• Преподавателю
  • Физика
  • Мастер-класс на тему: «Использование заданий исследовательского характера на уроках физики и во внеурочное время»

Мастер-класс на тему: «Использование заданий исследовательского характера на уроках физики и во внеурочное время»

Задание: дополните таблицу, вписав ответ на предложенное заданиеГруппа №1: В каком классе или возрасте необходимо сформировать данные навыки Группа №2: На каких этапах урока формируются данные навыки Группа №3: Какие виды деятельности на уроках физики способствуют формированию данных навыков 3 Умения и навыки восприятия информации (работа с различными источниками); 4 Умения и навыки мыслительной деятельности; 5 Умения и навыки оценки и осмыслени... Рефлексия: команды по очереди озвучивают полученные результаты, ведущий вносит данные в общую таблицу
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс на тему:

« Использование заданий исследовательского характера на уроках физики и во внеурочное время ».

Цель: использование заданий исследовательского характера для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время

Задачи:

  • показать применение заданий исследовательского характера на конкретных примерах

  • вовлечь аудиторию в исследовательскую работу с целью практического закрепления

  • вызвать интерес к дальнейшему использованию полученного материала в своей практической деятельности

Методы, приемы, способы:

-обмен мнениями, групповое обсуждение, дискуссия, эксперимент.

Оборудование: компьютер и презентация, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

Организационный момент: место для проведения мероприятия готовится заранее. Столы и стулья расставляются на три группы. Подготавливается необходимый методический материал, оборудование для проведения опытов, видео и аудиоаппаратура.

Начало мероприятия:

Приветственное слово: Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на Земле:

Телевизору, голосу раций,

Вентилятору на столе.

Самолеты летят сквозь тучи,

Ходят по морю корабли.

Как до этих вещей могучих

Домечтаться люди могли?

Я вверяю себя трамваю,

Я гляжу на экран кино.

Эту технику понимая,

Изумляюсь ей все равно.

Ток по проволоке струится;

Спутник ходит по небесам,

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам!

Важнейшая проблема, волнующая всех учителей, в том числе и меня, перед образованием на всех его звеньях стоит задача существенного повышения качества и эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и скукой. Никто не требует отмены традиционных уроков как основной формы обучения и воспитания учащихся. Речь идет о придании тому или иному виду деятельности оригинальных, нестандартных приемов, позволяющих активизировать учащихся на уроках физики и повышающих их интерес к знаниям, а также развитие детей с учетом их возраста и способностей.

В связи с этим целью моей работы, как учителя физики, является использование и внедрение заданий исследовательского характера на уроках физики и во внеурочное время.

Задание №1 Работа с таблицей «Умение и навыки»

Умения, которые формируются в процессе проведения учебного исследования, являются способами установления, описания и объяснения фактов: наблюдение, измерении, проведение экспериментов, построение эмпирических зависимостей, работа с источниками информации.

Селевко Г.К. выделил следующие общеучебные умения и навыки :

Задание: дополните таблицу, вписав ответ на предложенное задание

Группа №1: В каком классе или возрасте необходимо сформировать данные навыки

Группа №2: На каких этапах урока формируются данные навыки

Группа №3: Какие виды деятельности на уроках физики способствуют формированию данных навыков

1

Учения к навыкам планирования учебной деятельности;

2

Умения и навыки организации своей работы

3

Умения и навыки восприятия информации (работа с различными источниками);

4

Умения и навыки мыслительной деятельности;

5

Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий.

Рефлексия: команды по очереди озвучивают полученные результаты, ведущий вносит данные в общую таблицу

Я стараюсь не забывать, что успешное формирование умений и навыков зависит:
1) от осознанности учащимися значения овладения умениями выполнять данное действие;
2) от наличия определённой цели действия;
3) от уяснения научных основ действия;
4) от определения основных структурных компонентов действия;

5) от определения наиболее рациональной последовательности выполнения операций;

В своей практической деятельности я чаще всего использую лабораторный метод обучения для развития общеучебных умений и навыков на уроках физики. И как частный случай - через исследовательские лабораторные работы.

Сущность исследовательского метода обучения заключается в том, что он предусматривает творчество в деятельности учащихся.

Исследовательские лабораторные работы, проводимые как индивидуально, так и в группах, могут проходить по определенному плану.

Демонстрация №1 Опыт «Вес воздуха»

Ход опыта: сделайте весы следующим образом: возьмите линейку и привяжите к ее центру веревку. Надуйте два шарика так, чтобы они были одинакового размера, завяжите горлышки шариков веревочками (резинками) одинаковой длины. Подвесьте линейку на крючок, а по бокам повесьте оба шарика. Линейка должна быть уравновешена.

Если проколоть один шарик булавкой, то оставшийся надутый шарик опустится вниз, значит, он тяжелее, чем лопнувший. Если проткнуть и второй шарик, то лопнувшие шарики опять уравновесятся. Можно просто спустить воздух. Так, опытным путем можно доказать, что воздух имеет вес.

План исследования:
1. Учитель сообщает проблему, для решения которой проводится экспериментальная работа.

Например: можно ли используя предложенные подручные материалы взвесить воздух?
2. Знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно их получают в процессе исследования. Средства для достижения результатов учащиеся выбирают сами, т.е. становятся активными исследователями.

Например: самостоятельный выбор материалов необходимых для постановки и демонстрации опыта (линейка, палочка, пакет, весы, воздушный шарик и пр.)
3. Учитель управляет процессом исследований.

