- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа элективного курса по физике Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач
Рабочая программа элективного курса по физике Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дремкова А.С. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ясно-Полянская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
элективного курса по физике
«Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач»
(для учащихся 9 класса)
Автор: учитель физики и математики,
Дремкова Анна Сергеевна
Ясная Поляна, 2015 г.
Пояснительная записка
Суть курса - создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся: через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.
Элективный курс по физике для учащихся 9 классов посвящён одним из самых важных вопросов школьного курса:
• решению теоретических и экспериментальных задач;
• выполнению работ физического практикума.
Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деятельности.
Основная цель курса - повысить физическую культуру учащихся в рамках школьной программы, перейти от репродуктивного усвоения материала ( простого усвоения материала ) к творческому. Развить у учащихся самостоятельность в обращении с измерительными приборами, научить разбираться в границах применения приборов в разных условиях, самостоятельно собирать установки и проводить эксперименты с ними, применять полученные знания на практике. Познакомить учащихся с некоторыми простейшими методами исследований и измерений, которыми пользуются в современной технике.
Элективный курс «Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач. Физический практикум» поможет учащимся оценить свои способности не только к физике, но и к математике на повышенном уровне и сделать осознанный выбор дальнейшего обучения.
Элективный курс способствует формированию у учащихся общенаучных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для данного курса являются:
• познавательная деятельность;
• информационно - коммуникативная деятельность;
• рефлексивная деятельность.
Курс рассчитан на 34 часа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ» ДЛЯ 9 КЛАССА.
Ι. Законы взаимодействия и движения тел (9 часов).
ΙΙ. Механические колебания и волны (4 часа)
ΙΙΙ. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (5 часов).
ΙV. Строение атома и атомного ядра (4 часа).
V. Физический практикум (12 часов).
Содержание программы элективного курса по физике
«Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач для учащихся 9 класса
№ п/п
Наименование темы
Количество часов.
Дата проведения
Ι. Законы взаимодействия и движения тел (9 часов).
1
Прямолинейное равномерное движение.
1
2
Решение задач на прямолинейное равномерное движение.
1
3
Прямолинейное равноускоренное движение.
1
4
Решение задач на нахождение мгновенной скорости и ускорения.
1
5
Решение задач на нахождение перемещения, конечной координаты тела.
1
6
Решение графических задач.
1
7
1, 2, 3 законы Ньютона. Закон всемирного тяготения.
1
8
Решение задач на законы Ньютона.
2
ΙΙ. Механические колебания и волны (4 часа).
9
Характеристики колебательного движения.
1
10
Решение задач на нахождение амплитуды, периода и частоты.
1
11
Распространение колебаний в упругой среде. Волны.
1
12
Решение задач на определение характеристик волн.
1
ΙΙΙ. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (5 часов).
13
Индукция магнитного поля. Магнитный поток.
1
14
Решение задач на расчет индукции магнитного поля.
1
15
Электромагнитные волны.
1
16
Решение задач на нахождение характеристик электромагнитных волн.
1
ΙV. Строение атома и атомного ядра (4 часа).
17
Радиоактивность.
1
18
Решение задач на законы сохранения зарядового и массового числа.
1
19
Ядерные реакции.
1
20
Решение задач на запись ядерных реакций, на дефект масс.
1
V. Физический практикум (12 часов).
22
Работа №1 «Измерение ускорения свободного падения (методом падающего цилиндра)»
2
23
Работа №2 «Измерение массы тела».
2
24
Работа №3 «Изучение свободных и вынужденных колебаний»
2
25
Работа №4 «Определение длины звуковой волны и частоты колебаний звукового генератора».
2
26
Работа №5 «Определение индукции магнитного поля постоянного магнита».
2
27
Работа №6 «Проверка закона сохранения импульса при столкновении частиц».
2
Ожидаемые результаты элективного курса являются:
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
-
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения;
-
приобретения опыта поиска информации по заданной теме, составления реферата и устного доклада по составленному реферату, проекта.
-
После изучения курса учащиеся должны: Знать (на уровне воспроизведения) понятия: электрическое поля, электрический ток, напряженность, напряжение, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое сопротивление, сила трения, зависимость силы трения скольжения от силы давления.
-
Практическое применение названных понятий и законов в электронагревательных приборах.
-
понимать, что физика- ключ к пониманию явлений как неживой, так и живой природы, физические методы воздействия(электрические и магнитные поля) и физические методы анализа (электронная микроскопия) стали широко внедряться во все науки естественного цикла уметь описывать и объяснять физические явления: электризацию тел,
-
взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, тепловое действие тока, трение в технических устройствах, проблемы трения в живых организмах , работать со средствами информации, готовить сообщения, презентации, проекты, рефераты и выступать с ними, участвовать в дискуссиях, оформлять рефераты в письменном и электронном виде подбирать иллюстрированный материал и корректировать его.
Литература.
-
Физика. 9 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, Е.А. Марон. - М.: Дрофа, 2005.
-
Кирик Л.А. Физика - 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. - М.: Илекса, 2005.
-
Рымкевич А.П. Физика.Задачник. 10 - 11 классы.: Пособие для общеобразовательных учеб. Заведений. - М.: Дрофа, 2002.
-
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. - М.: Дрофа, 2006.
-
Буров В.А., Дик Ю.И., Практикум по физике в средней школе: Пособие для
-
учителя. - М.: Просвещение, 1987
-
Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В., Факультативный курс физики:
-
Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1977.
-
Практикум по физике в средней школе. Дидакт. материал. Под редакцией
-
А.А.Покровского. - М.: Просвещение, 1977.
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 классы. /сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2009.