Рабочая программа по физике 9 класс. УМК А. В. Пёрышкин

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Казаяк»

муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан


«Согласовано» «Согласовано» Утверждено

Руководитель РМО Зам. директора директором школы

_________ /Л.В.Силантьева/ школы по УВР Приказ № ____

«___» __________ 2015 г ________ Шакирова В.В. «___» _________ 2015 г

«___» ________ 2015 г








Рабочая программа учебного курса

«Физика»

для 9 класса





Составитель: учитель физики

Малышенко Елена Владимировна







2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Конституция РФ ст. 43,

2. Конвенции о правах ребенка;

3. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

4. Приказа № 1089 от 5 марта 2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (в соответствии с изменениями);

5. Приказа от 9 марта 2004 г. N 1312 Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;

6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

7. Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;

8. Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730;

9. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РБ №824 от 6 мая 2014г);

10. Авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин, составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике. Программы для образовательных учреждений.

11. Учебного плана МБОУ СОШ с.Казаяк

Приказ № 41 от «28» августа 2015г

12. Положения о рабочей программе МБОУ СОШ с.Казаяк

Приказ № 58 от «31» мая 2014 г.

Курс построен на основе базовой программы. Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин : Е.М.Гутник. Физика - 9, М.: Дрофа, 2011 г. Программа рассчитана на 66 часов по 2 часа в неделю.

Цели и задачи обучения физике:

- развитие мышления обучающихся , формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение обучающимися знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира;

- о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение обучающимися идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научно­го познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

- программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных допускаемых единиц.

Программа ориентирована на обучающихся 9 класса и соответствует учебнику: Физика - 9, А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, М., Дрофа, 2011 г.

Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач сформирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Место предмета в учебном плане ОУ.

Предмет «физика» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 9 классе в общем объёме 66 часов по 2 часа в неделю. Место предмета «физика» в учебном плане МБОУ СОШ с. Казаяк МР Иглинский район РБ определяется на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Башкортостан, предусматривающего обязательное изучение физики в 9 классе 2 часа в неделю. В соответствии с календарем 2015-2016 учебного года, всего 66 часов.

Ценностные ориентиры содержания предмета

Ценностные ориентиры содержания курса физики в средней (полной) школе не зависят от уровня изучения и опреде­ляются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве цен­ностных ориентиров физического образования выступают объекты, которые изучаются в курсе физики и к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познаватель­ного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:

- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

- в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:

- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

- понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:

- правильного использования физической терминологии и символики;

- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

- способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Обучающиеся должны знать:

Понятия: система отсчета, перемещение

- скорость и перемещение при прямолинейном равномерном движении

- ускорение, и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении, свободное падение тел

- криволинейное движение, движение по окружности, I, II и III законы Ньютона

- закон всемирного тяготения, ускорение свободного падения, искусственные спутники Земли

- импульс тела, закон сохранения импульса, реактивное движение

- колебательное движение, свободные и вынужденные колебания, превращение энергии при колебательном движении

- волны, длина волны, скорость волны, звуковые колебания и волны, высота и громкость звука

- магнитное поле, магнитные линии, индукция магнитного поля, магнитный поток, явление электромагнитной индукции

- переменный ток, электромагнитное поле и волны

- радиоактивность, правило смещения, ядерные силы, энергия связи, дефект масс, деление ядер урана, цепная реакция, термоядерная реакция.

Обучающиеся должны уметь:

- Применять основные понятия кинематики и динамики для решения основной задачи механики (определять положение тела в любой момент времени)

- Решать задачи с применением формул кинематики, динамики, волнового движения, магнитной индукции, магнитного потока, на правило смещения при радиоактивном распаде, энергии связи ядра.

- Строить и читать графики движения и скорости.

- Объяснять работу устройств с применением электромагнитных волн.

- Применять способы защиты при радиационных заражениях.

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления обучающихся , формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение обучающимися знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала - такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.


Содержание учебного предмета.

Законы взаимодействия и движения тел 27часов

Система отсчета. Перемещение. Виды движений. Законы Ньютона.

Силы. Законы сохранения импульса и энергии.

Механические колебания. Волны. Звук. 11 часов

Колебательное движение. Волны. Звуковые волны.

Скорость волн. Высота и громкость звука.

Электромагнитное поле. 12 часов

Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

Явление электромагнитной индукции. Шкала электромагнитных волн.

Строение атома и атомного ядра. 14 часов

Радиоактивность. Состав атомного ядра. Правило смещения. Ядерные силы.

Энергия связи. Ядерный реактор. Атомная энергетика.

