«Свет. Источники света

Тема урока: Свет. Источники света. Распространение света. Солнечные и лунные затмения. Скорость света.Цели урока: образовательные – формировать знания о свете как электромагнитной волне, рассмотреть источники света (объединяя их по происхождению, виду излучения, размеру), доказать опытным путем, что свет распространяется прямолинейно, объяснить природу лунных и солнечных затмений.воспитательные – показать значение опытных фактов; продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной н...
Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



КГУ «Суворовская средняя школа»






Предмет: физика


Тема:

«Свет. Источники света. Распространение света. Солнечные и лунные затмения. Скорость света.».





















Урок

примечание

Дата_____________

Класс: 8

Тема урока: Свет. Источники света. Распространение света. Солнечные и лунные затмения. Скорость света.

Цели урока:

образовательные - формировать знания о свете как электромагнитной волне, рассмотреть источники света (объединяя их по происхождению, виду излучения, размеру), доказать опытным путем, что свет распространяется прямолинейно, объяснить природу лунных и солнечных затмений.

воспитательные - показать значение опытных фактов; продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке.

развивающие - продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту изучаемые явления, развитие интеллектуальных способностей школьников.

Оборудование и материалы: интерактивная доска.

Для каждой парты для проведения опыта фонарик, свеча, картонная фигурка, лист картона.

Флипчарт: "Источники света. Распространение света"

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Звучит фрагмент «Лунной сонаты» Бетховена, на фоне музыки звучат стихи (Из оперы «Иоланта» П.И. Чайковского):

Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой,

В нем источник бесконечный

Наслажденья красотой:

Небо, солнце, звезд сиянье,

Море в блеске голубом -

Всю картину мирозданья

Мы лишь в свете познаем.

Чудесные слова, красивые и точные. На сегодняшнем уроке мы все вместе попытаемся показать, что свет - это действительно чудный и удивительный дар, попытаемся выяснить, откуда же свет берется, как он распространяется и какого его значение в нашей жизни. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел физики - «Оптику», который и посвящен изучению света. У каждого из вас на столе лежит бортовой журнал, который будет заполняться в ходе урока. На протяжении всего урока вы будете заполнять журнал и делать самооценку. Запишите тему урока «Свет и его источники. Распространение света».

  1. Актуализация знаний, настрой на восприятие и осмысление нового материала.

Так что же такое свет? Этот секрет природа охраняла долго. Все живое рождается и развивается под влиянием света и тепла. Природа света сложна, более подробно будет изучаться в старших классах. Но давайте вспомним, что, падая на тела, свет вызывает их нагревание, т.е. передает им энергию. В начале года мы с вами изучили несколько видов передачи энергии. Назовите их.

(Теплопроводность, конвекция, излучение)

Каким же способом передается энергия при освещении тела?

(Излучением)

Итак, свет - это излучение, но лишь та его часть, которая воспринимается глазом человека. Главным источником света для нас является Солнце. Оно излучает электромагнитные волны всевозможных частот. Большая их часть никаких зрительных ощущений у человека не вызывает, это невидимые излучения (радио-, инфракрасное и ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма-излучения). Зрительные ощущения у человека вызывают электромагнитные волны частотой от 400 до 800 ТГц. При этом излучения разных частот вызывают ощущения разных цветов - от красного до фиолетового. В отличие от человека некоторые насекомые различают ультрафиолетовое излучение, а некоторые виды ящериц - инфракрасное. Поэтому мир красок, воспринимаемых этими животными, существенно отличается от нашего.

Так что же такое свет?

(Свет - это видимое излучение)

Запишем «Свет - видимое излучение».

Источники света - тела, способные излучать свет.

Всякое светящееся тело состоит из огромного числа "элементарных" излучателей.

Таким образом, оптическое излучение источников света представляет собой набор излучений отдельных атомов и молекул.

Приведите примеры естественных и искусственных источников света.

