Урок по физике Плавание тел 7 класс

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по физике Плавание тел 7 классУрок по физике Плавание тел 7 классУрок по физике Плавание тел 7 классУрок по физике Плавание тел 7 классУрок по физике Плавание тел 7 классУрок по физике Плавание тел 7 классУрок по физике Плавание тел 7 классПлавание тел.

Открытый урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

7 - ой класс. Базовый курс.

Цели урока: продолжить изучение условий плавания тел; рассмотреть устройство судов, ознакомить школьников с видами судов и их применением; совершенствовать умения школьников работать с таблицами; наблюдать и анализировать явления, находить нестандартные решения, повысить интерес к книгам по физике.

Оборудование: сосуд с чистой водой; сосуд с концентрированным раствором соли; вареное яйцо; ПК, экран; модель корабля; синие и красные стрелки на магнитах разной длины.

Оформление доски: заранее начерчены три сосуда, по всей доске разбросаны стрелки разной длины; тема урока на доске.

Ход урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами повторим и вспомним:

- какие силы действуют на погруженное тело.

Мы узнаем:

  • каковы условия плавания тел;

  • каковы особенности плавания животных и человека;

  • как плавают суда.

Для этого посмотрим опыт «Удивительное яйцо». Вначале опускаем яйцо в чистую воду, наблюдаем за телом.

Ученики… Тело тонет.

Учитель. Далее опустим яйцо в стеклянный сосуд, наполовину заполненный концентрированным раствором соли. (что наблюдаем?)

Ученики …Оно плавает на поверхности жидкости. ( На доске рисунки дополняются: в первом сосуде ученик рисует - яйцо тонет, во втором - яйцо всплывает)

Учитель. Почему в одном случае тело плавает, а в другом всплывает?

Ученики … На каждое тело действует архимедова сила и сила тяжести, Fа зависит от плотности жидкости. Плотность соленой воды больше плотности пресной воды, поэтому выталкивающая сила в соленой воде увеличивается, и яйцо всплывает.

Учитель. Что будет с яйцом, если подлить в сосуд воды? (подливаем осторожно воду по стенке сосуда, пока тело не будет плавать внутри жидкости)

Ученики …Яйцо начинает всплывать.(на доске рисуем яйцо, которое плавает)


Учитель. Как это объяснить?

Ученики …Сначала в сосуде была соленная вода, поэтому яйцо плавало на ее поверхности. Затем в сосуд наливали чистую воду, плотность воды уменьшается, становится равной плотности яйца, поэтому оно остается на том же уровне относительно сосуда.

Учитель. Мы с вами увидели, что в одном случае тело тонет, всплывает и в третьем случае плавает. Задание: на доске три сосуда с жидкостью, указать действующие на тело силы Fт и Fа для всех случаев, как направлены эти силы и указать, как зависит плавание тел от плотности. Учащиеся должны установить, когда тело плавает, тонет и всплывает, сделать вывод. Ученики делают рисунки в тетрадях, заранее договариваемся, что архимедова сила - красная стрелка, а сила тяжести синяя стрелочка, указывают, куда направлены действующие на тело силы и в каких случаях одна сила больше другой.


всплывает

плавает

тонет

Fт < Fа

Fт = Fа

Fт > Fа

ρт < ρж

ρт =ρж

ρт >ρж

Закрепление материала по условиям плавания тел в жидкости. Решение качественных задач.( При этом используется ПК, интернет: адрес class-fizika.narod.ru/7_class.htm, используется тема: плавание тел, интерактивный тренинг слайд 6 )

Учитель. На экране сосуд с жидкостью, предметы, которые необходимо опустить в жидкость и посмотреть, как они себя будут вести в той или иной жидкости.

Расчеты проводятся с телами (кубик льда, кирпич, пробка и золотое кольцо) в воде, керосине и ртути. Используются данные таблицы плотностей из учебника. Обсуждаются вопросы, какие тела тонут в ртути, в воде? Какие тела плавают в керосине? Почему кубик льда, пробка, плавая на поверхности воды, погружены в нее неодинаково?

Ученики…Чем меньше плотность тела, тем большая часть его находится водой.

Учитель. Какие особенности плавания животных, человека, вы знаете?

Ученики заранее подготовили доклады на темы: «Плавание животных», «Плавание судов», «Плавание человека в озере ״Развал״»,(озеро ״Развал״ находится в городе Соль-Илеке, оренбургской области).

Рассказы учащихся сопровождались слайдами из интернета: адрес class-fizika.narod.ru/7_class.htm, используется тема: плавание тел, интерактивный слайд 7,8,9 )

Учитель. Тысячи лет человек мечтал о полете над облаками, плавать в воздушном океане, так же как плыть по морю. С помощью чего смогли осуществить давнюю мечту человека?

Ученики. … С помощью воздушных шаров, аэростатов, дирижаблей…

Учитель. Давайте с вами отправимся в «Путешествие на воздушном шаре». Прежде чем взлететь, нам необходимо проверить, знаете ли вы процентное содержание газов в атмосфере?

При этом используется ПК, интернет: адрес class-fizika.narod.ru/7_class.htm, используется тема: воздухоплавание и повторение темы, слайд 1,3,4,5,6,7.

Учитель. Проверять содержание газов будем на лабораторных крысах, будьте очень внимательны, во время эксперимента не должна пострадать ни одна лабораторная мышь.

Ученики предлагают варианты в итоге пришли к правильному ответу.

Ученики…кислород 21%, аргон 0,9%, азот 78%, различные примеси 0,1%.

Учитель. Определим плотность воздуха, что для этого нужно сделать? (слайд3)

Ученики…Взвешиваем сосуд с воздухом, далее выкачиваем воздух из сосуда и тоже взвешиваем. Результаты заносим в таблицу. Чтобы найти плотность воздуха разность полученных масс поделим на объем сосуда.

Учитель. Плотность воздуха определили, давайте выберем газ для заполнения воздушного шара. (слайд4)

Ученики…теплый воздух, гелий.(слайд 5,6)

Учитель. Хорошо с газом мы определились, прежде чем взлететь, необходимо найти подъемную силу воздушного шара.

Решаем задачу на определение подъемной силы шара (слайд 7). Задачу записываем в тетрадь.

Учитель. Возможно, ли осуществить полет, сделайте вывод.

Ученики…Полет осуществить, возможно, так как подъемная сила больше веса экипажа и оборудования.

Учитель. И так сегодня мы с вами повторили и вспомнили, какие силы, действуют на погруженное тело; узнали каковы условия плавания тел; каковы особенности плавания животных и человека; как плавают суда, и смогли полетать над облаками на «воздушном шаре».

Учитель подводить итоги урока, выставляет оценки. Задание на дом: §50,51,52, повторить все формулы и определения.

Учитель. Спасибо за урок!







© 2010-2022