- Преподавателю
- Физика
- Тематическое планирование по физике 7-9 классы
Тематическое планирование по физике 7-9 классы
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Терникова С.В. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин
Физика, 7 класс
(68 часов: 2 часа в неделю)
№ урока
Тема
Содержание
Демонстрации
Задание
на дом
Дата проведения
Введение (4 часа)
1.1
Что изучает физика. Наблю- дения и опыты.
Физика - одна из наук о природе. Основная задача физики. Некоторые физические термины: тело, вещество, материя. Наблюдения и опыты - основ- ные источники физических знаний.
1. Примеры физических явлений: колебания тела на пружине; звучание камертона; получение изображения пламе ни свечи на экране с помощью линзы; взаимодействие метал лических опилок с магнитом.
2. Демонстрация наборов тел, имеющих:
а) одинаковую форму, но разный объем (мячи, ложки);
б) одинаковый объем, но раз личную форму (кусок пласти- лина и вылепленная из него игрушка).
§ 1-3;
Л. - № 5,12.
2.2
Физические величины. Из- мерение физических вели- чин. Точность и погреш- ность измерений.
Определение физической величины. Примеры физических величин и единиц их измерения (длина, температура, время и т.д.). Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерения. Запись резуль- татов измерений с учетом погрешности.
Измерительная линейка, ампер метр демонстрационный, тран- спортир.
§ 4,5;
Л. - № 25*;
Упр. 1.
3.3
Лабораторная работа № 1 «Измерение физических ве- личин с учетом абсолютной погрешности».
Л. - № 31, 32, 37*.
Заметки для экспресс-газеты «Физика и техника»
4.4
Физика и техника.
Основные этапы развития физики. Взаи- мосвязь физики и техники. Научно-тех- нический прогресс. Оформление эксп- ресс-газеты.
1. Современные электронные устройства (плеер, пейджер, мобильный телефон, видеомаг нитофон и т.д.).
2. Портреты ученых-физиков и выдающихся изобретателей.
§ 6;
Задание 1;
Кроссворд из 6-12 слов по пройден- ной теме.
Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов).
5.1
Строение вещества. Моле- кулы.
Опыты и явления, доказывающие, что все вещества состоят из отдельных час-тиц. Молекулы. Представления о разме-рах молекул.
1. Опыты по рисункам 16, 17, 18 учебника.
2. Модели молекул воды, кис-лорода, водорода.
§ 7, 8;
Л. - № 53, 54, 42*.
6.2
Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров ма- лых тел».
Л. - № 23, 34.
7.3
Диффузия в газах, жидкос- тях и твердых телах. Броу- новское движение.
Явление диффузии. Причины и законо- мерности этого явления. Диффузия в га-зах, жидкостях и твердых телах. Диффу- зия в природе. Примеры практического применения диффузии.
1. Опыт по рисунку 23.
2. Механическая модель броу- новского движения.
3. Диффузия газов.
§ 9;
Задание 2;
Л. - № 66.
8.4
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Опытные доказательства существования между молекулами сил взаимного при-тяжения и отталкивания. Примеры про-явления этих сил в природе и технике. Явления смачивания и несмачивания.
1. Силы взаимодействия моле- кул: разламывание и соедине- ние куска мела; сжатие и рас- прямление резинового ласти- ка; сваривание в пламени двух стеклянных палочек; соедине- ние кусков пластилина.
2. Отрывание стеклянной плас-тины от воды (по рисунку 27) и от керосина.
§ 10;
Упр. 2(1);
Л. - № 74, 80, 83*.
9.5
Агрегатные состояния ве- щества. Различие в молеку- лярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Три состояния вещества: твердое, жид-кое, газообразное. Объяснение свойств различных состояний на основе молеку-лярного строения вещества.
1. Объем и форма твердо го тела, жидкости и газа.
2. Свойство газа занимать весь предоставленный объем (по рисунку 30).
§ 11, 12;
Задание 3;
Л.- № 84.
Взаимодействие тел (24 часа)
(21 час + 3 часа из резерва)
10.1
Механическое движение. Равномерное и неравномер- ное движение.
Определение механического движения. Виды движения. Понятия траектории и пройденного пути. Единицы пути.
1. Относительность движения: движение игрушечного авто- мобиля по столу и по движу- щейся тележки.
2. Равномерное и неравномер- ное, прямолинейное и криво- линейное движение управля- емого игрушечного автомоби- ля.
3. Траектория мела на доске.
§ 13, 14;
Задание 4;
Л. - № 99, 101*, 103*.
11.2
Скорость. Единицы скорос- ти.
Понятие скорости. Формула для расчета скорости равномерного движения. Еди- ницы скорости. Понятие средней скорос- ти неравномерного движения. Сравне- ние скоростей движения различных тел, света, звука (по таблице 1 учебника).
Движение игрушечного авто- мобиля (определить путь, прой денный им за 5 с, найти сред- нюю скорость движения).
§ 15;
Упр. 4(1,4);
Л. - № 137*
12.3
Лабораторная работа № 3 «Изучение зависимости пу- ти от времени при пря мо- линейном равномерном движении. Измерение ско- рости».
13.4
Расчет пути и времени дви- жения. Решение задач.
Вывод формул для расчета пути и вре-мени движения при равномерном и не-равномерном движении тел.
§ 16;
Упр. 5(2,4);
Л. - № 128*
14.5
Явление инерции. Решение задач.
Причины изменения скорости тел. Яв-ление инерции. Примеры проявления и учета явления инерции в быту и технике. Решение задач на расчет скорости, прой-денного пути и времени движения.
1. Опыт по рисунку 41.
2. Колебания маятника.
3. Явление инерции (кукла на тележке).
§ 17;
Составить и решить две задачи на расчет пути и времени движения.
15.6
Взаимодействие тел.
Примеры взаимодействия тел. Результат взаимодействия. Явление отдачи.
1. Опыты по рисункам 42, 43.
2. Взаимодействие подвижно- го тела с неподвижным (движе ние шарика по желобу и столк- новение с неподвижным ша- риком).
§ 18;
Л. - № 207, 209, 212*.
16.7
Масса тела. Единицы мас- сы. Измерение массы тела на весах.
Понятие инертности. Масса тела. Едини- цы массы. Устройство и принцип дейст- вия рычажных весов.
1. Опыт по рисунку 46.
2. Взвешивание деревянного бруска на рычажных весах.
§ 19, 20;
Упр. 6(1,3);
Л. - №213*
17.8
Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах».
Л. - № 223, 217*.
18.9
Лабораторная работа № 5 «Измерение объема твердо- го тела».
Л. - № 127, 219*.
19.10
Плотность вещества.
Понятие плотности вещества. Формула для расчета плотности. Единицы плот- ности вещества. Сравнение значений плотностей различных веществ (по таблицам 2, 3. 4 учебника).
1. Опыт по рисунку 50 (демон- страция твердых тел одинако- вого объема, но разной массы).
2. Сравнение объемов мелких гвоздей и кусочков бумаги, уравновешенных на рычажных весах.
3. Демонстрация твердых тел одинаковой массы, но разного объема (по рисунку 51).
§ 21;
Упр. 7(1,2);
Л. - № 265.
20.11
Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твер дого тела».
§ 21;
Упр. 7(4,5);
Л. - № 269*
21.12
Расчет массы и объема тела по его плотности.
Вывод формул для расчета массы и объема тела по его плотности. Решение задач.
Измерение объемов алюминие вого цилиндра и стального бруска, вычисление их масс (использовать значения плот- ности из таблицы 2 учебника). Проверка полученного резуль- тата с помощью весов.
§ 22;
упр. 8(3, 4);
Л. - № 283*, 274*;
Составить и решить две задачи на расчет массы и объема тела по его плотности.
22.13
Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность ве- щества».
Придумать 4 тестовых вопроса по изученному материа- лу с тремя варианта- ми ответа (один пра- вильный, два - близ- кие по смыслу).
23.14
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжес-ти на других планетах.