М«Свет. Источники света.ы видим не только источники света, но и тела, которые не являются источниками света, - книгу, парту, дома, и т.д.

Эти предметы мы видим только тогда, когда они освещены.

Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаз.

На практике все источники имеют свои размеры.

Точечный источник - светящееся тело, размеры которого намного меньше расстояния до освещаемого объекта.

Громадные звезды, во много раз больше Солнца, воспринимаются нами как точечные источники света, т.к. находятся на большом расстоянии от Земли.

Световой луч - это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.

Свет в однородной среде распространяется прямолинейно.

Если между глазом и каким-нибудь источником света поместить непрозрачный предмет, то источник света мы не увидим.

Об этом еще за 300 лет до нашей эры писал Евклид. Этот закон древние египтяне использовали для установки колонн по прямой линии.

Оптически однородной считается такая среда, в которой свет распространяется с постоянной скоростью. Скорость света в вакууме v=300000 км/с.

Но в разных средах свет распространяется по разному:

Сахар - 192300 км/с

Алмаз - 124100 км/с

Соль - 194300 км/с

Молоко - 222000 км/с

Бензин - 214300 км/с

Прямолинейность распространения света подтверждается образованием тени и полутени.

Рассмотреть образование тени и полутени на плакате, по возможности показать демонстрации этих явлений.

Тень - область пространства, в которую не попадает свет от источника.

Почему образование тени служит доказательством прямолинейности распространения света?

Полутень - область пространства, в которую свет от источника попадает частично.

Образование тени и полутени объясняет солнечные и лунные затмения.

Работа по рисункам в учебнике или по плакатам.

Использование прямолинейного распространения света:

Строительство

Прокладка дорог

Определение высоты предметов

Солнечные затмения происходят в новолуние, когда тень Луны падает на Землю; лунные затмения происходят в полнолуние, когда Луна входит в тень Земли.

«Свет. Источники света.

Схема полного солнечного затмения

Лунная тень перемещается по поверхности Земли со скоростью 500-1000 м/с с запада на восток, образуя полосу затмения шириной от 40 до 200 км и длиной несколько тысяч километров, по обе стороны от которой в широкой зоне лунной полутени наблюдается частное солнечное затмение, в котором диск Луны закрывает от наблюдателя лишь часть солнечного диска.

Максимальная продолжительность полного солнечного затмения не превышает 7 минут 31 секунды.

2) Если А - Луна, В - Земля, С - Солнце, то на Земле наблюдается лунное затмение.«Свет. Источники света.

Схема полного лунного затмения

Диаметр земной тени на расстоянии лунной орбиты втрое превышает диаметр Луны и полные лунные затмения продолжаются до 1 часа 40 минут, наблюдаясь практически на всей территории ночного полушария Земли. Когда Луна скрывается в тени Земли близ ее края, лунное затмение будет частным; когда Луна скрывается в полутени Земли, затмение будет полутеневым (невидимым невооруженным глазом).

  1. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. У Козьмы Пруткова есть афоризм: "Если у тебя спрошено будет: что полезнее, Солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо Солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц - ночью". Прав ли Козьма Прутков? Почему?

  2. Назовите источники света, которыми вам приходилось пользоваться при чтении?

  3. Нагретый утюг и горящая свеча являются источниками излучения. Чем отличаются друг от друга создаваемые этими приборами излучения?

  4. Из древнегреческой легенды о Персее: "Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей взлетел высоко в воздух. Тень его упала в море, и с яростью ринулось чудовище на тень героя. Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч".

Что такое тень и какой физический закон позволяет объяснить ее образование?

  1. От чего на самом деле зависит видимая форма Луны?

  2. Шар раскаленный, золотой

Пошлет в пространство луч огромный,

И длинный конус тени темной

В пространство бросит шар другой.

Какое свойство света нашло отражение в этом стихотворении А.Блока? О каком явлении говорится в стихотворении?

