• Преподавателю
  • Физика
  • Рабочая программа элективного курса по физике Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач

Рабочая программа элективного курса по физике Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ясно-Полянская основная общеобразовательная школа»






Рабочая программа

элективного курса по физике

«Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач»

(для учащихся 9 класса)

Рабочая программа элективного курса по физике Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач












Автор: учитель физики и математики,

Дремкова Анна Сергеевна




Ясная Поляна, 2015 г.


\

Пояснительная записка

Суть курса - создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся: через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.

Элективный курс по физике для учащихся 9 классов посвящён одним из самых важных вопросов школьного курса:

• решению теоретических и экспериментальных задач;

• выполнению работ физического практикума.

Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деятельности.

Основная цель курса - повысить физическую культуру учащихся в рамках школьной программы, перейти от репродуктивного усвоения материала ( простого усвоения материала ) к творческому. Развить у учащихся самостоятельность в обращении с измерительными приборами, научить разбираться в границах применения приборов в разных условиях, самостоятельно собирать установки и проводить эксперименты с ними, применять полученные знания на практике. Познакомить учащихся с некоторыми простейшими методами исследований и измерений, которыми пользуются в современной технике.

Элективный курс «Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач. Физический практикум» поможет учащимся оценить свои способности не только к физике, но и к математике на повышенном уровне и сделать осознанный выбор дальнейшего обучения.

Элективный курс способствует формированию у учащихся общенаучных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для данного курса являются:

• познавательная деятельность;

• информационно - коммуникативная деятельность;

• рефлексивная деятельность.

Курс рассчитан на 34 часа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ» ДЛЯ 9 КЛАССА.



Ι. Законы взаимодействия и движения тел (9 часов).

ΙΙ. Механические колебания и волны (4 часа)

ΙΙΙ. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (5 часов).

ΙV. Строение атома и атомного ядра (4 часа).

V. Физический практикум (12 часов).





Содержание программы элективного курса по физике

«Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач для учащихся 9 класса

№ п/п

Наименование темы

Количество часов.

Дата проведения

Ι. Законы взаимодействия и движения тел (9 часов).

1

Прямолинейное равномерное движение.

1


2

Решение задач на прямолинейное равномерное движение.

1


3

Прямолинейное равноускоренное движение.

1


4

Решение задач на нахождение мгновенной скорости и ускорения.

1


5

Решение задач на нахождение перемещения, конечной координаты тела.

1


6

Решение графических задач.

1


7

1, 2, 3 законы Ньютона. Закон всемирного тяготения.

1


8

Решение задач на законы Ньютона.

2


ΙΙ. Механические колебания и волны (4 часа).

9

Характеристики колебательного движения.

1


10

Решение задач на нахождение амплитуды, периода и частоты.

1


11

Распространение колебаний в упругой среде. Волны.

1


12

Решение задач на определение характеристик волн.

1


ΙΙΙ. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (5 часов).

13

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1


14

Решение задач на расчет индукции магнитного поля.

1


15

Электромагнитные волны.

1


16

Решение задач на нахождение характеристик электромагнитных волн.

1


ΙV. Строение атома и атомного ядра (4 часа).

17

Радиоактивность.

1


18

Решение задач на законы сохранения зарядового и массового числа.

1


19

Ядерные реакции.

1


20

Решение задач на запись ядерных реакций, на дефект масс.

1




V. Физический практикум (12 часов).

22

Работа №1 «Измерение ускорения свободного падения (методом падающего цилиндра)»

2


23

Работа №2 «Измерение массы тела».

2


24

Работа №3 «Изучение свободных и вынужденных колебаний»

2


25

Работа №4 «Определение длины звуковой волны и частоты колебаний звукового генератора».

2


26

Работа №5 «Определение индукции магнитного поля постоянного магнита».

2


27

Работа №6 «Проверка закона сохранения импульса при столкновении частиц».

2




Ожидаемые результаты элективного курса являются:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения;

  • приобретения опыта поиска информации по заданной теме, составления реферата и устного доклада по составленному реферату, проекта.

  • После изучения курса учащиеся должны: Знать (на уровне воспроизведения) понятия: электрическое поля, электрический ток, напряженность, напряжение, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое сопротивление, сила трения, зависимость силы трения скольжения от силы давления.

  • Практическое применение названных понятий и законов в электронагревательных приборах.

  • понимать, что физика- ключ к пониманию явлений как неживой, так и живой природы, физические методы воздействия(электрические и магнитные поля) и физические методы анализа (электронная микроскопия) стали широко внедряться во все науки естественного цикла уметь описывать и объяснять физические явления: электризацию тел,

  • взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, тепловое действие тока, трение в технических устройствах, проблемы трения в живых организмах , работать со средствами информации, готовить сообщения, презентации, проекты, рефераты и выступать с ними, участвовать в дискуссиях, оформлять рефераты в письменном и электронном виде подбирать иллюстрированный материал и корректировать его.











Литература.

  1. Физика. 9 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, Е.А. Марон. - М.: Дрофа, 2005.

  2. Кирик Л.А. Физика - 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. - М.: Илекса, 2005.

  3. Рымкевич А.П. Физика.Задачник. 10 - 11 классы.: Пособие для общеобразовательных учеб. Заведений. - М.: Дрофа, 2002.

  4. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. - М.: Дрофа, 2006.

  5. Буров В.А., Дик Ю.И., Практикум по физике в средней школе: Пособие для

  6. учителя. - М.: Просвещение, 1987

  7. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В., Факультативный курс физики:

  8. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1977.

  9. Практикум по физике в средней школе. Дидакт. материал. Под редакцией

  10. А.А.Покровского. - М.: Просвещение, 1977.

  11. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 классы. /сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2009.



© 2010-2022