Причина изменения скорости тела. Сила как мера взаимодействия тел. Модуль, направление и точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие силы тяжести. Зависимость силы тяжес-ти от массы тела.
1. Опыт по рисункам 55, 56.
2. Падение металлического ша рика, подвешенного на нити, после перерезания нити.
3. Движение теннисного шари- ка, брошенного горизонталь- но.
§ 23, 24;
Л. - № 291-293.
24.15
Сила упругости. Закон Гу-ка.
Сила упругости. Примеры действия силы упругости. Деформация и ее виды. Закон Гука для упругих деформаций. Примеры практического применения закона Гука (строительство мостов, прыжки с парашютом и т.д.).
1. Прибор для демонстрации видов деформации.
2. Колебания пружинного маятника.
3. Действие рогатки (частный случай катапульты).
4. Лабораторный динамо- метр.
5. Процесс образования упру-гих деформаций.
6. Зависимость силы упру- гости от деформации (опыты по рисункам 64, 66).
7. Виды упругих деформа- ций.
8. Закон Гука.
§ 25;
Л. - № 328, 329, 342*.
25.16
Вес тела. Невесомость.
Понятие веса тела. Вес тела, находяще- гося на неподвижной или равномерно движущейся опоре.
§ 26;
Л. - № 333, 334.
26.17
Единицы силы. Связь меж- ду силой тяжести и массой тела.
Единицы силы. Сила тяжести, действую- щая на тело массой 1 кг. Формула для расчета силы тяжести, действующей на тело произвольной массы. Формула для расчета веса тела.
§ 27;
Упр. 9(1,3).
27.18
Динамометр. Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы упругос- ти от удлинения пружины. Измерение жесткости пру- жины».
Устройство и принцип действия динамо- метра. Виды динамометров. Их практи- ческое применение. Лабораторная рабо- та № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Изме- рение жесткости пружины».
1. Различные виды динамомет- ров.
2. Определение цены деления шкалы приборов.
3. Измерение мускульной силы ручным динамометром - сило- мером (по рисунку 70).
§ 28;
Упр.10(1,3)
Л. - № 351*
28.19
Сложение двух сил, направ- ленных по одной прямой. Равнодействующая сил.
Понятие равнодействующей сил. Опре- деление модуля и направления равно- действующей двух сил для различных случаев.
1. Опыты по рисункам 74, 76.
2. Измерение равнодействую- щей двух сил, действующих на тело, погруженное в жидкость.
§ 29;
Упр.11(2,3)
Л. - № 367*
29.20
Центр тяжести тела. Усло- вия равновесия тел.
30.21
Лабораторная работа № 9 «Определение центра тя- жести плоской пластины».
31.22
Сила трения. Трение покоя.
Сила трения. Причины возникновения силы трения. Трение скольжения. Тре-ние качения. Зависимость силы трения от веса тела. Сравнение сил трения скольжения и трения качения.
1. Силы трения покоя, сколь- жения, вязкого трения.
2. Измерение силы трения скольжения при движении бруска по деревянной доске.
3. Сравнение силы трения скольжения с силой трения покоя.
4. Зависимость силы трения от веса тела, от шероховатости поверхности.
§ 30, 31.
32.23
Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давле- ния».
33.24
Трение в природе и техни-ке. Кратковременная конт-рольная работа № 2 «Сила. Равнодействующая сил».
Примеры проявления трения в природе, быту и технике. Использование трения (способы увеличения); борьба с трением (способы уменьшения). Устройство и принцип действия подшипников.
§ 32;
Сочинение на тему:
«Я обвиняю господина Трение», «Я защищаю господина Трение».
Давление твердых тел, жидкостей и газов (24 часа)
(23 часа + 1 час из резерва)
34.1
Давление. Единицы давле- ния.
Давление на опору. Единицы давления.
Зависимость давления твердо- го тела на опору от действую- щей силы и площади опоры (по рисунку 86).
§ 33;
Упр.12(2,3)
35.2
Способы уменьшения и увеличения давления.
Решение качественных задач на анализ формулы P = F/S (т.е. на определение того, как меняется P при изменении F или S). Примеры увеличения и уменьшения давления в природе и технике. Решение расчетных задач с применением формул: P = F/S, F = P · S, S = F/P.
§ 34;
Упр. 13;
Задание 6.
36.3
Лабораторная работа № 10 «Измерение давления твер- дого тела на опору».
37.4
Давление газа.
Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа от его объема и температуры (при неизменной массе).
1. Раздувание камеры (по рисунку 91).
2. Изменение давления газа при изменении его объема и температуры (по рисунку 92).
§ 35;
Л. - № 464, 470, 473 (устно), 468 (про- вести опыт, описанный в задаче).
38.5
Передача давления жидкос- тями и газами. Закон Пас- каля.
Различие в движении частиц, из которых состоят твердые тела, жидкости и газы. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля.
Передача давления жидкос- тями и газами (по рисунку 95, 96).
§ 36;
Упр. 14(2,4); Задание 7.
39.6
Давление в жидкости и газе. Кратковременная контроль- ная работа № 3 «Давление. Закон Паскаля».
Наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с увеличени- ем глубины. Равенство давлений жид- кости на одном и том же уровне по всем направлениям.
Опыты по рисункам 99-103, 106.
§ 37;
Л. - № 471, 474, 476;
Задача*: Докажите, что давление производимое прямоуголь ным параллеле-пипедом, высота которого h, а площадь основания S, можно опреде- лить по формуле P = ρgh, где
ρ - плотность вещества параллеле-пипеда.
40.7
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Ре-шение задач.
Вывод и анализ формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки со-суда.
§ 38;
Упр. 15(1-для воды и керосина, 3*); Задание 8(2, 1*).
41.8
Сообщающиеся сосуды.
Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью - на разных уровнях. Примеры сообщающихся сосудов и их применение.
1. Равновесие в сообщающих- ся сосудах однородной жидкос ти (по рисунку 109) и неодно- родных жидкостей (по рисун- ку 110).
2. Модель фонтана.
3. Таблица «Шлюз».
§ 39;
Задание 9(3, 1).
42.9
Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему сущест- вует воздушная оболочка Земли.
Явления, подтверждающие существова- ние атмосферного давления. Сила притя- жения к Земле как причина увеличения атмосферного давления при уменьшении высоты. Хаотическое движение молекул воздуха и их притяжение к Земле - усло- вия существования земной атмосферы.
1. Определение массы воз духа (по рисунку 115).
2. Обнаружение атмосферного давления (по рисункам 116, 119).
§ 40, 41;
Упр. 17, 18;
Задание 10.
43.10
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричел- ли.
Измерение атмосферного давления ртут- ным барометром. Вычисление атмосфер- ного давления (в паскалях).
1. Опыт с магдебургскими по- лушариями (по рисунку 122).
2. Действие присоски (на при- мере: мыльницы, игрушки и т.п.).
3. Таблица «Опыт Торричел- ли».
§ 42;
Упр. 19(4);
Задание 11.
44.11
Барометр-анероид. Атмос-ферное давление на различ- ных высотах.
Назначение, устройство и принцип действия барометра-анероида. Зависи- мость атмосферного давления и плотнос ти воздуха от высоты над Землей. Высо- томер.
1. Барометр-анероид; таблица «Схема устройства баромет- ра».
2. Измерение давления баро метром-анероидом.
3. Изменение показаний баро- метра, помещенного под коло- колом воздушного насоса.
4. Изменение атмосферного давления с высотой.
§ 43, 44;
Упр. 20, 21 (1, 2);
Придумать и решить задачу на определе- ние атмос- ферного давления на извест- ной высо- те, исполь- зуя инфор- мацию ме- теорологов.
45.12
Манометры. Кратковремен- ная контрольная работа № 4 «Давление в жидкости и га- зе».
Устройство и действие открытого жид- костного и металлического манометров.
1. Устройство и принцип действия открытого жидкост- ного манометра (по рисункам 126, 127).
