Разработка урока физики по теме Тепловые явления

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Повторение. Тепловые явления»

Цели урока:

  1. Повторение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Тепловые явления».

  2. Развитие умственных способностей, устной и письменной речи.

  3. Воспитание интереса к предмету, патриотических чувств, расширение межпредметных связей.

Оформление доски:

  • Цель урока (формулируют дети): повторить и систематизировать знания и умения по теме «Тепловые явления».

  • Эпиграф. «Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы.»

А. Эйнштейн

Учитель: и мы с вами, ребята, сегодня попробуем посмотреть на привычные для вас вещи несколько иначе, несколько шире.

  1. Начнём с кроссворда

И

З

Л

У

Ч

Е

Н

И

Е

Д

Ж

О

У

Л

Ь

М

А

С

С

А

Т

Е

П

Л

О

П

Р

О

В

О

Д

Н

О

С

Т

Ь

Э

Н

Е

Р

Г

И

Я

Т

Е

П

Л

О

П

Е

Р

Е

Д

А

Ч

А

Ж

И

Д

К

О

С

Т

Ь

М

О

Л

Е

К

У

Л

Ы

К

О

Н

В

Е

К

Ц

И

Я


1. Вид теплопередачи, с помощью которого передаётся на Землю энергия Солнца.

2. Единица измерения количества теплоты.

3. Одна из величин, от которой зависит количество теплоты, поглощаемое при нагревании тела.

4. Один из видов теплопередачи.

5. То, что теряет или приобретает тело в процессе теплопередачи.

6. Один из способов изменения внутренней энергии тела.

7. Агрегатное состояние вещества.

8. Частицы, из которых состоят все окружающие нас тела.

9. Вид теплопередачи, который может осуществляться только в жидкостях и газах.

Скажите, ребята, открытие какого закона в физике связано с именем М.И. Ломоносова?

(закон сохранения и превращения энергии).

Сообщение учащихся о М.И. Ломоносове.

  1. Ну а мы с вами продолжаем изучать язык физики.

На доске: Q с m q t

Дж/кг Дж 0С Дж/кг0С кг - затем стереть

(Дж) (Дж/кг0С ) кг Дж/кг 0С

Задание: 1) исправить ошибку, назвать табличные величины;

2) из заданных букв попробуйте составить как можно больше формул (1 человек за доской). С последующей проверкой, назвать, для чего нужна каждая формула.

  • Q = cm(t2 - t1)

  • с = Q/m(t2 - t1)

  • m = Q/c (t2 - t1)

  • t2 - t1 = Q/cm

  • Q = qm

  • q = Q/m

  • m = Q/q

  1. Но, предположим, вы забыли, как обозначается та или иная величина, в каких единицах измеряется, либо вам понадобилась какая-то табличная величина. В этом случае мы обращаемся к самой главной нашей книге - учебнику. Вот сейчас вы и покажете, насколько хорошо знаете свой учебник физики.

Указать страницы учебника, на которых можно найти ответы на следующие вопросы, и ответить на них, пользуясь предметно-именным указателем.

На доске:

  • Движение тепловое

  • Закон сохранения и превращения энергии

  • Количество теплоты

  • Удельная теплота сгорания топлива

  • Энергия внутренняя

Однако, учебник - это только фундамент, а всё здание знаний можно построить только читая и дополнительную литературу. (Выставка книг)

  1. Давайте вспомним книги, которые любят все. Вы любите сказки?

  • В одной из русских народных сказок рассказывается о том, как тетерев спасался от трескучих морозов в снежном сугробе, а Дюймовочка в одноименной сказке Г.-Х. Андерсена укрыла ласточку листьями и веточками и таким образом защитила её от зимней стужи. Объясните эти явления.

  • В стихотворении А. С. Пушкина «Кавказ» есть такие слова: «Орёл, с отдалённой поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне». Объясните, почему орлы, ястребы, коршуны и другие крупные птицы, парящие высоко в небе, могут держаться на одной высоте, не взмахивая при этом крыльями. (Нагретый у Земли воздух поднимается на значительную высоту. Эти тепловые потоки воздуха ударяются снизу в распростертые крылья птицы и поддерживают её.)

  • Прокомментируйте отрывок.

За основание тут мы берём положенье такое:

Из ничего не творится ничто по божественной воле.

И от того только страх всех смертных объемлет, что много

Видят явлений они на Земле и на небе нередко,

Коих причины никак усмотреть и понять не умеют…

Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть

Из ничего, то тогда… (из поэмы Лукреция Кара)

  1. Решить самостоятельно (с последующей самопроверкой)

1 уровень.

В каком случае можно получить большее количество теплоты: сжигая 1 кг дров или 1 кг торфа?

2 уровень.

Рассчитайте количество теплоты, необходимое для нагревания алюминиевой ложки массой 50 г от 20 0С до 90 0С.

3 уровень.

Сколько воды можно нагреть от 10 0С до 60 0С, если на ее нагревание пошла половина энергии, полученной в результате сгорания 40 кг каменного угля?

(За доской представлены решения задач. После завершения работа учащиеся проверяют правильность выполнения заданий).

  1. Итог урока.

Учитель: мы закончили изучение темы «Тепловые явления». Как вы думаете, каковы роль тепловых явлений в жизни человека?

Значение тепловых явлений в жизни человека исключительно велико. Достаточно сказать, что изменение температуры организма всего на 0,5 0С означает заболевание. Температура внешней среды в любом районе Земли колеблется в значительных пределах и в течение суток, и в течение года. Защитные механизмы организма не в состоянии компенсировать изменение температуры при теплообмене со средой, и нужно принимать какие-то дополнительные меры: создавать соответствующую одежду, строить жилища с учетом условий местности, где живут люди, ограничивать пребывание человека в среде, температура которой намного выше или ниже температуры организма. Одежда и жилища народов крайнего Севера или жарких стран - просто кладезь мудрости и здравого смысла безвестных изобретателей.

Сегодня, когда научные знания и достижения позволяют намного легче преодолевать трудности (созданы легкие, прочные, малотеплопроводные материалы для одежды и защиты жилища, кондиционеры и т.д.), многие проблемы не касаются прямо каждого человека, их решают специалисты.

  1. На дом: упр.6 (2,3,4*)



© 2010-2022