Конспект урока по физике на тему Тепловые двигатели

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по физике на тему Тепловые двигатели

ГАПОУ СО «Самарский государственный колледж»

Разработка урока




Урок по физике на тему: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»

ГАПОУ СО «Самарский государственный колледж»

Лунева Е.Н. преподаватель физики

Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока - дать полное представление о тепловых машинах и проследить их влияние на окружающую среду, показать практическое значение темы в производстве, быту и сельском хозяйстве.

Задачи урока.

Образовательная: повторение, закрепление, обобщение теоретического материала по данной теме, получение прикладных знаний на уроке.

Воспитательная: продолжение формирования научного мировоззрения, межпредметных связей (биология, экология, химия, математика), воспитания самостоятельности, трудолюбия, патриотизма.

Развивающая: продолжение развития мыслительной деятельности: умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать понятия, факты по данной теме; развитие речи, творчества, эмоций (удивления, занимательности) учащихся.

Данный урок предпоследний в теме « Основы термодинамики. Тепловые двигатели»

Урок с элементами ролевой игры / на столах - карточки с названием роли ученика на уроке/

Оборудование: модель ДВС, работающая модель тепловой машины /ёлочная игрушка/, таблица «принцип действия ДВС», компьютер (слайды: диаграмма Саратовской области по использованию транспорта, «парниковый»эффект)самодельная таблица «тепловая машина». Плакат над доской: «Физика настоящего - это техника будущего». А.Ф.Иоффе.

На доске план урока:

1.Тепловые двигатели, их виды:

  • а) устройство, принцип действия,

  • б) КПД идеальной и реальной машины.

2.Отрицательное влияние тепловых машин на окружающую среду.

  • Сжигание топлива - сжигание кислорода.

  • Выделение СО2.

  • Ухудшение прозрачности среды.

  • «парниковый» эффект.

  • Озоновые дыры.

3.Способы уменьшения загрязнения окружающей среды.

ХОД УРОКА.

Причина изучения данной темы достаточно очевидна: тепловые машины неразрывно связаны с жизнедеятельностью человека, прочно вошли в нашу жизнь. Что же плохого и хорошего несет в нашу жизнь использование тепловых двигателей?

Сегодня у нас урок обобщения теоретического материала и получение прикладных знаний по данной теме. В нашей конференции участвуют инженеры - конструкторы, инженеры - разработчики, медработник, эколог, расчетная группа (РГ), начальник транспортного отдела по промышленным перевозкам, зам. Председателя госкомитета по охране окружающей среды Саратовской области. Помогали готовиться к конференции художники -оформители.

Пока мы с вами будем беседовать, предоставим возможность работать расчетной группе - у них своё задание, которое они нам покажут позже (два человека у доски решают задачи).

Вопрос ко всему классу: что же такое тепловой двигатель? Строение, принцип действия тепловой машины расскажет инженер - конструктор (использует таблицу и модель ДВС).

Где и когда появился ДВС - слово историку (ученик даёт краткую историческую справку).

Пресса: а ещё какие виды тепловых машин бывают?

Инженер - конструктор (показывает слайды с помощью компьютера, кратко дает характеристику принципа действия, сравнивает КПД по таблице):

  • Реактивные,

  • Паровые,

  • Карбюраторные,

  • Дизельные.

Слово расчетной группе: разбираем решенную на доске задачу:

В паровой турбине расходуется 0,35 кг дизельного топлива на 1 кВт час. Температура поступающего в турбину пара 2750 С, а температура холодильника 370 С. Вычислить фактический КПД турбины и сравнить его с КПД идеальной машины, работающей при тех же условиях.

Разбираем причины несовпадения КПД реальной и идеальной машины.

Пресса: как повысить КПД двигателя?

Слово инженеру - конструктору:

  • Повысить Т1 нагревателя, но существует ограничение температурных режимов металла, из которого сделан двигатель.

  • Уменьшить Т2 холодильника, но ниже температуры окружающей среды мы сделать ее не можем.

  • Уменьшение трения между соприкасающимися поверхностями.

  • Более полное сгорание топлива.

Слово экологу: при сжигании топлива сжигается кислород и выделяется углекислый газ - за 20 лет содержание СО2 в атмосфере Земли увеличилось на 20%.

Слово РГ: разбираем задачу №2 , решенную на доске:

Сколько воздуха израсходуется при сгорании 1 кг бензина в ДВС, если известно, что при сгорании топлива на каждую молекулу бензина приходится 9 молекул кислорода?

Эколог: ухудшение прозрачности среды: 2003 год-30 тонн выбросов различных соединений в атмосферу (сернистый газ, метан, оксид азота, хлорфторуглекислые соединения и др.)