Повторение 2 часа

Критерии оценивания знаний обучающихся:

Оценка ответов обучающихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если обучающийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и

недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для

оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.





График проведения лабораторных и контрольных работ

Название

Тема

Дата

план

факт

Лабораторная работа

1

«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»



Лабораторная работа

2

«Исследование свободного падения тел»



Лабораторная работа

3

«Исследование зависимости периода и частоты свободных кол. математ. Маятника от длины»



Лабораторная работа

4

«Изучение явления э/м индукции»



Лабораторная работа

5

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. »




Лабораторная работа

6

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.



Контрольная работа

1

Кинематика



Контрольная работа

2

Динамика



Контрольная работа

3

«Законы сохранения»



Контрольная работа

4

Механические колебания и волны. Звук.



Контрольная работа

5

Электромагнитное поле



Контрольная работа

6

Строение атома и атомного ядра








Календарно - тематическое планирование

№ урока

Содержание программного материала

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

Законы взаимодействия и движения тел.

27ч

1

Материальная точка. Система отсчёта

1

2

Перемещение

1

3

Определение координаты тела

1

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

1

6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

1

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

1

9

Л.Р.№1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

10

Решение задач

1

11

Контрольная работа №1 «Кинематика»

1

12

Относительность движения.

1

13

Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона

1

14

Второй и третий законы Ньютона

1

15

Свободное падение тел.

1

16

Движение тела брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

17

Л.Р.№2 «Исследование свободного падения тел

1

18

Контрольная работа №2 «Динамика»

1

19

Закон всемирного тяготения

1

20

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

21

Прямолинейное и криволинейное движение.

1

22

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. ИСЗ.

1

23

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

24

Реактивное движение. Ракеты.

1

25

Законы взаимодействия и движения тел. Решение задач.

1

26

Решение задач на тему «Законы сохранения».

1

27

Контрольная работа №3 «Законы сохранения».

1


Механические колебания и волны. Звук.

10ч

28

Колебательное движение. Колебания груза на пружине.

1

29

Свободные колебания. Колебательная система. Маятник.

1

30

Величины , характеризующие колебательное движение. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Лабораторная работа №3.

1

31

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1

32

Механические колебания. Решение задач.

1

33

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны.

1

34

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

35

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука.

1

36

Механические волны. Звук. Решение задач. Звуковой резонанс.

1

37

Механические колебания и волны. Звук. Контрольная работа №4.

1


Электромагнитное поле.

16ч

38

Однородное и неоднородное магнитное поле.

1

39

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

1

40

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.

1

41

Магнитный поток. Решение задач

1

42

Электромагнитная индукция. Изучение явления электромагнитной индукции. Лабораторная работа №4

1

43

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

1

44

Магнитное поле. Решение задач

1

45

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1

46

Электромагнитное поле.

1

47

Электромагнитные волны.

1

48

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

49

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

50

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света.

1

51

Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.


52

Электромагнитное поле. Решение задач


53

Электромагнитное поле. Контрольная работа.№ 5


Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

10ч

54

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

1

55

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

1

56

Экспериментальные методы исследования частиц. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Лабораторная работа№5

1

57

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел.

1

58

Энергия связи частиц в ядре.

1

59

Деление ядер урана. Цепная реакция. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Лабораторная работа №6

1

60

Атомная энергетика. Экологически е проблемы работы атомных электростанций.

1

61

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1

62

Строение атома и атомного ядра. Решение задач.

1

63

Контрольная работа. Строение атома и атомного ядра. №6

1


Итоговое повторение

64

Решение задач , тесты ОГЭ.

1

65

Решение задач , тесты ОГЭ.

1

66

Решение задач , тесты ОГЭ.

1




Материально-техническое обеспечение:

1 Оборудование для проведения демонстрационных опытов и лабораторных работ.

2. Портреты ученых.

3. Дидактические материалы А.Е. Марон, Е.А. Марон.

Литература:

  1. Учебник Физика - 9 кл., А.В.Перышкин, М. Дрофа, 2011г.

  2. Сборник задач по физике 7 - 9 , В.И.Лукашик, Е.В.Иванова, М., Просвещение, 2003 г.

  3. Диск: Живая физика

  4. Диск: Уроки физики «Кирилл и Мефодия»


  1. school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

  2. ict.edu.ru (Портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»)

  3. fiz.1september.ru/ (Электронная версия газеты «Физика»)

  4. archive.1september.ru/fiz/ (Газета "1 сентября": материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе.)

  5. ЭОР - fcior.edu.ru/

  6. ФИПИ - fipi.ru/

  7. «Образовательная система 2100» - school2100.ru/

  8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-kollection/edu.ru/


11


© 2010-2022