Применение активных приемов и методов педагогической техники на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение активных приемов и методов

педагогической техники на уроках физики.

Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность обучающихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы студентам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире. Характерной особенностью в изучении физики в том, чтобы помочь им осознать важность и универсальность изучаемых законов, создать условия для самореализации личности обучающегося в процессе обучения, развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в рамках физической науки, вооружить необходимыми знаниями и компетенциями для овладения специальности технического профиля. Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по достижениям, я в своей практике выбрала технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, так как принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных. Применение некоторых мною поясню на примере урока «Магнитное поле. Вектор магнитной индукции»:

- проблематизация, технология проблемного обучения, создание интриги эффектной демонстрацией прибора Эйхенвальда. Обучающиеся вспоминают сведения о магнитном поле тока, делятся мнениями о природе явления. В результате приходим к выводу о необходимости изучения магнитных взаимодействий для решения проблемы, формулируем тему урока;

- самостоятельная постановка студентами индивидуально значимых целей урока, индивидуального смысла в обучении, развивающая технология. Для этого предлагается заполнить «лист желаний» и продолжить фразы: «Я хочу научиться…, понять…, сделать…, участвовать…, решить…, запомнить…, объяснять…, исследовать...»

- конструирование задания для работы в группах (групповой метод, технология сотрудничества), предполагается обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации работы малых групп - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха:

1) деление на группы при изучении нового содержания: «экспериментаторы (проведение, анализ, вербальная формулировка выводов), «историки» ( изучение текста, составление доклада и выступление перед аудиторией), «знайки» ( выступление перед аудиторией по теме «Электрический ток. Сила тока»). В группу экспериментаторов выбираются обучающиеся, для которых нужен практический опыт, они проводят демонстрации «Опыт по взаимодействию двух параллельных проводников с током (опыт Ампера)» и «Опыт по взаимодействию магнитной стрелки с током (опыт Эрстеда)». Привлечение христоматийного материала об ученых помогает показать тернистый путь, которым шла наука, привлечь внимание и интереса к учебной проблеме. У каждого члена группы есть цель индивидуального овладения той или иной компетентностью, например при работе с текстом применяются различные виды заданий вербальное выступление, визуализировать выступление с помощью презентации, написать информационную статью, при актуализации уже имеющихся знаний студентам нужно кроме выступления подготовить опорный конспект, т.е. в знаково-символической форме представить изученное. Хотелось бы заметить, что опорные схемы, или просто опоры - это выводы, которые рождаются на глазах обучающихся в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Когда впоследствии студент отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибок. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей.

2) групповой метод при закреплении содержания новой темы: групповой анализ текстов и других источников, выполнение упражнений, взаимообучение, групповое решение проблемных вопросов. Для закрепления материала проводится деление обучающихся на три группы, которые получают задания совместного чтения, изучения и выполнения упражнений в режиме мозгового штурма (по правилу буравчика, левой руки для определения силы Ампера, по формуле силы Ампера) и представляют результат свой работы вербально и визуально. Результатом совместной работы на уроке является выполнение практикума по применению правила буравчика, левой руки, формулы, где по каждому этапу практикума, каждый член группы служит консультантом по своему вопросу.

Такого вида построения урока можно отнести, на мой вгляд, и к технологии коллективного взаимообучения или организованного диалога, работы в парах, группах сменного состава. При работе по этой технологии можно используют три вида пар, групп: статическую, динамическую и вариационную.

В моем примере урока работали вариационные группы. В них каждый из членов групп получал задание, выполнял его, анализировал, проводит взаимообучение в составе других групп по схеме с остальными товарищами, в результате каждый усваивает порциями учебное содержание.

