

Класс:7

1.1.1

Преподаватель: Тарасова Светлана Александровна

ЦЕЛЬ УРОКА - уметь применять знания о давлении в области предпринимательства.

Дидактическая степень/категория: высшая

Карта знаний.

Учебное заведение: Силантьевская средняя школа

Базовый учебник: Физика 7

1

Физический смысл давления, зависимость от силы и площади.

ЗНАТЬ, как рассчитать давление.

Содержание урока:

Давление. Способы уменьшения и увеличения давления.

Уметь различать личную и профессиональную сферу.

Отношения: быть заинтересованным в социально-экономическом развитии

КЛАССИФИКАТОР

ОРГАНИЗАТОР

Учебное задание


Время в мин.

Организационная форма

Общее время урока:

45

1

Вспомните материал и допиши предложения:

1..Давлением называют …….

Запись формулы определения давления в математическом виде выглядит…..

Давление можно уменьшить ……..

Давление можно увеличить ……..

Единица измерения давления ……

1гПа=…. 1 кПа=… 1 МПа=…

1

10

Работа в паре/взаимооценка

2.

Заполни таблицу, запиши формулу для давления в «треугольник».

Физическая величина

Обозначение , Единицы измерения

Формула для расчёта

Прибор для измерения

В какой области предпринимательства необходимо учитывать

Давление


2

5

Работа в паре/самооценка

3

Рассчитайте давление , которое оказывает деревянный брусок, если он :

1 группа- стоит на большей грани;

2 группа- стоит на средней грани;

3 группа - стоит на меньшей грани

3

5

Работа в группе/оценка учителя

4

Обсудите результаты практического задания, проанализируйте ситуацию, сделайте выводы, заполните таблицу

Область предпринимательства

Способы уменьшения давления

Способы увеличения давления

Транспорт

Сельское хозяйство

Медицина

Строительство

4

5

Работа в группе/оценка учителя

5

Предложи памятку для водителя ТОО «Грузоперезозки», перевозящего мебель для расположения груза в кузове автомобиля , чтобы уменьшить давление на кузов машины.

5

10

Индивидуальная / проверка учителя

6.

Оцените, как можно уменьшить нагрузку на полки в кухонном шкафу, холодильнике, подготовь рекомендации для домашних.

6

5

Индивидуальная / проверка учителя


© 2010-2022