- Преподавателю
- Физика
- Современный УМК как средство формирования и развития учебной деятельности
Современный УМК как средство формирования и развития учебной деятельности
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фриауф Л.Н. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОВРЕМЕННЫЙ УМК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (26.08.2015 Г.)
Фриауф Л.Н., учитель физики
МБОУ «Селекционная СОШ»
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.
Основной целью УМК является духовно-нравственное, познавательное, эстетическое развитие личности, реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.
Формулировка задач УМК предполагает, что получаемые ребенком теоретические знания, культивируемые отношения к учебной деятельности должны стать одним из средств формирования личности.
Комплекс учебников для основного и среднего общего образования «Вертикаль» является целостной системой, построенной на единых психолого-педагогических и концептуальных основах. УМК всех предметных линий обеспечивают устойчивую мотивацию подростков к обучению, реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов, обозначенных во ФГОС основного общего и среднего образования, формирование универсальных учебных действий как основы умения учиться и готовности к саморазвитию.
Учебно-методический комплекс должен включать систему средств обучения, соответствующих государственным стандартам образования. В этот комплекс обычно входят основной учебник, рабочая тетрадь и несколько дополнительных учебных пособий, которым принадлежит существенная обучающая функция - не только расширять и углублять предметные знания, но и активно способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД). Дополнять такой комплекс могут интерактивные программные продукты.
Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.
Весь УМК должен пониматься учителем и учениками, в первую очередь, как программа учебной интеллектуальной деятельности, изначально заложенная в текстовое содержание и задания к нему. Для формирования же универсальных учебных действий в современных условиях доминирующую роль играют не столько учебники, сколько правильно отобранные дополнительные учебные пособия. Таким образом, УМК одновременно выполняет функции носителя содержания образования и функции проектирования учебного процесса, ориентированного, прежде всего, на развитие самого ученика.
В практике ведущим остается школьный учебник. Он является почти единственным стабильным средством обучения, а среди дополнительных учебных пособий не так много таких, которые бы обеспечивали самостоятельное целенаправленное руководство познавательной деятельностью учащихся. УМК должен обеспечивать усвоение всех компонентов содержания образования (знаний, репродуктивных и творческих умений, системы ценностей). Система заданий дополнительных учебных пособий, должна расширять аппарат усвоения учебника и целенаправленно организовывать учебную деятельность учащихся. Применение УМК должно быть технологичным и предусматривать возможности экономии учебного времени.
Важнейшую роль в УМК играют задания. Условно их можно разделить на следующие группы:
-
Задания на понимание текста (о чем говорится в тексте, что говорится в тексте об этом).
-
Задания на тренировку памяти (воспроизведение терминов, фактов, фрагментов текста).
-
Задания на определение понятий.
-
Задания на обобщение понятий или исключение понятия из ряда близких по смыслу.
-
Задания на репродуктивное применение знаний: выполнить практическую работу по инструкции, решить задачу по образцу, объяснить факт, знакомый по сходным ситуациям и т. д.
Такой подход к составлению заданий позволяет учитывать большинство проявлений интеллектуальной и практической деятельности (аналитической, синтетической, сравнительной, систематизирующей и т. д.) как на репродуктивном, так и на творческом уровнях.
На учебно-методический комплекс ложится функция организации приемов учения. В данном случае эта функция реализуется в виде системы заданий. Методический аппарат комплекса актуализирует такие учебные действия, как принятие и осознание цели учения, осуществление действия, указанного в задании, проверку результата выполнения действия. Сами задания своими формулировками, начинающимися со слов - выберите, соотнесите, установите связь, дайте определение, проанализируйте, найдите общее и т. д. выполняют, с одной стороны установочные функции, ориентируя учащихся на осуществление конкретных операций, а с другой предъявляют, в виде приемов, конкретное содержание образования, которое необходимо усвоить - способы выбора, соотнесения; установление связей; умение определять понятия, анализировать, обобщать и т.д.
Следовательно, УМК с помощью заданий, вопросов и задач разного типа, сформулированных в соответствии с конкретными целями обучения и обладающих либо отдельными функциями, либо их совокупностью, должен обеспечить управление деятельностью учащихся по формированию УУД. Сформированность этих умений станет объективным признаком усвоения предметного (специального) и внепредметного (прикладного) содержания. Результатом такого усвоения становятся:
-
осознанное выполнение необходимых действий;
-
определенная степень свободы ученика в применении сформированных умений как в знакомой, так и в новой ситуации.
Таким образом, роль учебно-методического комплекса и его системы заданий заключается в формировании как частно-предметных так и надпредметных умений, проявляемых, на репродуктивном и творческом уровнях усвоения содержания образования.
2