Мне импонируют технологии коллективного взаимообучения и сотрудничества следующими преимуществами: в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания, в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний, каждый обучающийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение

- на этапе рефлексии приобретенного опыта обучающиеся заполняют «лист сбывшихся желаний» со словами: «Я смог научился…, понял…, сделал…, участвовал…, решил…, запомнил…, объяснил…, исследовал... помог…». На этом этапе возвращаемся к поставленной учебной проблеме и пытаемся решить экспериментальную задачу, имею приобретенный багаж знаний (частично-поисковый метод обучения) или решаем, что имеющихся знаний недостаточно для полного понимания физического опыта, мотивируя себя на дальнейшее изучения магнетизма. Кроме всего на уроке может работать журналист, задание которого заключается в написании редакционной статьи об уроке, с интервью, написанием стихотворных строк, создание презентации. Таким образом, применяется технология использования в обучении игровых методов: ролевых и деловых, проектный метод обучения, информационно-коммуникационные технологии. Всеми любимые игровые технологии использую в следующих случаях: как элемент педагогической технологии, в качестве формы урока или его части, во внеклассной работе.

Приведенные мной примеры применения современных технологий на отдельном уроке, демонстрирует не весь спектр, применяемых мной технологий и методов.

Активно внедряю в работе технологию модульного обучения. Его сущность в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем, с целевым функциональным узлом, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информационных блоках. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными студентами (метод дифференцированного обучения, технология разноуровнего обучения), дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения. Мною продолжается разрабатывается программа, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль.

Интеграция в современном обществе диктует необходимость интеграции в образовании, а именно применение в том числе и мною интегрированных уроков. Мир, окружающий нас, познаётся во всём многообразии и единстве, а зачастую отдельные дисциплины общеобразовательного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты. Интегрированные уроки побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения интегрированных уроков или чаще всего внекласных мероприятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей, углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы.

Большие возможности содержатся в использовании компьютерных технологий (ИКТ) при обучении физике. Активно используемая и мною компьютерная проектная среда предоставляет возможности для интерактивного моделирования движения в гравитационном, электростатическом магнитном или любых других полях, а также движения, вызванного всевозможными видами взаимодействия объектов, содержит компьютерные эксперименты, задания для самостоятельной работы учащихся, компьютерные иллюстрации. И в качестве одной из форм обучения, стимулирующих обучающихся к творческой деятельности, я предлагаю создание мультимедийной презентации. Использование мультимедийного проектора в ходе всего урока физики способствует решению различных учебных задач.

Обеспечение обучающемуся возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни и применение полученных знаний в повседневной безопасной жизни дают здоровье сберегающие технологии. К ним отношу: соблюдение санитарно - гигиенических требований, благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, а также получение знаний по безопасному применению, использованию технических устройств, пониманию действия природных физических явлений и опять таки безопасному поведению.

Самым оптимальным вариантом работы педагога, я считаю, это использование смеси различных технологий. Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные (учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему, согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся) и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.

Результаты работы позволяют свидетельствовать о том, что используемые мною методы и технологии, способствуют формированию устойчивых знаний, общих компетенций обучающихся, прослеживается небольшая динамика качества знаний студентов по физике по итогам мониторинга, успеваемость остается стабильно высокой. Практический опыт показывает, что правильное использование методов, способов, форм, приёмов, позволяет обеспечить положительную мотивацию учения, обеспечивает развитие личности. Показателем эффективности обучения следует считать повышающий интерес к физике, творческую активность и результативность обучающихся во всероссийских олимпиадах по физике, международных дистанционных олимпиадах «Инфоурок», республиканской студенческой конференции «Открытая трибуна», Всероссийской студенческой научно-практической конференции «От поиска - к решению. От опыта - к мастерству», студенческой научно-практической конференции «Наука. Практика. Исследование. Творчество».

Систематически повышаю своё педагогическое мастерство. Постоянно занимаюсь самообразованием, участвуя в вебинарах, семинарах, виртуальных конференциях, мастер-классах, веду работу по поиску и внедрению современных методов и форм обучения, обобщаю полученные результаты в научно - методической работе, используя различные формы представления своих педагогических идей, например, публикуясь в сборниках научных трудов, участвуя в научно-практической конференции Республики Хакасия «Реализация стратегии развития математического и естественнонаучного образования в Республике Хакасия», техникума «Повышения качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания», всероссийских интернет-конкурсе «Педагогический триумф».



© 2010-2022