2. Устройство и принцип действия металлического мано метра (демонстрационная таб- лица, действующая модель по рисунку 128).
§ 45;
Л. - № 601; 603.
46.13
Поршневой жидкостный на- сос.
Устройство и принцип действия всасы- вающего жидкостного насоса.
Действующая модель насоса (в проекции) и демонстрацион- ная таблица.
§ 46;
Упр. 22(2).
47.14
Гидравлический пресс. Гид- равлический тормоз.
Устройство и принцип действия гидрав- лического пресса.
Действие модели гидравли- ческого пресса (по рисункам 133, 134).
§ 47;
Л. - № 498.
48.15
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Причины возникновения выталкиваю- щей силы. Направление и величина вы- талкивающей силы.
Опыты по рисункам 137, 138.
§ 48;
Упр. 19(2).
49.16
Архимедова сила.
Вывод правила и формулы для определе- ния архимедовой силы.
Опыт по рисунку 139.
§ 49;
Упр. 24(3).
50.17
Лабораторная работа № 11 «Измерение выталкиваю- щей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
§ 49;
Упр. 24 (2,4);
§ 8* (с.184)
51.18
Плавание тел.
Условия, при которых тело в жидкости (газе) тонет, плавает и всплывает.
1. Плавание тела в жидкости при равенстве действующих на него силы тяжести и архиме- довой силы (по рисунку 140).
2. Зависимость поведения тела в жидкости от соотношения их плотностей.
§ 50;
Упр. 25(3-5).
52.19
Лабораторная работа № 12 «Выяснение условий плава- ния тел».
Задачи:
1. Как опре делить си- лу тяжес- ти, действу ющую на тело произ- вольной формы, ис- пользуя только мен зурку?
2. В аквари уме с во- дой, имею- щим форму прямоугольного парал лелепипеда плавает тело непра вильной формы. Как опреде- лить массу этого тела, используя только линейку?
53.20
Плавание судов.
Применение условия плавания тел. Вод-ный транспорт.
Плавание коробки из фольги (скомканный кусочек фольги тонет)
§ 51;
Упр. 26 (1, 2).
54.21
Воздухоплавание.
Воздушный шар. Подъемная сила.
Подъем в воздухе резинового шара или мыльных пузырей, наполненных водородом (по рисунку 146).
§ 52;
Упр. 27(2);
Л. - № 657.
55.22
Контрольная работа № 5 «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Задание 16.
Работа и мощность. Энергия (12 часов)
56.1
Механическая работа. Еди- ницы работы.
Механическая работа. Единицы работы. Определение механической работы для случаев, когда направление силы совпа- дает с направлением движения тела.
Определение работы при подъеме бруска на 1 м и равно- мерном его перемещении на то же расстояние (внимание: сила тяги равна силе трения при равномерном движении).
§ 53;
Упр. 28(3,
4).
57.2
Мощность. Единицы мощ- ности.
Определение мощности. Единицы мощ- ности.
Определение мощности, раз- виваемой при ходьбе (вызвать ученика, знающего свою массу и длину шага; учесть указание к заданию 17(2)).
§ 54;
Упр. 29(3, 6).
58.3
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
Простые механизмы. Рычаг. Плечо силы. Условие равновесия рычага.
1. Простые механизмы (без рассмотрения устройства).
2. Опыты по рисункам 149, 150 и 154.
§ 55, 56;
Л. - № 736, 737*; Задание 18(2).
59.4
Момент силы.
Момент силы. Правило моментов (для двух сил). Единица момента силы.
Условие равновесия рычага (по рисунку 154).
§ 57;
Упр. 30(2).
60.5
Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная ра- бота № 13 «Выяснение усло вий равновесия рычага».
Определение выигрыша в силе при работе ножницами, кусачками и другими инструментами. Устройство и действие рычажных весов. Лабораторная работа № 13 «Выяснение условий равновесия рычага».
Устройство и применение раз- личного вида ножниц, кусачек, рычажных весов, щипцов для раскалывания орехов и т.п.
§ 58;
Упр. 30(1, 3, 4).
61.6
Применение закона равно- весия рычага к блоку. Равен ство работ при использо- вании простых механизмов. «Золотое правило» механи- ки.
Неподвижный блок. Подвижный блок. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
1. Изменение направления действия силы с помощью не-подвижного блока (отсутствие выигрыша в силе - по рисунку 166).
2. Действие подвижного блока (выигрыш в силе и проигрыш в расстоянии - по рисунку 167).
3. Равенство работ (по рисун- ку 169).
§ 59, 60;
Упр. 31(5);
Задание 19*.
62.7
Решение задач.
Решение задач на «золотое правило» механики.
§ 59, 60;
Л. - № 766.
63.8
Коэффициент полезного действия механизма. Лабо- раторная работа № 14 «Из- мерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскос- ти».
Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Лабораторная работа № 14 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
§ 61;
Л. - № 788.
64.9
Решение задач.
Решение задач на определение КПД простых механизмов.
Л. - № 789, 792.
65.10
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Крат ковременная контрольная работа № 6 «Работа и мощ- ность».
Понятие об энергии. Потенциальная энергия (поднятого над Землей и дефор- мированного тела). Зависимость потен- циальной энергии поднятого тела от массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости.
1. Опыты по рисункам 171 и 172.
2. Скатывание шарика по наклонной плоскости с разной высоты и сравнение работ, произведенных им, по переме- щению бруска, лежащего у основания наклонной плоскос- ти.
§ 62, 63;
Упр. 32(1, 4).
66.11
Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энер- гии.
Переход одного вида механической энергии в другой. Полная механическая энергия и закон ее сохранения.
1. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно: опыты по рисункам 175 и 176.
2. Колебания нитяного маят- ника.
3. Раскручивание пружины за-водной игрушки.
4. Движение шарика по нак-лонному желобу вверх и вниз.
5. Движение «сегнетова коле са».
Л. - № 797.
67.12
Энергия движущейся воды и ветра. Гидравлические и ветряные двигатели.
68
Итоговая контрольная рабо- та.
Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин
Физика, 8 класс
(68 часов: 2 часа в неделю)
№ урока
Тема
Содержание
Демонстрации
Задание
на дом
Дата
проведения
Тепловые явления (14 часов)
(12 часов + 2 часа из резерва)
1.1
Тепловое движение. Темпе- ратура.
Примеры тепловых явлений. Понятие теп- лового движения. Повторение: строение вещества, молекулы, движение молекул, связь между скоростью движения молекул и температурой тела. Движение молекул в твердых телах, жидкостях и газах.
1. Движение молекул (модель хаотичного движения моле- кул).
2. Горение свечи (плавление и отвердевание воска.
§ 1.
Ответы на вопросы.
2.2
Внутренняя энергия.
Механическая энергия тела (потенциаль- ная и кинетическая). Превращение механи ческой энергии в другую форму энергии. Внутренняя энергия тела. Зависимость внутренней энергии от температуры тела, агрегатного состояния вещества и степени деформации тела.
1. Колебания тела на нити и груза на пружине.
2. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно (на примере движе-ния резинового мячика и ма-ятника Максвелла).
3. Падение стального и пласт массового шаров на сталь-ную и покрытую пластиком плиту
§ 2.
Л.- № 920, 922.
3.3
Способы изменения внут- ренней энергии тела.
Изменение внутренней энергии при совер- шении работы над телом или самим телом. Изменение внутренней энергии путем теплопередачи. Способы теплопе-редачи: теплопроводность, излучение, кон векция.
1.Опыт по рисункам 4, 5 учеб ника.
2. Нагревание монеты в пла-мени свечи и при ее трении о деревянную линейку.
3. Нагревание металлической спицы, опущенной в сосуд с горячей водой, и при трении о деревянную пробку, наде-тую на нее.
4.Нагревание свинца ударами молотка.
5. Нагревание металлической трубки трением.
§ 3.
Л.- № 921, 934, 928*. Задание 1.
4.4
Теплопроводность.
