Внеклассное мероприятие по физике Мы можем!

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Внеклассное мероприятие по физике Мы можем!



Разработала: учитель физики

Фурманова Е. В.

СОШ № 31, г. Бобруйск


Бобруйск, 2010

Пояснительная записка

Данное мероприятие можно проводить на факультативном занятии в 8 классе «Физика вокруг нас» после прохождения темы "Способы изменения внутренней энергии. Работа и теплопередача. Количество теплоты». Группа заранее делится на две команды. Оно дает полную проверку знаний учащихся по изученной теме. Ребята увлеченно продвигаются в своих ответах вперед от одного этапа к другому и тем самым углубляются в теоретические и практические задания.

Викторина проводится между учащимися 8 классов в составе 5 человек в 10 этапов. В качестве домашнего задания ребята готовят представление команд (название команд, девиз, эмблему). Из старшеклассников школы формируется жюри и выбираются ведущие конкурсов, а также приобретаются призы.

Все мероприятие проходит параллельно с компьютерной презентацией (Приложение), которая помогает привлечь интерес наибольшему количеству ребят к тому, что происходит перед ними и превратить большинство из скучающих зрителей в заинтересованных участников мероприятия.

Оформление кабинета: Плакат с названием мероприятия «Мы можем!», размещены небольшие плакаты, сделанные ребятами

Над доской плакаты со словами:

- Физика! Какая емкость слова!

Физика для нас не просто звук!

Физика - опора и основа

Всех без исключения наук! (Слова студенческой песни)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Форма работы - групповая.

Цели:

Образовательная:

Углубление и систематизация знаний, полученных при изучении темы; закрепление у учащихся навыков решения расчетных, качественных, экспериментальных.

Развивающая:

Развитие умений применять теоретические знания для решения практических задач, навыки логического мышления и умений работать с компьютером.

Воспитательная:

Формирование навыков коллективной работы в сочетании самостоятельной деятельностью учащихся, формирование интереса и позитивного отношения исследовательской деятельности, познанию законов природы.

План мероприятия:

  1. Вступление - 5 мин

  2. 1 этап «Конкурс визиток» - 10 мин

  3. 2 этап « В гостях у почемучек» - 6 мин

  4. 3 этап «Дополни фразу» - 2 мин

  5. 4 этап «Лишний термин» - 1 мин

  6. 5 этап «Экспериментальный» - 15 мин

  7. 6 этап «Общий признак» - 1 мин

  8. 7 этап «Конкурс капитанов» - 5 мин

  9. 8 этап «Реши задачу» - 15 мин

  10. 9 этап «Конкурс артистов» - 5 мин

  11. 10 этап «Гонка за лидером» - 2 мин

  12. Музыкальная пауза - 3 мин

  13. Заключение - 10 мин

Эпиграф:

Счастлив тот, кому победа

Далась не кровью, а умом,

Счастлив тот, кто точку Архимеда

Сумел сыскать в себе самом.


Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей викторине "Мы можем!". И сегодня на нашей игре давайте сохраним атмосферу добра, взаимопонимания, дружбы, но при этом не забудем и про дух соревнования.

Когда-то Лобачевский думал,
Кутаясь в пальто
"Как мир прямолинеен,
Видно, что-то здесь не то!"
Но он вгляделся пристальнее
В безоблачную высь
И там все параллельные
Его пересеклись.

Ведущий 2: Хотелось бы, чтобы сегодня пересеклись параллельные ваших знаний и вопросов игры. Итак, сегодня на нашей игре присутствует совет старейшин, который поможет нам решить спорные вопросы, возникающие в ходе игры, и будет следить за проведением игры.

(представляет членов жюри)

Ведущий 1: Счетная комиссия будет следить за набором командами очков и объявлять счет игры.

Ведущий 2: И, наконец, мне очень приятно представить Вам участников нашей сегодняшней игры. Это команды КВАНТ и ЭРУДИТ. Встречайте их.

(Команды выходят под музыку)


1 этап «Конкурс визиток»

Ведущий 1: Теперь, когда мы познакомились друг с другом, можно наконец-то заняться тем, для чего мы сюда собрались: объявляю первый конкурс «Конкурс визиток».

