- Преподавателю
- Физика
- Внеклассное мероприятие по физике Мы можем!
Внеклассное мероприятие по физике Мы можем!
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фурманова Е.В. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Разработала: учитель физики
Фурманова Е. В.
СОШ № 31, г. Бобруйск
Бобруйск, 2010
Пояснительная записка
Данное мероприятие можно проводить на факультативном занятии в 8 классе «Физика вокруг нас» после прохождения темы "Способы изменения внутренней энергии. Работа и теплопередача. Количество теплоты». Группа заранее делится на две команды. Оно дает полную проверку знаний учащихся по изученной теме. Ребята увлеченно продвигаются в своих ответах вперед от одного этапа к другому и тем самым углубляются в теоретические и практические задания.
Викторина проводится между учащимися 8 классов в составе 5 человек в 10 этапов. В качестве домашнего задания ребята готовят представление команд (название команд, девиз, эмблему). Из старшеклассников школы формируется жюри и выбираются ведущие конкурсов, а также приобретаются призы.
Все мероприятие проходит параллельно с компьютерной презентацией (Приложение), которая помогает привлечь интерес наибольшему количеству ребят к тому, что происходит перед ними и превратить большинство из скучающих зрителей в заинтересованных участников мероприятия.
Оформление кабинета: Плакат с названием мероприятия «Мы можем!», размещены небольшие плакаты, сделанные ребятами
Над доской плакаты со словами:
- Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика - опора и основа
Всех без исключения наук! (Слова студенческой песни)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
Форма работы - групповая.
Цели:
Образовательная:
Углубление и систематизация знаний, полученных при изучении темы; закрепление у учащихся навыков решения расчетных, качественных, экспериментальных.
Развивающая:
Развитие умений применять теоретические знания для решения практических задач, навыки логического мышления и умений работать с компьютером.
Воспитательная:
Формирование навыков коллективной работы в сочетании самостоятельной деятельностью учащихся, формирование интереса и позитивного отношения исследовательской деятельности, познанию законов природы.
План мероприятия:
-
Вступление - 5 мин
-
1 этап «Конкурс визиток» - 10 мин
-
2 этап « В гостях у почемучек» - 6 мин
-
3 этап «Дополни фразу» - 2 мин
-
4 этап «Лишний термин» - 1 мин
-
5 этап «Экспериментальный» - 15 мин
-
6 этап «Общий признак» - 1 мин
-
7 этап «Конкурс капитанов» - 5 мин
-
8 этап «Реши задачу» - 15 мин
-
9 этап «Конкурс артистов» - 5 мин
-
10 этап «Гонка за лидером» - 2 мин
-
Музыкальная пауза - 3 мин
-
Заключение - 10 мин
Эпиграф:
Счастлив тот, кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив тот, кто точку Архимеда
Сумел сыскать в себе самом.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей викторине "Мы можем!". И сегодня на нашей игре давайте сохраним атмосферу добра, взаимопонимания, дружбы, но при этом не забудем и про дух соревнования.
Когда-то Лобачевский думал,
Кутаясь в пальто
"Как мир прямолинеен,
Видно, что-то здесь не то!"
Но он вгляделся пристальнее
В безоблачную высь
И там все параллельные
Его пересеклись.
Ведущий 2: Хотелось бы, чтобы сегодня пересеклись параллельные ваших знаний и вопросов игры. Итак, сегодня на нашей игре присутствует совет старейшин, который поможет нам решить спорные вопросы, возникающие в ходе игры, и будет следить за проведением игры.
(представляет членов жюри)
Ведущий 1: Счетная комиссия будет следить за набором командами очков и объявлять счет игры.
Ведущий 2: И, наконец, мне очень приятно представить Вам участников нашей сегодняшней игры. Это команды КВАНТ и ЭРУДИТ. Встречайте их.
(Команды выходят под музыку)
1 этап «Конкурс визиток»
Ведущий 1: Теперь, когда мы познакомились друг с другом, можно наконец-то заняться тем, для чего мы сюда собрались: объявляю первый конкурс «Конкурс визиток».