Теплопроводность как способ теплопере- дачи. Теплопроводность твердых тел, жид костей и газов. Теплопроводность вакуу-ма Примеры практического применения явления теплопроводности.
1. Опыты по рисункам 6-9 учебника.
2. Различие теплопроводнос- ти разных веществ.
§ 4.
Л.- № 967*, 954, 948. Упр. 1.
5.5
Конвекция.
Конвекция как способ теплопередачи. Конвекция в жидкостях и газах. Объясне-ние явления. Естественная и вынужденная конвекция. Практическое применения яв-ления.
1. Опыты по рисункам 10, 11 учебника.
2. Демонстрация светильни-ков, в которых используется явление конвекции.
§ 5.
Л.- № 979*, 972, 973. Упр. 2.
6.6
Излучение.
Излучение как способ теплопередачи в ва-кууме. Особенности излучения и погло-щения энергии темными и светлыми по-верхностями. Практическое применения явления.
1. Нагревание воздуха в тер-москопе (по рисунку 13 учеб-ника).
2. Нагревание воздуха в теп-лоприемнике.
§ 6.
Л.- № 989*, 985.
Упр. 3.
7.7
Особенности различных способов теплопередачи в природе и технике.
Сравнение способов теплопередачи. Теп-лопередача и растительный мир. Образова ние ветра. Тяга. Принципы водяного отоп- ления. Устройство и принцип действия термоса.
1. Устройство и принцип дей-ствия термоса (по рисунку 13 учебника).
§ 1 (с. 178).
Составить кроссворд из 8-10 слов по ма-териалу
§ 1-6.
8.8
Количество теплоты. Еди-ницы количества теплоты. Лабораторная работа № 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».
Понятие количества теплоты. Зависи-мость количества теплоты, необходимого для нагревания тела, от массы этого тела, от изменения его температуры, от рода ве-щества. Единицы количества теплоты: калория, джоуль.
1. Опыт по рисунку 14 учеб-ника.
2. Устройство и принцип дей-ствия калориметра.
§ 7.
Л. - № 990, 991.
9.9
Удельная теплоемкость ве-щества.
Удельная теплоемкость вещества, ее еди-ница: Дж/(кгºС). Сравнение удельных теп-лоемкостей различных веществ (таблица 1 учебника). Удельная теплоемкость воды.
1. Различная удельная тепло-емкость металлов.
2. Определение удельная теп-лоемкость воды.
§ 8.
Л. - № 997, 998.
Упр. 4(1).
10.10
Расчет количества теплоты, необходимого для нагрев-ания тела или выделяемого им при охлаждении. Лабо-раторная работа № 2 «Срав нение количеств теплоты при смешивании воды раз- ной температуры»
Формула для расчета количества теплоты: Q=cm(t2 - t1).
§ 9.
Л. -
№ 1015*.
Упр. 4(2,3).
11.11
Лабораторная работа № 3 «Измерение удельной теп-лоемкости твердого тела».
§ 9.
Л. -
№ 1007, 1008, 1018, 1016*.
12.12
Энергия топлива. Удель-ная теплота сгорания.
Топливо как источник энергии. Удельная теплота сгорания топлива. Единица удель-ной теплоты сгорания: Дж/кг. Формула для расчета количества теплоты, выделяе-мого при сгорании топлива.
§ 10.
Л. -
№ 1050*. Упр. 5(2,3).
13.13
Закон сохранения и превра- щения энергии в механи- ческих и тепловых процес-сах.
Закон сохранения механической энергии. Превращение механической энергии во внутреннюю. Превращение внутренней энергии в механическую энергию движе-ния (на примере двигателей машин). Сох-ранение энергии в тепловых процессах. Закон сохранения и превращения энергии в природе. Энергия Солнца.
1. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
2. Превращение солнечной энергии в химическую.
§ 11.
Л. -
№ 1053, 1032*.
Упр. 6(1,2).
14.14
Контрольная работа № 1 «Тепловые явления».
Составить и решить 2 задачи по материалу § 1-11.
Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов)
15.1
Агрегатные состояния ве-щества. Плавление и отвер-девание кристаллических тел. График плавления и от вердевания.
Агрегатные состояния вещества. Располо-жение, характер движения и взаимодейст-вия молекул в разных агрегатных состоя-ниях. Кристаллические тела. Плавление и кристаллизация. Температура плавления. График плавления и отвердевания крис-таллических тел.
1. Модель кристаллической решетки.
2. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
§ 12-14.
Упр. 7(3-5).
Л. -
№ 1059*.
16.2
Удельная теплота плавле-ния.
Объяснение процессов плавления и крис-таллизации на основе знаний о молеуляр-ном строении вещества. Удельная теплота плавления, ее единица: Дж/кг. Увеличе-ние внутренней энергии данной массы вещества при его плавлении. Формула для расчета количества теплоты, выделяюще-гося при кристаллизации тела.
1. Плавление кусочков льда и нафталина одинаковой массы находящихся при температу-ре плавления.
§ 15.
Упр. 8(1-3).
Л. -
№ 1091*.
17.3
Решение задач. Кратковре-менная контрольная работа № 2 «Нагревание и плавле-ние кристаллических тел».
Решение задач по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел».
§ 3 (с. 183).
Л. -
№ 1095*. Составить
и решить 2
задачи по теме «Плав ление и от-вердевание кристалли- ческих тел»
18.4
Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.
Испарение и кипение. Скорость испаре- ния. Испарение жидкости в закрытом со-суде, динамическое равновесие между па-ром и жидкостью. Насыщенный и ненасы-щенный пар. Конденсация пара. Поглоще-ние энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Объяснение явлений испарения и конден-сации на основе знаний о молекулярном строении вещества. Круговорот воды в природе.
1. Испарение различных жид-костей: зависимость скорос-ти испарения от температу-ры, рода жидкости, площади поверхности.
2. Охлаждение жидкости при испарении.
§ 16, 17.
Упр. 9(1-3).
19.5
Кипение. Удельная теплота парообразования и конден- сации.
Кипение. Постоянство температуры при кипении жидкости. Зависимость темпера-туры кипения от давления. Удельная теп-лота парообразования, ее единица: Дж/кг. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для превращения жидкости в пар. Использование энергии пара в быту и технике.
1. Постоянство температуры, кипения жидкости.
2. Наблюдение процессов ки-пения и конденсации.
§ 18, 20.
Л.-№ 1113, 1110*. Составить 5 тестовых вопросов по теме «Измене-ние агрегат ных состоя ний вещес-тва». Пред-ложить к каждому по 3 ответа на выбор, один из от-ветов пра-вильный.
20.6
Влажность воздуха. Спосо-бы определения влажности воздуха.
Повторить понятия насыщенного и нена-сыщенного пара. Относительная влаж-ность воздуха. Точка росы. Гигрометры: конденсационный и волосной. Психро-метр. Практическое значение влажности воздуха.
1. Устройство и принцип дей-ствия конденсационного и волосного гигрометров.
2. Измерение влажности воз-духа психрометром.
§ 19.
Л.-№ 1147, 1149,1161, 1162.
21.7
Лабораторная работа № 4 «Измерение относительной влажности воздуха».
22.8
Работа газа и пара при рас-ширении. Двигатель внут-реннего сгорания.
Повторить понятие «энергия»: виды меха-нической энергии, внутренняя энергия. Сохранение и превращение энергии. Теп-ловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания. Устройство, принцип действия, практическое применение.
1. Модель двигатель внутрен-него сгорания.
2. Таблица «Двигатель внут-реннего сгорания».
§ 21, 22.
Л.-№ 1126- 1128,1137*.
23.9
Паровая турбина. КПД теп-лового двигателя.
Устройство и принцип действия паровой турбины, ее применение. Коэффициент полезного действия. КПД двигателя внут-реннего сгорания и паровых турбин.
1. Модель паровой турбины.
§ 23, 24. Ответы на вопросы 3, 4 на с. 57.
Л.-№ 1146, 1145*.
24.10
Решение задач.
