РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Всякий этап развития науки и техники требует подготовки большого числа высококвалифицированных специалистов в этой области. А решение этой задачи невозможно без существенного повышения уровня преподавания физики и раннего выявления и развития творческих способностей будущих специалистов. Одним из способов достижения этой цели является проведение олимпиад, дающих высокую умственную и творческую нагрузку. Этой теме и посвящена данная статья
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ



Уже несколько веков человечество живет в развивающееся, технически прогрессирующем мире, что является, несомненно, заслугой науки, в первую очередь по физике! Всякий этап развития науки и техники требует подготовки большого числа высококвалифицированных специалистов в этой области. А решение этой задачи невозможно без существенного повышения уровня преподавания физики и раннего выявления и развития творческих способностей будущих специалистов.

Одним из способов достижения этой цели является проведение олимпиад, дающих высокую умственную и творческую нагрузку. Основная цель процесса обучения физики в школе - передать учащимся специальные знания и воспитать их творческое мышление. При обучении физике наибольшие трудности возникают у педагогов при выполнении второй части поставленной задачи. В то же время наиболее ценным уроком физики как учебной дисциплины как раз и является развитие творческих способностей обучаемых. Здесь достаточно заметить, что соответствующий уровень творческого мышления позволяет ученику самостоятельно усваивать новые знания, причем не только в области физики. Задача развития творческих способностей учащихся при обучении физике до сих пор игнорируется подавляющим большинством учителей, чем несомненно наносится ощутимый урон в воспитании личности.

Олимпиады способствуют также развитию физического мышления, воспитанию настойчивости и целеустремленности, расширяют и углубляют знания учащихся, полученные на уроках физики, помогают выявить наиболее способных и одаренных школьников. Для решения олимпиадных задач требуются знания и умения, обычно не выходящие за рамки программы. В то же время для решения олимпиадной задачи недостаточно умения применять широко известного алгоритма. Олимпиадные задачи требуют от учащихся ясного понимания основных законов, подлинно творческого умения применять эти законы для объяснения физических явлений, развитого ассоциативного мышления, сообразительности.

Решение олимпиадных заданий - это всегда творчество. Творчество всегда приносит радость: пусть это будет песня, научное открытие или решенная задача. Радостно заново открывать связи между данными и неизвестным, ошибаться и приходить к торжеству идеи. Завершение напряженной умственной работы приносит не меньше удовольствия, чем мяч, забитый в ворота противника. Наука - всегда творчество. Физика творит прогресс наших дней. При изучении физики решение задач так же важно, как и эксперимент. Решение задачи - это напряженное, активное проявление энергии, воли, умственных способностей оно требует знаний, навыка и системы. Умение достигается упражнениями и размышлениями. Мастерство выковывается в труде и изучении опыта других. Для целей практики необходимо решенную задачу выразить в «числе, мере и весе». В этом месте возникает ряд новых вопросов: о степени точности, о единицах величин, об употребляемых математических приемах расчета. Наконец сложная мысль и ее символическое выражение получают воплощение в одном числе.

Задача решена, но и здесь, рано ставить последнюю точку. Последняя, третья ступень - это практика. Практическая деятельность является критерием истины. Следует посмотреть, правдоподобен ли полученный результат, соответствует ли он опытным данным современной техники. Размышления над правдоподобностью ответа могут помочь открыть ошибку. Далее следует подумать, нельзя ли использовать полученный результат для решения сходной задачи; нельзя ли эту задачу решить иначе, проще.

При подготовке учащихся к олимпиаде учителям необходимо подходить к каждой задаче творчески. Творчество - хитрая вещь. Определить его - все равно, что попытаться схватить колечко дыма кончиками пальцев. Хотя мы безошибочно узнаем творческую фантазию во всем - от картин великих мастеров до оригинально решенной задачи. Поэтому, наверное, творчество - это неуправляемый порыв вдохновения, доступный лишь немногим счастливцам. Тем не менее творческая мысль доступна всем. Мы переживаем вдохновение всякий раз, когда в сознании возникает свежая идея. И творческий порыв можно вызвать всегда. Когда нам это заблагорассудится. Творческая мысль - это проницательность, прозрение, миг вдохновения, который открывает верное решение. Творчество проявляется в необычном способе решения задачи, в остроумном выходе из затруднительного положения. Чтобы подойти к решению проблемы целиком необходимо выделить её различные стороны и попытаться разрешить каждую из них. Но, кроме умения разделения проблемы на составные части, необходимо также уметь и затем собрать, соединить все эти решения в одно целое, которое и будет являться полным решением и анализом данного вопроса. И эта вторая часть наиболее главная.





© 2010-2022