Ведущий 2: На этом этапе команды представляются друг другу. (Визитка должна содержать название команды, девиз и эмблему команды. Это может быть текстовый файл, презентация). Максимальный балл - 10.
Ведущий 1: Итак, просим команды представиться.
(Представление команд)
Ведущий 2: Молодцы команды! Не знаю как жюри, а мне понравилось выступление обеих команд!
2 этап «В гостях у почемучек»
Ведущий 1: Итак, переходим ко второму конкурсу «В гостях у почемучек».
(Ведущие по очереди задают участникам вопросы. Они в свою очередь отвечают на них. За правильный ответ - 1 балл).
Вопросы:
-
Почему, если дохнуть на руку, получается ощущение тепла, а если дунуть, то ощущение прохлады? Ответ: Когда дышишь, то водяной пар, попадающий на руку, конденсируется, выделяя тепло. Когда дуем, создаём ветер, ускоряющий испарение, и температура понижается.
-
Может ли лёд быть нагревателем? Ответ: Да, если температура окружающей среды меньше температуры льда.
-
Кругом курильщицы златые
Подъемлют ароматный пар…
А.С.Пушкин, «Руслан и Людмила»
Вопрос: Почему пар поднимается вверх? Ответ: Тёплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Плотность тёплого воздуха меньше, чем при обычной температуре, и под действием архимедовой силы он поднимается вверх.
-
Меж тем черкешенки младые
Взбегают на горы крутые…
М.Ю.Лермонтов, «Кавказский пленник»
Вопрос: Как при этом изменяется энергия юных девиц? Ответ: Потенциальная энергия увеличивается.
3 этап «Дополни фразу»
Ведущий 2: Начинаем третий конкурс «Дополни фразу». Вам предлагается заполнить карточки. Время выполнения ограничено - 2 мин. За одну правильную фразу - 2 балла.
Карточка 1.
Тепловое движение - _______________________________________________
_________________________________________________________________
Внутренняя энергия - ______________________________________________
_________________________________________________________________
______________________________ - совершить работу или теплопередачей.
_________________ - изменение внутренней энергии без совершения работы.
Карточка 2.
Теплопроводность - _______________________________________________
_________________________________________________________________
Конвекция - ______________________________________________________
_________________________________________________________________
____________________________ - перенос энергии с помощью невидимых лучей, испускаемых нагретым телом.
____________________________ - Q, энергия, которую тело получает или отдаёт в процессе теплопередачи.
4 этап «Лишний термин»
Ведущий 1: Команды немного отдохнули и готовы к следующему конкурсу "Лишний термин".
Ведущий 2: Каждой команде будет предложена карточка, на которой два задания.
Ведущий 1: Вам необходимо найти лишний термин и вычеркнуть его. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Время на выполнение 1 мин.
Карточка 1.
Сила, ньютон, время, масса.
Масса, километр, килограмм, дециметр.
Карточка 2.
Плотность, движение, время, скорость.
Миллиметр, динамометр, часы, спидометр.
5 этап «Экспериментальный»
Ведущий 2: Вот мы и подошли к 5 этапу нашей викторины, который называется «Экспериментальный».
Ведущий 1: Это самый сложный и интересный конкурс. Командам необходимо провести опыт и объяснить его. Максимальный балл - 10.
Опыт 1. С помощью зажженной свечи и трубки из металлической фольги изготовьте модель печной тяги и продемонстрируйте принцип ее действия.
Оборудование: свеча, спички, металлическая фольга, скотч.
Ответ: Давление наружного холодного воздуха выше, чем нагретого воздуха в трубе. Конвекционный поток создает тягу, что приводит к изменению пламени свечи.
Опыт 2. Можно ли вскипятить воду в бумажной коробке? Ответ проверьте экспериментально. Объясните результат опыта.
Оборудование: коробка из плотной бумаги на нитках, штатив, стакан с водой, спиртовка.
Ответ: Можно, так как температура воды не превышает 100 °С, такую же температуру будет иметь и бумага, а эта температура недостаточно высока, чтобы бумага не загорелась.
6 этап «Общий признак»
Ведущий 2: Ну что, вам понравилось? Да, что ни говори, а наши команды сейчас показали высший класс и доказали нам, что владеют не только теоретические, но и практическими знаниями.