Решение задач по теме «Изменение агре-гатных состояний вещества».
Л.-№ 1116, 1121.
25.11
Контрольная работа № 3 «Изменение агрегатных сос тояний вещества».
Электрические явления (27 часов)
26.1
Электризация тел при соп-рикосновении. Взаимодейс твие заряженных тел. Два рода зарядов.
Примеры электризации двух тел трением друг о друга, при соприкосновении. Два рода зарядов. Взаимодействие одноимен-но и разноименно заряженных тел.
1. Электризация различных тел.
2. Взаимодействие наэлект-ризованных тел.
§ 25, 26.
Л.-№ 1179, 1182.
27.2
Электроскоп. Проводники и непроводники электри-чества.
Устройство, принцип действия и назначе-ние электроскопа. Примеры веществ, явля ющихся проводниками и диэлектриками.
1. Устройство и действие электроскопа.
2. Проводники и диэлектри-ки.
§ 27.
Л.-№ 1173, 1174, 1187.
28.3
Электрическое поле.
Существование электрического поля вок-руг наэлектризованных тел. Поле как вид материи. Направление электрических сил и изменение их модуля при изменении рас стояния до источника тока.
1. Электрическое поле заря-женных шариков и других тел (по рисунку 36).
2. Взаимодействие заряжен-ных тел в безвоздушном прос транстве (по рисунку 35 учеб ника).
§ 28.
Л.-№ 1205, 1185, 1186.
29.4
Делимость электрического заряда. Строение атома.
Делимость электрического заряда. Элект-рон. Опыты Иоффе и Милликена по опре-делению заряда электрона. Единица элект рического заряда - кулон. Строение ато-ма. Протоны. Нейтроны. Строение атомов водорода, гелия, лития. Положительные и отрицательные ионы.
1. Опыты по рисункам 37, 38 учебника.
2. Перенос заряда с заряжено го электроскопа на незаряжен ный с помощью пробного ша рика.
3. Таблица «Строение ато-ма».
§ 29, 30.
Л.-№ 1218, 1222.
Упр. 11.
30.5
Объяснение электрических явлений.
Объяснение электризации тел при сопри-косновении, существования проводников и диэлектриков, передачи части электри-ческого заряда от одного тела к другому, притяжения незаряженных проводящих тел к заряженному на основе знаний о строении атома.
1. Опыты по рисункам 40, 41 учебника.
§ 31.
Упр. 12.
31.6
Электрический ток. Источ-ники электрического тока. Кратковременная конт-рольная работа № 4 «Элек-тризация тел. Строение ато ма».
Электрический ток. Источники тока. Уст-ройство, действие и применение гальвани- ческих элементов и аккумуляторов. Разли-чие между гальваническим элементом и аккумулятором.
1. Источники тока (по рисун-кам 42- 44 учебника).
2. Сборка и действие модели аккумуляторов.
§ 32.
Л.-№ 1233, 1234, 1239.
Задание 6*.
32.7
Электрическая цепь и ее составные части.
Элементы электрической цепи и их услов-ные обозначения. Схемы электрических цепей.
1. Составление электричес-кой цепи (по рисунку 49 учеб ника).
§ 33.
Л.-№ 1242, 1243, 1245-1247, 1254.
Упр. 13(1).
33.8
Электрический ток в метал- лах. Действия электричес-кого тока. Направления то-ка.
Повторение сведений о структуре метал- ла. Природа электрический ток в метал-лах. Действия электрического тока и их практическое применение. Направления электрического тока.
1. Действия электрического тока (по рисункам 53-57 учеб ника).
§ 34-36.
Л.-№ 1252, 1253, 1255-1257*.
34.9
Полупроводники. Полупро- водниковые приборы.
35.10
Сила тока. Единицы силы тока.
Сила тока. Явление магнитного взаимо-действия двух параллельных проводников с током. Единица силы тока - Ампер.
1. Взаимодействие двух па-раллельных проводников с током (по рисунку 59 учеб-ника).
§ 37.
Упр. 14(1,2).
36.11
Амперметр. Измерение си-лы тока. Лабораторная рабо та № 5 «Сборка электри- ческой цепи и измерение силы тока в ее различных участках».
Назначение амперметра. Включение ам-перметра в цепь. Определение цены деле-ния его шкалы.
1. Измерение силы тока ам-перметром (по рисунку 61 учебника).
§ 38.
Упр. 15.
37.12
Электрическое напряже-ние. Единицы электричес-кого напряжения. Вольт-метр. Измерение напряже-ния.
Напряжение. Единица напряжения - вольт. Назначение вольтметра. Включе-ние вольтметра в цепь. Определение цены деления его шкалы.
1. Измерение напряжения вольтметром (по рисунку 66 учебника).
§ 39-41.
Упр. 16(1).
38.13
Электрическое сопротивле- ние проводников. Единицы сопротивления. Лаборатор-ная работа № 6 «Измерение напряжения на различных участках электрической це-пи».
Зависимость силы тока в цепи от свойств включенного в нее проводника. Электри-ческое сопротивление. Единица сопротив-ления - Ом. Объяснение причины сопро-тивления проводника.
1. Зависимость силы тока в цепи от свойств проводника при постоянном напряжении (по рисунку 70 учебника).
§ 43.
Упр. 18(1,2).
39.14
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.
Установление на опыте зависимости силы тока от напряжения и от сопротивления. Закон Ома.
1. Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и от сопротивления этого участка (по рисункам 68 и 71 учебника).
§ 42, 44.
Упр. 19(2, 4).
40.15
Расчет сопротивления про-водников. Удельное сопро-тивление.
Установление на опыте зависимости соп-ротивления проводника от его длины, пло щади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен. Удельное сопро-тивление. Единица удельного сопротив-ления. Формула для расчета сопротивле-ния проводника.
1. Опыт по рисунку 74 учеб-ника.
§ 45, 46.
Упр. 20(1, 2б).
41.16
Реостаты. Лабораторная ра-бота № 7 «Регулирование силы тока реостатом».
Назначение, устройство, действие и услов ное обозначение реостата.
1. Изменение силы тока в це-пи с помощью реостата (по рисунку 75 учебника).
2. Реостаты разных конструк-ций.
§ 47.
Упр. 21(1-3), 20(3).
42.17
Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимос-ти силы тока в проводнике от напряжения на его кон-цах при постоянном сопро-тивлении. Измерение со-противления проводника».
§ 47.
Л.-№ 1323. 2 провода-алюминие-вый и мед-ный-имеют одинако-вую площадь поперечно-го сечения и одинако-вое сопро-тивление. Какой про-вод длин-нее и во сколько раз
43.18
Последовательное соедине ние проводников.
Цепь с последовательным соединением проводников и ее схема. Общее сопротив-ление, общее напряжение и сила тока в це пи при последовательном соединении про водников.
1. Опыт по рисунку 78а учеб-ника.
§ 48.
Л.-№ 1346.
Упр. 22(1).
44.19
Параллельное соединение проводников.
Цепь с параллельным соединением про-водников и ее схема. Общая сила тока и напряжение в цепи с параллельным соеди- нением. Уменьшение общего сопротивле-ния цепи при параллельном соединении проводников в ней. Смешанное соедине-ние проводников.
1. Опыт по рисунку 79а учеб-ника.
§ 49.
Л.-№ 1346.
Упр. 23(1).
45.20
Решение задач на закон Ома для участка цепи, пос-ледовательное и параллель-ное соединение проводни-ков.
Решение задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников.
Л.-№ 1369, 1374.
Упр. 21(4).
46.21
Работа электрического то-ка. Кратковременная конт-рольная работа № 5 «Элек-трический ток. Соединение проводников».
Работа электрического тока. Единица рабо ты тока - Джоуль. Формула взаимосвязи с другими физическими величинами.
§ 50.
Упр. 24(1, 2). Докажи-те, что при параллель-ном соеди-нении 2 ре-зисторов с одинако-вым сопро-тивлением, работа тока будет в 4 раза боль-ше, чем при их пос-ледователь-ном соеди-нении.