Главная задача учителя - максимально инициировать самостоятельный поиск учащихся. Учитель должен стремиться к минимальному вмешательству в их учебную деятельность, лишь в случае необходимости организационно влиять на ситуацию, помогая учащимся продвинуться в поиске нового.

Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различным. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет. Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны

Например: для исследования физического явления не нужно сложных приборов и оборудования, иногда достаточно воспользоваться подручными материалами и телами). Главное - не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность исследований.

Демонстрация №2 Опыт «Радуга вверх»

Демонстрация опыта:

  • Вырезаем из салфетки полоску.

  • Наносим фломастерами разноцветные точки с один ряд.

  • Наливаем в стакан воду.

  • Опускаем полоску из бумажной салфетки в стакан так, чтобы она немного касалась поверхности воды.

  • НМастер-класс на тему: «Использование заданий исследовательского характера на уроках физики и во внеурочное время»аблюдаем, как радуга поднимается вверх

Объяснение

Разберемся, для начала, в самом термине «смачивание». Оно представляет собой явление взаимодействия жидкости с поверхностью твердого тела. Вариантов развития событий, как всегда, два:

  • притяжение между молекулами жидкости сильнее, чем их притяжение к молекулам твердого тела. Жидкость стремится сократить контакт с поверхностью и, в результате, собирается в капли.

  • притяжение между молекулами жидкости слабее, чем их притяжение к молекулам твердого тела. Жидкость стремится увеличить площадь соприкосновения и, в результате, прижимается к поверхности тела, растекаясь по ней.

Тут, очевидно, второй вариант. Растекание происходит до тех пор, пока жидкость не покроет всю поверхность, или пока слой жидкости не станет мономолекулярным.

Но как вода преодолевает силы гравитации?

Собственно, так же, как и в растениях. Вода поднимается вверх по капиллярным сосудам растения и доставляет ее от корней к листьям и плодам.

Происходит это за счет разницы давлений и сил поверхностного натяжения воды. Поверхность воды, попадающей в узкий капилляр, принимает вогнутую форму (мениск). При таком положении давление жидкости под этим мениском становится меньше атмосферного, и вода стремится вверх. И чем тоньше капилляр, тем выше поднимается вода, стремясь уравновесить отрицательное давление. Если жидкость не смачивает поверхность, то мениск будет выпуклый, и она не станет подниматься вверх по капилляру.

Задание №2 Практическое задание «Опыты из подручных материалов»

Задание:

  1. Проведите опыт, используя предложенное оборудование

  2. На основе проведенного опыта заполните таблицу

Группа № ______

  1. Какой физический закон или явление объясняет опыт


  1. Как данный опыт может быть использован на уроках и во внеурочное время


  1. На формирование каких умений и навыков может быть направлен данный опыт

Карточки с заданиями

Задание для группы №1

Название опыта: «Бумажная змейка»

Ход опыта: Если держать бумажную спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, она будет вращаться.

  1. Нарисовать на листе бумаги спираль, можно раскрасить ее под змейку, вырезать ее.

  2. Растянуть её немного, на палочку привязать нитку, конец нитки приклеить к центру спирали

  3. Спираль поднести к стакану со свечкой - она начнет вращаться

Оборудование:

  1. Стакан с водой (3 шт)

  2. Свечи (плавающие)

  3. Нитки

  4. Клей

  5. Палочки

  6. Ножницы

  7. Простой карандаш

  8. Фломастеры


Задание для группы №2

Название опыта: «Перемещения шарика»

Ход опыта: Опыт демонстрирует, как инерция металлического шарика выталкивает его из песка.

  1. Насыпаем в емкость песок.

  2. Кладем в песок стальной шарик.

  3. С помощью магнита опускаем стальной шарик на дно емкости.

  4. Постукивая по верху емкости рукой выманиваем шарик на поверхность песка.

Оборудование:

  1. Металлический шарик,

  2. Песок,

  3. Стеклянная высокая ваза, стакан

  4. Магнит.

Задание для группы №3

Название опыта: «Цветы на воде»

Ход опыта: Опыт демонстрирует, как распускаются бумажные цветы, попадая в воду.

  1. Нарисовать цветок на квадрате (4х4 см)

  2. Вырезать цветок, затем все лепестки загнуть в центр

  3. Пустить свернутый цветок на воду, постепенно он раскроется.

Оборудование:

  1. Разноцветная бумага для записей,

  2. Ножницы,

  3. Карандаши

  4. Фломастеры

Рефлексия: команды по очереди озвучивают полученные результаты.

Поведение итогов:

Таким образом, использование в практической деятельности заданий исследовательского характера (опыты своими руками) позволяет решать ряд педагогических и методических задач, что позволяет сделать образовательный процесс личностно ориентированным для учащихся, и быть результативным.


Задание №3 Общая рефлексия

Запишите на листочках ответ на вопрос: «Что вы чувствовали, где было трудно, где было легко, какое чувство возникло у вас после мастер класса».

В заключение я хочу сказать, что физика - это наука о природе

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И.Тютчев

Удачи всем и творческого потенциала.

Мастер-класса разработала:

учитель физики МОУ СОШ № 56, Фоминичева И.Ю.



Список литературы:

1. В.Г. Разумовский, В.А. Орлов, Ю. И. Дик «Методика обучения физике.7 класс».
2. В.Г. Разумовский, В.А. Орлов, Ю. И. Дик «Физика. 7 класс».
3. Стандарты второго поколения. Примерная программа по физике (основная школа).
4. А.В. Федотова «Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования».

Фоминичева Ирина Юрьевна, учитель физики МОУ СОШ № 56



© 2010-2022