• Преподавателю
  • Физика
  • Методические рекомендации «Игра - средство развития познавательного интереса учащихся по физике»

Методические рекомендации «Игра - средство развития познавательного интереса учащихся по физике»

Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся является игра. Она является важнейшим способом накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации. В п...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Игра - средство развития познавательного интереса учащихся по физике»

Предмет исследования: - Игра - средство развития познавательного интереса учащихся по физике.

Объект исследования:- учащиеся 1 и2 курсов.

Гипотеза: В результате проведённого исследования выявить, что из всего многообразия игр можно выделить физическую игру, как средство развития познавательного интереса учащихся к физике. Использование игры на уроках, во внеклассной работе по физике наиболее эффективно способствует возникновению интереса у учащихся к физике.

Актуальность применения интеллектуальных игр связана с тем, что в настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема как повысить интерес школьников к предметам естественного цикла - физике и математике. Анализ состояния физико-математического образования подтверждает это падение интересов. Меньшее количество выставляется научных проектов, уменьшается число победителей олимпиад.

Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.
(С. Т. Шацкий)

Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся является игра. Она является важнейшим способом накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации. В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а также свои представления об опыте разыгрываемого героя, т.е. через подражание формируется своеобразная цепочка действий. В ходе игры учащиеся не копируют своего героя, а подражают ему. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре проявляются многие качества личности

Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Игру по праву называют восьмым чудом света. Ведь именно здесь, в процессе игры, мир детства соединяется с миром науки. Все игры имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра.

Игра выполняет следующие функции:

  • развлекательная (воодушевить, развлечь, доставить удовольствие)

  • коммуникативная (позволяет общаться с куклой, например)

  • самореализации (дети с физическими отклонениями) (полигон в человеческой практике).

  • терапевтическая (помогает преодолеть трудности в различных видах деятельности ).

  • диагностическая (отклонение от нормативного поведения) Ребёнок в игре раскован, раскрыт. Он может себя проявить.

  • коррекции (внесение позитивных изменений в структуру позитивных показателей).

  • межнациональные коммуникации.

  • социализация (усвоение норм человеческого общения).

Использование интеллектуальных игр

на уроках физики (фото)


Физические игры классифицируются

в зависимости от игровой цели

  • Творческие игры

  • Игры - соревнования

  • Игры, направленные на выполнение занимательного задания

  • Игры с раздаточным материалом.

(методразработки уроков с использ. игр)


Место игры на уроке физики

может быть различным

  • I. При опросе учащихся

  • II. При закреплении знаний

  • III. В процессе повторения пройденного

  • IV. При выполнении домашнего задания

Внеурочная деятельность по физике(фото)


Основная цель применения игры на внеклассных занятиях по физике - это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых физических игр.

Цели применения физических игр


  • Развитие мышления;

  • Углубление теоретических знаний;

  • Самоопределение в мире увлечений и профессий;

  • Организация свободного времени;

  • Общение со сверстниками;

  • Воспитание сотрудничества и коллективизма;

  • Приобретение новых знаний, умений и навыков;

  • Формирование адекватной самооценки;

  • Развитие волевых качеств и практических навыков

  • Контроль знаний;

  • Мотивация учебной деятельности и др.

Игры по физике призваны решать следующие задачи

Образовательные:

  • Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

  • Способствовать расширению кругозора учащихся и др.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся творческое мышление;

  • Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;

  • Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;

  • Воспитать нравственные взгляды и убеждения;

  • Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др

Виды игр по физике

  • По назначению

обучающие, контролирующие и воспитывающие развивающие и занимательные игры

  • По массовости

коллективные и индивидуальные игры

  • По реакции

подвижные и тихие игры

  • По темпу

скоростные и качественные игры, одиночные и универсальные

Классификация игр по схожести правил и характера


  • Настольные игры;

  • Физические мини-игры;

  • Викторины;

  • Игры по станциям;

  • конкурсы;

  • Игры-путешествия;

  • лабиринты

  • Физическая карусель;

  • Бои;

Разновозрастные

Успех любой игры зависит от её организации.


Она состоит из следующих этапов:

1.Предварительная работа.

2.Подготовительный

3. Проведение игры

4. Подведение итогов игры.



Анкетирование учащихся


  • Проводились ли у вас когда-нибудь игры по физике?

  • Нравится ли вам посещать такие мероприятия? Почему?

  • Что вам понравилось и не понравилось в физической игре, в которой вы участвовали?

  • После проведения игры стала ли вам больше нравиться физика?

  • Стали ли вы охотней заниматься на уроках физики, после участия в физической игре?

  • Хотели бы вы еще поучаствовать в игре по физике?

Нравятся ли вам посещать игры по физике

диаграмма

Что понравилось, что не понравилось ( таблица)


Заключение

Физическая игра дает возможность ученикам проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме. Систематическое использование физической игры во внеклассной работе по физике влечет за собой формирование и развития познавательного интереса у учащихся.

Считаю, что физическая игра, как эффективное средство развития познавательного интереса, должна использоваться на уроках и во внеклассной работе по физике как можно чаще.


© 2010-2022