Рабочая программа по физике. (10 класс)

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 2 г. Воронежа


«ОБСУЖДЕНО»

на заседании кафедры естественно-математических наук

Протокол от __ ___ 201__г. №__

Зав. кафедрой _______Москалёва И.С.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ гимназия № 2

________________ Г.К. Сарычева

(Приказ от____ 201….г. №__ )









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету физика

Класс 10









разработана:

Гиляровская Л.В.

учителем физики, ВКК




















Пояснительная записка


Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ МОРФ от 5.03.2004 №1083 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов ООО, ОСП», Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике, авторской программы Генденштейна Л.И. и Дика Ю.И. Физика, 10 класс, Часть 1, Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., 2009.

Общая характеристика учебного предмета

Физика в средней школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, освоения основных законов физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Целями изучения физики на базовом уровне в средней (полной) школе являются:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; наиболее важных открытиях в области физики; методах научного познания;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты; применять полученные знания для объяснения движения небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновых свойств света, фотоэффекта, излучения поглощения света атомом; для практического использования физических знаний при обеспечении безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникаций;

  • развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе совместного выполнения задач;

  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач; рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Курс физики 10 класса структурирован на основе физических теорий: механика, молекулярная физика и термодинамика, электростатика.

В программе выделено 5 часов на проведение контрольных уроков после изучения следующих тем: кинематика, динамика, законы сохранения в механике, молекулярно-кинетическая теория и термодинамика, это связано с их особо важным значением. Промежуточный контроль в виде самостоятельных и тестовых работ, а также фронтальная проверка, осуществляется после изучения тем: механические колебания, электрические взаимодействия, свойства электрического поля.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предлагаемый курс физики рассчитан на 70 часов. Учебным планом МБОУ гимназия № 2 отводится 2 часа/нед. на изучение данного предмета, что соответствует ФБУП и РБУП.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики могут воспитывать: уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; воспитание гражданственности и патриотизма на историческом отечественном материале;
понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных способностей и рассматриваться как формирование ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся
правильного использования физической терминологии и символики; потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Содержание учебного предмета

Физика. Базовый уровень. 10 класс (70 часов)


ФИЗИКА И НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ (2 ч)

Что и как изучает физика? Научный метод познания. Наблюдение, научная гипотеза и эксперимент. Научные модели и научная идеализация. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Современная физическая картина мира. Где используются физические знания и методы?

МЕХАНИКА (33 ч)

  1. Кинематика (10 ч)

Система отсчёта. Материальная точка. Когда тело можно считать материальной точкой? Траектория, путь и перемещение. Мгновенная скорость. Направление мгновенной скорости при криволинейном движении. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Основные характеристики равномерного движения по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.
Демонстрация
Зависимость траектории от выбора системы отсчёта.
Лабораторные работы
1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально.
2. Динамика (14 ч)

Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Место человека во Вселенной. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира. Взаимодействия и силы. Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости. Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона. Примеры применения второго закона Ньютона. Третий закон Ньютона. Примеры применения третьего закона Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная.
Сила тяжести. Движение под действием сил всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая космическая скорость. Вторая космическая скорость. Вес и невесомость. Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением.
Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах.
Демонстрации
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Лабораторные работы
3. Определение жёсткости пружины.
4. Определение коэффициента трения скольжения.
3. Законы сохранения в механике (9 ч)
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса. Механическая работа. Мощность. Работа сил тяжести, упругости и трения. Механическая энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.
Демонстрации
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторная работа
5. Изучение закона сохранения механической энергии.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (22 ч)

4. Молекулярная физика (12 ч)

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Основная задача молекулярно-кинетической теории. Количество вещества. Температура и её измерение. Абсолютная шкала температур. Газовые законы. Изопроцессы. Уравнение состояния газа. Уравнение Клапейрона. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Скорости молекул. Состояния вещества. Сравнение газов, жидкостей и твёрдых тел. Кристаллы, аморфные тела и жидкости.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Изопроцессы.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объёмные модели строения кристаллов.
Лабораторные работы
7. Опытная проверка закона Бойля - Мариотта.
8. Проверка уравнения состояния идеального газа.

5. Термодинамика (10 ч)

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели. Холодильники и кондиционеры. Второй закон термодинамики. Необратимость процессов и второй закон термодинамики. Экологический и энергетический кризис. Охрана окружающей среды. Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар.
Демонстрации
Модели тепловых двигателей.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Лабораторные работы
9. Измерение относительной влажности воздуха.
10. Определение коэффициента поверхностного натяжения.

ЭЛЕКТРОСТАТИКА (11 ч)

6. Электрические взаимодействия (4 ч)

Природа электричества. Роль электрических взаимодействий. Два рода электрических зарядов. Носители электрического заряда. Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле.

7. Свойства электрического поля (7 ч)

Напряжённость электрического поля. Линии напряжённости. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряжённостью электростатического поля. Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля.
Демонстрации
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Энергия заряженного конденсатора.

Тематическое планирование.


№ п\п

ТЕМА

Кол-во часов

1

ФИЗИКА И НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ

2

2

МЕХАНИКА

1. Кинематика

2. Динамика

3. Законы сохранения

33

10

14

9

3

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА


4. Молекулярная физика

5. Термодинамика

22

12

10

4

ЭЛЕКТРОСТАТИКА

6. Электрические взаимодействия

7. Свойства электрического поля

11

4

7

5

Повторение

2


Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса по физике
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;

  • вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;



уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать неизвестные ещё явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

    использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

  1. Ноутбук

  2. Мультумедиапроектор

  3. Документ-камера

  4. Принтер

  5. Интерактивная доска

  6. Демонстрационное и лабораторное оборудование, согласно Паспорту учебного кабинета физики

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

  1. УМК «Физика-10». Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Учебник для 10 кл.

  2. УМК «Физика -10». Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. и др. Задачник для 10 кл.

  3. УМК «Физика-10». Кирик ЛА, . Методические материалы , 2 -е издание

  4. УМК «Физика-10». Кирик ЛА, и др.. Сб.заданий и самостоятельных работ, 2-е издание

  5. УМК «Физика-11». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ

  6. Кирик Л.А, Физика 9-11: Самостоятельные и контрольные работы.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса

предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

1. 1С: Школа. Физика, 7-11 кл. БНП.

2. Интерактивный курс физики. 7 - 11 кл.

3. Курс физики ХХІ века. Полный курс

4. Живая физика. Динамическое представление физических процессов

5. Электронные уроки и тесты. Молекулярная структура материи.

© 2010-2022