  1. Закрепление

Индивидуальная работа. Учащиеся получили индивидуальные задания необходимо выбрать правильную классификацию источников света, расположив картинки и стихи об источниках света под данными надписями. Их работу проверяет весь класс.

Карточки для заполнения учащимися

Фамилия __________________

Вопрос

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

Выбери к каждому вопросу правильные ответы (на один вопрос может быть больше одного ответа). Например, если на первый вопрос считаешь правильными ответы под номером 3 и 5, то записывай так: 1 (3,5), если правильного ответа нет, то 1(-).

ВОПРОС

ОТВЕТ

1. Раздел науки, изучающий свет и световые явления -

1. свет падал слева, чтобы не образовывалась тень

2. Назовите естественные источники света

2. при нагревании происходит процесс испарения жидкости

3. Назовите искусственные источники света

3. при их освещении источником света. Излучение, идущее от источников света, попав на поверхность предмета, меняет свое направление и попадает в глаза.

4. по санитарным нормам учащиеся в классных комнатах должны сидеть так, чтобы свет падал слева

4. лупа, телескоп, фотоаппарат, перископ

5. Дуга на электросварке является

5. источником видимого света

6. На основе исследования световых явлений созданы приборы:

6. экран компьютера, эл. лампочка, фонарик

7. Под действием солнечного света фрукты высыхают, потому что

7. светлячок, гнилушка, молния

8. Мы видим тела, не являющимися источником света…

8. называют оптикой

9. потому что внимательно смотрим

10. искусственным источником

11. плитка, кипятильник, телеграф

12. пламя свечи, дуга при электросварке

  1. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание § 61-63

Интересные факты:

Интересно спасает жизнь морской червь.

Когда краб перекусывает его, задняя часть червя ярко вспыхивает. Краб устремляется к ней, пострадавший червь прячется, и через некоторое время на месте отсутствующей части вырастает новая.

В Бразилии и Уругвае водятся красновато-коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной "лампочкой" на голове.

Известны случаи, когда эти природные светильники- обитатели джунглей - спасали жизнь людей: во время испано-американской войны врачи оперировали раненых при свете светлячков, насыпанных в бутылку.

В XVIII веке на побережье кубы высадились англичане, а ночью увидели в лесу мирады огней. Они подумали, что островитян слишком много и отступили, а на самом деле это были светлячки.

Направление на север в северном полушарии определяют, встав в полдень спиной к Солнцу. Тень, отброшенная человеком, словно стрелка, укажет на север. В южном полушарии тень покажет на юг.

Гамбургский алхимик Бранд всю жизнь искал секрет получения "философского камня", который превращал бы все в золото. Однажды он налил в сосуд мочу и стал ее подогревать. Когда жидкость испарилась, на дне остался черный осадок. Бранд решил проколить его на огне. На стенках сосуда стало накапливаться белое вещество, похожее на воск. Оно светилось! Алхимик думал, что осуществил свою мечту. На самом деле он получил ранее неизвестный химический элемент - фосфор.(несущий свет)

Подготовить кроссворд, лото по теме «Свет. Распространения Света».

-работа в парах

VI. Рефлексия (Приложение №3)






Слайд 1. Слушают мелодию и читают самостоятельно стихотворения на интерактивной доске.

Какую мысль хочет довести до вас автор ребята?


Слайд 2. «Оптика»

Приложение №1

Слайд 3 Тема урока

Разделяю класс на две группы.

Кластер «Свет». Учащиеся в группах пишут кластер «Свет». Затем после обсуждения, вывешивают свой кластер и делают обобщения написанного

Беседа с учащимися

Назовите виды передач энергии?

Каким способом передается энергия при освещении тела?

В группе составляют интеллектуальную карту по теме: «Свет - это излучение» Критерии оценивание в группе (Приложение №1).

Слайд 4-8 «Свет. Распространение света»



Слайд 9-16

Составление схемы: «Источники света» для учащихся со средней мотивацией.

