• Преподавателю
  • Физика
  • Доклад Формы и методы самостоятельной работы на уроках по дисциплине электротехника

Доклад Формы и методы самостоятельной работы на уроках по дисциплине электротехника

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ширинкина Елена Вадимовна,

преподаватель электротехники

ГБПОУ Строгановский колледж

г.Очер

Формы и методы самостоятельной работы на уроках по электротехнике.



Цель: Активизация деятельности учащихся на уроке.

Задачи:

1. Изучить литературу по организации самостоятельной работы учащихся.

2. Изучить и систематизировать известные методы и приемы самостоятельной работы.

3. Обобщить итоги своей деятельности по организации самостоятельной работы.

Объект: Самостоятельная деятельность учащихся.

Предмет: Формы, методы и содержание самостоятельной работы.

Значение:

Учебная дисциплина «Электротехника и электроника» является общепрофессиональной, полученные знания так или иначе используются профессионалами различных специальностей. Преподавание дисциплины имеет практическую направленность. Знания по дисциплине вызывают интерес и потому, что часто в повседневной жизни у студентов возникают вопросы по устройству и эксплуатации электрооборудования. Обсуждение ситуаций оживляет занятия и придает им большую значимость.

Несмотря на довольно высокий интерес к дисциплине, в преподавании есть и определенные сложности. Глубокое усвоение знаний по дисциплине возможно лишь при наличии прочных базовых знаний по предметам курса средней школы «математика» и «физика», чего, к сожалению, не имеет ряд студентов. Электротехника включает в себя большой объем понятий и терминов, которые недостаточно просто заучить. Чтобы рационально применять знания на практике, необходима их актуализация, т.е. для усвоения необходимо закрепление в деятельности.



  1. Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, вызывают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей - вот заказ нашего современного общества.

В мировой педагогической практике четко прослеживается тенденция на «вооружение» учащихся не только конкретными знаниями по отдельным предметам, но и комплексом умений, в том числе интеллектуальных.

  1. Одна из концепций, соответствующих новым условиям и потребностям общества, а также международным тенденциям - концепция развивающего обучение. Она прогрессивна, потому что личностно ориентирована.

  2. Развивающее обучение направлено на формирование из ученика личности, его цель - развитие ученика, его интеллекта. Основа этого процесса - самостоятельная познавательная деятельность.

Сущность:

  1. Ничего так пагубно не сказывается формализм, как в организации самостоятельных занятий. Как будто все есть: и вопросы задаются, и опыты проводятся, и задачи решаются - дети как будто работают, а по существу все эти действия носят поверхностный характер, в результате школьники работают пассивно, вполсилы.

  2. При организации самостоятельной работы очень важно продумывать цели, методы, средства и результаты деятельности педагога, установить последовательность действий, операций, подготовить материальную базу (дидактический материал, приборы, технические средства, литературу). Учащихся необходимо проинструктировать, объяснить, как им действовать. Большое значение следует уделить обдумыванию способов оформления результатов работы и оказанию своевременной помощи тем, кто в ней нуждается.

  3. Между тем есть приемы организации самостоятельной работы (общеизвестные):

  • Учитель читает лекцию. В нужный момент задает классу вопросы: «А почему это произошло? Где еще мы встречались с этим явлением?» Дети должны вспомнить, найти решение.

  • Объяснив материал, учитель предлагает: «Откройте учебники, прочитайте абзац и объясните явление». Дети применяют знания на практике, дают собственные толкования.

  • Учитель, объяснив материал, дает вопросы, включает диафильм или проектор.

  • Глядя на экран, дети ищут ответы на вопросы.

  • Прервав объяснение, учитель демонстрирует модель, фотоснимок, чертеж и т.д. и просит разъяснить, что изображено. Дети закрепляют изученный материал, рассуждают, ищут оригинальные ответы.



  1. На уроках развивающего типа время на самостоятельную работу выделяется значительное, так как такое обучение основано именно на самостоятельной деятельности учащихся.

  2. Составляющие этой деятельности образуют следующую схему (частично по В.В, Давыдову): потребность - мотив цель - условия достижения цели - процесс достижения цели (действия, операции) - результат.

  3. Практике преподавания физики известно несколько способов, обеспечивающих деятельный подход при изучении нового материала. Первый прием: конструирование урока или занятия по плану нетрадиционной формы.

  4. Самостоятельную работу учащихся на уроке можно организовывать и на весь урок, предварительно дав подробный инструктаж и проведя предварительную подготовку.

  5. Второй прием: построение уроков, реализующих следующую «цепочку»: исходная ситуация - познавательная потребность - цель познавательной деятельности - познавательная деятельность. Эту идею развивает С.В. Анофрикова.

  6. Что может развивать у своих учеников на занятиях учитель - физик? В общих чертах ответ на этот вопрос таков: мышление, образовательные, коммуникативные и практические умения.

  7. Многие приемы практической направленности теснейшим образом связаны с мыслительными операциями.

  8. Например, Синтез (объединение частей в целое) Выработке этого умения способствуют задания: составить ситуативную таблицу для решения блока разных задач по конкретному вопросу написать реферат или доклад, суммируя сведения из разных источников.

  9. Обучение есть развитие, но лишь в том случае, если построение учебного процесса опирается на зону актуального развития (область наличных возможностей) и стимулирует продвижение в зону ближайшего развития (в область потенциальных возможностей). Другими словами, обучение должно ставиться так, чтобы задачи вызывали учебные затруднения у учащихся. В этом заключается один из принципов развивающего обучения.

  10. Рационально, организуемая самостоятельная работа положительно влияет на качество знаний учащихся умения и навыки учебного труда и развивает интеллект школьников.

  11. Поэтому все актуальнее становятся слова академика Фридмана: «Задача учителя не учить, а помогать ученику учиться, быть организатором и консультантом, научить приемам самообучения и жизнедеятельности».



© 2010-2022