Ведущий 1: Вот мы уже и подобрались к 6 этапу викторины, который называется «Общий признак».
Ведущий 2: Командам раздаются карточки с заданиями. Вам необходимо найти общий признак, объединяющий эти предметы. Максимальный балл - 2. Время на выполнение задания 1 мин.
1 вариант
Колба, мензурка, термометр, оконное стекло, стакан. (Вещество - стекло)
2 вариант
Динамометр, мензурка, термометр, спидометр, весы. (Измерительные приборы)
7 этап «Конкурс капитанов»
Ведущий 1: Итак, ну а теперь мне хотелось бы пригласить сюда капитанов команд, так как следующий конкурс - «Конкурс капитанов».
Ведущий 2: Я сейчас зачитаю вам рассказ. Ваша задача обнаружить ошибки. Кто больше обнаружит ошибок тот и победил. Баллы выставляются по числу найденных ошибок. За одну ошибку 1 балл.
РАССКАЗ:
Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что на восемь утра договорился с Толей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег весь уже стаял, и только на крышах домов он ещё лежал мохнатыми шапками.
Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул - по всему телу разлилось тепло.
Позавтракав, я выбежал на улицу. Толя был уже там. "Вот погодка сегодня!"- вместо приветствия восхищённо произнёс он. - Солнце-то какое, а температура с утра - 2 0С. "Нет, минус 4 0С",- вздохнул я.
Мы заспорили, потом Толя сообразил, в чём дело. "У меня термометр на ветру висит,- сказал он, - а у тебя в укромном месте, поэтому и показывает больше".
8 этап «Реши задачу»
Ведущий 1: Ну вот, мы постепенно подошли к 8 этапу нашей викторины «Реши задачу». Командам раздаются карточки с задачами.
Ведущий 2: Команде необходимо решить 4 задачи. Время на решение задач 15 мин. За правильно решенную задачу команде начисляется 5 баллов.
Условия задач:
1. На нагревание 1 кг свинца на 100 °С расходуется 13000 Дж теплоты. Определите удельную теплоемкость свинца.
2. Сколько теплоты надо затратить, чтобы нагреть чугунную сковороду массой 300 г от 20 °С до 270 °С? (с чугуна = 540 Дж/кг•°С).
3. Какое количество теплоты отдает стакан горячего чая (90 °С), остывая до комнатной температуры (20 °С)? Масса чая 200 г (своды = 4200 Дж/кг•°С).
4. Латунная деталь массой 200 г имеет температуру 365 °С. Какое количество теплоты она может передать окружающим телам, охлаждаясь до 15 °С? (с латуни = 400 Дж/кг•°С).
9 этап «Конкурс артистов»
Ведущий 1: Вот мы и подошли к предпоследнему этапу викторины, который называется «Конкурс артистов».
Ведущий 2: Команде раздаются листочки со словами, ваша задача без слов и предметов показать то, что написано на листочках. Время на обдумывание 1 мин. Оценивается оригинальность и правильность ответа команды-соперницы. Максимальный балл - 5.
1 вариант: кипение.
2 вариант: испарение.
10 этап «Гонка за лидером»
Ведущий 1: Вот мы и подобрались к последнему конкурсу, который называется «Гонка за лидером». Составьте как можно больше слов из слова "Теплопередача". За каждое правильное слово команда получает 1балл.
Ведущий 2: Итак, на это задание отводится 2 мин.
Ведущий 1: На а пока жюри подводит итоги для всех участников нашего мероприятия музыкальная пауза.
Музыкальная пауза
Ведущий 2: Вот и наступил самый приятный момент - подведение итогов и награждение. Для подведения итогов слово предоставляется нашему компетентному жюри.
Подведение итогов.
Жюри подводит подсчет набранных очков за игру каждой командой, объявляет победителей, вручает им дипломы и призы.
Ведущий 2: Окончена игра, но не грустите,
Хоть проиграли вы сейчас -
Будут в вашей жизни успехи
И победы еще не раз.
Главное, не забывайте:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Физику знать!