Ведущий 2: На этом этапе команды представляются друг другу. (Визитка должна содержать название команды, девиз и эмблему команды. Это может быть текстовый файл, презентация). Максимальный балл - 10.

Ведущий 1: Итак, просим команды представиться.

(Представление команд)

Ведущий 2: Молодцы команды! Не знаю как жюри, а мне понравилось выступление обеих команд!

2 этап «В гостях у почемучек»

Ведущий 1: Итак, переходим ко второму конкурсу «В гостях у почемучек».

(Ведущие по очереди задают участникам вопросы. Они в свою очередь отвечают на них. За правильный ответ - 1 балл).

Вопросы:

  1. Почему, если дохнуть на руку, получается ощущение тепла, а если дунуть, то ощущение прохлады? Ответ: Когда дышишь, то водяной пар, попадающий на руку, конденсируется, выделяя тепло. Когда дуем, создаём ветер, ускоряющий испарение, и температура понижается.

  2. Может ли лёд быть нагревателем? Ответ: Да, если температура окружающей среды меньше температуры льда.

  3. Кругом курильщицы златые
    Подъемлют ароматный пар…
    А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»

Вопрос: Почему пар поднимается вверх? Ответ: Тёплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Плотность тёплого воздуха меньше, чем при обычной температуре, и под действием архимедовой силы он поднимается вверх.

  1. Меж тем черкешенки младые
    Взбегают на горы крутые…
    М.Ю.Лермонтов, «Кавказский пленник»

Вопрос: Как при этом изменяется энергия юных девиц? Ответ: Потенциальная энергия увеличивается.

3 этап «Дополни фразу»

Ведущий 2: Начинаем третий конкурс «Дополни фразу». Вам предлагается заполнить карточки. Время выполнения ограничено - 2 мин. За одну правильную фразу - 2 балла.

Карточка 1.

Тепловое движение - _______________________________________________

_________________________________________________________________

Внутренняя энергия - ______________________________________________

_________________________________________________________________

______________________________ - совершить работу или теплопередачей.

_________________ - изменение внутренней энергии без совершения работы.



Карточка 2.

Теплопроводность - _______________________________________________

_________________________________________________________________

Конвекция - ______________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________ - перенос энергии с помощью невидимых лучей, испускаемых нагретым телом.

____________________________ - Q, энергия, которую тело получает или отдаёт в процессе теплопередачи.


4 этап «Лишний термин»

Ведущий 1: Команды немного отдохнули и готовы к следующему конкурсу "Лишний термин".

Ведущий 2: Каждой команде будет предложена карточка, на которой два задания.

Ведущий 1: Вам необходимо найти лишний термин и вычеркнуть его. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Время на выполнение 1 мин.

Карточка 1.

Сила, ньютон, время, масса.

Масса, километр, килограмм, дециметр.

Карточка 2.

Плотность, движение, время, скорость.

Миллиметр, динамометр, часы, спидометр.

5 этап «Экспериментальный»

Ведущий 2: Вот мы и подошли к 5 этапу нашей викторины, который называется «Экспериментальный».

Ведущий 1: Это самый сложный и интересный конкурс. Командам необходимо провести опыт и объяснить его. Максимальный балл - 10.

Опыт 1. С помощью зажженной свечи и трубки из металлической фольги изготовьте модель печной тяги и продемонстрируйте принцип ее действия.

Оборудование: свеча, спички, металлическая фольга, скотч.

Ответ: Давление наружного холодного воздуха выше, чем нагретого воздуха в трубе. Конвекционный поток создает тягу, что приводит к изменению пламени свечи.

Опыт 2. Можно ли вскипятить воду в бумажной коробке? Ответ проверьте экспериментально. Объясните результат опыта.

Оборудование: коробка из плотной бумаги на нитках, штатив, стакан с водой, спиртовка.

Ответ: Можно, так как температура воды не превышает 100 °С, такую же температуру будет иметь и бумага, а эта температура недостаточно высока, чтобы бумага не загорелась.

6 этап «Общий признак»

Ведущий 2: Ну что, вам понравилось? Да, что ни говори, а наши команды сейчас показали высший класс и доказали нам, что владеют не только теоретические, но и практическими знаниями.

