- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа учебной дисциплины Высшая Физика
Рабочая программа учебной дисциплины Высшая Физика
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гресько П.А. |
Дата | 29.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования, науки и молодежи республики Крым
КРВУЗ «Симферопольский техникум радиоэлектроники»
Рабочая программа учебной дисциплины
Физика
Симферополь 2014 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
Организация-разработчик:
Симферопольский техникум радиоэлектроники
Разработчик:
Гресько П.А.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
условия реализации примерной программы учебной дисциплины
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии CПО технического профиля.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ОПОП родственных профессий и специальностей, а так же в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по техническому профилю.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
управлять своей познавательной деятельностью;
-
проводить наблюдения;
-
использовать и применять различные виды познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей действительности;
-
использовать различные источники для получения физической информации;
-
давать определения изученным понятиям;
-
называть основные положения изученных теорий и гипотез;
-
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты;
-
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей;
-
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
роль физики в современном мире;
-
фундаментальные физические законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира;
-
основные физические процессы и явления;
-
важные открытия в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
-
методы научного познания природы;
-
как оказать первую помощь при травмах полученных от бытовых технических устройств.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 216 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 166 часов;
самостоятельной работы обучающегося 50 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
69
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
46
в том числе:
-
лабораторные занятия
20
практические занятия
-
контрольные работы
-
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
23
в том числе:
-
систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
-
оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите;
-
подготовка реферата по одной из тем
8
10
5
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Физика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Электродинамика.
30
Тема 1.
Электростатика
Содержание учебного материала
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Заряженная частица в электрическом поле
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
-
выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
-
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;
-
изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;
5
Тема 2.
Законы постоянного тока
Содержание учебного материала
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи и для полной цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность электрического тока. Правила Кирхгофа. Электрический ток в различных средах. Эмиссия электронов и ее применение.
6
2
Лабораторные работы
14
Изучение электроизмерительных приборов. Сборка электрических цепей
4
Измерение сопротивления проводника с помощью мостика Уитстона.
2
Измерение температурного коэффициента сопротивления меди
2
Определение удельного сопротивления проводника
2
Последовательное и параллельное соединение проводников
2
Исследование зависимости мощности потребителя от напряжения
2
Самостоятельная работа обучающихся
-
выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
-
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;
-
изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;
5
Тема 3.
Магнитное поле Электромагнитная индукция
Содержание учебного материала
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Закон Био-Савара-Лапласа. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое роле. Правило Ленца. Токи Фуко Самоиндукция. Индуктивность. Взаимная индукция. Трансформатор. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Ферромагнетики и их применение
6
2
Самостоятельная работа обучающихся
-
выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
-
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;
-
изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;
5
2
Колебания и волны
16
Тема 4.
Механические колебания и волны
Содержание учебного материала
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Гармонические колебания. Маятники
Свободные затухающие колебания. Коэффициент и декремент затухания. Вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
-
выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
-
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;
-
изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;
4
Тема 5.
Электромагнитные колебания
Электромагнитные волны. Переменный ток
Содержание учебного материала
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания в контуре. Добротность Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Цепи переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Резонанс напряжений. Резонанс токов. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи..
6
2
Лабораторные работы
Определение индуктивного сопротивления катушки
2
Определение емкостного сопротивления проводника
2
Изучение цепей переменного тока
2
Самостоятельная работа обучающихся
-
выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
-
подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;
-
изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;
-
подготовка к лабораторной работе;
-
оформление лабораторной работы.
4
2
Всего:
69
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики»; лаборатории «Физики».
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий;
-
типовые комплекты учебного оборудования физики;
-
стенд для изучения правил ТБ.
Технические средства обучения:
-
Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-
Электронная доска или мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
оборудование для лабораторных и практических работ: набор лабораторный «Механика», штатив, грузики, динамометр, психрометр, набор лабораторный «Электричество», набор лабораторный «Оптика».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 Т.И. Трофимова «Краткий курс физики». КноРус. . 2007 г. 280с.
2. Савельев «Курс общей физики» 2-3 том. М. Высшая школа. 1998г.
Дополнительные источники:
-
«Физика» научно- методическая газета для учителей физики, астрономии и естествознания. Издательский дом «Первое сентября».
-
В.Ф. Дмитриева «Курс физики». Киев 1998г
-
А.Е.Айзенцон «Курс физики» М. Высшая школа. 1996г. 462с.
-
Т.И. Трофимова «Сборник задач по физике» М. Высшая школа. 1988г. 302с.
-
Т.И. Трофимова и З.Г. Павлова «Сборник задач по курсу физики» ИЦ Академия. Высшее профессиональное образование. 2007г. 500с.
-
А.Г.Чертов и А.А. Воробьев «Задачник по физике» М. Высшая школа 1988г. 525с.
-
М.С. Цедрик «Сборник задач по курсу общей физики» М. «Просвещение» 1989г 270с.
-
С.А. Андрюшечкин и А.С. Слухаевский. «Многовариантные контрольные работы по физике» М. «Школа ПРЕСС» 1998г. 112с.
-
Полный интерактивный курс физики «ОТКРЫТАЯ ФИЗИКА» ФИЗИКОН 2 диска.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
- устный опрос
отличать гипотезы от научных теорий
-письменная проверка
- оценка результатов практических работ
делать выводы на основе экспериментальных данных
- письменная проверка
- оценка результатов практических работ
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
- оценка результатов практических работ
приводить примеры практического использования физических знаний
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
- устный опрос
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ и т. д.
- устная проверка
- письменная проверка
применять полученные знания для решения физических задач
- письменная проверка
- оценка результатов практических работ
-тестовый контроль
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
- оценка результатов практических работ
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
Знания:
смысл понятий
- устная проверка
- тестовый контроль
смысл физических величин
- письменная проверка
- оценка результатов практической работы
смысл физических законов
- тестовый контроль
- оценка результатов практической работы
-устная проверка
вклад российских и зарубежных ученых
- устная проверка
5