47.22
Мощность электрического тока.
Мощность электрического тока. Единица мощности тока - Ватт. Формула взаимо-связи с другими физическими величина-ми.
§ 51.
Упр. 25(1, 4). Общее сопротивле-ние участка цепи, состо ящего из n параллель-но соеди-ненных между со-бой провод-ниов, опре-деляется из соотноше-ния 1/R= 1/R1+…
+1/Rn . До-кажите, что сопротивле-ние R участ кА цепи, состоящего из 2 парал-лельно сое-диненных проводни-ков с сопро тивления-ми R и r (r
48.23
Лабораторная работа № 9 «Измерение работы и мощ-ности электрического то-ка».
§ 51, 52.
Л. - № 1397 1412, 1416.
49.24
Нагревание проводников электрическим током. За-кон Джоуля-Ленца.
Причина нагревания проводника при про-текании по нему электрического тока. За-кон Джоуля-Ленца. Формулы для расчета выделяемого количества теплоты.
1. Нагревание проводников электрическим током.
§ 53.
Упр. 27 (1, 4).
50.25
Лампа накаливания. Элект-рические нагревательные приборы.
Устройство лампы накаливания и нагрева-тельных элементов. Решение задач на рас-чет работы и мощности электрического то ка и применение закона Джоуля-Ленца.
§ 54.
Л. - № 1450 1454.
Задание 8*.
51.26
Короткое замыкание. Пре-дохранители.
Причины возникновения короткого замы-кания. Устройство и принцип действия предохранителей.
1. Различные типы предохра- нителей.
Л. - № 1275 1276, 1277.
52.27
Контрольная работа № 6 «Электрические явления».
Решить кроссворд.
Электромагнитные явления (7 часов)
53.1
Магнитное поле. Магнит-ное поле прямого тока. Магнитные линии.
Существование магнитного поля вокруг проводника с током. Магнитное поле пря-мого тока. Магнитные линии магнитного поля. Направление магнитных линий и его связь с направлением тока в проводни ке.
1. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого про-водника и катушки с током (по рисункам 90-92 учебни-ка).
§ 56, 57.
Л. - № 1458 1459.
54.2
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Ла бораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия».
Магнитное поле катушки с током. Спосо-бы изменения магнитного действия катуш ки с током (изменение числа витков ка- тушки, силы тока в ней, помещение внутрь катушки железного сердечника.
1. Расположение железных опилок вокруг катушки с то-ком (по рисунку 90 учебни-ка).
2. Способы изменения маг-нитного действия катушки с током (по рисункам 96 и 97 учебника).
3. Взаимодействие катушки и магнита.
§ 58.
Упр. 28 (1- 3).
55.3
Применение электромагни-тов.
Использование электромагнитов в про-мышленности. Важные для переноски гру зов свойства электромагнитов: возмож-ность легко менять их подъемную силу, быстро включать и выключать механиз-мы подъема. Устройство и действие элек-тромагнитного реле.
1. Действие модели подъем ного крана (по рисунку 98 учебника).
2. Отделение железа от дру-гих (немагнитных) материа-лов с помощью магнита.
3. Модели электромагнитно-го реле, электрического звон-ка и телеграфной установки.
§ 58.
Задание 9 (1, 2).
Л. - № 1465 1469.
56.4
Постоянные магниты. Маг-нитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентации железных опилок в магнитном поле. Изоб ражение магнитных полей постоянных магнитов. Ориентация магнитных стрелок в магнитном поле Земли. Изменения маг-нитного поля Земли. Значение магнитного поля Земли для живых организмов.
1. Разновидности постоянных магнитов: металлические (по-лосовой, дугообразный), кера мические.
2. Картины магнитных полей постоянных магнитов (по ри-сункам 108-110 учебника).
3. Намагничивание железа в магнитном поле (по рисунку 55 учебника).
4. Ориентация магнитной стрелки (компаса) в магнит-ном поле Земли.
§ 59, 60.
Л. - № 1476 1477. Сделайте в тетради ри-сунок 60 (взяв вмес-то полосово го магнита земной шар Расставьте магнитные полюсы Земли и стрелок.
57.5
Действие магнитного поля на проводник с током. Элек трический двигатель.
Действие силы на проводник с током, на-ходящийся в магнитном поле. Изменение направления этой силы при изменении направления тока. Вращение рамки с то-ком в магнитном поле. Принцип работы электродвигателя. Преимущества электро-двигателей.
1. Движение прямого провод-ника и рамки с током в маг-нитном поле (по рисункам 113-115 учебника).
2. Устройство и действие электродвигателя постоянно-го тока (на модели).
§ 61.
Л. - № 1473 1481.
58.6
Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного (то-ка на модели).
§ 56-61.
Л. - № 1474 1475.
59.7
Динамик и микрофон.
Световые явления (9 часов)
60.1
Источники света. Распрост- ранение света.
Оптические явления. Свет - важнейший фактор жизни на Земле. Источники света. Точечный источник света и луч света. Об-разование тени и полутени. Затмения как пример образования тени и полутени.
1. Прямолинейное распрост-ранение света.
2. Получение полутени от то-чечного источника света.
3. Образование тени и полуте ни источниками света.
§ 62.
Упр. 29 (1).
Задание 12* (1, 2).
61.2
Отражение света. Законы отражения света. Лабора-торная работа № 12 «Исс-ледование зависимости уг-ла отражения от угла паде-ния света».
Явления, наблюдаемые при падении света на отражающие поверхности. Отражение света. Законы отражения света.
1. Опыты по рисункам 127, 129 учебника.
§ 63.
Упр. 30 (1-3).
62.3
Плоское зеркало.
Плоское зеркало. Построения изображе-ния в плоском зеркале. Особенности этого изображения.
1. Изображение в плоском зеркале.
§ 64.
Л. - № 1528
1540, 1556.
63.4
Преломление света. Лабо-раторная работа № 13 «Ис-следование зависимости уг-ла преломления от угла па-дения света».
Явление преломления света. Оптическая плотность среды. Законы преломления све та.
1. Преломление света.
§ 65.
Упр. 32 (3).
Л.-№ 1563.
64.5
Линза. Оптическая сила линзы.
Собирающая и рассеивающая линзы. Фо-кус линзы. Фокусное расстояние. Оптичес кая сила линзы.
1. Ход лучей в линзе.
§ 66. Ответ на вопрос 6.
Упр. 33 (3).
Л.- № 1612 1615.
65.6
Изображения, даваемые линзой.
Построение изображений, даваемых лин-зой. Зависимость размеров и расположе-ния изображения предмета в собирающей линзе от положения предмета относитель-но линзы.
1. Получение изображения с помощью линз.
§ 67.
Упр. 34 (1).
Л. - № 1564 1613, 1614.
66.7
Лабораторная работа № 14 «Измерение фокусного рас-стояния собирающей лин-зы. Получение изображе-ний».
§ 62-67.
Упр. 34 (3).
Л. - № 1557 1596, 1611.
67.8
Глаз как оптическая систе-ма. Оптические приборы.
68.9
Контрольная работа № 8 «Световые явления».
Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин
Физика, 9 класс
(68 часов: 2 часа в неделю)
№ урока
Тема
Содержание
демонстрации
Задание
на дом
Дата
проведения
Законы взаимодействия и движения тел (27 часов)
(26 часов + 1 час из резерва)
1.1
Материальная точка. Систе ма отсчета.
Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела ма териальной точкой. Система отсчета.
1. Определение координаты (пройденного пути, траекто-рии, скорости материальной точки в заданной системе отс чета (по рисунку 2 учебника).
§ 1.
Упр. 1(2,4).
2.2
Перемещение.
Вектор перемещения и необходимость его введения для определения положения дви-жущегося тела в любой момент времени. Различие между величинами «путь» и «пе-ремещение».
§ 2.
Упр. 2(1,2).
Р. - № 12.
3.3
Определение координаты движущегося тела.