Ведущий 1: Вот мы уже и подобрались к 6 этапу викторины, который называется «Общий признак».

Ведущий 2: Командам раздаются карточки с заданиями. Вам необходимо найти общий признак, объединяющий эти предметы. Максимальный балл - 2. Время на выполнение задания 1 мин.

1 вариант

Колба, мензурка, термометр, оконное стекло, стакан. (Вещество - стекло)

2 вариант

Динамометр, мензурка, термометр, спидометр, весы. (Измерительные приборы)

7 этап «Конкурс капитанов»

Ведущий 1: Итак, ну а теперь мне хотелось бы пригласить сюда капитанов команд, так как следующий конкурс - «Конкурс капитанов».

Ведущий 2: Я сейчас зачитаю вам рассказ. Ваша задача обнаружить ошибки. Кто больше обнаружит ошибок тот и победил. Баллы выставляются по числу найденных ошибок. За одну ошибку 1 балл.

РАССКАЗ:

Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что на восемь утра договорился с Толей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег весь уже стаял, и только на крышах домов он ещё лежал мохнатыми шапками.

Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул - по всему телу разлилось тепло.

Позавтракав, я выбежал на улицу. Толя был уже там. "Вот погодка сегодня!"- вместо приветствия восхищённо произнёс он. - Солнце-то какое, а температура с утра - 2 0С. "Нет, минус 4 0С",- вздохнул я.

Мы заспорили, потом Толя сообразил, в чём дело. "У меня термометр на ветру висит,- сказал он, - а у тебя в укромном месте, поэтому и показывает больше".

8 этап «Реши задачу»

Ведущий 1: Ну вот, мы постепенно подошли к 8 этапу нашей викторины «Реши задачу». Командам раздаются карточки с задачами.

Ведущий 2: Команде необходимо решить 4 задачи. Время на решение задач 15 мин. За правильно решенную задачу команде начисляется 5 баллов.

Условия задач:

1. На нагревание 1 кг свинца на 100 °С расходуется 13000 Дж теплоты. Определите удельную теплоемкость свинца.

2. Сколько теплоты надо затратить, чтобы нагреть чугунную сковороду массой 300 г от 20 °С до 270 °С? (с чугуна = 540 Дж/кг•°С).

3. Какое количество теплоты отдает стакан горячего чая (90 °С), остывая до комнатной температуры (20 °С)? Масса чая 200 г (своды = 4200 Дж/кг•°С).

4. Латунная деталь массой 200 г имеет температуру 365 °С. Какое количество теплоты она может передать окружающим телам, охлаждаясь до 15 °С? (с латуни = 400 Дж/кг•°С).

9 этап «Конкурс артистов»

Ведущий 1: Вот мы и подошли к предпоследнему этапу викторины, который называется «Конкурс артистов».

Ведущий 2: Команде раздаются листочки со словами, ваша задача без слов и предметов показать то, что написано на листочках. Время на обдумывание 1 мин. Оценивается оригинальность и правильность ответа команды-соперницы. Максимальный балл - 5.

1 вариант: кипение.

2 вариант: испарение.

10 этап «Гонка за лидером»

Ведущий 1: Вот мы и подобрались к последнему конкурсу, который называется «Гонка за лидером». Составьте как можно больше слов из слова "Теплопередача". За каждое правильное слово команда получает 1балл.

Ведущий 2: Итак, на это задание отводится 2 мин.

Ведущий 1: На а пока жюри подводит итоги для всех участников нашего мероприятия музыкальная пауза.

Музыкальная пауза



Ведущий 2: Вот и наступил самый приятный момент - подведение итогов и награждение. Для подведения итогов слово предоставляется нашему компетентному жюри.

Подведение итогов.

Жюри подводит подсчет набранных очков за игру каждой командой, объявляет победителей, вручает им дипломы и призы.

Ведущий 2: Окончена игра, но не грустите,

Хоть проиграли вы сейчас -

Будут в вашей жизни успехи

И победы еще не раз.

Главное, не забывайте:

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо прежде всего

Физику знать!

© 2010-2022