Слово медработнику: сернистый газ при горении плохих марок угля и нефти при соединении с водой дают серную кислоту, которая выпадает нам на голову - кислотные дожди, отсюда выпадение волос, кислородное голодание; выделение угарного газа ведет к понижению гемоглобина в крови, понижению давления. Увеличение азота у поверхности Земли ведет к раздражению слизистой оболочке глаз, першению в горле.

Эколог: выбросы 2-3 млн. тонн свинца в атмосферу ежегодно (добавляют для предотвращения слишком быстрого сгорания топлива)

Медработник: свинец имеет свойство накапливаться в организме человека, отсюда - выпадение зубов, волос, язва желудка, рождение неполноценных детей, уменьшение продолжительности жизни человека на 12-12 лет (третий по опасности признак после табака и алкоголя).

Эколог: озоновые дыры - в средней полосе России ежегодно

происходит уменьшение озонового слоя в среднем на 2%. Американцы подсчитали: если за год сделать 300 запусков Шаттла, то озоновый слой исчезнет совсем.

Медработник: по данным ученых уменьшение озонового слоя на 1% процент ведет к увеличению заболеванию раком на 5-6%, увеличению инфекционных заболеваний. А так как озоновый слой - хорошая защита от солнечных лучей, то при сильном загаре вызываются к жизни те гены, которые давно «замолчали» в человеческом организме.

Эколог: «парниковый» эффект - за последние 100 лет температура на Земле повысилась на 1 , что привело к повышению уровня мирового океана на 1,2м.

Так как к 2050 году ожидается повышение температуры на 3-6 градусов, то будет затоплен Каир, Новый Орлеан, Южная Азия. Произойдет смещение климатических зон на север на 150- 300 км.

Медработник: повышение температуры приведет к стихийным бедствиям, росту эпидемий, появлению фотохимсмока - рак кожи, заболевание органов дыхания и т. д.

Пресса: у меня вопрос к представителю администрации г.Саратова, Какие данные имеются по Саратовской области по загрязнению атмосферы?

Краткую справку учащийся дает по материалам экологической конференции, проводимой в Саратове в августе 2003 года.

И так, я делаю вывод: жить в такой атмосфере невозможно!

Пресса: если такое сильное отрицательное влияние тепловых двигателей на окружающую среду, то может вообще запретить тепловые машины?

Начальник отдела по промышленным перевозкам: я понимаю тревогу экологов, медиков, но, хотя и вредны ДВС, но ни промышленность, ни быт, ни сельское хозяйство без них не обходится. Приведу данные по Саратовской области:

Конспект урока по физике на тему Тепловые двигателиКонспект урока по физике на тему Тепловые двигатели

4,5% - водный - 0,5%

60,5% -автомобильный - 52,3%

34,4%-железнодорожный - 43,9%

0,6% - воздушный - 3,3%

Так, что на сегодняшний день отказаться от ДВС мы никак не можем.

Пресса: каковы же возможности улучшения состояния земной атмосферы?

Инженер - разработчик:

1.переход от традиционных источников энергии к нетрадиционным (ветряные, солнечные, приливные, геотермальные, энергетические биомассы);

2.использование чистых источников энергии (атомная, термоядерная);

3. улучшение принципов действия защитных сооружений (пылегазоулавливающие устройства, очистные сооружения, стальные, бетонные сооружения возле АЭС и т. д.)

4. вместо бензиновых двигателей использование электродвигателей (в 2000г.-5%, в 2020г.-20%),а также водородных - в качестве топлива сгорает водород, выделяется вода.

5.создание лесопарков и магистралей вокруг городов.

Представитель администрации: в районе р. Шумейка построен объездной мост через Волгу, что значительно улучшило экологическую обстановку в г. Энгельсе и г. Саратове. Создана экологическая милиция, контролирующая уровень выхлопных газов машин.

Пресса: что конкретно мы - школьники в свои 15-16 лет можем предпринять для улучшения атмосферы?

Ученики:

  • посадить дерево

  • меньше жечь костров (мусор в компостную яму - удобрение)

  • дезодоранты- распылители заменить шариковыми (озоновые дыры)

  • Рим - Италия - акция: воскресение - пешком

  • Р Г: проведен рейд по школе - в 2 часа дня светло, но горят лампы по 100 Вт каждая - бесполезная трата энергии, Братская ГЭС работает на такие же непроизводительные расходы по всей стране. Вывод: экономь электроэнергию.

Подводим итоги: мы повторили сегодня ДВС его КПД, его применение и влияние на окружающую среду.

Вы - строители будущего нашей жизни и от вас зависит, как мы будем жить в 21 веке!

Выставление оценок.


© 2010-2022