- Преподавателю
- Физика
- Методические рекомендации «Игра - средство развития познавательного интереса учащихся по физике»
Методические рекомендации «Игра - средство развития познавательного интереса учащихся по физике»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Боровик Н.Н. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Игра - средство развития познавательного интереса учащихся по физике»
Предмет исследования: - Игра - средство развития познавательного интереса учащихся по физике.
Объект исследования:- учащиеся 1 и2 курсов.
Гипотеза: В результате проведённого исследования выявить, что из всего многообразия игр можно выделить физическую игру, как средство развития познавательного интереса учащихся к физике. Использование игры на уроках, во внеклассной работе по физике наиболее эффективно способствует возникновению интереса у учащихся к физике.
Актуальность применения интеллектуальных игр связана с тем, что в настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема как повысить интерес школьников к предметам естественного цикла - физике и математике. Анализ состояния физико-математического образования подтверждает это падение интересов. Меньшее количество выставляется научных проектов, уменьшается число победителей олимпиад.
Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.
(С. Т. Шацкий)
Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся является игра. Она является важнейшим способом накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации. В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а также свои представления об опыте разыгрываемого героя, т.е. через подражание формируется своеобразная цепочка действий. В ходе игры учащиеся не копируют своего героя, а подражают ему. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре проявляются многие качества личности
Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Игру по праву называют восьмым чудом света. Ведь именно здесь, в процессе игры, мир детства соединяется с миром науки. Все игры имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра.
Игра выполняет следующие функции:
-
развлекательная (воодушевить, развлечь, доставить удовольствие)
-
коммуникативная (позволяет общаться с куклой, например)
-
самореализации (дети с физическими отклонениями) (полигон в человеческой практике).
-
терапевтическая (помогает преодолеть трудности в различных видах деятельности ).
-
диагностическая (отклонение от нормативного поведения) Ребёнок в игре раскован, раскрыт. Он может себя проявить.
-
коррекции (внесение позитивных изменений в структуру позитивных показателей).
-
межнациональные коммуникации.
-
социализация (усвоение норм человеческого общения).
Использование интеллектуальных игр
на уроках физики (фото)
Физические игры классифицируются
в зависимости от игровой цели
-
Творческие игры
-
Игры - соревнования
-
Игры, направленные на выполнение занимательного задания
-
Игры с раздаточным материалом.
(методразработки уроков с использ. игр)
Место игры на уроке физики
может быть различным
-
I. При опросе учащихся
-
II. При закреплении знаний
-
III. В процессе повторения пройденного
-
IV. При выполнении домашнего задания
Внеурочная деятельность по физике(фото)
Основная цель применения игры на внеклассных занятиях по физике - это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых физических игр.
Цели применения физических игр
-
Развитие мышления;
-
Углубление теоретических знаний;
-
Самоопределение в мире увлечений и профессий;
-
Организация свободного времени;
-
Общение со сверстниками;
-
Воспитание сотрудничества и коллективизма;
-
Приобретение новых знаний, умений и навыков;
-
Формирование адекватной самооценки;
-
Развитие волевых качеств и практических навыков
-
Контроль знаний;
-
Мотивация учебной деятельности и др.
Игры по физике призваны решать следующие задачи
Образовательные:
-
Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;
-
Способствовать расширению кругозора учащихся и др.
Развивающие:
-
Развивать у учащихся творческое мышление;
-
Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;
-
Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.
Воспитательные:
-
Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;
-
Воспитать нравственные взгляды и убеждения;
-
Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др
Виды игр по физике
-
По назначению
обучающие, контролирующие и воспитывающие развивающие и занимательные игры
-
По массовости
коллективные и индивидуальные игры
-
По реакции
подвижные и тихие игры
-
По темпу
скоростные и качественные игры, одиночные и универсальные
Классификация игр по схожести правил и характера
-
Настольные игры;
-
Физические мини-игры;
-
Викторины;
-
Игры по станциям;
-
конкурсы;
-
Игры-путешествия;
-
лабиринты
-
Физическая карусель;
-
Бои;
Разновозрастные
Успех любой игры зависит от её организации.
Она состоит из следующих этапов:
1.Предварительная работа.
2.Подготовительный
3. Проведение игры
4. Подведение итогов игры.
Анкетирование учащихся
-
Проводились ли у вас когда-нибудь игры по физике?
-
Нравится ли вам посещать такие мероприятия? Почему?
-
Что вам понравилось и не понравилось в физической игре, в которой вы участвовали?
-
После проведения игры стала ли вам больше нравиться физика?
-
Стали ли вы охотней заниматься на уроках физики, после участия в физической игре?
-
Хотели бы вы еще поучаствовать в игре по физике?
Нравятся ли вам посещать игры по физике
диаграмма
Что понравилось, что не понравилось ( таблица)
Заключение
Физическая игра дает возможность ученикам проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме. Систематическое использование физической игры во внеклассной работе по физике влечет за собой формирование и развития познавательного интереса у учащихся.
Считаю, что физическая игра, как эффективное средство развития познавательного интереса, должна использоваться на уроках и во внеклассной работе по физике как можно чаще.