Векторы, их модули и проекции на выбран ную ось. Нахождение координат по началь ной координате и проекции вектора пере-мещения.
§ 3.
Упр. 3(1).
4.4
Перемещение при прямоли нейном равномерном дви жении.
Для прямолинейного равномерного дви- жения:
- определение вектора скорости;
- формулы для нахождения проекции и мо дуля вектора перемещения;
- равенство модуля вектора перемещения, пути и площади под графиком скорости;
- график проекции вектора скорости.
§ 4.
Упр. 4.
5.5
Прямолинейное равноуско-ренное движение. Ускоре-ние.
Мгновенная скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Формулы для опре деления вектора скорости и его проекции.
§ 5.
Упр. 5(2,3).
6.6
Скорость прямолинейного равноускоренного движе-ния. График скорости.
Вид графиков зависимости проекции век-тора скорости от времени при равноуско-ренном движении для случаев, когда век-торы скорости и ускорения:
- сонаправлены;
- направлены в противоположные стороны
§ 6.
Упр. 6(4,5).
7.7
Перемещение при прямоли нейном равноускоренном движении.
Вывод формулы перемещения графичес-ким путем.
§ 7.
Упр. 7(1,2).
8.8
Перемещение тела при пря-молинейном равноускорен-ном движении без началь-ной скорости.
Закономерности, присущие прямолинейно му равноускоренному движению без на-чальной скорости.
1. Зависимость перемещения от времени (по рисунку 20 учебника).
§ 8.
Упр. 8(1).
Пользуясь формулой S=at2/2, вы ведите при веденные в
§ 8 законо-мерности 3 и 4, приняв t=1с, …nс.
9.9
Лабораторная работа № 1 «Исследование равноуско-ренного движения без на-чальной скорости».
§ 8.
Упр. 8(2).
10.10
Решение задач.
Решение задач на определение ускорения, мгновенной скорости и перемещения при равноускоренном движении.
Р. - № 2, 3, 11, 17, 63.
11.11
Контрольная работа № 1 «Кинематика материальной точки».
§ 9 (прочи-тать).
Ответы на вопросы.
12.12
Относительность движе-ния.
Относительность перемещения и других характеристик движения. Геоцентричес-кая и гелиоцентрическая системы. Причи-ны смены дня и ночи на Земле (в гелио-центрической системе отсчета).
§ 9.
Упр. 9(1-3 устно, 4, 5*).
13.13
Инерциальные системы от- счета. Первый закон Нью-тона.
Причины движения с точки зрения Аристо теля и его последователей. Закон инерции. Первый закон Ньютона (в современной формулировке). Инерциальные системы отсчета.
§ 10.
Упр. 10.
Р. - № 118, 55 (повторе ние).
14.14
Второй закон Ньютона.
Второй закон Ньютона. Единица силы.
1. Второй закон Ньютона (по рисунку 20 учебника).
§ 11.
Упр. 11 (2, 4).
15.15
Третий закон Ньютона.
Третий закон Ньютона. Силы, возникаю-щие при взаимодействии тел:
- имеют одинаковую природу;
- приложены к разным телам.
1. Третий закон Ньютона (по рисункам 21, 22 учебника).
§ 12.
Упр. 12 (2, 3).
16.16
Свободное падение тел.
Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе, разреженном пространстве.
1. Падение тел в воздухе, раз реженном пространстве (по рисунку 28 учебника).
§ 13.
Упр. 13 (1, 3).
17.17
Движение тела, брошенно-го вертикально вверх. Не-весомость.
Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорения свободно го падения.
§ 14.
Упр. 14.
18.18
Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения сво-бодного падения».
Р. - № 201, 207.
19.19
Закон всемирного тяготе-ния.
Закон всемирного тяготения и условия его применимости. Гравитационная постоян-ная.
§ 15.
Упр. 15(3, 4).
Р. - № 171.
20.20
Ускорение свободного па-дения на Земле и других не бесных телах.
Формула для расчета ускорения свободно го падения через гравитационную постоян ную. Зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над Землей.
§ 16.
Упр. 16(2).
Р. - № 176, 173*.
21.21
Прямолинейное и криволи- нейное движение. Движе-ние тела по окружности с постоянной по модулю ско-ростью.
Условие криволинейности движения. Нап-равление скорости тела при его криволи- ней ном движении. Направление скорости тела при его движении по окружности. Центростремительное ускорение. Центрос тремительная сила.
1. Прямолинейное и криволи- нейное движение.
2. Направление скорости тела при его движении по окруж-ности (по рисунку 38 учебни-ка).
§ 18, 19.
Упр. 17(1, 2), 18(1).
22.22
Решение задач на движение по окружности.
Упр. 18(4, 5 ).
Р. - № 296.
23.23
Искусственные спутники Земли.
Условия, при которых тело может стать ис кусственным спутником Земли. Первая космическая скорость.
§ 20.
Упр. 19(1).
24.24
Импульс тела. Закон сохра-нения импульса.
Причины введения в науку величины, на-зываемой импульсом тела. Формула им-пульса. Единица импульса. Изменение им-рульсов тел при их взаимодействии. Вы-вод закона сохранения импульса.
1. Закон сохранения импуль-са (по рисунку 42 учебника).
§ 21, 22.
Упр. 20(2), 21(2).
25.25
Реактивное движение. Раке ты.
Сущность реактивного движения. Назначе ние, конструкция и принцип действия ра-кет. Многоступенчатые ракеты.
1. Реактивное движение (по рисунку 42 учебника).
2. Модель ракеты (по рисун-ку 44 учебника).
§ 23.
Упр. 22(1).
26.26
Вывод закона сохранения полной механической энер-гии. Решение задач.
Конспект. Р. - №358-360.
27.27
Контрольная работа № 2 «Динамика материальной точки».
Механические колебания и волны. Звук (12 часов)
(10 часов + 2 часа из резерва)
28.1
Колебательное движение. Свободные колебания. Ко-лебательные системы. Ма-ятник.
Примеры колебательного движения. Об-щие черты разнообразных колебаний. Ди-намика колебаний горизонтального пру-жинного маятника. Определение свобод-ных колебаний, колебательных систем, маятника.
1. Примеры колебательных движений (по рисунку 48 учебника).
§ 24, 25.
29.2
Величины, характеризую- щие колебательное движе-ние.
Амплитуда, период, частота, фаза колеба-ний. Зависимость периода и частоты нитя-ного маятника от длины нити.
1. Зависимость периода коле-баний:
- нитяного маятника от дли-ны нити;
- пружинного маятника от массы груза и жесткости пру-жины.
2. Запись колебательного дви жения (по рисунку 59 или 61 учебника).
§ 26.
Упр. 24(2, 5).
30.3
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимос ти периода колебаний пру-жинного маятника от мас-сы груза и жесткости пру-жины».
§ 26.
Упр. 24(6).
31.4
Лабораторная работа № 4 «Исследование зависимос-ти периода и частоты сво-бодных колебаний нитяно-го маятника от длины ни-ти».
32.5
Затухающие колебания. Вы нужденные колебания. Резо нанс.
Превращение механической энергии коле-бательной системы во внутреннюю. Зату-хающие колебания и их график. Вынужда- ющая сила. Частота установившихся вы- нужденных колебаний.
1. Преобразование энергии в процессе свободных колеба-ний.
2. Затухание свободных коле-баний.
3. Вынужденные колебания.
§ 28, 29.
Упр. 25(1).
33.6
Распространение колеба-ний в среде. Волны. Про-дольные и поперечные вол-ны.
Механизм распространения упругих коле-баний. Продольные и поперечные упругие волны в твердых, жидких и газообразных средах.
1. Образование и распростра-нение продольных и попереч-ных волн (по рисункам 65- 67 учебника).
§ 31, 32.
34.7
Длина волны. Скорость рас пространения волн.
Характеристики волн: скорость, длина, частота, период колебаний. Связь между этими величинами.
§ 33.
Упр. 28(1-3).