Для сильных учащихся флипчат по теме: «Солнце-звезда» для учащихся с высокой мотивацией

Для учащихся с низкой мотивацией фото коллаж (по фотографиям разложить источники света).

Презентация «Источники света».



Слайд 21-23 Практическая работа (выполняют в парах) по доказательству, что свет распространяется прямолинейно

Критерии выполнения работы:

Получение тени и полутени.









Работа в группах по учебнику и презентации одна группа рассматривает затмение солнца, другая группа затмения луны.









Физминутка

Слайд 24 Беседа с учащимися. Вопрос - ответ (индивидуальная работа)










Задание соотнеси для всех учащихся по теме урока (индивидуальная работа, самостоятельная работа).



















Для детей с высокой мотивацией приготовила текст. С каким предметом идет межпредметная связь (модуль обучение талантливых и одаренных).







Для учащихся с низкой мотивацией приготовить кроссворд, лото по теме «Свет. Распространение света. Источник света».















Приложение №1

Бортовой журнал (знал, узнал, хочу узнать):

Этапы урока

знал

узнал

хочу узнать

Организационный момент

Изучение нового материала

Закрепление

Домашнее задание

Итоги урока




Приложение №2 Критерии самооценки учащихся в группе

1. Самооценка сотрудничества ученика в группе.

Оцени, насколько хорошо ты работал в группе: используй знаки + или -.

2. Обменяйся оценочными листами с любым членом твоей группы для оценки его самоуправления и сотрудничества.

3. Сравни свои оценки и оценки твоего сотрудничества в группе другим членом группы: совпадают ли они. Отметь для себя, с чем ты согласен и что хотел бы улучшить при работе над следующим проектом.

1. Самооценка моих навыков самоуправления и сотрудничества в группе

2. Оценка другим членом группы моих навыков самоуправления и сотрудничества в группе

Самооценка.

Взаимная оценка.

  • Я всегда участвовал во всех мероприятиях группы.


  • Он всегда участвовал во всех мероприятиях группы.


  • Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.


  • Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.


  • Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.


  • Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.


  • Я подавал группе конструктивные идеи.


  • Он давал группе конструктивные идеи.


  • Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.


  • Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.


  • Я выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.


  • Он выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.


  • Я завершил свои исследования (свою часть работы) вовремя.


  • Он завершил свои исследования (свою часть работы) вовремя.


  • Другим членам группы не приходилось напоминать мне, чтобы остаться на занятия (встречи группы).


  • Ему не приходилось напоминать, чтобы остаться на занятия (встречи группы).


  • Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними.


  • Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.


  • Я пытался сделать работу над проектом приятной для всей группы.


  • Он пытался сделать работу над проектом приятной для всей группы.


  • Я поддерживал позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкивались с проблемами.


  • Он поддерживал позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкивались с проблемами.

Приложение №3

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Фамилия __________________

Вопрос

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

ВОПРОС

ОТВЕТ

1. Раздел науки, изучающий свет и световые явления -

1. свет падал слева, чтобы не образовывалась тень

2. Назовите естественные источники света

2. при нагревании происходит процесс испарения жидкости

3. Назовите искусственные источники света

3. при их освещении источником света. Излучение, идущее от источников света, попав на поверхность предмета, меняет свое направление и попадает в глаза.

4. по санитарным нормам учащиеся в классных комнатах должны сидеть так, чтобы свет падал слева

4. лупа, телескоп, фотоаппарат, перископ

5. Дуга на электросварке является

5. источником видимого света

6. На основе исследования световых явлений созданы приборы:

6. экран компьютера, эл. лампочка, фонарик

7. Под действием солнечного света фрукты высыхают, потому что

7. светлячок, гнилушка, молния

8. Мы видим тела, не являющимися источником света…

8. называют оптикой

9. потому что внимательно смотрим

10. искусственным источником

11. плитка, кипятильник, телеграф

12. пламя свечи, дуга при электросварке








© 2010-2022