35.8
Источники звука. Звуковые колебания.
Источники звука - тела, колеблющиеся с частотой 20 Гц-20 кГц.
1. Колеблющееся тело - как источник звука (по рисункам 70- 72 учебника).
§ 34.
Р. - № 410, 439.
36.9
Высота и тембр звука. Громкость звука.
Зависимость высоты от частоты, а громкос ти звука - от амплитуды колебаний.
1. Зависимость высоты тона от частоты колебаний.
2. Зависимость громкости зву ка от амплитуды колебаний (по рисунку 74 учебника).
§ 35, 36.
Упр. 30.
37.10
Распространение звука. Зву ковые волны. Скорость зву ка.
Наличие среды - необходимое условие рас пространения звука. Скорость звука.
1. Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний (по рисунку 76 учебника).
§ 37, 38.
Упр. 32(1, 5*).
38.11
Отражение звука. Эхо. Зву-ковой резонанс.
Условия, при которых образуется эхо. Зву-ковой резонанс.
§ 39, 40.
Упр. 32(1, 5*).
39.12
Контрольная работа № 3 «Механические колебания и волны. Звук».
Электромагнитное поле (18 часов)
(17 часов + 1 час из резерва)
40.1
Магнитное поле и его гра-фическое изображение. Не-однородное и однородное магнитное поле.
Существование магнитного поля вокруг проводника с током. Линии магнитного по ля. Картина линий магнитного поля посто-янного полосового магнита и прямолиней-ного проводника с током. Неоднородное и однородное магнитное поле. Магнитное поле соленоида.
§ 43, 44.
Упр. 33(2), 34(2).
Рядом с проводни-ком помес-тили маг-нитную стрелку. Когда по проводни-ку пропус-тили элект-рический ток, стрел-ка поверну-лась. Поче-му?
41.2
Направление тока и направ ление линий его магнитно- го поля.
Связь направления линий магнитного по-ля с направлением тока в проводнике. Пра вило буравчика. Правило правой руки для соленоида.
§ 45.
Упр. 35(1, 4, 5, 6).
42.3
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Прави-ло левой руки.
Действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную час-тицу. Правило левой руки.
1. Движение прямого провод-ника в магнитном поле (по ри сунку 104 учебника).
§ 46.
Упр. 36(5).
Р. - № 829 (б,г,е,ж).
43.4
Индукция магнитного поля. Магнитный поток.
Индукция магнитного поля. Линии векто-ра магнитной индукции. Единицы магнит-ной индукции. Зависимость магнитного по тока, пронизывающего контур, от площа-ди и ориентации контура в магнитном по-ле и индукции магнитного поля.
§ 47, 48.
Р. - № 831.
На рисунке 36 изобра-жен полосо вой магнит, линии маг-нитной ин-дукции ко-торого про-низывают проволоч-ный контур предложи-те способы изменения магнитного потока че-рез контур.
44.5
Явление электромагнитной индукции. Направление ин-дукционного тока. Правило Ленца.
Опыты Фарадея. Причина возникновения индукционного тока.
1. Электромагнитная индук-ция (по рисункам 125-127 учебника).
§ 49.
Р. - № 903. Упр. 39(1, 2).
45.6
Лабораторная работа № 5 «Изучение явления электро магнитной индукции».
§ 49.
Р. - № 902. Проводя-щая рамка находится в однород-ном магнит ном поле (рисунок в тетради). По ней пе-ремещают проводник, соединен-ный с галь-ваномет-ром. Пока-жет ли галь ванометр наличие то ка в про-воднике? Почему?
46.7
Явление самоиндукции.
§ 50.
Упр. 41.
47.8
Получение и передача пере менного электрического то-ка. Трансформатор.
Переменный электрический ток. Устрой- ство и принцип действия индукционного генератора переменного тока. График зави симости i(t).
§ 51.
Упр. 42.
48.9
Электромагнитное поле.
Выводы Максвелла. Электромагнитное по ле, его источник. Различие между вихре-вым электрическим и электростатическим полями.
§ 52.
Упр 43.
49.10
Электромагнитные волны.
Электромагнитные волны: скорость, попе-речность, длина волны, причина возникно-вения волн. Напряженность электрическо-го поля. Обнаружение электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн.
§ 53.
Упр. 44.
Р. - № 987.
50.11
Конденсатор.
§ 54.
Упр. 45.
51.12
Колебательный контур. По-лучение электромагнитных колебаний.
§ 55.
Упр. 46.
52.13
Принципы радиосвязи и те-левидения.
§ 56.
Упр. 47.
53.14
Электромагнитная природа света.
Развитие взглядов на природу света. Свет как частный случай электромагнитных волн. Место световых волн в диапазоне электромагнитных волн. Частицы электро-магнитного излучения - фотоны или кван-ты.
§ 58.
54.15
Преломление света. Физи-ческий смысл показателя преломления.
55.16
Дисперсия света. Цвета тел
56.17
Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхожде ние линейчатых спектров.
57.18
Контрольная работа № 4 «Электромагнитное поле».
Строение атома и атомного ядра (11 часов)
58.1
Радиоактивность как свиде- тельство сложного строе-ния атома.
Открытие радиоактивности Беккерелем. Опыт по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения. Альфа-, бета- и гамма- частицы. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.
1. Таблица «Альфа-, бета- и гамма- лучи».
§ 55.
59.2
Модели атомов. Опыт Ре-зерфорда.
Модель атома Томсона. Опыты Резерфор-да по рассеянию альфа-частиц. Планетар-ная модель атома.
1. Модель опыта Резерфорда.
2. Таблица «Опыт Резерфор-да».
§ 56.
Ответ на вопрос 3.
60.3
Радиоактивные превраще-ния атомных ядер.
Превращения ядер при радиоактивном рас паде на примере альфа-распада радия. Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое числа. Законы сохра нения массового числа и заряда при радио активных превращениях.
§ 57.
Упр. 43(1-3).
61.4
Экспериментальные мето-ды исследования частиц. Открытие протона. Откры-тие электрона. Лаборатор-ная работа № 8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
Назначение, устройство и принцип дейст-вия счетчика Гейгера и камеры Вильсона. Выбивание протонов из ядер азота. Наблю дение фотографий треков частиц в камере Вильсона. Открытие и свойства нейтрона.
§ 58-60.
Р. - № 1163 1178, 1179.
62.5
Состав атомного ядра. Мас-совое число. Зарядовое чис ло. Ядерные силы.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физи-ческий смысл массового и зарядового чис-ла. Ядерные силы.
§ 61, 62.
Упр. 45(1, 3), 46.
63.6
Энергия связи. Дефект масс
Энергия связи. Внутренняя энергия атом-ных ядер. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Выделение или поглощение энергии при ядерных реакциях.
§ 65.
Р. - № 1177
64.7
Деление ядер урана. Цеп-ная реакция.
Модель процесса деления ядра урана. Вы-деление энергии. Цепная реакция деления ядра урана и условия ее протекания. Кри-тическая масса.
1. Таблица «Деление ядер ура на».
§ 66, 67.
Повторить закон сохра нения им-пульса.
65.8
Ядерный реактор. Преоб-разование внутренней энер-гии ядер в электрическую энергию. Атомная энерге-тика. Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра урана по фотографиям треков».
Управляемая ядерная реакция. Преобразо-вание энергии ядер в электрическую. Ла- бораторная работа № 7 «Изучение деления ядра урана по фотографиям треков».
1. Таблица «Ядерный реактор
§ 68.
Пользуясь законом сохранения импульса, объясните, почему в качестве замедлите-ля нейтро-нов чаще всего ис-пользуют воду.
66.9
Лабораторная работа № 9 «Измерение естественного радиационного фона дози-метром». Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.
67.10
Термоядерная реакция. Ис-точники энергии Солнца и звезд.
Условия протекания и примеры термоядер ных реакций. Выделение энергии. Перспек тивы использования этой энергии.
Повторить главу IV. § 72.
68.11
Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомно- го ядра».